Магга-саччам – Истина о пути
дуккха-ниродха-гамини патипада ария-саччам
Четвертая благородная истина – это путь, ведущий к искоренению страдания.
арийо аттхангико магго, сейятхидам, самма-диттхи, самма-санкаппо, самма-вача, самма-камманто, самма-адживо, самма-ваямо, самма-сати, самма-самадхи.
Это Восьмеричный путь. И далее объясняется каждая из его частей.
Правильное понимание (самма-диттхи):
дуккхе ньянам, дуккха-самудае ньянам, дуккха-ниродхе ньянам, дуккха-ниродха-гаминия патипадая ньянам.
Это полное переживание мудрости, относящейся к страданию, его возникновению, его прекращению и мудрости Пути: ятха-бхутам паджанати, правильное понимание реальности – такой, какая она есть.
Правильное мышление (самма-санкаппо):
неккхамма-санкаппо, абьяпада-санкаппо, авихимса-санкаппо.
Это мысли о самоотречении, мысли, свободные от гнева и насилия.
Правильная речь (самма-вача):
муса-вада верамани, писуная вачая верамани, пхарусая вачая верамани, сампхаппалапа верамани
В вашей речи нет лжи и притворства, она не причиняет боль. В ней нет злословия и клеветы. И вновь постарайтесь понять, что она должна быть ятха-бхутам паджанати. Вы должны использовать это в жизни. Вы должны это пережить на своем опыте наряду с пониманием того, что вы живете жизнью, в которой нет больше места лжи, притворству, оскорблениям, злословию и клевете. Если вы не практикуете правильную речь, если вы ее не применяете, если она не стала частью вашей жизни, тогда это не самма, а всего лишь миччха – эмоциональная или интеллектуальная игра. А она должна стать ятха-бхута.
Правильное действие (самма-камманто):
панатипата верамани, адиннадана верамани, камесу-миччхачара верамани.
Правильное действие на уровне тела (верамани) – это отказ от убийства (панатипата), воровства (адиннадана) и сексуальной невоздержанности (камесу-миччхачара). Вы должны пережить его на опыте, сделать частью вашей жизни. Только если вы живете жизнью, в которой нет места убийству, воровству и сексуальной невоздержанности, тогда вы паджанати – переживаете это в реальности.
Правильные средства к существованию (самма-адживо):
ария-савако миччха-адживам пахая самма-адживена дживитам капетти.
Это отказ (пахая) от неправедных, сомнительных (миччха) видов заработка. И вновь то же самое условие: честные способы заработка должны стать частью вашей жизни.
Правильное усилие (самма-ваямо) состоит из четырех частей:
ануппаннанам папаканам акусаланам дхамманам ануппадая…
уппаннанам папаканам акусаланам дхамманам паханая…
ануппаннанам кусаланам дхамманам уппадая…
уппаннанам кусаланам дхамманам тхития асаммосая
бхийобхавая вепуллая бхаваная парипурия…
…чхандам джанети ваямати вириям арабхати читтам пагганхати падахати.
Это значит воздерживаться от имеющих пагубные последствия загрязнений (папаканам акусаланам дхамманам) еще до того, как они возникают (ануппаннанам), и освобождаться от уппаннанам (уже возникших) загрязнений. Это значит пробуждать еще не проявившиеся добродетели (кусаланам дхамманам) и сохранять, не давать угаснуть и преумножать проявившуюся добродетель. Пока она не проявится в полной мере и не станет совершенной (бхаваная парипурия).
И в каждом случае практик медитации «делает большое усилие (чхандам джанети ваямати), пробуждает энергию (вириям арабхати), прикладывает ум (читтам пагганхати) и старается изо всех сил (падахати)».
Правильное осознавание (самма-сати):
кае каянупасси вихарати… веданасу ведананупасси вихарати… читте читтанупасси вихарати… дхаммесу дхамманупасси вихарати атапи сампаджано сатима, винейя локе абхидджха-доманассам.
Везде, где Будда говорит о сати, он повторяет описание четырех сатипаттхан. Это значит, что всегда должна присутствовать сампаджаньня, то есть переживание возникающих и исчезающих ощущений. В противном случае то, что вы практикуете, это не самма-сати, а всего лишь обычное сати, то есть осознанность цирковой гимнастки.
Правильное сосредоточение (самма-самадхи) – это практика четырех джхан.
вивиччева камехи вивичча акусалехи дхаммехи са-витаккам са-вичарам вивекаджам пити-сукхам…
витакка-вичаранам вупасама адджхаттам сампасаданам четасо экодибхавам авитаккам авичарам самадхиджам пити-сукхам…
пития ча вирага упеккхако ча вихарати сато ча сампаджано сукхам ча каена патисамведети ям там ария ачиккханти ‘упеккхако сатима сукха-вихари’ ти…
сукхасса ча пахана дуккхасса ча пахана пуббева соманасса-доманассам аттхангама адуккхамасукхам упеккха-сати-парисуддхим…
В первой джхане медитирующий отвлечен от к чувственных желаний (камехи) и загрязнений ума. Это сосредоточенность са-витаккам са-вичарам: с вниманием к объекту медитации и постоянным осознаванием объекта. Здесь есть непривязанность (вивекаджам) и пити-сукхам – радостное состояние ума, приятные ощущения во всем теле. Ум сосредоточен. Во второй джхане – витакка-вичаранам вупасама: мысли и объекты мыслей уходят, остается радостное состояние ума и приятные ощущения в теле. В третьей джхане исчезает радостное состояние ума (пити), остается лишь сукха – приятные ощущения в теле как результат сосредоточенности ума. Однако теперь добавляется сампаджаньня – реальность возникновения и исчезновения.
Постарайтесь понять, что джханы были известны в Индии еще до того, как Будда стал буддой. О седьмой и восьмой джханах он узнал от двух учителей. Но здесь изучают лишь первые четыре джханы. Причина в том, что в тех джханах, которые он изучал раньше, отсутствовало понятие сампаджаньни. В результате можно было искоренить лишь загрязнения, лежащие на поверхности или не очень глубоко. Без сампаджаньни невозможно проникнуть вглубь и удалять глубоко укоренившиеся ментальные загрязнения. Эти загрязнения оставались, вследствие чего череда перерождений продолжалась. Теперь же, когда практикуют четыреджханы, на уровне третьей джханы наблюдают возникновение и исчезновение. Здесь присутствует сампаджаньня.
В четвертой джхане нет больше сукхи и дуккхи. Исчезли также соманасса и доманасса. Нет ни приятных, ни неприятных ощущений в уме. Есть только спокойствие, адуккхам-асукхам, есть только равностность, осознанность и полное очищение – упеккха-сати-парисуддхим. Термин сампаджано теперь уже не используется, потому что это стадия ниббаны. Четвертая джхана приходит вместе с четвертой стадией ниббаны, что соответствует стадии араханта. Вкладом Будды в практику медитации была сампаджаньня – средство, с помощью которого можно выйти за пределы всей сферы ум-материя.
Это и есть Четвертая благородная истина
Ити адджхаттам ва дхаммесу дхамманупасси вихарати… ‘аттхи дхамма’ ти… на ча киньчи локе упадияти.
И вновь повторяется описание тех же самых этапов: осознанность утверждается на основе мудрости дхаммы, только дхаммы и ничего более, и тогда нет цепляния – не за что больше цепляться.
Всё, что здесь объяснялось, должно быть пережито на опыте и понято. Мы можем об этом читать, но понимание слов Будды приходит только с практикой на глубоком уровне. А на стадии араханта всё становится понятно благодаря переживанию и личному опыту.