Союз и общение душ в загробной мире
Душа, пребывая в теле, на земле, действовала всеми своими силами среди общества существ, ей подобных; перейдя за гроб, она продолжает жить, так как она бессмертна и, по учению Святой Церкви, опять же среди таких же существ — духов и душ, а следовательно, и действует всеми своими силами, способностями, как жила и действовала на земле. Ежели земная жизнь должна быть приготовлением к жизни загробной, по учению Господа Иисуса Христа, то загробная деятельность будет продолжением земной деятельности доброй — праведной или злой — грешной. Напрасно некоторые приписывают душе за гробом какое-то сонное состояние, бездеятельность, что не согласно с учением Церкви и с свойствами души. Отнять от души ее деятельность, значит — душа должна перестать быть душою, должна измениться в своей вечной, неизменной природе. Существенное свойство души — бессмертие и непрестающая деятельность, развитие, совершенствование вечное, непрестающий переход от одного сознания к другому, или от одного душевного состояния к другому, более совершенному, доброму (в раю) или злому (в аду). Итак, загробное состояние души — деятельное, то есть душа продолжает действовать, как действовала и прежде на земле.
Ежели здесь, на земле, происходит взаимнодействие между душами, то есть, несмотря на многие препятствия и трудности, производимые телом душе, несмотря на тесную связь тела с душою и взаимное их между собою воздействие, действие душ на души, по естественному назначению деятельности их, исполняется и душа достигает своего желания настолько воздействием на другую душу, насколько ей здесь возможно, имея душу, отягченную тленным телом, и ум, обремененный земным жилищем (Прем. 9, 15), то что же поэтому сказать о деятельности души за гробом, когда она освободится от своего тела, столько препятствующего ей в деятельности на земле? Ежели она на земле познавала и чувствовала только отчасти, по выражению апостола, несовершенно, то за гробом ее деятельность будет гораздо совершеннее, и души, взаимнодействуя, будут познавать и чувствовать друг друга совершенно и будут видеть, слышать и беседовать вместе, теперь для нас непонятным образом, так же как и на земле мы не можем себе объяснить совершенно всю деятельность души, которая есть деятельность первая, основная, невидимая, нематериальная, состоящая из мыслей, желаний и чувствований, и которая, однако же, была видима, слышима, чувствуема другими душами, хотя и в теле находящимися, но проводящими жизнь духовную, по заповедям Божиим. Земная жизнь всех святых есть доказательство сказанного; от них не утаивалось тайное, сокровенное, внутренняя духовная жизнь и невидимая деятельность других. На мысли, желания и чувствования одних святые отвечали словами и делами. Не есть ли это самое убедительное доказательство того, что и за гробом души без тел будут взаимнодействовать одна на другую, не имея нисколько нужды в видимых органах, так точно, как угодники Божии-видели, слышали и чувствовали внутреннее состояние других, без всякой помощи внешних органов. Житие святых на земле и их взаимнодействие есть начало приготовления к загробной жизни. Они иногда взаимнодействуют совершенно без помощи внешних органов, иногда же употребляют оные. Вот, между прочим, и эта причина, почему они так мало заботились и даже и не радели о теле вообще, считая для духовной жизни этот орган даже излишним. Ежели знание, основанное на опыте и доказанное опытно в действительности истины того или другого положения, то на основании тех же опытов, произведенных самою жизнию по закону Господню, желающие могут убедиться сами в действительности истин, испытав их на самом деле покорением плоти духу, а ума и сердца в послушание веры, и вы убедитесь опытно, что настоящая жизнь души, ее деятельность на земле есть начало жизни загробной и загробной ее деятельности. Разве не есть убедительное свидетельство о загробном взаимнодействии душ, например, из действительных фактов, что человек, объявив заранее человеку о желании своем беседовать с ним, прямо назначил для сего время — сон. И действительно, независимо от тел, покоящихся на своих ложах, души вели беседу, предмет которой был еще прежде сна известен им. Говорят, что сон есть образ смерти. Что же такое сон? Состояние человека, при котором прекращается деятельность тела и всех внешних чувств; потому прекращается и всякое общение с миром видимым, со всем окружающим человека, исключая органическую жизнь, которая оставляет тело только при действительной его смерти. Но жизнь, вечная деятельность души не останавливается в состоянии сна; тело спит, а душа работает, и объем ее деятельности иногда бывает гораздо обширнее, чем когда бодрствует тело. Таким образом, души, ведя во сне условленную беседу, как об этом сейчас говорили, взаимодействовали одна на другую. А так как души таинственно соединены и со своими телами, то известное состояние душ во сне отражалось и на теле, хотя взаимнодействие душ во сне происходило без всякого участия в том их тел; в бодрственном же состоянии приводят в действительное исполнение заключения своих душевных сонных бесед. Ежели на земле души вза-имнодействовали одна на другую без всякого участия в том их тел, то как же и почему не принимать взаимнодействия тех же душ за гробом, по отделении их от своих тел? Правда, во сне, по большей части, деятельность души хотя и бессознательна, но все-таки же деятельность, не зависящая от тела, хотя иногда и под влиянием его. Здесь мы говорили о деятельности душ, происходящей с совершенным сознанием, для которой исключительно было заранее назначено время сна. Есть и другие опыты (сомнамбулизм, ясновидящие), подтверждающие нами сказанное и доказывающие, что деятельность души во время сна гораздо совершеннее, когда она (душа) делается свободною от тела, как свидетельствует Соломон (Прем. 9, 15). Так, известно, что многие высокие мысли впервые являлись в душах гениальных людей во время сна, при полной деятельности душ, то есть всех ее сил. И апостол учит, что деятельность души, то есть деятельность всех ее сил, достигает совершенства только за гробом, в отсутствии тела в первый период, а во второй и с телом, но уже не препятствующим в деятельности душе, а вспомоществующим; ибо тело и душа во второй период будут в совершенной гармонии между собою, не как прежде на земле, когда дух воевал на плоть, а плоть восставала на дух.
Все беседы воскресшего Господа со Своими учениками не суть ли прямое свидетельство узнавания, свидания и общения душ в загробной жизни как в первый, так и во второй период? Не тело, которое еще было у Христовых учеников не прославлено, и не внешние потому чувства, а внутренние, принадлежащие единственно душе, отверзаются, как сказано в евангельской беседе Господа с двумя учениками; поэтому что же будет препятствовать и душам в первый период за гробом видеть, слышать, чувствовать и быть в общении между собою так точно, как видели, слышали, чувствовали и были в общении с воскресшим Господом на земле Его ученики? Апостолы и все видевшие возносящегося на небо Господа есть доказательство союза и общения душ в загробном мире. Разве все примеры общения мира видимого с невидимым, душ, пребывающих еще на земле, с духами и душами, находящимися в загробном уже мире, не служат верным и несомненным доказательством, что в загробной жизни увидим, узнаем друг друга, будем вместе, ежели только окажемся того достойными, будем во взаимнодействии, и радости и печали, смотря по роду нашей земной жизни, не будет конца.
Итак, ежели взаимнодействие душ, еще находящихся в теле на земле и уже пребывающих в жизни загробной без тел, возможно, то как же отрицать это за гробом, когда все будут или без грубых тел, в первый период загробной жизни, или в телах новых, духовных, во второй период?..
Теперь приступим к описанию жизни загробной, двух ее состояний: жизни райской и жизни адской, основываясь на учении Святой Православной Церкви о двояком загробном, посмертном состоянии душ. Но слово Божие свидетельствует о возможности избавления некоторых душ из ада по молитвам Святой Церкви. Где же находятся эти души до своего избавления, когда середины между раем и адом нет? В раю не могут они быть, следовательно, их жизнь в аду. Значение ада и нерешенного состояния есть доказательство сказанного, что ад вмещает в себе два состояния: нерешенное и погибшее. Отчего не решены на частном суде некоторые души окончательно? Оттого, что не погибли для Царствия Божия, следовательно, имеют надежду на жизнь вечную, жизнь с Господом.
По свидетельству слова Божия, участь не только человечества, но и самих злых духов еще окончательно не решена, что видно из слов, сказанных бесами Господу Иисусу Христу: "Что прежде времени пришел мучить нас?" (Мф. 8, 29) и прошения не отсылать их в геенну (Лк. 8, 31). Только со времени всемирного суда Христова ясно открываются два вечных определенных загробных состояния: вечная жизнь и вечная мука. В первом периоде загробной жизни Церковь учит, что одни души наследуют рай, а другие — ад, середины нет. В Ветхом Завете хотя загробных состояний было два — рай и ад, но все ветхозаветные люди и сами праведники, умирая, нисходили во ад. В Новом Завете два состояния душ, переходящих в загробный мир: рай и ад. Праведные, угодившие Богу, переходят с земли прямо в рай, присоединяясь к ветхозаветным праведникам, переведенным Господом Иисусом Христом из ада в рай во время Своего славного Воскресения, оставив там (в аду) только от века осужденных, число которых будет увеличиваться постоянно не верующими во Христа, до великого суда. Не одни не верующие во Христа, но и все верующие, не уврачевавшие себя на земле законным порядком, то есть деятельным покаянием, следовательно, как грешные, в какой бы степени виновности ни были, переходят по смерти в ад.
Где же находятся за гробом те души, которых участь на частном суде окончательно не решена? Чтобы решить сей вопрос, посмотрим, что значат вообще и нерешенное состояние, и ад, и для наглядного представления решения сего вопроса возьмем нечто подобное сему на земле: темницу и больницу. Первая назначена для преступников закона, а вторая для больных. Одни из преступников, смотря по роду преступления и степени виновности, определяются на временное заключение в темнице, а другие на вечное. Так точно и больница, в которую принимаются и поступают больные как не способные к жизни и деятельности; у одних болезнь излечима, а других — смертельна; а потому первые выздоравливают и выходят из больницы, а вторые остаются в ней уже навеки, не выходят и там умирают. Грешник — нравственно больной, преступник закона; его душа по переходе в загробный мир как нравственно больная, носящая в себе пятна греховные сама собою не способна для рая, в котором не может быть никакой нечистоты, и потому как больная и греховная поступает в ад как темницу духовную и как бы в больницу нравственных недугов. Посему в аду одни души, смотря по роду и степени своей греховности, задерживаются долее, а другие — менее. Это — души, не утратившие желания спасения, но не успевшие принести на земле плодов истинного покаяния; они врачуются временным наказанием в аду, от которого освобождаются только молитвами Церкви, а не чрез терпение наказания, как учит католическая Церковь. Все же остальные души во аде остаются до всеобщего суда, после которого уже поступают в то место, которое было приготовлено диаволу, а не человеку, — поступают в геенну.
Итак, в первом периоде и рай и ад, смотря по роду и степени добродетели и греха (порока), представляют разные степени блаженства и мучения, и потому разные обители райские и адские. Как многи обители к доме Отца Небесного, так многи затворы темничные и многи палаты, отделения одной и той же больницы. Но так как еще не было окончательного суда и не было окончательного разделения праведников от грешников, то Сам Господь Иисус Христос и представляет сей первый период загробной жизни в притче о богаче и Лазаре, свидетельствуя, что существует единение, союз, отношение и общение между пребывающими в раю и аду.
Предназначенные ко спасению, но временно пребывающие в аду наравне с жителями рая о имени Иисусове преклоняют свои колена. Это третье нерешенное состояние душ в загробной жизни первого периода, то есть состояние, имеющее быть состоянием блаженства, следовательно, и не совершенно чуждое ангельской жизни, по свидетельству, например, одной из пасхальных песен: "Ныне все исполнилось света: небо, и земля и преисподняя...", а также и из слов апостола Павла, что "о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних..." (Флп. 2, 10). Здесь под словом преисподняя именно и можно разуметь переходное, или нерешенное, но предназначенное ко спасению состояние душ, которые наравне с обитателями неба и земли преклоняют колена пред именем Иисуса Христа; преклоняют, потому что не лишены благодатного света Христова, просвещающего и освящающего души, чего, естественно, не делают обитатели геенны, чуждой совершенно света благодати. Не преклоняют своих колен демоны и их сообщники, не верующие в Сына Божия Иисуса Христа; не преклоняют колен как совершенно лишенные благодати и потому погибшие для жизни вечной. Итак, в аду есть преклоняющие колена пред именем Иисуса, а есть и не преклоняющие, предназначенные к осуждению еще на земле, умершие для жизни вечной.
Иисус Христос представил картинно в Своей притче о богатом и Лазаре союз и общение трех состояний: живых на земле с угодившими Богу в раю и с пребывающими в аду в первый период загробной жизни. Представителями трех состояний являются: Авраам и Лазарь из рая, богатый из ада и пять братьев с земли. Ежели между преклоняющими колена пред именем Иисуса — жителями рая — и погибшими, не преклоняющими своих колен в аду, есть союз и общение в первый период, по свидетельству Самого Иисуса Христа, то более тесный и неразрывный союз и вечное общение существуют между поклоняющимися Господу Иисусу Христу в раю и временно пребывающими в аду. Состояний Царствия Небесного и геенского в сей период еще нет, они откроются после суда, но места для них приготовлены от сложения мира. Подобную картину общения загробного мира рисует и святитель Димитрий Ростовский. Праведники укоряют своих обидчиков-грешников, в аду находящихся (читай далее "Жизнь в аду").
В римско-католической Церкви есть тоже особое загробное состояние, имеющее сходство с учением Православной Церкви о состоянии нерешенном, называемое католиками ''чистилищем" и помещаемое различными католическими богословами не одинаково. Наше нерешенное состояние находится в аду, по учению Православной Церкви, а чистилище, по учению римско-католических богословов, имеет свое место независимо от неба (рая) и внутренности земли (ада), и помещают его одни — в соседстве неба, другие — на воздухе, третьи — в соседстве ада, во внутренности земли, а некоторые думают, согласно с Православием, принимая чистилище в смысле состояния, которого души могут очищаться в том же самом месте, где находятся и осужденные на вечные мучения, то есть в аду, подобно тому как в одной темнице могут быть заключены люди двоякого рода: осужденные только на заключение временное и осужденные на заключение вечное. Есть сходство и различие догмата католической Церкви о чистилище с православным догматом о состоянии нерешенном. Сходство учений заключается в душах сего состояния, то есть какие души принадлежат к сему загробному состоянию, несходство же заключается в способе, средстве очищения. У католиков очищение требует именно для души за гробом наказания, ежели она не имела его на земле, в Православии же — Христос очищение для верующих в Него, ибо Он взял на Себя и грехи и следствие греха — наказание. Не совершенно очищенные на земле души состояния нерешенного, по неисповедимому устроению Божию, врачуются и восполняются благодатию, подвигаемою к сему ходатайством Церкви торжествующей и воинствующей за умерших несовершенных, следовательно, в аду пребывающих. Сам Дух Божий в сем ходатайстве за умерших ходатайствует о Своих храмах (людях) неизглаголанными воздыханиями, ходатайствует о немощах Своего создания, падающего, но не отвергающегося от своего Бога, Господа Иисуса Христа. Умершие же в Святую Пасху, в один из дней ее, особенную от Бога получают милость; если они покаются в своих грехах, то им грехи прощаются, хотя бы они и не принесли плодов покаяния (Указание о провождении усопших в Святую Пасху).