Приведи довод на то, что обучение людей должно быть построено на мягком отношении к ним.
С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения книги «Три основы» вместе с шархом шейха Салиха али-Шейха.
1-ый урок:
1. Книга «Три основы» издавалась под разными названиями, какое из них является более верным и почему?
Более правильное название книги – «Салясат уль-усуль» («3 основы»).
Именно это название указано на обложке рукописи. Именно так назвали ее некоторые историки (как, например, Ибн Бишр). Целая группа ученых опиралась на это название (‘Абдуррахман ибн Хасан, Мухаммад ибн ‘Абдуллатыф, Мухаммад ибн Ибрахим, Ибн ‘Усаймин, Фаузан, Салих аль-‘Убуд). Именно под этим названием книга издавалась несколькими издательствами.
2. Под какими еще названиями издавалась эта книга?
«аль-Усуль ас-саляса уа адиллятуха» («3 основы и ее доказательства»), «аль-Усуль ас-саляса аль-уажиба ‘аля кулли муслим уа муслима» («3 основы, которые должен знать каждый мусульманин и мусульманка»), «Талькин усулиль ‘акыда лиль ‘амма» («Разъяснение основ идеологии простому народу»), «Усуль ад-дин аль-ислями» («Основы исламской религии») и др.
3. Что стало побудительной причиной написания шейхом этого послания?
Требование правителя ‘Абдульазиза ибн Мухаммада ибн Са’уда.
4. Из каких основных разделов состоит это послание и сколько их?
Книга состоит из трех вступительных частей и основной части, разъясняющей 3 основы («Познание Аллаха», «Познание религии Ислам с доказательствами», «Познание пророка, да благословит его Аллах и приветствует»).
5. Автор построил свое послание на двух великих хадисах – от кого из сподвижников эти хадисы передаются и в каких сборниках?
Хадис Анаса ибн Малика (аль-Бухари и Муслим) и хадис аль-Бара ибн ‘Азиба (аль-Бухари, Муслим и особенно риваят Абу Дауда). Оба хадиса говорят о трех вопросах, задаваемых человеку в могиле.
6. Расскажи о биографии автора послания вкратце в нескольких предложениях?
Родился в ‘Уяйне, выучил Коран до 10 лет, требовал знания в Неджде и Медине. Его отец один из крупных ученых, так же, как и дед – ученый своего времени. Даты жизни шейха 1115-1206.
2-ой урок:
7. Каково наилучшее определение «знания», взятое из Корана и Сунны?
Лучшее определение знания: «Знание – это познание Аллаха, его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и религии Ислам на основе доказательств».
8. Приведи довод на то, что полезное знание – милость для миров.
Аят «И мы послали тебя только как милость для миров». — (21:107).
Приведи довод на то, что обучение людей должно быть построено на мягком отношении к ним.
Аят «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя». — (3:159).
10. Каков уровень достоверности хадиса: «Милостивые – помилует их Милостивый» и от какого сподвижника он передается?
Относительно достоверности этого хадиса есть разногласия, более достоверно, что он хороший или достоверный. Достоверным его назвали сразу 8 хафизов. Хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса.
11. Как мы можем использовать этот хадис для доказательства того, что Всевышний Аллах находится над небесами, а не среди облаков?
В хадисе сказано: «Помилуйте тех кто на («фи») земле, тогда помилует вас тот, кто над («фи») небом». В обоих случаях употреблен предлог «фи» (в, на, над), и так как речь идет о милости к людям, которые ходят по земле, а не к насекомым, которые живут в земле, соответственно и Аллах над небесами а не в них. Поэтому когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил рабыню «Где Аллах?» и она ответила «Над («фи») небесами», а не «в небесах». Тот же, кто переводит ее слова как «в небесах» ошибается и основа его ошибки в том, что он не знает, что предлог «фи» несет не только значение «в», но еще и «над», что видно из хадиса «милостивые помилует их Милостивый».
12. Если даже мы согласимся с тем, что этот хадис слабый, то есть ли другой довод на то, что предлог «фи» (в) используется в арабском языке в смысле «‘аля» (над)?
Аят «Постранствуйте по («фи») земле и посмотрите, каким был конец тех, кто считал лжецами посланников». — (3:137) В аяте употреблен предлог «фи», который невозможно перевести здесь как «в», так как человек не может странствовать в земле, а может лишь по земле. Значит предлог «фи» несет в арабском языке как значение «в», так и значение «над».
3 – ий урок:
13. Как шейх уль-ислам Ибн Таймия разъяснил вопрос «обязательности требования знания» так, что Ибн ‘Абд уль-Барр передал на это разъяснение единогласное мнение?
Мусульманин обязан (уаджиб) требовать то знание, которое касается именно его, а что касается тех знаний, которые напрямую его не касаются, то их требование является желательным (мустахабб).
14. Изучение ответа на вопросы ангелов в могиле является обязанностью личностной или коллективной?
Ответ на вопросы ангелов в могиле должен знать каждый мусульманин лично.
15. Слова шейха Салиха али-Шейха: «Подобные этому вопросы не принесет в них пользы слепое следование за кем-либо из ученых» – означают ли они, что простой человек обязан проделать научное исследование в поисках ответа на эти вопросы?
Нет, но он должен задавать вопросы обладателям знания, требуя приведения довода.
16. Если кто-либо из простых людей задал ученому вопрос о том, как нужно отвечать на вопросы ангелов в могиле, и тот ответил ему, обязан ли этот простой человек требовать довод?
Обязательно требование довода.
17. Каково постановление относительно того, кто оставил действие по полученному знанию, с примерами?
Оставление деяний по полученным знаниям может быть: 1) неверием (узнал, что должен поклоняться только Аллаху и не начал этого делать) 2) запретным (узнал, что должен держать уразу в месяц Рамадан и не стал ее соблюдать) 3) нежелательным (узнал, что в мечеть желательно заходить правой ногой и не стал поступать по этому знанию, итог зашел в мечеть левой ногой, что является нежелательным) и т.д.
18. Каких видов бывает призыв к Аллаху из тех, которые упомянул шейх?
Два основных вида призыва: своим поведением и словом (а призыв словом уже состоит из нескольких видов – написание книг, проповеди и т.п.).
4-ый урок:
19. Что включает в себя понятие «призыв на основании знания (басыра)»?
«Басыра» включает в себя то, что человек должен быть знающим относительно постановления шариата, а также знающим то, как необходимо призывать, а также знающим положение того, кого призывают.
20. Какой довод на то, что тот, кто следует за пророком r наилучшим образом непременно будет из тех, кто призывает к Аллаху?
Слова Аллаха: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению». (12:108).
21. Каких степеней бывает оставление призыва к религии Аллаха и сколько их?
Степени оставления призыва к Аллаху: 1) Человек просто умалчивает об истине 2) Человек умалчивает об истине и берет за это что-либо из благ ближней жизни 3) Человек представляет религию не в том виде, в котором она есть 4) Человек искажает священные контексты для того, чтобы ввести людей в заблуждение.
22. Какие усилительные обороты имеются в словах Всевышнего из первых двух аятов суры «аль-‘Аср»? И зачем Всевышний использовал их в этих аятах?
В этих аятах сразу три усиливающих элемента: 1) клятва 2) частица «инна» (поистине) 3) Частица «лям» (в переводе означает «безусловно»).
23. Что означают слова шейха: «Использование усилительных оборотов годится только в том случае, когда тот, к кому обращаются выражает свое несогласие со сказанным»?
То есть, если человек не отвергает то, что ты ему говоришь и не сомневается в твоей правдивости, то нет смысла в разговоре с ним употреблять усиливающие элементы.
24. Почему Всевышний упомянул «дело» после «веры», и означает ли это, что дела не входят в состав веры?
Упоминание «деяний» после упоминания «веры» не означает, что деяния не входят в состав веры, но «деяния» упомянуты отдельно как указание на их особую важность, чтобы никто не мог сказать: «Достаточно мне веры в сердце».
25. Приведи пример на правило: «упоминание частного после общего».
Аят: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих». (2:98). Несмотря на то, что Джибриль и Микаиль являются ангелами, они отдельно упомянуты после общего упоминания ангелов.
26. Какая польза от упоминания частного после общего?
Упоминание частного после общего нужно для обращения внимания на особую важность частного.
27. На какие виды делится терпение?
Терпение бывает трех видов: 1) Терпение при отказе от запретного 2) Терпение при совершении требуемого шариатом 3) Терпение на предопределение Всевышнего, как тяжелого, так и благого.
5-ый урок:
28. Как правильно понять слова имама аш-Шафи’и: «Если бы Всевышний послал Своим творениям только суру «аль-‘Аср», то этого было бы им достаточно»?
Смысл слов имама аш-Шафии не в том, что ниспосылание остальных сур Корана является бессмысленным, но в том, что эта сура достаточна для того, чтобы человек понял цель своей жизни. Это потому что эта сура указывает на то, что человек не достигнет успеха, кроме как при совершении определенных деяний. В ней указание на то, что человек должен веровать, соответственно у человека возникает вопрошание: «Во что веровать?». Указывает на то, что человек должен совершать благие деяния, что заставляет человека задаться вопросом: «Что это за деяния, и кто мне на них укажет» (т.е. приходит к необходимости следовать Сунне). А также указывает на необходимость терпения, что дает человеку понять, что дорога в рай нелегка, что не дает ему свернуть с дороги при встрече со сложностями. И указывает на необходимость приказывать одобряемое и порицать порицаемое.
29. Для чего автор привел в своем послании слова имама аль-Бухари?
Чтобы указать на важность знания, после чего человек серьезнее отнесется к изучению этого послания, которое раскрывает самое главное знание, познать которое должен человек.