А также праведный потомок, который будет молиться за него[37]»
Саид ибн Мансур передаёт от Аттаба ибн Башира,
а тот от Хасыфа ибн Муджахида, что пророк Ибрахим (мир ему) вознёс мольбу:
﴿وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا﴾ Покажи нам обряды поклонения – Джибриль (Гавриил мир ему) пришёл
к нему и отнёс его к Дому, а затем сказал ему: «Подними его основы». Он поднял основы
и завершил строительство. Затем Джибриль (мир ему) вывел его за руку и повёл его к
холму Сафа, потом сказал: «Это один из символов Аллаха». Затем он пошёл с ним к холмуМарваи сказал: «Это один из символов Аллаха». Затем он пошёл с ним дальше, когда он достиг Акабы (в Мине), то увидел Иблиса (да проклянет его Аллах) , стоящего возле дерева. Джибриль (Гавриил, мир ему) сказал Ибрахиму: «Возвеличь Аллаха, и бросай камни
(в Иблиса)». Он возвеличил Аллаха и стал бросать камни. Тогда Иблис ушёл и встал возле средней Акабы. Когда Джибриль с Ибрахимом дошли до него, Джибриль сказал:
«Возвеличь Аллаха, и бросай камни (в Иблиса)». Он возвеличил Аллаха и стал бросать камни в него. Тогда мерзкий Иблис ушёл. Иблис хотел ввести новшества в обряд Хаджа, но не смог. Тогда Джибриль (Гавриил, мир ему) взял Ибрахима (мир ему) за руку и повёл к
местечку Маш‘араль-харам (заповедное место) и сказал: «Это Маш‘ар аль-харам».
Затем повёл его за руку к Арафату, и сказал ему трижды: «Арафта ма арайтука»?
(“Узнал ли ты то, что я показал тебе?”). Тот ответил: «Да».
Подобные повествования передают Абу Муджтаз и Катада.
Аллах сказал далее:
رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْهُمْ يَتْلُواْ عَلَيْهِمْ آيَـتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَـابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ العَزِيزُ الحَكِيمُ
(129) Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих,
Который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их.
Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый».
Аллах напоминает о завершении мольбы Ибрахима (мир ему) за обитателей запретной территории о том, чтобы Аллах послал среди них посланника, т.е. из потомства Ибрахима. Эта мольба совпала с ответом Аллаха ещё намного раньше, и Аллах предначертал
послание Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в среде простецов для всех остальных наций из людей и джиннов. Из этого следует, что Ибрахим (мир ему) был первым, кто упомянул о пророке. да благословит его Аллах и приветствует,людям. Однако открыто его имя упомянул Иса ибн Марьям (мир ему), когда сказал сынам Израилевым:
﴿إِنِّى رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُم مُّصَدِّقاً لِّمَا بَيْنَ يَدَىَّ مِنَ التَّوْرَاةِ وَمُبَشِّراً بِرَسُولٍ يَأْتِى مِن بَعْدِى اسْمُهُ أَحْمَدُ﴾
«Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того,
что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)».(61:6)
Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует)
сказал о причине его послания: «دَعْوَةُ أَبِي إِبْرَاهِيمَ وَبُشْرَى عِيسَى ابْنِ مَرْيَم»
«Мольба моего предка Ибрахима (мир ему), благая весть Исы сына Марьям, а также моя мать увидела во сне, что из неё вышел свет, который озарил дворцы Шама[38]».
Рассказывают, что мать пророка (да благословит его Аллах и приветствует) видела это видение во сне во время беременности, и рассказала его людям, так это повествование стало известным среди людей. Шам в последствии действительно стал центром религии
и распространения света Ислама. Перед Судным днём же в Дамаске в местечке
Минарат аль-Байда (Белый минарет) спустится Иса (Иисус) сын Марьям (мир ему).
Так в двух Сахихах приводится хадис:
«لَا تَزَالُ طَائِفَةٌ مِنْ أُمَّتِي ظَاهِرِينَ عَلَى الْحَقِّ
لَا يَضُرُّهُمْ مَنْ خَذَلَهُمْ وَلَا مَنْ خَالَفَهُمْ حَتَّى يَأْتِيَ أَمْرُ اللهِ وَهُمْ كَذَلِك»
Группа из моей Уммы будет продолжать стоять на истине, и не повредит им тот, кто предал их или враждовал, пока этого не пожелает Аллах[39]».
В Сахихе аль-Бухари есть дополнение: «وَهُمْ بالشَّام» «Они из Шама».
Аллах сказал:
﴿وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَـبَ﴾ научит их Писанию – Корану. ﴿وَالْحِكْــمَةِ﴾ и мудрости – Сунне.
Так считали: аль-Хасан, Катада, Мукатиль ибн Хаййан, Абу Малик и др.
Также есть мнение, что мудрость здесь подразумевает понимание религии.
В этих двух мнениях нет противоречий.
﴿وَيُزَكِّيهِمْ ﴾и очистит их – т.е. повиновением в религии и искренностью.
Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый
– т.е. Могущественный, для которого нет ничего невозможно, а также Мудрый в Своих действиях и словах. Он по своей мудрости всё установил на своём месте.
Всевышний Аллах сказал:
وَمَن يَرْغَبُ عَن مِّلَّةِ إِبْرَاهِيمَ إِلاَّ مَن سَفِهَ نَفْسَهُ وَلَقَدِ اصْطَفَيْنَاهُ فِي الدُّنْيَا وَإِنَّهُ فِى الاخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ
Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца?