Поклонение - это осуществление ВЕРЫ через образные действия – богослужение, жертвоприношение, таинства.
v Как понимать, что человек – это образ Божий?
Человек – это Образ Божий, который может творить образы божественного.
v Сколько ярусов символического построения первых стихов книги Бытия?
Священное Писание в первых двух стихах предлагает символическое построение в 5-ти ярусах:
1-й и 2-й ярусы | ВОДА и ТЬМА | |
3-й ярус | ЗЕМЛЯ | образы первичной материи |
4-й и 5-й ярусы | НЕБЕСА | символ Ангельского мира |
v . С каким из пяти чувств соотносится ВЕРА?
Каждый из наших пяти органов чувств имеет мистическое значение и смысл Ап. Павел прямо говорит, что «ВЕРА – от слышания» (Рим. 10:11).
v Какому чувству противопоставляется вера?
Противопоставляется же ВЕРА – зрению: «Блаженны не видевшие, и уверовавшие» (Ин. 20:29).
v Что такое бескачественная материя?
Символический образ для бескачественной материи – вещество лишённое зрительных качеств – цвета, формы – т.е. ВОДА.
С другой стороны – это материя не видимая – ТЬМА.
v Что неописуемо и как познать невидимое?
В вопросах веры Бог – неописуем, поэтому надо говорить об одном через другое, которое должно быть верно найдено,
ВЕРА подвигает к тому, чтобы невидимое выразить через ОБРАЗ, и различать Образ и Первообраз.
Поэтому, общаясь с конкретными святынями, мы знаем, чему покланяемся – в Образе – Первообразу.
v Что такое рациональное мышление?
Рациональное же мышление имеет дело со своими элементами, и соединяет из них свою конструкцию, и никогда не создаст Образ.
Возможен высокий уровень рационального мышления при полной атрофии символического мышления.
Так возникает ПРОТЕСТАНТИЗМ – западная форма иконоборчества и общего менталитета.
v На каком языке написана Библия?
Библия же написана на едином СИМВОЛИЧЕСКОМ языке, где книги различного жанра и разных эпох, но язык один.
Это не человеческое дело, а Божье.
Единый символический язык Библии – это свидетельство Духа Святого.
v Что такое 2-я способность человеческой души?
Итак, вторая способность человеческой души, вслед за ВЕРОЙ, - есть СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
v Каково православное понимание образа жизни?
Человек может жить в том, что называется Образ, поэтому ОБРАЗ ЖИЗНИ – это жизнь в Церкви.
v Что такое символическое мышление и какова его связь с красотой?
Символическое библейское мышление – это только художественное мышление и основа православного богослужения, самой сущности которого принадлежит КРАСОТА.
Богослужение не может совершаться иначе, как только в КРАСОТЕ, ибо в его Образе найдено Первообразное.
v Здесь встаёт некое затруднение: мы верим, что Бог создал Мир из НЕ существующего. Как его интерпретировать?.
Творец – это НЕ его творение. Нет общего в ЕЁ и ЕГО естестве. Значит творение вне Бога? Но это не так. Человек не может быть ВНЕ БОГА. Этот парадокс решается просто – МИР, как творение сообразен ТВОРЦУ. Они связаны через Образ.
v Для чего применяется символическое мышление?
Символическое мышление мыслит ТВОРЦА в отображении ТВАРИ.
Мы можем смотреть на себя как на образ Творца.
Для этого и применяется символическое мышление.
v Что заложено только в человеке?
Только человек имеет в себе ОБРАЗ БОЖИЙ, и в нём заложено направление движения к нему – ПУТЬ.
По нему человек должен вести всё мироздание. Поэтому человек – это ОБРАЗ уподобляющийся ТВОРЦУ. Но по первым стихам мы уже видим, что и Мир уже содержит ОБРАЗ ТВОРЦА. Но человека ещё нет.
+ Быт.1:3. – «ДА БУДЕТ СВЕТ» (Быт.1:3)- сказал Бог.
v Что пришло в мир по слову Божьему?
Именно СВЕТ и пришёл в мир по СЛОВУ Божьему.
v Какая связь между Богом Слова и Светом?
О БОГЕ СЛОВЕ возвещается в Евангелии, и с самого начала БЫТИЯ нечто начинает быть по Слову БОГА СЛОВА, имя которому = СВЕТ.
И Свет указывает на Творца, как и человеку Свет указывает Путь уподобления Творцу.
О Свете же не сказано, что Бог его сотворил. Он «БЫСТЬ», и о нём сказано, что он «ХОРОШ».
v Сколько существует значений слова «свет»?
На языке Священного писания есть 5 понятий слова «Свет»:
1.- от солнца и светил – это не Свет 1-го дня.
2.- Свет в нравственном отношении в отличие от тьмы греховной.
3. –Свет – имя Бога.
4. – Свет – это имя Благодати Божьей, и
5. – СВЕТ первого дня, особенный относительно всего мироздания. То есть Он не сотворён и не является не тварным.
v Что такое свет первого дня?
Он не есть сама Благодать, Он – БЛАГОДАТНЫЙ СВЕТ.
Свет первого дня не Земля, не Небо, ибо Он не из материального мира.
Это не ангельский свет, ибо небесную иерархию Бог сотворил единым актом творения.
СВЕТ первого дня пришёл в мир по СЛОВУ.
v Зачем Бог сотворил человека?
ВЫВОДЫ: Бог сотворил человека, чтобы он стал причастником его божественной природы.
Но мы различны по природе – ТВОРЕЦ и ТВОРЕНИЕ.
Но Бог может приобщить к себе иную природу, не смешиваясь с ней, и человек может стать причастником божественной природы ПО БЛАГОДАТИ, которая есть божественная, не тварная энергия – СВЕТ.
Бог сказал – ДА БУДЕТ СВЕТ, - и он воссиял в сердцах наших. Это есть путь уподобления Творцу и Первообразу.
На человеке есть сама природа ОБРАЗА, который динамичен и энергичен. Если этой энергии нет, то ОБРАЗ теряется в человеке.
Когда люди духовно погибали, то Господь пришёл, и собой указал путь Спасения – «Я ЕСМЬ СВЕТ».
v В связи с этим какой можно сделать вывод?
ВЫВОДЫ: СВЕТ первого дня творения – это отсвет Благодати во всём мироздании. СВЕТ первого дня для человека есть основа всякого художества и творчества.
+ Быт.1:4.И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы
v Зачем отделил Бог свет от тьмы?
В четвёртом стихе говорится, что Бог отделил СВЕТ от ТЬМЫ. Зачем? Затем, чтоб мы поняли, о каком СВЕТЕ идёт речь.
v Какие свойства имеет свет первого дня?
СВЕТ первого дня имеет естественные и сверхъестественные свойства, что роднит его с БЛАГОДАТЬЮ.
v Чем обусловлен свет первого дня?
СВЕТ первого дня обусловлен только своим источником – Богом.
Если мы представляем СВЕТ, то этим ещё не подразумевается ТЬМА.
v О какой тьме говорится в 4-м стихе?
Но ТЬМА, от которой отделён СВЕТ, не есть греховная тьма, или физическая тьма.
ТЬМА первого дня – это первичная материя.
v Что такое чудо?
А если Бог отделил СВЕТ от ТЬМЫ, то СВЕТ первичнее физических законов, и от них не зависит. Мы это называем – ЧУДО.
СВЕТ первого дня указывает на Благодать, а она БЕЗУСЛОВНА.
v В чём свобода человека?
Человеку задано Богоподобие, и свобода человека в том, что на этом пути ему ничто не может помешать – Благодать действует безусловно.
v Кто может отделить нас от любви Божьей?
Ничто не может нас отделить от любви Божией, так как Он отделил СВЕТ от ТЬМЫ.
И вот почему СВЕТ – «Хорош».
+ Быт.1:5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
v Как происходит имянаречение при мироздании?
Поэтому важно осознать, что в мироздании что-то называет только Бог, а что-то человек. Больше – никто.
v Что случилось при грехопадении?
И если что-то называет Бог, - это прямое отношение к человеку, хотя его ещё нет.
И если что-то называет Бог, - это Дар Божий, и человек не владеет этими благодатными силами.
В грехопадении человек захотел присвоить Дар Божий (Быт.3:5 «…будете как Боги»), и был разоблачён и познал свою наготу.
Но во власти человека впадать и в благодатное состояние.
Но если человек хочет собственного райского состояния, но не Бога, он впадает в безумие.
v Символами чего являются день и ночь?
День и ночь есть, но нет Солнца и светил.
Они же есть символы того, что Благодатный Свет неотделим от материального мира «…там где изобилует грех, там преизобилует Благодать» (Рим.5,20). - сказал апостол Павел.
+ Быт.1:5. Далее: «…И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО – ДЕНЬ ОДИН».
v Что такое день и этап творения?
Первое, что назвал Бог, был – СВЕТ, он ему ближе.
Затем – ДЕНЬ – НОЧЬ. Но день заканчивается вечером, а ночь – утром. Отсюда порядок отсчёта дней творения.
Появляется новое понятие – «день творения». Это этап творения, ибо Благодать действует непрерывно.
Этапом творения называется ДЕНЬ, т.к. СВЕТ, т.е. Благодать, даёт наименование этапу – и был вечер ДНЯ, и было утро ДНЯ.
Источник дня в видимом мире – Солнце, в невидимом – Бог.
v Постижима ли слава дня творения
Понять порядок Творения от дня ко дню можно только как последовательность, которая образует ПУТЬ. Мир СЛАВУ. Но за что эта СЛАВА? За то, что Слава Божья каждого дня творенья постижима для человека и его поучения.
v В чём СЛАВА Первого дня?
А это то, что не приходило на сердце человеку, но когда сбылось, тогда и узналось из Писания. Писания даны для Спасения, а Спасение в том, что СЛОВО «бысть» плоть как человек. И люди увидели СЛАВУ ЕГО. А значит, кто увидел СЛАВУ Христову, постигли СЛАВУ Первого дня Творения.
Высшая СЛАВА Бога в том, что ОН соединился с человеком и был им до самой смерти.
v Как связан Крест Христов с первым днём творения?
Значит Крест Христов - в первом дне творения. Бог Слово присоединяет к себе иную (человеческую) природу, не смешиваясь с ней. Это называется «стяжать» или «обрести» эту природу (по-еврейски – КАНА). Отсюда первенец Адама и Евы – Каин. Впоследствии Мелхиседек благословил Авраама именем Бога, который СТЯЖАЛ небо и землю. То есть - то, что сын для матери, то всё творение для Бога Творца. Как мать относится к своему ребёнку, так и Бог относится к своему творению. Бог сотворил Мир и зовёт его к себе через СЛОВО, т.е. зовёт к себе Человека, чтобы он уподобился Творцу. И это началось в 1-й день творения
v ВЫВОДЫ: Что случилось в первый день творения?
1) Бог к себе присоединил СВЕТ.
Изречение Бога – «ДА БУДЕТ СВЕТ» (Быт.1:3) – вечно, потому, что Слово Божие – БОГ, т.е. СВЕТ начал быть по Слову СЛОВА, как СВЕТА Свет.
Поэтому Свет первого дня вечный.
2) Бог отделил Свет от Тьмы, т.е. Благодатный свет от материального мира, и назвал Свет и Тьму – День и Ночь, чтобы и Тьма была неотделима от СВЕТА.
Мир, отдельный от СВЕТА стал неотделим от СВЕТА.
И, наконец, День – Ночь Бог назвал одним словом – День, чтоб и Ночь была святая.
3) Бог СЛОВО присоединяет к себе иную природу, и это становится совечно как СВЕТ, неотделимо как Мир (Тьма), свято, как освящённая ночь.
4) И это путь к принятию Благой Вести, Евангелию – «Бог СЛОВО бысть плоть» (Ин. 1:14). Бог творит Мир, чтобы весь Мир принял Творца.
Следовательно, Христос вошёл в свою СЛАВУ, когда пострадал до самой смерти.
Поэтому Он объяснил ученикам после Воскресения, - ЧТО сказано о Нём во всех писаниях.
5) Значит Он начал с 1-го дня Творения. Слава Креста Господня ТА ЖЕ, что и 1-го дня Творения, и Христос – Агнец, закланный от сложения Мира.
6) Последовательность такова, что 1-й день Творения не был днём 1-ым. Он назван – ДЕНЬ ОДИН, не порядковым числительным. Чтобы начать отсчёт, нужна единица, но время текуче и непрерывно, и его надо делить, вложить число. Созидание числа есть отдельный акт Божественного творчества.
Василий Великий пишет, что ДЕНЬ ОДИН имеет преимущественное значение от других дней Творения. Шесть дней Творения + 7-й день – седмица, но в седмице каждый день – ДЕНЬ ОДИН. Слава Первого дня – БОГ ВО ПЛОТИ.
7) Седмица дней – это сакральный счёт времени. Она возвращается сама на себя. Если в неделе седьмой день называется – ШАБАТ (покой), то как должен называться 1-й день? У нас он называется – Воскресенье. В сакральном счёте ДЕНЬ ОДИН – первый, и возвращается на себя, и тогда он день восьмой. А 8 – это число вечности.
8) Воскресение Христа было в ДЕНЬ ОДИН, он же день восьмой, по-нашему – Воскресение. Наименование его – ДЕНЬ ОДИН, говорит нам о его исключительной СЛАВЕ. Там, где речь идёт о Начале, там и о последнем смысле мироздания – это БОГ НА КРЕСТЕ.
Воскресение Христово говорит о том, что Бог Начала был на кресте, а «…в начале Бог сотворил Небо и Землю» (Быт.1:1)., и поэтому Начало не может умереть.
9) И мы верим, что Бог не мог не воплотиться, и имя ему – НАЧАЛО.
А начало времени не принадлежит времени, и 1-й день Творения не 1-й день, а ДЕНЬ ОДИН, и он не включён в один разряд с другими днями.
10) Таким образом, какие три способности мы открываем, когда познаём – что есть ДЕНЬ ОДИН?
1. – ВЕРА
2. – СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
3. – СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ БЛАГОДАТЬ.
Они открываются в нас не одно за другим, а вместе, друг друга держат, ибо без Благодати нет Веры. Без Веры – Образ не видим.
11) ДЕНЬ ОДИН – самое целостное по смыслу высказывание Священного Писания. Итак, Творение Мира по дням есть устроение человеческого сердца. Запись этого устроения в каждом дне Творения предлагает нам затруднения и, ото дня ко дню переходя, мы открываем сами себя.