Миф 6. Человек, привыкший общаться с другими людьми в виртуальном мире, не способен на реальное живое общение

Когда мне говорят о негативных последствиях виртуального общения, я вспоминаю одну ооочень старую историю. Она случилась давно, когда еще на свете и вовсе не было компьютеров. Один молодой человек написал статью в газету. Одна молодая девушка эту статью прочла и написала письмо автору. Между ними завязалась переписка, которая длилась год. Через год молодые люди решили встретиться. Они увидели друг друга и больше не расставались. Они вырастили троих детей. В прошлом году они отмечали сорокалетие свадьбы. И я очень, очень надеюсь, что они будут вместе еще 40.. да что там! Еще, как минимум, 50 лет! Потому что эти люди – мои мама и папа.

Что такое «виртуальное общение»? Общение не с глазу на глаз, заочное общение? Общение не с человеком, с его голосом, мимикой, жестами, запахом, а с его мыслями, словами, фразами? И когда вообще появилось подобное общение? Я думаю, что это произошло, когда вавилонский жрец придумал, что слова можно передавать с помощью символов. Или когда китайский монах изобрел бумагу.

Назовите мне хотя бы одно принципиальное отличие между листком бумаги, который доставлял всадник от Элоизы к Абеляру и е-майлом, который за три минуты доходит из Минска в Нью-Йорк?? Назовите, и можете отрезать мне обе мои косички (я ничем не рискую).

Конечно, как и любое заочное общение, интернет-общение имеет свои минусы и свои плюсы. Главный недостаток его очевиден – это «невидимость» собеседника.

Помните, как мальчики, служащие в армии, старательно писали под копирку: Здравствуй, незнакомая подруга. Пишет тебе солдат срочной службы в\ч № ___ Вася Иванов… В конверты вкладывалась поблекшая от многократного размножения фотография самого симпатичного в роте паренька, и письма ласточками разлетались по городам и весям Советского Союза. В письмах все мальчики выглядели благородными широкоплечими героями двухметрового роста, совсем недавно обезвредившими опасного нарушителя государственной границы.

Но дома у моих родителей, перевязанная ленточкой, лежит пачка писем мамы к папе и папы к маме. Споры о литературе и кино, разговоры о жизни, мечты, планы, признания в любви, стихи. И когда они встретились, для мамы было уже совсем неважно, что ее собеседник был огненно-рыжим, а папа и не смотрел на единственную нарядную мамину кофточку, перешитую из дедушкиного кителя. Общение «мозг – мозг», когда тебя не отвлекает не тот цвет волос (а то и кожи), может таить в себе свои прелести. Надушенный листок бумаги, каменная пластинка с иероглифами или ICQ – всего лишь инструмент, с помощью которого мы выражаем свои мысли. А уж какими они, эти мысли, будут, зависит только от нас.

И, наконец, самый, наверное, живучий и самый пикантный миф касается виртуального секса. Об этом слышали все. О фаллоимитаторах и искусственных вагинах с датчиками, подключенными к компьютеру, об истощенных юношах, круглосуточно занимающихся любовью с кибервозлюбленными, даже о комбинезонах, точно передающих ощущения полного контактаJ Теперь уже, наверное, не скажешь, откуда берут начало эти мифы и насколько они правдоподобны, но проблему они отражают.

Так что же, спросите Вы, киберсекса не существует вовсе? Да нет, киберсекс естьJ Но, это вовсе не новое изобретение компьютерной эры. Это, по сути, то же самое, из-за чего наши родители настаивали на том, чтобы мы, ложась спать, клали руки поверх одеяла. Это то же самое, из-за чего люди покупают и рассматривают фотографии в журналах типа «Плейбой».И есть, несомненно, люди, предпочитающие киберсекс реальному сексу. Но только при чем здесь компьютер и интернет?

Конечно, аргументы, приведенные С. Окатовой, весьма убедительны, и под ними могли бы подписаться тысячи других активных «юзеров». И действительно, было бы абсолютно неверно говорить только об отрицательных сторонах виртуального мира, ничего не сказав о положительных. Так, положительное начало Интернета – способность связывать людей, устанав­ливать между ними необходимые контакты, как деловые, так и личностные (иногда Интернет играет роль брачного агентства, причем совершенно бескорыстного – известны многочисленные случаи счастливых браков, заключенных благодаря Интернету).

Молодежная рок-культура

Рок – это, прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и образ жизни. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде: пансексуализм – наркотики – музыка. Но «прежде всего» рок – это искусство, и именно поэтому песни Джонна Леннона и Джима Моррисона интересны довольно большому числу нормальных людей, а не только наркоманам и «пансексуалистам». Рок-культура породила несколько феноменов: язык (слэнг), стиль одежды, рок-периодику («Роллинг Стоунз»), рок-концерты (сэйшенз) и т.п.

Термин «субкультура» появился для того, чтобы выделить в системе материальных и духовных ценностей – то есть в общей, «большой» культуре – устойчивые совокупности норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (слэнга) и художественного творчества (как правило, любительского), характерные для отдельных групп со специфическим образом жизни, которые осознают и, как правило, культивируют свою обособленность.

Определяющий признак субкультуры – не малочисленность приверженцев (высшую математику тоже понимают не все), а установка на строительство своего рода «лягушатника», отгороженного от базовых ценностей и где «свои» отличаются от «чужих» по внешним, формальным признакам: по покрою штанов, прическе, «фенечкам» и т.д. Настоящее же искусство, возникающее в рамках субкультуры, неизбежно перерастает ее рамки (хрестоматийный пример – «лагерные» песни А.Галича).

Легализация и культивирование молодежной субкультуры на Западе берут начало с так называемой молодежной революции 60-х годов, главным лозунгом которой была борьба за права молодежи. На ее гребне оказались вознесены культурные феномены и даже целый жанр искусства – рок-музыка, которые формировались и распространялись по преимуществу в молодежной среде.

В нашей стране ситуация, чем-то напоминающая французские 60-е, приходится на самый конец 70-х – начало 80-х годов. Специфически «молодежного» в нашей культурной оппозиции было немного. Репертуар рок-звезд 80-х был куда более «почвенным» и традиционным, чем у «хиппи-рока», модного на российских танцплощадках в 70-е годы. Б. Гребенщиков пел русские романсы и песни А. Вертинского, Ю. Шевчук и А. Башлачев не скрывали того, что их учитель – В. Высоцкий. Проблемы сексуальной свободы, наркотиков, внешнего вида (какие носить штаны и прически?) занимают в русском роке ничтожно малое место рядом с тем, что действительно важно, но не для отдельного поколения, а пожалуй, для общества в целом. Б. Гребенщиков пел в «Немом кино»:

Панки любят грязь, а хиппи – цветы,

И тех, и других берут менты.

Ты можешь жить любя, ты можешь жить грубя,

Но если ты не мент, возьмут и тебя…

РОК и ХИП-ХОП КУЛЬТУРА

Под хип-хопом понимается ряд направлений, возникших в городской молодежной культуре 70-80-х годов в Нью-Йорке. Хип-хоп культура включает в себя четыре основные части.

Во-первых, это граффити – изобразительное направление хип-хопа, возникшее в Нью-Йорке еще в 1969 году.

Сначала это были просто именные надписи на стенах – тэги, которые выполнялись шариковыми ручками, которые впоследствии сменились баллончикам с краской, цветными фломастерами, а затем и самодельными маркерами больших размеров (чтобы защитить свои творения от посягательств соперников). Тэги становились все крупнее и цветистее, и мастерам стенописи приходилось изобретать все новые способы привлечения внимания к своим произведениям.

Существует много разновидностей граффити. Каждый граффитист выбирает для себя свой стиль. Wildstyle – стиль написания букв, в котором все сведено на переплетении, пересечении и ломаных линиях, что делает некоторые куски, практически нечитаемыми. Bubble letter – один из самых первых и старых стилей в граффити: стиль написания букв, где главное – мягкость и объемность форм. Piece – (от англ. мasterpiece – шедевр) – рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, дерзость writer’а. Рисуется краской, используется столько цветов, сколько пожелает рисующий. Crew – несколько (а порой и очень даже много) writer’ов, объединенных в одну команду. Часто crew состоит не только из writer’ов, но и из ди-джеев и тех, кто танцует break. Bomb (или throw-up) – быстрый рисунок, как правило, делается в “bubble-letter” и отражает название crew или самого writer’а. Рисуется краской, зачастую используется 1-2 (иногда 3) цвета. Самые распространенные - черный/серебряный (белый) и желтый/красный.

Уличные художники делают свои произведения очень долго. Сначала они делают наброски, эскизы в блокноте или тетради, а потом переводят их на стены или вагоны. Но любители порисовать оставляют свои автографы не только она стенах и заброшенных вагонах, но также и в метро, и других общественных местах. Поэтому городские власти удачно организовывают различные соревнования, где все могут «померяться силами». То есть предоставляется место для рисования, и отвлекается внимание writer’ов от общественных мест.

У граффитистов существует свой слэнг. Некоторые слова довольно известные. Например, writer – собственно тот, кто рисует граффити. Tag - это подпись writer’а. Пишется либо краской, либо маркером. Один цвет, неважно какой, но, как правило, это черный или белый, если используется mean streak (несмываемый белый маркер).

Следующей составляющей частью хип-хоп культуры является be-boying, широким массам известный как break-dance-стиль танца, отличающийся от классических стилей большим количеством импульсивных движений. Можно сделать все, что угодно: от «лунной походки» до «волчка» на голове, лишь бы это было стильно и хорошо вписывалось в ритм. Со стороны это смотрится очень красиво, и несомненно требует много сил.

Далее следует ди-джей (DJ). Первым ди-джеем был DJ Грандмастер Флэш. Именно он придумал удобный ди-джейский пульт, позволяющий плавно сменять одну мелодию другой. Именно он изобразил знаменитый «скрэтч» – движение пластики вперед-назад под иглой проигрывателя в такт с музыкой. Этот звук так всем полюбился, что был моментально подхвачен и с тех пор стал своеобразной карточкой хип-хопа.

Хип-хоп, что же всё-таки значит это так часто произносимое в молодежных кругах слово? Нельзя говорить о хип-хопе как о стиле музыке или о стили одежды, хип-хоп - это стиль жизни. Это стиль жизни сотен молодых людей нового поколения, людей, слушающих электро, рэп и другие прогрессивные музыкальные направления, танцующих би-боинг на улице, рисующих граффити и тусующихся в ночных клубах, катающихся на агрессивных роликах и сноубордах.

Хип-хоп как стиль музыки впервые зазвучал в середине 70-х годов на улицах Нью-Йорка. Это была новая, абсолютно революционная музыка. Ее отличительной особенностью явился ломаный бит и наличие вокала, что тогда для электронной музыки было очень редко. Ее исполнители – MC-люди, выросшие в городах и впитавшие всю противоречивую атмосферу урбанизации. Эти "певцы" рэпа ставили перед обществом вопрос, куда же всё-таки этот мир катится и в какую дыру он уже попал. Рэп появился изначально как танцевальная музыка и был хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира. Стало ясно, что хип-хоп – это не просто очередное увлечение городской молодежи, но серьезное музыкальное движение.

Когда мы говорим о хип-хопе в начале его развития, то мы подразумеваем рэп. И это верно. Началом всего хопового движения явился именно рэп, который и стал истоком новой культуры.

Одной из культовых групп начала хип-хоп движения стал коллектив Public Enemy, которому удалось поднять рэп музыку до небывалых вершин. Отличным примером этому служит композиция "Fight the Power", которая явилась той силой, которая действительно начала продвижение хип-хопа в массы.

Однако хип-хоп музыка оставалась андэграундной до середины 80-х годов. В конце 80-х годов хип-хоп музыка начала постепенно выползать из подземелья и постепенно поднялась на первые строчки хит-парадов. В начале 90-х рэп музыка начинает коммерциализироваться, что и привело к ее разделению на два стиля: первый - собственно рэп, второй - настоящий хип-хоп, который преимущественно являлся музыкой с ломаными битами, но без вокала, с часто используемыми инструментальными наигрышами.

В нашей стране хип-хоп был, в основном недоступен и неизвестен рядовому слушателю, пока в 98-м в Москве не открылись школы для би-боев (брэйктанцоров). В огромных количествах стали устраиваться хип-хоп фестивали, и московская молодежь всё больше и больше стала втягиваться в мир хип-хопа.

ХипХоп "официально" возникший где-то в середине 80-х годов, быстро вырос из своих музыкальных "одежд" и к концу десятилетия стал явлением мирового масштаба. Впрочем, в Америке политически грамотным и социально конструктивным это движение оставалось недолго. Начало "гангстерскому" периоду в его развитии положил, как принято считать Доктор Дре с классическим альбомом "The Chronic". Значительную порцию вдохновения автор почерпнул из глубин собственного конфликта с Джерри Хеллером (менеджером группы NWA где Доктор Дре некогда состоял), который установил вполне преступные финансовые отношения с Изи И , неформальным лидером того же квартета. Последний (к тому времени - президент корпарации), не стеснясь, хвастался в достижении мошеннического "монетаризма", заявляя о намерении стать "магнатом" гангста-рэпа (гангстерского рэпа)… Безвременная кончина оборвала эти светлые мечты, но не о них сейчас речь; наша задача пока что - собрать воедино действующих лиц всей этой зловещей истории. На махинации за фасадом NWA ), Дрею раскрыл глаза Сьюдж Найт - некогда телохранитель, позже крутой бизнесмен, в рэп сообщество втиснувшийся со стороны издательского "крыла" , неплохо заработав на "проекте" по имени Ванилла Айс . Это он, Сьюдж , вместе с приятелями из калифорнийской банды ворвался к Изи в офис и, орудуя налитыми свинцом дубинками, "уговорил" Ruthless разорвать контракт с Дре . Он же основал фирму Death Row Records ), с тем же Доктором в качестве главной творческой силы. Изи , выливший впоследствии на обоих немало грязи, не мог отрицать главного: именно Дре сформулировал концепцию и язык гангста-рэпа, более того, своими силами создал в нем новую, мелодично-электронную "ветвь" - так называемый G-funk . Главный "хроник", однако, первенствовал в своем деле не долго.

Первой по-настоящему яркой звездой "уркаганного" рэпа стал Снуп Догги Дог (в альбоме The Chronic впервые, между прочим, подавший голос). До появления мрачного юноши с Лонг-Бича гангста-рэп считался исключительно мужским делом; Снуп освежил жанр мальчишеством, поразив угрюмую аудиторию чувством юмора - еще более "черного" , чем даже все прочее. Его дебютный альбом "Doggystyle" (записанный с Дреем - продюсером) стал открытием 1993 года , а клип "What's my name" (где Снуп в замедленном темпе пробегает по мрачным задворкам Лос-Анджелеса в сопровождении своих ребят из Tha Dogg Pound ) - визитной карточкой тогдашнего мастдайного MTV. Но в Лос-Анджелесе прогремела очередная разборка, Снуп оказался в числе соучастников убийства и судебными разбирательствами был выключен из творческой жизни на целых два года. К моменту его запоздалого возвращения

Дре уже засобирался прочь с тонущего корабля Death Row ),а в мире гангста-рэпа появился новый "король". История стремительного взлета Тупака Шакура заслуживает быть включенной в мифологию рока. Воспитанный родителями - "чернопантеровцами" в духе революционной борьбы, он стал звеном, соединившим романтические идеалы 60-х годов с новой, уголовной этикой черной культуры. Манеры уличного бойца, татуированный торс и яркий талант рэппера (с врагами безкомпромисного, но к слабому полу непривычно лояльного) мгновенно сделали Тупака кумиром "сестер" и "братьев". Замечательно рок-н-рольный склад характера, глубокий ум и поразительная открытость расположили к нему самых крутых лидеров "белой" альтернативы.

Тем временем в Нью-Йорке взошла звезда Бигги Смолза (более известного как Notorious B.I.G. - Знаменитый Здоровяк): его выпестовал известный сегодня шоу мен, кстати, называющий себя рэппером, Пафф Дэдди . Первый же сингл Бигги , "Party and bullshit", сразил впечатлительного Тупака наповал; вскоре эти двое сделались закадычнейшими друзьями: вместе "гуляли" , сообща сочиняли, нередко вместе выходили на сцену. 30 ноября 1994 года этому идеалу братской любви суждено было рассыпаться в прах.

Тупак, в тот день приглашенный к участию в работе над дебютной пластинкой Литтл Шона, в сопровождении рэп - "адъютанта" по имени Рэнди "Стрэтч" Уокер как ни в чем не бывало вошел в студию Quad ), что на Таймс сквер. Находившиеся в фойе неизвестные открыли огонь, всадили в него пять пуль и забрали 40 штук баксов (о наличии которых были явно осведомлены заранее). Позже Тупак рассказал, что входя в дом, приметил двух приятелей Бигги , наблюдавших за ним с террасы. Он так же успел заметить, что стрелявшие были одеты в униформу уличных "бойцов" черного Бруклина.

Более того, когда он, истекая кровью, выполз из лифта, собравшиеся в студии отреагировали на это явление очень странно - словно не званный гость вернулся вдруг с того света. Едва придя в себя после тяжелого ранения, Тупак громогласно обвинил Бигги и Паффа в том, что именно они навели на него бандитов.

Пафф Дэдди на страницах журнала "Vibe" отверг обвинения, после чего попытался сделать шаг к примирению: рассказал, как организовал и обустроил свою фирму Bad Boy Records , по образцу Death Row , выдал Снуппу награду за достижения и провозгласил между западным и восточным рэп-лагерями "дружбу на век" . Но ход событий принял необратимый характер. В сентябре 1994 года Джейк Роблес , друг и соратник Сьюджа , был расстрелян в Атланте у дверей ночного клуба, где как раз проходила созванная Сьюджем и Паффом "примиренческая" конвенция. Показания очевидцев свидетельствовали о том, что преступление совершили люди, к последнему из этих двоих имевшие самое непосредственно отношение.

А Тупак к этому времени уже находился в тюрьме: спустя всего несколько дней после происшествия на площади Таймс, его, еще не оправившегося от тяжелого ранения, осудили за изнасилование женщины, которая (по его утверждению) работала проституткой в Нью-Йорке и общалась с бандитским окружением Паффа и Бигги . Когда альбом "Me against the world", сенсационно откровенный и необычайно воинственный, взлетел на вершину американского хит-парада, в тюрьму с поздравлениями повалили друзья и сочувствующие (в числе последних были замечены Мадонна и Микки Рурк ); никто из ньюйоркцев, однако, не обременил себя дружественным визитом. Последнее обстоятельство привело Тупака в ярость. Когда при похожих обстоятельствах жертвами ограбления стали участники Wu-Tang-Clan , он отправился на переговоры с местными бандитами, и те вернули музыкантам их золотые цепи. Dirty Ol' Bastard и его дружки не поспешили, однако, отплатить ему той же монетой, хотя явно имели влияние на тех, кто стрелял в Тупака на площади Таймс. А потом вышел альбом Бигги "Ready to die" - издевательский текст добавленной в последний момент композиции "Who shotya" Тупак не без оснований счел выпадом в свой адрес. Когда в октябре 1995 года Сьюдж Найт изыскал-таки сумму в 1,4 миллиона долларов на аппеляции, знаменитый рэппер громогласно объявил: друг у него отныне единственный, и с ним он выходит на бой с общим "восточным" врагом. Оказавшись на свободе, Тупак помчался в Лос-Анджелес, подписал контракт с Death Row ), и приступил к работе над "All eyez on me" - пластинкой, которую многие сейчас называют пророческой. Здесь он в точности предсказал свою смерть, заодно высказавшись от души по поводу гангстерской свары между Востоком и Западом.

"Бигги? Он вынул из меня душу, говорил Тупак в одном из последующих интервью, пользуясь как обычно красочными метафорами. - Я не списывал у него из блокнота: это он весь свой рэп перекатал у меня. А ведь я учил его, выводил его на сцену, делился всем, что успел сам узнать об этой музыке. Бигги всем мне обязан, но видите, чем он мне отплатил, - притворился, будто не знает ниггеров, что меня продырявили! А еще носит звание "дона" у себя на Востоке!" Заявлений таких было много, и они не способствовали установлению мира. 30 ноября 1995 года , спустя ровно год после покушения на, Тупака в Нью-Йорке был расстрелян (именно так: поставлен к стенке и казнен) рэппер Стрэтч , "адъютант" и давний приятель Тупака . Спустя еще несколько дней в Бруклине, где снимался клип к синглу "New York New York", неизвестные обстреляли трейлер, принадлежавший группе Thе Dogg Pound . Снупп утверждал, что эта композиция - не более чем посвящение легендарному рэпперу Грэнд мастеру Флэшу , но бруклинцы текст "гимна" сочли для себя оскорбительным. В организации этого покушения Тупак Шакур вновь обвинил Бигги , чей альбом "All eyez on me" тем временем взлетел в американском хит-параде на первое место, через два месяца став четырежды "платиновым" 24 марта 1996 года Бигги и Тупак открыто обменялись угрозами в ходе церемонии вручения наград Soul Train ; за кулисами представители двух лагерей расчехлили револьверы и едва не устроили перестрелку перед телекамерами. В ответ на антибруклинский сингл Снупа восточный "синдикат" ( Капоне, Норьега, Tragedy и Mobb Depp ) записал сингл "LA LA", видеоклип, который демонстрировал сцену пытки и казни участников Tha Dogg Pound . Снуп и Тупак в клипе "2 of America's most wanted" аналогичной экзекуции подвергли карикатурно изображенных Бигги и Паффа . Тем временем в Death Row разгорелись междоусобные распри: Тупак обвинил Доктора Дре в том, что тот, в ходе судебных разбирательств недостаточно активно поддерживал Снуппа , а кроме того не гнушался своим именем подписывать работу, выполняемую за него другими (свое стихотворное воплощение все эти обвинения обрели в композиции "Who been there who done that", которую можно найти на сборнике "Greatest HITS").

30 июня Death Row , видимо в надежде снять внутреннее напряжение, выпустил скандальный сингл "Hit-em-up" , в котором Тупак с небывалой злобой обругал Бигги, Паффа и весь клан "плохих парней". В августе устроители общенационального "рэп-саммита" попытались погасить разгорающийся конфликт: Пафф не явился вообще, а Сьюдж покинул заседание, высказавшись в адрес последнего как всегда без обиняков. Разве что Тупак выдвинул оригинальный план: "Пусть обе фирмы соберут самых классных ребят и в один день выпустят по синглу: кто победит, тот, будем считать, и сильнее. После этого можно заключить мир, а средства от продажи направить на благотворительность в пользу черных, неважно с какого берега".

Поняв, что его "миротворческая" идея не нашла отклика, Тупак взялся за собственный проект "One nation", в котором задумал объединить друзей и врагов (в числе приглашенных оказались Мелли Мел, Smif-n-Wesson, Скарфэйс, Снуп Догги Дог, Кокейн, Bone Thugs-N-Harmony, Korrupt & Daz ). Но этой утопии не суждено было осуществиться: 13 сентября 1996 года он скончался от ранений, полученных за неделю до этого в Лас-Вегасе , когда неизвестные расстреляли его из проезжавшей мимо машины. Полгода спустя при совершенно загадочных обстоятельствах был "казнен" Бигги Смоллз .

Обезглавленные монстры - Death Row и Bad Boy - застыли в изумлении, не понимая, что произошло. Из многочисленных версий наиболее вероятной всем показалась следующая: рэпперы двух враждующих лагерей совершили одинаковую ошибку: стали увеличивать число "бойцов" за счет соперничающих группировок, известных как "Crip" и "Blood". Все вспомнили драку в фойе гранд-отеля MGM незадолго до убийства Тупака , которая разгорелась "по поводу" победы Тайсона над Селдоном . В ней участвовал известный бандит Бэйби Лейн , скорее всего, и организовавший ликвидацию Тупака (в этом не сомневается заключенный Сьюдж Найт ). А телохранители, призванные защищать Бигги в ту роковую ночь, когда он появился на вражеской территории, вообще оказались переодетой местной шпаной. Выяснилось, что оружие, из которого был убит Тупак , принадлежит гангстеру Дуэйну Дэвису (родному дяде ), однако обвинений никому предъявлено не было, с тех пор и по сей день чернокожее сообщество полнится слухами. Самый популярный из них обстоятельно озвучил Чак Ди из Public Enemy : Тупак , дескать, инсценировал свое убийство, спровоцировав, таким образом, устранение Бигги . Впрочем… "Говорят те, кто ничего не знает; знающие - молчат", - так подытожил всю эту историю мудрый дедушка Айс Ти .

С тех пор, как Public Enemy гордо взметнули над головой знамя афроцентризма, темнокожие активисты не устают развивать любимую антропологическую идею: цивилизация зародилась в Африке, господь Бог - вне всякого сомнения, африканец, а потому все темнокожее в глубине своей сияет душевой белизной и здоровьем - моральным, не только физическим.

История Death Row , злочастной колыбельки новой рэп-версии "черного идеала", заставляет во всем этом усомниться… Примерно в этом состоял и пафос многочисленных выступлений чернокожей общественной деятельницы Си Долорес Таккер . Начав с устных нападок на рэп, она предприняла вскоре и практические шаги: в частности, через суд добилась того, чтобы компания Time Warner отказалась от своих 50 процентов акций фирмы Interscope , распространявшей продукцию Death Row .

Ответный иск Interscope вызвал скандал: выяснилось, что набожная миссис Таккер успела неплохо нагреть на этом разрыве руки. Она шантажировала Death Row , требуя от тех заключения с Time Warner , прямого контракта, и обещала финансовую помощь в обмен на право подвергать тексты песен цензуре. Таккер утверждала, что если две фирмы не разорвут между собой отношений, она использует все свое влияние, чтобы обеспечить Сьюджу пожизненный срок (что, судя по всему, отчасти уже сделала). Ему же сулила 80 лимонов грина и две сверхсовременные студии от руководство Time Warner в обмен на принятие ее условий.

Правда руководство Time Warner , поспешило от религиозной бабушки откреститься, да тут еще частные детективы, нанятые Death Row , выяснили, что она подделала документы об образовании, лишилась поста в департаменте штата Пенсильвания за попытку использовать служебное положение в незаконных целях и владеет филадельфийским районом трущоб, жители которого влачат существование в условиях ужасающей нищеты. "В получении сверхприбылей от страдания бедноты, религия, судя по всему, не видит большого греха, заметил по этому поводу обозреватель журнала VOX, - но не приведи Господь, какой-нибудь рэппер начнет сочинять о своей скотской жизни нецензурные вирши! Уж тогда на него миссис Таккер с Иисусом найдут сообща управу!.."

Как бы там ни было, Сьюдж Найт отбывает свой срок, а его детище, Death Row , трещит по всем швам. Выяснилось, частности, что компания была основана на средства скандально знаменитого мафиози Майкла Харриса (также ныне отбывающего срок за решеткой). Бывшие компаньоны Дик Гриффи и Трэйси Карри требуют от руководства компенсацию в сумме 150 миллионов зеленых: они утверждают, что Death Row , в финансовом смысле - "узурпатор" средств предприятия, которое они вместе с Сьюджем и доктором Дре учредили в 1991 году, но вынуждены были прикрыть из-за огромных расходов на альбом "The Chronic"..

В общем, власти продолжают травлю Death Row , с рвением, достойным, раскрытия преступления, ставшего для Лос-Анджелеса одной из главных трагедий в его истории. Увы, ХипХоп мир, скорее всего, никогда уже не узнает, кто убил Тупака Шакура - выдающегося поэта и исполнителя, сумевшего средствами рэпа поразительно точно выразить дух своего времени. Дух этот всех чернокожих "бойцов" одурманил сначала ароматом какой-то грядущей свободы. А на поверку оказался первым трупным зловоние разгорающейся гражданской войны.

Задумывался этот материал, как большой веселый круглый стол с

московскими хип-хоп деятелями. Однако собрать их всех вместе в

отдельно взятой редакции вокруг стола оказалось делом нереальным.

Все равно что коптевских с солнцевскими стравить. Странная неприязнь

и какие-то детские обиды этих, в общем-то вышедших из подросткового

возраста и вполне неагрессивных людей, показались нам забавными (то

ли дело коммерческие ди-джеи - водой не разольешь!). Причем в глаза

они стараются друг другу гадости не говорить, а за глаза - без ножа

готовы зарезать. И поскольку все они примеряют на себя менталитет

гетто и стараются выглядеть как настоящие уличные борцы за

самовыражение, мы решили спровоцировать игрушечную войну кланов.

Понарошку.

Если всерьез: основная проблема хип-хоп культуры в России - это

отсутствие информации. За бешеные деньги вы можете в паре мест в

Москве купить западные журналы The Source, Radikal, BackSpin,

Lodown. Практически бесплатно, но с большим трудом раздобыть

20-страничный "Hip-Hop Info", самиздатовский "RAPпресс" или

разыскать в Интернете страничку RapParty... Однако новости в

основном передаются устно, а до окраин и вовсе не долетают.

Самой большой хип-хоп тусовкой в этом году можно назвать Adidas

Streetball Challenge, проходивший в 25 городах России. В финале на

Манежной бесплатно выступали рэп-группы Big Black Boots, Необходимые

Вещи, Убитые Рэпом, Дерево Жизни, ДА-108, ДЭЦО, Дельфин, СТДК, Bad

Balance, би-бои Jam Style Crew и Da Boogie Crew, и мегазвезды рэпа

RUN-DMC и Coolio. Около 40000 "широкоштанных поклонников"

неистовствовали под дождем под гангста рэп и играли в баскетбол.

Кроме ребят из тусовок Flash Guys и White Smokie, на площади было

много би-боев, граффитчиков и просто любопытной молодежи. Мы

абсолютно уверены, что хип-хоп в России снова в моде.

Батька батек Влад Валов, продюсер рэп-группы Bad Balance и один из организаторов концертов Adidas Streetball Challenge на Манежной площади в Москве:

- Я максимально проталкиваю отечественный хип-хап (Влад говорит именно так: "хип-хап"), чтобы он был эксклюзивен, интересен, профессионален. Работаю только с теми командами, которые профессиональны. С теми людьми, которые занимаются этим больше 10- 15 лет. И журнал "Хип-хап инфо" - это наше подразделение, которое проталкивает профессиональный хип-хап. И мы показываем, что это было, есть и будет. Я ведь бывший танцор и граффитчик, я всем занимался и знаю все корни, и знаю professional.

- Как ты думаешь сколько группировок подобных Moby Crew, UMC и т. п. сейчас в Москве?

- Это группировки? Это fucking shit, даже не слушай об этом. Все эти люди - это смешные люди, которые хотят свою сказку придумать. Я не признаю никакие группировки, я признаю только профессионалов на самом деле.

- Кого ты считаешь профессионалами среди би-боев?

- Jam Style Crew - номер один. Это питерская команда, они лучшие, это тебе скажет любой танцор. Человек чуть ли в книгу рекордов Гиннеса не попал - сто оборотов без рук крутит, на всех фестивалях европейских они занимают призовые места. Мне нравится очень Street Jazz, они танцуют в Титанике. Da Boogie Crew я очень хорошо знаю. Но там только Топор - мой ровесник, два других парня молодые. Когда я с ними был в Германии, я увидел, пока это не тот уровень, о котором можно говорить. Очень много команд развалилось, потому что танец не приносил никакого дохода. О B.People я не буду говорить ничего - потому что это несерьезно. Сегодня танцуют, потом бухают полгода, потом опять потанцевали. Или Театр Кваса - они ушли из хип-хапа.

- Существуют ли танцевальные студии?

- Не знаю. В Питере существуют. И здесь B.Peоple что-то имеют, кто-то как-то тренирует. Когда-то центр хип-хоп культуры этим занимался на Парке Культуры, пока не закрыли.

- Тебе не интересно, что делают молодые?

- Что могут тебе сказать Moby Crew? Это люди, которые рисуют 2-3 года! Понимаешь, Баскет из Питера рисует 15 лет. Крыс из Риги рисует с 84 года. Люди, которых я приглашаю из Голландии на конкурс Граффити 2000, тот же Лиджерун, который разработал лого Bad Balance, чемпион Европы 95-96 года. Это уровень. Или из Германии очень интересные девчонки приедут. Я даже пригласил в финал конкурса граффитчиков из Харькова и Киева - они намного слабее, они на уровне Moby Crew, но я их позвал для многонационального колорита.

- Есть ли в России хип-хоп клубы?

- Да, в Харькове есть, самая прикольная молодежь на Украине - там правильно хип-хоп понимают, в Питере "Балтийские кланы" устраивают вечеринки и фестивали в пафосном клубе "Кандимэн". Фукс, бывший брейкер. Вообще сейчас двигают весь хип-хап брейкеры, которые начали в 80-е годы, средний возраст - 27 лет. Новичков - считанные единицы - будь то ди-джеи, будь то рэп-группы. Нет такого, что это движется теми ребятками, которые 2-3 года назад что-то сделали. Молодые всегда борзо вступают, делают что-то, но опыта не хватает. А когда натыкаются на камни - все это быстро гасится. А старые, которые уже что-то значат, они могут доделать до конца. Деньги уже не помеха в этом возрасте, если кто-то что-то хочет сделать.

- А как обстоят дела с хип-хоп ди-джеями?

- Ты знаешь, мы проводили фестиваль GrandMaster DJ. Собрали всех лучших ди-джеев, которые стрит-бит играют. Мы, наверно, немного опережаем свое время, мы проводили этот фестиваль в 1994 году, на нас смотрели как на сумасшедших: дайте умпс-умпс-умпс! В прошлом году тоже сложно было, а в этом народ начинает втыкать, в следующем году будет пик. В Питере самые сильные ди-джеи на сегодняшний день: LA, Тоник, 108, Лавский, Кефир, Примат. Это номер 1 сейчас ди-джеи в России. Грува можно рядом поставить, хотя он высоко поднялся, но он начинал с хип-хопа и он молодец. Московский перспективный DJ Топор из Da Boogie Crew, в будущем что-то сделает, я уверен. Из перспективных еще Laid Jack и Дэн. Все остальное - это пафос. Мне совершенно по фигу, какое мнение людей обо мне складывается, но я всегда говорю: этот человек - professional, а этот - нет.

- Изменилась ли хип-хоп мода в России?

- Люди сейчас одеваются достаточно хорошо по сравнению с 80-ми. В 80-х у считанных людей в городе были высокие кроссовки Nike, или Reebok, или New Balance. У кого был New Balance - это вообще! Можно было запросто поменять на Москвич. Серьезно. И тогда, если у тебя не было высокого тапка, ты не мог брейкданс танцевать. Ты вообще никто был. Сейчас все можно купить. Есть люди, которые все время гоняются за модой - сегодня моден брейкбит всевозможный, будь то хип-хоп или рэп, они раз сюда, а здесь совсем другая культура, нужно полностью ломать рамки. Тот же Фонарь, если сейчас начнет играть хороший брейкбит, я никогда не поверю, что он хороший ди-джей. Ему очень долго придется перестраиваться, если он захочет. Захочет ли он этого? Когда молодой парень 2-3 года порисовал или потанцевал, я не верю ему, потому что он еще не получил одобрения у тех, кто этим занимается 15 лет. Именно эти люди формируют мнение о каждом исполнителе, о каждой группе. Дальше этот человек может завоевать авторитет у аудитории. Вся хип-хоп культура живет по одному принципу: сначала тебя должны крутые принять, потом ты заряжаешь аудиторию своей энергетикой, свои стилем, а потом аудитория заставляет СМИ тебя продвигать. Весь другой шоубизнес по другому строится. В хип-хопе невозможно сделать группу, которую вся семья примет только потому, что они кое-как умеют читать рэп и их тысячу раз показали по ТВ. Да, массы конечно поверят, но для хип-хоп комьюнити это не будет означать, что этот человек чего-то добился.

- Почему здесь нет черных рэпперов?

- Почему? Есть "Братья Наличные". Хип-хоп тем и берет, что он многонациональный. Это микс.

- Ведь здесь же рэп белый и какой-то весь интеллигентный.

- Поэтому и сложно здесь хип-хоп продвигать. Если бы у нас было многонациональное общество, эта культура здесь процентов на 30-40 поднялась бы наверх. Музыканты и танцоры бы не бедствовали, у всех были бы какие-то заработки. У нас все с опозданием лет на 5. Сейчас в Европе вообще бум - ничего кроме хип-хопа. Рано или поздно надоест и нашей молодежи то, чем ее кормят. И что-то новое будет нарасхват. Продюсеры начнут бегать, журналы резко начнут писать искать кого-то или создавать сами какую-то чушь. Знаешь, Зосимов уже создал группу "Тет-а-тет" для заработка. Это фальшивка и люди этому не верят, просто смазливых мальчиков набрали. А в Нью-Йорке противоположность полная - чем ты страшнее, тем ты реальнее. Real nigga - с большими цепями, с фиксами с изумрудами как минимум, с хорошей машиной Lexus, с часами Rolex, золотыми желательно, и две девчонки вот с такими грудями в машине той обязательно. Вот это чистый gangsta rap, который, правда, к хип-хопу имеет посредственное отношение. Здесь такое невозможно. Просто перед этим было много всего у них, а у нас эта культура только в зачаточном состоянии. И опять же многонациональность.

- Ты не думаешь, что 90 процентов русских в глубине души расисты?

- Значит нужно взять у этой культуры только манеру преподнесения музыки, и не придавать этому национальную окраску. Рэп - это целая необузданная поляна. Это новая поэзия. Если наши новые поэты просекут, что можно класть свой текст на ритм, распоряжаться этим словом, то это будет нечто! Просто не воткнулись еще люди. И можно так это сделать, что примут все русские.

Наши рекомендации