Окажет ли это вред моему христианскому свидетельству?
Использование своей свободы в ущерб брату во Христе не может способствовать нашему свидетельству перед лицом неверующих. Употребление вина может ввести нас в некоторые круги общества, но наше отсутствие любви и участия к благу своего собрата по вере будет помехой в нашем позитивном свидетельстве и многим другим христианам, которые сами хотя и не подпадут под влияние нашего примера, но, тем не менее, будут проявлять озабоченность по поводу того, как это повлияет на других христиан.
Требование Павла, предъявленное коринфянам, указывает на то, что наилучшее свидетельство - это отказаться от предложения хозяина-язычника для того, чтобы не послужить соблазном собрату во Христе: "Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, - то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: "это идоложертвенное" - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести; ...Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью?" (1 Кор. 10:27-29). Если пригласивший вас хозяин-язычник увидит вашу сильную любовь к брату-христианину и заботу о нем, то это будет наиболее эффективным свидетельством об истине.
"Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, А живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, - всегда Господни" (Рим. 14:7-8). Христианин сам принадлежит Господу и все, чем он обладает, не его, а Господне, и, поэтому, апостол также говорил: "Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, Так как Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись" (1 Кор. 10:31-32).
Если мы хотим нести благовестие неспасенным людям, а также явить ободряющий пример своей жизнью во Христе, то мы не будем употреблять свою свободу, чтобы пить или делать иное, что может привести их к духовному соблазну и заблуждению.
Правильно ли это
В свете заданных выше вопросов, христианин должен спросить, а правильно ли, если я буду это пить? Мы видим, что на первый вопрос ответ весьма однозначен: нет, и вино, употребляемое в Библейские времена, не то же самое, что в наши дни. На второй и третий вопросы ответы также отрицательные для большинства современных верующих; и в этом нет необходимости; вообще, употребление вина - это не самый лучший выбор. На следующие четыре вопроса следует ответить положительно, по крайней мере, в некоторой степени. Употребление спиртных напитков с полной определенностью ведет к привыканию, и действует на организм разрушительным образом; оно также ведет к соблазну других христиан и может оказать вред нашему свидетельству пред неверующими людьми.
Однажды один человек мне сказал: "Я иногда в компании ребят выпиваю кружечку пива, это плохо?" На что я ответил: "А каково ваше мнение на это счет?" "Ну я не думаю, что это плохо, но что-то меня беспокоит". "А вам нравится подобное беспокойство?" - спросил я. "Отнюдь нет", - последовал ответ. "Вы знаете, как прекратить это беспокойство, не так ли?" -продолжал я, - на что он с полной определенностью ответил: "Конечно, нужно прекратить пить".
Павел с ясностью высказывал следующее: "А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех" (Рим. 14:23). Если даже мы и убеждены, что наши действия сами по себе не отличаются греховностью, но не можем их совершать со спокойной совестью, мы согрешаем, потому что идем вопреки своей совести. А это, в свою очередь, приведет нас к самоосуждению и чувству своей вины. Совесть - это данный Богом чувствительный инструмент, ограждающий нас от греха, Когда мы идем вопреки совести, то ослабляем ее, и она становится менее чувствительной и надежной. Таким образом, мы упражняемся в пренебрежении ее укоров. Если постоянно поступать против совести, то это приведет к тому, что она становится "сожженной" (1 Тим. 4:2) и умолкает. Когда это происходит, мы теряем очень могущественный фактор, данный Богом, чтобы вести нас (ср. 1 Тим. 1:5; 19).
Задавая себе вопросы об употреблении вина, заключительный и самый важный из них гласит: Могу ли я это делать перед Богом и людьми с полной верой и убежденностью, что это правильно?
Глава 19. Исполняйтесь Духом (часть 1)
Но исполняйтесь Духом, Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Повинуясь друг другу в страхе Божием (5:18-21).
Без истины, заключенной в стихе 18, что составляет сущность высказывания Павла, Послание к Ефесянам покажется как бы приверженным букве закона. Каждое данное им наставление было бы совершаемо силою плоти. Верующим пришлось бы положиться на свою силу и внутренние ресурсы, чтобы следовать христианской жизни, представленной апостолом в главах 4-6 и, конечно обнаружили бы, что совершенно к этому неспособны. Христиане не могут ходить, поступая со смиренномудрием, в единстве, отделившись от мира, являя собою свет и любовь, что есть их сущность и мудрость, без заряжающей силы и могущества Святого Духа. Поступать в своей жизни без Духа - значит поступать как неразумные и нерассудительные (см. ст. 15-170. Мы можем "подражать Богу, как чада возлюбленные" (5:1), только "исполняясь Духом" (ср. Иоан. 15:5).
В 5:18-21 Павел вначале представляет контраст между делами плоти и Духа. Как это подмечается в предшествующем обсуждении ст. 18, дела плоти характеризуются языческой религией, из которой вышли многие верующие в Ефесе, религии, основывающейся на пьянстве, блудодейственных оргиях для достижения так называемого экстаза, во время которого человек старался возвыситься до общения с богами. Это путь эгоизма, гордости, блуда, корыстолюбия, идолопоклонства, заблуждения, обмана, галлюцинации, лжи и, даже, путь поклонения бесам. Он характеризуется тьмой, и безрассудностью (см. 5:3-17).
В ст. 18-21 апостол представляет другую сторону контраста: благочестивое хождение Божьих детей, которое находит свое выражение в жизни по Духу и поклонении красоте и святости. Он, сначала, приводит центральное повеление послания, которое для верующих является главным пунктом, а за ним излагает краткое начертание последствий послушания этому повелению.
Повеление
"Но исполняйтесь Духом" (5:18)
Хотя Павел не был в числе присутствующих при излиянии Святого духа, когда Он проявил Себя таким могущественным образом в день Пятидесятницы, он возможно имел в виду это событие, когда писал: "Исполняйтесь Духом". Пятидесятница, по всей вероятности, имела место, когда он был еще неверующим, и прежде, чем он приступил к гонению церкви. Но если бы не было Пятидесятницы, то он и другие неверующие, не имели бы основания преследовать церковь, потому что она была бы слишком хилой и бессильной, чтобы представлять угрозу владычеству сатаны. Именно тогда остальные апостолы услыхали "шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра", увидели - "языки как бы огненные (которые) почили по одному на каждом из них" и "исполнялись все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать" (Деян. 2:2-4). Именно в это время, присутствующие там люди обвиняли апостолов, говоря, что они "напились сладкого вина" (ст. 3),вероятно ожидая, что за этим последует обычная безумная картина, которая наблюдалась во время мистического языческого богослужения.
Хотя другие личности (такие как Моисей, Исх. 31:3; 35:31) получили исполнение Духом для определенных целей, именно во время Пятидесятницы все верующие в церкви впервые исполнились Святого Духа. Каждое обещание, данное Иисусом Своим ученикам в последнюю ночь пребывания с ними на земле, исполнилось, в некотором смысле, с приходом Святого Духа в тот день. В действительности, именно нисшествие Святого Духа по настоящему показало реальность всех обещаний Иисуса Христа Иисус сказал: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а ни таете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Иоан. 14:16-17). Постоянное пребывание Святого Духа во всех верующих, а не только в некоторых из них, что наблюдалось до Пятидесятницы - это одна из величайших истин диспенсации Нового Завета. В новой эре - эре церкви, Божий Дух не просто сопровождает Свой народ, но поселяется в нем, но тех верующих (ср. 1 Кор. 3:16; 6:19). Именно это пребывание Святого Духа в верующих, в их телесном храме, служит исполнению всех других обетовании Христа, обращенных к Его народу. И в Ефесянам 1:13 Он называется "обетованным Святым Духом".
Святой Дух является нашим Божественным залогом и гарантией исполнения обетовании Иисуса (2 Кор. 5:5). Помимо всего прочего, Он гарантирует и заверяет нас в том, что для нас приготовлена обитель в доме Отца (Иоан. 14:2-3); что мы будем совершать великие дела, не по внешним проявлениям, но по размаху, какие делал Он (14:12; ср. Матф. 28:18-20; Деян. 1:8), что все, что мы попросим Его во имя Его, нам будет дано от Него (Иоан. 14:3-4), что мы будем иметь Христовый мир (14:27) и нам будет принадлежать полнота радости (15:11). Святой Дух убеждает нас, что Иисус Христос и Отец -едины (14:20); и мы поистине являемся Божьими детьми (Рим. 8:16), что Он будет ходатайствовать за нас, делая наши молитвы действенными (Рим. 8:26), и что Он принесет плоды в нашей жизни (Гал. 5:22-23).
Но Святой Дух может совершать Свой труд в нас и ради нас только тогда, когда Он исполнит нас. Каждый христианин имеет Святого Духа, поселившегося внутри его, и обладает потенциальной возможностью принять исполнение всех обетовании Христа, обещанных Им тем, кто принадлежит Ему, как достояние Его. Но никто из христиан не увидит исполнения этих обетовании, если он не находится под полным контролем Святого Духа. Мы можем в момент уверования заявить свои претензии на все Христовы обетования, но не увидим их исполнения в своей жизни, пока не позволим Его Духу исполнить нас и владычествовать полностью в нашем сердце. Только познав, что значит быть под руководством Святого Духа, мы ощутим блаженную гарантию небесного наследия, или радость деятельности труда для Господа, постоянный ответ на свои молитвы, погрузившись в полноту Божьей любви, радости и внутреннего мира.
Что такое исполнение
Прежде чем мы подробно рассмотрим, что такое исполнение Духом, нам нужно дифференцировать это понятие в определенную категорию, отделив от того, что не имеет к этому отношения. Во-первых, исполнение Духом - это не драматическое эзотерическое переживание внезапной заряженности и спиритуализации в постоянное состояние высшей степени духовности, благодаря повторному акту благословения, последующего за спасением. Это не имеет ничего общего с неким временным "электрическим зарядом", который вызывает экстатическую речь, или неземные видения.
В-вторых, исполнение Духом - это не другая крайность, выражающаяся в упорных стараниях поступать согласно Божьей воле по благословению Святого Духа, но, в целом, нашими усилиями и стараниями Бог одобряет не дела плоти.
В-третьих, исполнение - это не то же самое, что вхождение Святого Духа в наше сердце, потому ,что Он творит Свою обитель в каждом верующем в момент его спасения. Как Павел утверждает в Послании к Римлянам: "Если же, кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (8:9; ср. Иоан. 7:38-39). Тот, кто не имеет Святого Духа, не имеет и Христа. Даже незрелым, мирским коринфянам Павел говорил: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12:13). В отличие от верующих до Пятидесятницы, на кого временно сходил Святой Дух (Суд. 13:25; 16:20; 1 Цар. 16:14; Пс. 50:11), вес христиане теперь имеют в себе Святого Духа, Который постоянно поселился в них.
В-четвертых, исполнение Духом не описывает это переживание, как процесс прогрессивного получения Его по возрастающим степеням или дозам, т.е. мерою. Каждый христианин не только имеет в себе Святого Духа, но обладает Им в полноте. Бог не посылает Его, разделяя по частям. "Не мерою дает Бог Духа" - говорил Иисус (Иоан. 3:34).
В-пятых, из 1 Коринфянам 12:13 также понятно, что исполнение Духом - это не то же, что и крещение Духом, потому что каждый верующий крещен Им и получил Его. Хотя мы видим результаты крещения Святым Духом и радуемся, это крещение и принятие Святого Духа не относится к числу реальностей, которые мы можем ощущать и, безусловно, не является особым для особенно благословенных верующих. Это чудо - духовная реальность, создаваемая или нет, но происходящая в каждом верующем в тот момент, когда он становится христианином и поставляется Христом в члены Eго Тела через Святого Духа, Который занимает постоянное в жизни такого человека.
Павел не обвинял коринфян в том, что они были незрелыми и пребывали в своих грехах, потому что еще не имели снятого Духа или крещения, а затем увещевал их искать Духа, чтобы исправить создавшуюся ситуацию. Напротив, он напоминает им, что каждый из них уже получил Святого Духи. В начале этого послания он умолял их, говоря: "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм, живущего в вас Святого Духа, Которого имеет вы от Бога, и вы не свои?" (6:18-19). Они грешили не потому, что в них не было Святого Духа, а несмотря на Его присутствие. Даже, когда христианин грешит, в нем все еще живет Святой Дух, и это факт делает его грех еще более ужасным. Когда христианин оскорбляет Святого Духа (Еф. 4:30) или угашает Его (1 Фес. 5:19), он оскорбляет и угашает того Духа, Который живет в нем.
Наконец, исполнение Святым Духом - это не то же самое, что запечатление Им и гарантия. Это уже исполнившийся факт (см. на 1:13). Никогда нет повеления, обращенного к верующим, чтобы они искали крещения или запечатление Святым Духом, чтобы Он поселился в них. Единственное повеление касается исполнения.
Исполняйтесь переведено с глагола настоящего времени pleroo в страдательном залоге и повелительном наклонении, и в буквальном смысле значит "постоянно наполняться". Это повеление предполагает идею сознательного продолжительного действия. Исполнение Святым Духом - это не предмет выбора, но повеление, которое обязательно для исполнения. Ни один христианин не может исполнить ни в чем Божью волю без Божьего Духа. Помимо повеления, обращенного к неверующим, чтобы они в своем спасении положились на Христа, в Писании нет ни одного более практического и необходимого повеления, чем то, которое относится к верующим, чтобы они исполнялись Духом.
Повеления, подобные этому, напоминают нам о том факте, что верующие подчинены Божественному авторитету и призваны к послушанию, как наиболее основному элементу христианской жизни. В некоторых христианских кругах образ жизни и, даже, действительное учение, отражает точку зрения, что самое главное - это вступление в сферу Божьего царства. И все, что человек может сделать в послушании Господу, после этого - это просто своего рода духовная "дополнительная заслуга". Некоторые утверждают, что во Христе мы обретаем спасение от ада и что, даже, если все наши дела сгорят и мы не получим награды, то все равно мы наследуем вечную жизнь на небесах. Даже самый отдаленный уголок небесной обители все же будет небом, по их аргументации, и все верующие будут там жить в вечном блаженстве.
Подобное мышление полностью противоречит Новозаветному учению. Оно продиктовано духовной окаменелостью сердца и влечет за собой жизнь, проводимую в беспечности и безразличии, а зачатую еще в блуде и идолопоклонстве. Тот, кто имеет подобное отношение к Божьему закону и постановлениям, что идет вразрез со Священным Писанием, проводит свою жизнь или в прямой оппозиции к Святому Духу, или совсем не имеет Его - и в таком случае не принадлежит к числу христиан. Послушание и покорность Божьей воле, владычеству Христа и водительству Святого Духа является существенной частью спасительной веры. И это не зависит от нашего выбора: хотим ли мы этого или нет. Новообращенный, ненаставленный христианин будет немного понимать, как это полностью соотносится с нашим земным хождением, но духовная ориентация его новой природы, нового человека во Христе, будет подчинять его желание Божьему Слову и Его Духу. Тот, кто не имеет желания к этому, не имеет и законного права и притязаний на спасение.
Противление исполнению и контролю Святого Духа является вопиющим непослушанием, и отрицать или умалять важность подобного положения - значит оказывать сопротивление учению Божьего Слова. Каждый христианин не отвечает Божьим требованиям и временами будет впадать в согрешение и проявлять равнодушие. Но он не может постоянно довольствоваться подобным положением, потому что грех и равнодушие будут в неустанной вражде с его новой природой (см. Рим. 7:14-25). Он знает, что их нельзя оправдать, или как-то согласовать с Божьей волей.
Мы узнаем на примере отношений между Павлом и христианами в Коринфе, что возможно верующему в течение какого-то времени быть и даже оставаться плотским, до некоторой степени (1 Кор. 3:1), но такое положение никогда не будет основной ориентацией истинного христианина. Термин плотский больше всего употребляется в Новом Завете применительно к верующим. "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, - говорил Павел, - Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:6-7). Человек, помышления которого постоянно настроены на дела плоти, не может быть христианином, потому что христианин "не по плоти (живет), но по духу, если только Дух Божий живет (в нем)" (ст. 9). Тот, кто исповедует христианство и постоянно испытывает вожделение к делам этого мира и плоти, должен проверить свое сердце со всею внимательностью и посмотреть, описывается ли его плотское состояние в 1 Коринфянам 3:1-3; или в Римлянам 8:6-| (ср. 1 Иоан. 2:15-17; Иак. 4:4).
Хотя каждый христианин имеет в себе Святого Духа, крещен и запечатлен Им, если также не будет исполняться Духом, то будет влачить жалкое существование в духовной слабости, отсталости, разочаровании и поражении.
Непрекращающееся состояние исполнения ("постоянного наполнения") подразумевает подчинение себя контролю Духа, день за днем, минута за минутой. Пассивный аспект указывает на то, что это не наше собственное действие, но раскрытие себя, чтобы за нас делал кто-то другой. Исполнение является исключительно трудом Самого Святою Духа, но Он действует только через наше добровольное послушание. Настоящий аспект этого повеления указывает на то, что мы не можем положиться на прошедшее исполнение и не можем жить ожиданием будущего. Мы можем радоваться, взирая на прошлые исполнения и надеяться на будущее, но жить только настоящим, теперешним исполнением.
Признак хороших брачных взаимоотношений лежит не в прошедшей любви и преданности друг другу, какими бы полноценными и чудесными не были эти отношения, и не в ожидании подобных отношений в будущем. Сила брака заключается в любви и преданности друг другу сейчас, в настоящий момент.
Pleroo передает значение не просто наполнения чего-то, к примеру наполнение стакана водой по края. Данный термин употреблялся еще в трех различных смыслах, что расширяет содержание высказывания Павла. Во-первых, это слово применялось довольно часто при описании раздутого паруса, .благодаря чему осуществляется продвижение вперед морского судна. Быть исполненным Духом - значит продвигаться вперед в своей христианской жизни силою Самого Бога, тем зарядом, каким были "движимы Духом Святым" составители Священного Писания (2 Пет. 1:21).
Во-вторых, pleroo передает идею проникновения, и этот термин употреблялся при описании соли для предохранения мяса от порчи и сохранения его вкуса. Бог желает, чтобы Его Святой Дух так проник во все сферы нашей жизни, что все, что мы думаем, говорим и делаем, отражало Его Божественное присутствие.
В-третьих, pleroo означает полный контроль. Человек, исполненный скорбью (см. Иоан. 16:6) не владеет собой, но полностью находится по контролем этого чувства. Таким же образом, тот, кто исполнен страха (Лук. 5:26), гнева (Лук. 6:11), веры (Деян. 5:3), уже не владеет собой, но полностью подвластен тому, что овладевает им. В этом смысле, быть исполненным, значит быть под властью и контролем, а это . значение представляет для верующего наибольшую важность. Как мы уже заметили, быть исполненным Духом - не значит получать Его в прогрессивном отношении по частям, пока мы не будем Им исполнены. Это предполагает предание себя целиком и полностью под Его контроль. Данное положение находится в прошлом противопоставлении бесконтрольному пьянству и распутству при поклонении Дионисию, о котором упоминалось в первой половине этого стиха.
Мы видим контролирующий труд Святого Духа даже в жизни Иисуса, когда Он, будучи в человеческой плоти, совершал Свое земное служение. Святой Дух повел Его "в пустыню, для искушения от диавола" (Матф. 4:1). Мы узнаем из параллельного отрывка в Евангелии от Луки, что то, как Иисус был "исполненный Духа Святого, приготовило Его к тому, что Он поведен "был Духом в пустыню" (4:1). Повествование от Марка употребляет более сильный термин, говоря, что "немедленно... Дух ведет Его в пустыню" (1:12). Это происходило не так, что Иисус воспротивился, или Его нужно было принуждать, но Его величайшая радость состояла в исполнении воли Его Отца (Иоан. 4:3) и, поэтому, Он полностью подчинился контролю Святого Духа.
Христианина, исполненного Святым Духом, можно уподобить перчатке. Пока она не надета на руку, то бессильна и бесполезна. Она предназначена на труд, но не может его совершать сама по себе. Она действует только тогда, когда ее направляет рука. Перчатка совершает что-то, только когда действует рука и ничего больше. Она не просит у руки никакого задания, а затем не пытается его выполнить без помощи руки. Она, также, не хвастает и не распространяется по поводу того, что делала когда-то раньше, потому что знает, что вся заслуга принадлежит руке. Христианин может совершать без исполнения Святым Духом не больше, чем перчатка сама по себе, не будучи одетой на руку. Все, что он предпринимает таким образом, весь его труд, является деревом, сеном и соломой, не выдерживая испытания огнем, который, в конечном итоге, попалит его (1 Кор. 3:12-15). Такие усилия не производят абсолютно ничего, что может иметь духовную ценность.
Когда церковь в Иерусалиме хотела освободить апостолов от хозяйственных забот, чтобы они занимались более важным трудом, посвятив себя молитве и служению Словом, то верующие избрали таких людей, как Стефана, "мужа исполненного веры и Святого Духа" (Деян. 6:4-5). Стефан, продолжая ходить в полноте Святого Духа, "воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, "даже будучи побиваем камнями" (Деян. 7:55). Исполнение Святым Духом отделяет нас от желаний, требований, задач, страхов и от самой мирской системы в целом, и дает нам видеть Бога, что можно достигнуть только таким образом. Когда человек исполнен Духа, то все остальное отходит на второй план, зачастую представляясь совсем лишенным какой-либо важности.
Хотя Петр первый раз получил исполнение Святым Духом в день Пятидесятницы совместно с остальными учениками, через некоторое время после этого он говорил собравшимся начальствующим иудеям в Иерусалиме, исполнившись Духа Святого (Деян. 4:8).
Прежде, чем взять в удел Савла, который позже стал называться Павлом, как апостол язычников, Бог повелел Ахании возложить руки на голову Савла и сказать: "Брат Савл, Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа" (Деян. 9:17). Без своего внутреннего расположения, которое дало возможность исполнению Святым Духом, Павел был бы не более пригоден для Господа, чем мирские члены в Коринфе, среди которых он позже проводил служение.
Когда Иерусалимской церкви понадобился человек, для того, чтобы помочь в служении язычникам в Антиохии, то "поручили Варнаве... Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого" (Деян. 11:22, 24). Мы читаем, что Павел, представив со словом пред лукавым волхвом по имени Елима, исполнился Святого Духа (Деян. 13:9), а ученики во время издевательств и гонений "исполнялись радости и Духа Святого" (13:52).
Весьма похвально, что мы часто слышали об озабоченности в отношении возвращения того духа преданности, ревности, любви и силы, которыми отличалась первая церковь. Но невозможно иметь духовную силу первой церкви, стараясь просто подражать ее методам функционирования. Мы можем на себе пережить духовную силу тех верующих только тогда, когда мы полностью подчинимся контролю Святого Духа, как и они. И не их методология, но исполненная Духом жизнь, облекла верующих силою, чтобы перевернуть весь мир, что имело место в первом столетии (Деян. 17:6).
Способы исполнения
Бог не повелевает ничего, к чему Он не дает способов и средств для послушания этому повелению. И, если Бог нам что-либо повелевает, то за это не нужно молиться, потому что это со всей очевидностью Его воля и намерение в отношении нас. Бог испытывает глубочайшее желание, чтобы мы исполнялись Его Духом. Нам нужно только обнаружить приготовленные Богом ресурсы для того, чтобы быть послушными Ему.
Исполнение Духом предполагает исповедание греха, предание Богу своей воли, интеллекта, тела, времени, таланта, состояния и желаний. Для этого требуется положить конец эгоизму и умертвить своеволие. Когда мы умираем для своего "я", Господь наполняет нас Своим Духом. Принцип, сформированный Иоанном Крестителем, применим к Духу так же, как и ко Христу: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Иоан. 3:30).
Повеление Павла, высказанное колоссянам, - "Слово Христово да вселяется в вас обильно", - дает начало последующим и обусловленным повелениям (Кол. 3:16-25), которые полностью созвучны переданным им в Ефесянам 5:19-31, последствия исполнения Духом. В обоих примерах мы замечаем, что пение псалмов, благодарение и послушание следует за исполнением Духом и представлением себя, чтобы Слово Христа вселялось в нас. Поэтому, нетрудно сделать заключение, что исполнение Духом - это не эзотерическое, мистическое переживание, которое заслуживает группа духовных избранников посредством какой-либо секретной формулы или других подобных средств. Это просто отдача себя Богу, чтобы Слово Христа (Писание) вселялось в нас обильно, без никакого препятствия с нашей стороны, и пропитало каждую клеточку нашего естества. Исполниться Божьим Духом -значит исполниться Его Словом. По мере исполнения Божьим Словом, оно контролирует наше мышление и поступки и, таким образом, мы предаем себя большему и большему контролю Духа. Как выразился Чарльз Сперджен, у христианина Библия должна войти "в кровь", и когда он порежется, то должен истекать Писанием.
Петр получил силу благодаря своему стремлению быть всегда подле Иисуса. Когда Иисус шел по дороге, Петр был с Ним; восходил на гору или отплывал в лодке - Петр был с Ним. Петр попал в бедственное положение, когда отошел от своего Господа. Оставаясь же вблизи Его, он совершал чудеса, высказывал чудесные слова и обладал чудесной храбростью.
Когда Петр увидел Иисуса, стоящего на водах моря на некотором расстоянии от лодки, он сам ступил на воды, услышав повеление Господа: "Иди". И пошел по воде как и Господь, до тех пор, пока его внимание не отвлеклось от Иисуса, и не обратилось на себя и свои обстоятельства (Матф. 14:27-31). По другому случаю, когда Господь спросил учеников: "А вы за кого почитаете Меня?", Петр без промедления ответил: "Ты - Христос, Сын Бога Живого". Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах (Матф. 16:15-17). Разум и дух Петра были полностью сосредоточены на Христе и, поэтому, Бог взял его в удел, чтобы тот выразил свидетельство о мессианстве Иисуса и Его Божественном сыновстве. Через короткий промежуток времени, однако, Петр противопоставил свое личное понимание Господнему, тем самым высказавшись не в пользу Бога, а сатаны (16:22-23).
Когда в Гефсиманский сад пришли воины, чтобы взять Иисуса, то они отступили назад и пали, когда Иисус сказал, что Он - тот, кого они ищут. Возможно, ободрившись подобной реакцией, Петр выхватил меч и отсек правое ухо Малху, рабу первосвященника, и вполне возможно продолжал бы сражаться до смерти, если бы Иисус не остановил его (Иоан. 18:3-11; ср. Лук. 22:47-51). Возле Господа он не имел страха. Но через некоторое время, будучи отдаленным от Господа, у него не хватило смелости даже признать, что он знает Иисуса (Иоан. 18:15-27).
После того, как Вознесшийся Господь послал Своего Святого Духа, чтобы Он сошел на учеников и наполнил их, как Господь и обещал, Петр вновь обрел способность говорить и творить чудеса и иметь чудесную храбрость. Он безбоязненно провозгласил о своем воскресшем Господе на том месте, где несколько месяцев до того Господь был взят, избит и распят и, благодаря чудесной силе и благословению, на одну проповедь откликнулось три тысячи человек, получивших спасение (Деян. 2:14-41). Когда хромой у храма просил у Петра и Иоанна милостыню, то Петр ответил: "Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена" (Деян. 3:1-7). Когда на него наложили руки и привели в Синедрион, задавая ему вопросы об исцелении, то Петр "исполнившись Духа Святого", провозгласил, что исцелил силою и могуществом Иисуса Христа, распятого ими. Они не могли отрицать факта чудесного исцеления и боялись множества народа, который прославлял за него Бога; а поэтому иудейские начальники велели Петру и Иоанну больше не проповедовать об имени Иисуса. На это Петр ответил: "Судите, справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян. 4:1-22).
Исполняться Духом - значит жить, создавая личное присутствие Господа Иисуса Христа, как если бы мы стали подле Него, и дать Его разуму управлять нашей жизнью. Это значит исполниться Божьим Словом, чтобы Его мысли были нашими, Его нормы - нашими; Его труд - нашим трудом, а Его воля - нашей волей. По мере того, как мы предадим себя истине Христа, Святой Дух будет вести нас, чтобы мы были тем, чем хочет видеть нас Бог, говорить и делать все согласно Его воле. "Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в i лаву, как от Господнего Духа" (2 Кор. 3:18). Осознание Христа ведет к Его подобию.
Возможно, наиболее лучшей аналогией постоянного предания Себя контролю Святого Духа является хождение, метафора, которую употребляет Павел в Ефесянам 4:1. Хождение предполагает поступательное, шаг за шагом движение, мысль за мыслью, решение за решением, действие за действием на пути исполнения Духом. Жизнь, исполненная Духом - это жизнь предания себя Божьему Духу. "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти; они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5:16-17). Наша плоть представляет собой плацдарм греха, еще не искупленную часть нашего человеческого естества, которая незащищена от греха, питает к нему склонность и расположение. Даже как христиане, новые творения но Христе, мы имеем ахиллесову пяту, уязвимое место и это место - наша плоть, остаток ветхого человека, которая старается совратить нас с пути, чтобы мы не проводили жизнь согласий нашего небесного гражданства. Павел говорит, что это "иной закон противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящего в членах моих" (Рим. 7:23). Единственный способ отвергнуть эту живущую в нашей плоти греховность, наши нечестивые похоти и искушения сатаны - это совершать жизненное хождение, поступая по Духу.
Не исполняться Духом значит возвратиться назад, поступая но делам плоти, которые "суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (Гал. 5:19-21). Мы не должны сознательно избирать дела плоти и не исполнять их. Если мы не живем под контролем Божьего Слова и Его Духа, то можем совершать только дела плоти, потому что плоть является нашим единственным ресурсом.
Позитивная сила и могущество Святого Духа представляет единственную защиту от негативной силы искушения, греха сатаны. Мы бессильны противостоять этому злу, и старание защититься от него силою аналогично попытке пойти по водам. Мы совершаем духовные победы только тогда, когда за нас подвизается в сражении Божий Святой Дух.
Но, подчинившись контролю Божьего Духа, мы увидим, что Он производит в нас разительные перемены, которые являются исключительно Его делом. Павел называет эти удивительные благословения плодом Духа, а Он: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, Кротость, воздержание" (Гал. 5:22-23). Те, кто постоянно находятся под контролем Духа и приносят плод Духа, - это люди, принадлежащие Христу, которые "распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, - продолжает Павел, - то по духу и поступать должны" (Гал. 5:24-25). Ходить по Духу, поступать по Духу - значит прожить свою жизнь не зря, используя всякую возможность, как Божий дети, стремясь достигнуть конечной цели нашего существования.
Глава 20. Исполняйтесь Духом (часть 2)
Но исполняйтесь Духом, Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Повинуясь друг другу в страхе Божием (5:18-21).
Следуя Божьему повелению - исполняйтесь Духом, Павел суммирует последствия послушания Ему.
Последствия
Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Повинуясь друг другу в страхе Божием (5:19-21).
В остальной части послания рассказывается о последствиях жизни, исполненной Духом (которые в значительной степени обогащают наше понимание ее сущности). Нам приводятся три из самых существенных: пение, благодарение и повиновение. Когда Святой Дух осуществляет над нами контроль, Он полагает в наши сердца и на уста песнь, дает нам благодарение Бога, делая послушными друг другу. Первая черта касается нашего внутреннего состояния, вторая - отношений с Богом, а третья - затрагивает взаимосвязь с другими людьми.