Quot;А если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас единой общиной, но Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а несправедливые - нет им ни "уали"я, ни помощника!
Или они взяли себе "Уали"ев помимо Него? А ведь настоящий "уали" есть Аллах; Он
оживляет мертвых, и Он мощен над каждой вещью!"( Совет, 8-9)
"Он - тот, кто низводит дождь после того, как люди впали в отчаяние, и распространяет
Свою милость. Он - аль-Уали, славный! ( Совет, 28)
В этих двух аятах подчеркиваются нюансы: "одаривать милостью", "направлять на путь"
"Те, которые устроили себе помимо Аллаха "уали"ев, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!" ( Паук, 41)
"Неужели неверные думали взять рабов Моих "уали"ями вместо Меня? Воистину, Мы уготовили ад обителью для неверных" (Пещера, 102).
Аллах - тот, который создал небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, затем воссел на трон. Нет для вас помимо Него "уали"я и заступника. Неужели вы не образумитесь?
Он распределяет Свое повеление от неба до земли (воплощает то, что предопределил),
потом оно восходит к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому,
как вы считаете” (Поклон, 4-5.)
Здесь выделяется нюансы "повелитель", "управитель всего"
"Скажи: "Кто защитит вас от Аллаха, если Он пожелает вам зла или пожелает вам милость?" Не найдут они себе помимо Аллаха ни "уали"я, ни помощника !" (Сонмы, 17)
Здесь на первом плане "спаситель", "помощник", причиняющий вред и пользу"
"Потом их возвратят к Аллаху, Мауля (покровителю) их истинному. О да, ему принадлежит постановление (суждение), и Он - самый быстрый в расчете!" ( Скот, 62)
Здесь имеется нюанс "установитель суждений, постановлений, Законов".
"Скажи: "Возьму ли я "уали"ем другого, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он
кормит, а Его не кормят". Скажи: "Мне велено быть первым из тех, кто предался (и
было сказано) "не будь же в числе многобожников"!" ( Скот, 14)
Здесь имеется нюанс "наделяющий уделом", "прокармливающий"
"Скажи: "Никогда не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах. Он
наш Мауля!" И на Аллаха пусть полагаются верующие!" ( Покаяние, 51)
Здесь проявляется смысл "берущий на себя управление делами"
"И не склоняйтесь к тем, которые несправедливы, иначе вас коснется огонь. Ведь у вас нет "уали"ев, кроме Аллаха, и никто вам тогда не сможет оказать помощь" (Худ, 113)
“А Аллах лучше знает ваших врагов. Аллах достаточен как уали и Аллах достаточен как помощник!” (Женщины, 45)
Здесь проявляются смыслы "помогающий", "защищающий".
"Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение. Они
взяли дьяволов своими уалиями вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем" (Преграды, 30)
В данном аяте проявляются смыслы направление на путь, предводительство.
Брать только Аллаха за "уали" и "мауля" в этом смысле является требованием таухида в господстве: Принимать только Аллаха за управителя и распорядителя во вселенной, только он причиняет вред или пользу, он одаривает благами, ведет путем, прокармливает, защищает, спасает, оказывает помощь, он ведет дела людей, он устанавливает им законы, суждения, повеления, направляет на путь. Брать других в уалии будет ширком и куфром. Как, например в этих аятах:
Или они взяли себе "Уали"ев помимо Него? А ведь настоящий "уали" есть Аллах; Он
оживляет мертвых, и Он мощен над каждой вещью!" ( Совет, 8-9)
"Те, которые устроили себе помимо Аллаха "уали"ев, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!" ( Паук, 41)
"Неужели неверные думали взять рабов Моих "уали"ими вместо Меня? Воистину, Мы
уготовили ад обителью для неверных" (Пещера, 102)
"Скажи: "Возьму ли я "уали"ем другого, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он
кормит, а Его не кормят". Скажи: "Мне велено быть первым из тех, кто предался (и
было сказано) "не будь же в числе многобожников"!" " ( Скот, 14)
Из этих аятов следует, что брать кого-нибудь кроме Аллаха (мертвых, шейхов, ангелов, посланников, живых людей) за помощников, покровителей, спасителей, просить у них помощи, полагаться, возлагать надежды, прибегать к ним, вверять себя им будет куфром и ширком.