Св. Патрик Ирландский: жизнь и деяния святого.

Большую роль в истории Церкви Господь предназначил св. Патрику. Подобно двенадцати апостолам христовым, он нёс людям слово Истины. Просвещая людей и строя храмы, св. Патрик знакомил людей со Священным Писанием, и рассказывал им о Спасителе нашем Иисусе Христе. Вся его жизнь была посвящена Господу. Ему лишь одному он служил. Его слова св. Патрик проповедовал народу земли Британской и Ирландской.

Именно на земле Ирландской св. Патрик сыграл свою главную просветительскую роль. Никто до него не была на этом туманном и загадочном острове древних кельтов. Ни разу там не звучало имя Господа Иисуса Христа. Его Имя не было известно ирландским вождям. И именно св. Патрику Господь предназначил идти в земли туманного британского острова, и нести свет спасения бывшим политеистам. Свет Господень доходил до «края земли».

«Край земли» - Ирландия, был островом, который так и не вошёл в состав Великой Римской Империи, хотя сами римляне знали о его существовании и называли эту таинственную землю Хибернией[2]. Состав её населения, как и в Британии, состоял из местных кельтских племен. Как пишет советский литературовед, филолог-романист и кельтолог Александр Александрович Смирнов «Нравы населения были чрезвычайно грубы и жестоки. Обычными занятиями всех «благородных» были война и охота. Постоянно совершались всякие правонарушения… Низшие князья восставали против высших. Грабежи проходили ежедневно. Так как главным богатством был скот, то распространеннейшей формой разбоя был угон скота. Ирландские пираты непрестанно грабили берега Англии и Шотландии, увозя жителей, чтобы обратить их в рабство». Во время войны, кельты вырезали «население целых посёлков, посевы уничтожались, весь скот угонялся». Также у ирландских племён «был обычай отрезать головы убитых врагов и сохранять черепа в качестве трофеев... (или – А.Б.) более упрощённым способом было отрезание и хранение языков»[3].

Именно в такой кровавый и варварский мир был направлен путь св. Патрика. Если миссионерство святых апостолов было в мире греко-римской цивилизации – в мире высокой культуры и «благородной» войны, то путь проповеди св. Патрика проходил в мире, где главной целью была война и через неё показание своей силы. Жестокий мир ожидал святого миссионера. Однако под благодатью Божией шёл св. Патрик, и бесы расходились пред ним. Путь миссионера ждал его в будущем. Путь апостола был дарован ему.

Родился св. Патрик в 389 году на центральном острове Британия в семейной вилле близ города Баннавента-Берния, на юге Шотландии, в благочестивой семье. Отец его Кальпурний был декурионом – римским офицером, который после военной службы стал дьяконом. Дед св. Патрика – Потит, также имел церковную должность, и был священником.

Как уже было выше сказано про ирландские племена, кельты славились довольно буйным и воинственным нравом, и очень часто совершали набеги на чужую территорию. В начале IV века, ирландские кельты также освоили тактику морских разбойничьих набегов, и ещё за четыре века до викингов, славились своими варварскими набегами на территорию Британского острова. Многие люди с трепетом смотрели в море боясь увидеть ирландские корабли. Но если они и видели подплывающие ладьи кельтских пиратов, спасаться им редко удавалось. Множество пленников уводилось в рабство в Ирландию, а женщин и матерей насиловали и делали дворцовыми рабынями для похоти. Жестокий мир царил в те варварские времена. Рабство было повсеместно. Не избежал его и св. Патрик.

В 405-406 гг. будущий просветитель, в возрасте 16-17 лет, попал в рабство и был увезён в Ирландию. Там юный святой был продан в рабство в Антрим, где он принадлежал некоему Милкко из рода Да Ларадиа. Святого местный народ называл Котрейдгомом. Основной работой св. Патрика, согласно его «Исповеди», было задание пасти овец.

Будучи ещё юным, до того, как его поработили разбойники, будущий святой не отличался в семье столь духовной жизнью. В отличие от своего отца и деда, он вёл обычную мирскую жизнь, не думая о Боге и вере. И лишь попав в Ирландию в рабскую жизнь, согласно «Исповеди» святого, он познал наконец-то Бога – его свет и тепло. «Бог открыл глаза мои…, (и я – А.Б.) вспомнил множество своих грехов и от всего сердца обратился ко Господу, Который призрел меня в ничтожестве моем и сжалился над юностью моей и неведеньем моим»[4]. Пася овец на поле св. Патрик «посвящал всё своё время молитве»[5]. Некогда грешная и мирская душа святого стала преображаться, и становиться на путь покаяния и святости. «Молиться я мог весь день… (и – А.Б.) сердце моё исполнялось страха Божиего и любви к Нему» - писал св. Патрик в своей «Исповеди».[6]

Пребывая всегда в молитве и посте, смиренно трудясь по воле хозяина, св. Патрик развил в себе глубокую веру и принятие той жизни, которая есть. Но Господь не дал ему вечно пребывать в рабстве. Святому пришло время изменить свою жизнь. Спустя шесть-семь лет пребывания в Ирландии, согласно «Исповеди», услышал однажды во сне св. Патрик голос неизвестный, который говорил ему: «Правильно делаешь, что постишься, ибо скоро вернёшься ты в родную сторону»[7]. А спустя некоторое время, услышал святой ещё одно послание: «Пойди и взгляни – твой корабль ждёт»[8]. И воистину слова Божие были вещими. Через несколько дней, св. Патрик ушёл самовольно от хозяина по направлению к морю. Вместе с торговцами на торговом судне он отплыл от берегов Ирландии, и проплыв частично Атлантический океан и пролив Ла-Манш, причалил к берегам северо-западной Галлии (современной Бретани, Франция).

Являясь теперь глубоко духовным человеком, чья жизнь состояла из молитвы и поста, св. Патрик несколько лет провёл в монастыре Мармутье по Туром. Спустя некоторое время, с благословенья настоятеля Мармутской обители, святой перешёл в Леринское аббатство св. Гонората близ Канн.

Помнив свою вторую родину, ещё пока не просвещённую Ирландию, в 415-420 гг. св. Патрик отправляется в Священный город Рим – «центр мира и Церкви», дабы обратиться к Святейшему Понтифику Инокентию I, с просьбой организовать просветительскую миссию к «краю света», дабы ознакомить ирландцев с верой христовой. Однако по причине серьёзных геополитических войн Западно-Римской Империей с вестготами, миссия была отклонена, и св. Патрик уехал из столицы ни с чем.

Возвратившись обратно в Галлию святой поселился в городе Осере. Тут у святого начинается блеск его богословских знаний, а также покровительство со стороны заслуженного деятеля Церкви - св. Германа. Его личности стоит отдельно посвятить внимание, поскольку роль св. Германа сыграла большое влияние на святого просветителя Ирландии, основанной в будущем в ней Церкви, а также стала связующим звеном между монастырями на Востоке и Западе.

Жизнь св. Германа с самого детства была связана с его мирским и духовным другом – св. Иоанном Кассианом. В юности они вместе отправились в Святую Землю, где подвизались в Вифлеемской киновии. Киновиями (древнегреч. «совместная жизнь») в те времена назывались монастыри, которые строили на территории Палестины и римских провинций Ближнего Востока. В 399 году молодые юноши отправились из Палестины в Египетские монастыри, где более развили свои духовные и богословские знания. В 400 году св. Герман и св. Иоанн прибыли в столицу Восточной Римской Империи – Константинополь, где имели аудиенцию у архиепископа столицы – св. Иоанна Златоусты, который рукоположил св. Иоанна в диаконы.

В 405 году, когда св. Иоанн Златоуст подвергся несправедливым нападкам со стороны бесчестных членов Церкви и был сослан Августейшим Императором в Армению, святые Иоанн и Герман добровольно отправились в западную столицу Священной Империи – Рим, где ходатайствовали за пленённого епископа перед Святейшим Папой Инокентием I. Понтифик дал своё слово «за» св. Иоанна Златоуста, и оказал помощь в освобождения невинно осуждённого архиепископа.

После скандала, связанного со св. Иоанном Златоустом, святые Иоанн и Герман разошлись по разным городам христианской Европы. Св. Иоанн стал жить у себя на родине возле Марселя, и в 415 году был рукоположен в пресвитеры. В это же время св. Герман был назначен епископом Осера – города в средней Галлии. Сюда же, около 420 года, прибыл и св. Патрик, духовным наставником которого стал св. Герман.

Являясь учеником св. Германа, св. Патрик принял от него духовно-монашеские наставления, которые тот обрёл, проведя свою юношескую жизнь в Палестине и Египте. Также св. Герман познакомил будущего просветителя земли Ирландской с учебно-монашескими творениями св. Иоанна Кассиана «О постановлениях» - говорящем о формально-обрядовой стороне монахов, и «Собеседовании» - в котором, в форме диалога, св. Иоанн рассуждает об аскетической жизни отшельников. Впоследствии, монашеское учение св. Иоанна Кассиана произвело большое влияние на св. Патрика и Ирландскую Церковь вообще. Взявшее на Востоке своё начало, аскетическая жизнь прошла целый путь от земель Палестины и Египта до западного «края земли» - Ирландии, где подобно египетским аскетам, возросли ирландские монахи – будущие миссионеры. Однако пока, про это славное будущее ещё никто не мог предугадать, а св. Патрик являлся лишь смиренным и трудолюбивым учеником св. Германа Осерского.

В 429 году, по повелению Святейшего Папы Целестина I, св. Герман был отправлен в Британию, дабы противостоять ереси пелагианства, которая учила, что первородный грех никак не влияет на человеческую природу. Вместе со св. Германом в эту миссию отправился и св. Патрик, ранее рукоположенный своим учителем в диаконы. Пребыв в Британию св. Патрик посетил своих родных отца и мать, призвав их также пойти в монашество, дабы это был самый короткий и духовный путь ко Господу.

Борясь с ересью пелагианства, св. Герман также параллельно проповедовал учения Христа местным варварским вождям, которые не знали слова истины, а придерживались веры своих отцов-политеистов. Для св. Патрика просветительские деяния св. Германа стали явленным примером миссионерской деятельности. Работа св. Германа с местными вождями и народом научила будущего святителя, как работать с обществом и достигать успеха в проповеди веры Христовой. Стремление св. Патрика самому проповедовать слово Божие также было поддержано св. Германом, и по прибытию обратно в Осию он рукоположил святителя в пресвитеры.

В 431 году Святейший Папа Целестин, заботящийся о проповеди и распространения христианства, решает устроить миссию в непросвещённую политеистическую Ирландию. Событие, которого так долго ждал св. Патрик, начинало осуществляться. Однако не ему было даровано Богом начать миссию апостольскую. Главой ирландской миссии был выбран святой отец Паладий, который уже ранее занимался миссионерской работой в Шотландии. Однако Господь не дал много времени св. Паладию на несение слова Божия в Ирландии. Прибыв на юг острова, он начал свою проповедовать учение Господа, но по неясным причина на этом житие его кончается, и дальнейшая его жизнь и смерть нам не известны.

Есть разные предположения о том, что стало со св. Паладием. Одни говорят, что он был убит ярыми политеистами в Ирландии. Другие, что он в скором времени вернулся в Шотландию и там мирно почил между 450-461 гг. Но независимо от этого, главные заслуги просвещения тёмных ирландцев светом спасительного учения, Бог даровал именно св. Патрику, а не св. Паладию.

В 432 году св. Патрик снова отправляется в «столицу мира», «священный Град Петров» - Рим. Прибыв к Святейшему Папе Целестину, ранее отправлявшему в Ирландию св. Паладия, св. Патрик вручил ему рекомендацию от св. Германа и представил план своей миссионерской работы на острове. Святейший Понтифик благословил святителя на путь миссионера, а галльский епископ Аматор рукоположил его в сан епископа Ирландии. Отныне, во Вселенской Кафолической Церкви, св. Патрик предоставлял ирландскую епископию, и являлся её духовным учителем и миссионером, которому только ещё предстояло познакомить бывших политеистов с истиной верой.

В 432 году св. Патрик наконец-то прибыл в свою долгожданную «вторую родину» - Ирландию. Спустя 20 лет ноги святого снова шли по этой холодной, северной земле. Прибыв в Даун святитель, вместе со своими учениками-миссионерами, построил первый ирландский храм. Уже за краткий срок пребывания на острове св. Патрик активно крестил множество бывших политеистов, в том числе и вождей племени.

Столь активное принятие народом новой веры, во многом зависело от крещение самого вождя. Ситуация представляла собой примерно такую же картину, как это было в истории домонгольской Руси, когда киевский князь Владимир приняв крещение, одновременно крестил множество жителей Киева. «Крещение вождя – крещение народа» - очень часто подобная система являлась отличным способом проповеди веры христовой среди варваров.

К тому же, многие вожди ирландских племён давно хотели освободиться от власти местных друидов, которые выступали в иерархии кельтских племён в роли жрецов, судей, советников. Почти все решения вождя могли быть оспорены друидом, и поддержаны при этом народом. Совет друидов был этаким «советом патриархов», от которого зависела жизнь ирландских кельтов. Такая структура власти давно была «занозой» для вождей, и поэтому, когда св. Патрик начал проповедовать веру, в которой над вождём никого нет, кроме Бога, они сразу же стали отказываться от старой веры отцов и переходить в лоно Единой Святой Кафолической Церкви. За ними же шёл и их народ. Структура власти друидов трещала по швам.

Все последующие шестьдесят лет своей жизни св. Патрик посветил проповеди веры Христовой в Ирландии, установлению храмов и монастырей в бывшей политеистической земле, организации школ и приходов в городах кельтов.

Особенностью деятельности св. Патрика является его личная методика проповеди Истины Христовой бывшим многобожникам, учитывая при этом их личные вековые традиции. Так, например, чтобы объяснить кельтам ипостасное Триединство Господа Бога, св. Патрик взял для объяснения любимый кельтами трёхпластинчатый лист белого клевера – трилистник. Он объяснил, что как у трилистника есть три листа и один корень, так и Бог представляет собой Святую Троицу, при этом являясь Единым Всемогущим Богом. Народная традиция помогла объяснить догмат веры Христовой. Народная традиция и Божья Истина оказались едины друг с другом.

Этот вероучительный момент о догмате Святой Троицы св. Патрик сохранил и в своей «Исповеди», в которой он писал:

Ибо нет и не будет никогда иного Бога, кроме вечного, нерождённого Отца, не имеющего начала, но дающего начало всему и волею Которого стоит мир, как мы были научены.

И Сына Его Иисуса Христа, о Котором вместе с Богом Отцом несём мы свидетельство, Который был прежде, нежели мир стал существовать, и даже до начала времени.

Рождённый Отцом превыше нашего разумения до начала всех времён, и через Него было сотворено всё существующее – видимое и невидимое.

Затем Сам Он стал Человеком и, победив смерть, вернулся на небеса к Отцу, посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог наш.

И Он обильно излил на нас Свой Дух Святой, дав нам залог бессмертия нашего. Дух Святой, Который соделывает нас верующими, послушными детьми Божиими и сонаследниками Христу, Которого мы исповедуем и Которому поклоняемся – Единому Богу, открывшемуся нам в Святой Троице[9].

Являясь христианским миссионером в политеистической земле, св. Патрик уподоблялся самим первым апостолам Христовым – Петру, Павлу, Фоме. Подобно им он нёс слово Божие всем людям, живущим в Ирландии. Всем он уделял внимание, говорил о покаяние, и о любви Господа нашего Иисуса Христа. Достойных рукополагал во священники, а желающих отойти от светского мира – благословлял на монашество. И все свои деяния св. Патрик превозносил ко Господу. Его он благодарил за дар нести слово спасения, крестить новых членов Церкви.

Самым дорогим даром от Господа св. Патрик считал дар Духа Святого, который был дарован Иисусом и первым апостолам «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»[10]. О своём счастье быть проповедником слова Божия среди неверующих политеистов, и обладанием святым даром священства, св. Патрик также писал в своей «Исповеди»: «…не могу я прятать под сосудом дар Божий, который Он по благодати Своей даровал мне в земле рабства моего. Ибо тогда я всем сердцем искал Его и нашёл, и Он сохранил меня от всякого зла Духом Святым, живущим в сердце моем. И тот же Дух Святой, как гласит вера моя, совершал Свою работу во мне вплоть до нынешнего дня»[11]. Св. Патрик очень ответственно относился к своей миссионерской работе, и с радостью проповедовал слово Господа нашего Иисуса Христа. Каждое крещение нового члена Церкви было для него личной радостью, как в обычной семье от радости рождения нового младенца. Счастье от рождения ребёнка полностью соотносилось с рождением нового члена Церкви.

Ещё одной отличительной особенностью личности св. Патрика было его смирение и самоуничижение. Самыми лучшими примерами этому служит начало и конец «Исповеди» святого, где во вступление он называет себя «последний грешник и последний неуч, и потому презираемый людьми»[12], а в заключение пишет, что «пусть никто не поставит мне в заслугу, если я хорошо и правильно писал и проповедовал о Боге. Поверьте мне: этот мой труд, как и все труды, совершённые мною в Ирландии, - исключительно дар Божий»[13]. «Дар Божий» - в очередной раз мы видим, как св. Патрик причисляет все свои деяния не себе, а Богу. Всё, что он сотворил посвящено Господу. Всё, что он делал творилось по воле Божией и с Его помощью. Всё по воле Божией, и заботе Его.

Кроме своей миссионерской деятельности, св. Патрик также запомнился в Ирландии, как автор гимна «Оленья молитва», который стал главной молитвой Ирландской Церкви, и торжественно поётся в христианских храмах и в наше время. Текст его следующий:

Сегодня в путь выхожу я,
Облеченный могучею силой,
Призывая Единого Бога,
Исповедуя три Его Лика,
Своего Создателя славя.

Сегодня в путь выхожу я,
И сила Христа со мною –
Через его крещенье.
Страданья и смерть на Голгофе,
Славное воскресенье
И возвращенье на небо.
И знаю, что в день последний,
Когда моя жизнь прервется
И тело опустят в могилу –
За гробом Христос меня встретит.

Сегодня в путь выхожу я,
Осененный Божьей любовью
Под крыльями херувимов,
И ангелов, по их чину,
И всех воинств небесных –
Их помощь пребудет со мною.

Сегодня в путь выхожу я
Уповая на воздаянье
И на жизнь в будущем веке.
Да пребудет со мною сила
С молитвами всех патриархов,
Со словами Господних пророков,
С апостольским здравым ученьем,
С верой отцов Церкви нашей,
С чистотой непорочных монахинь,
С добрыми делами всех верных.

Сегодня в путь выхожу я
Пусть дадут небеса мне силы:
Солнца свет мне да будет в помощь,
И луны ночное сиянье,
И огонь, горящий во тьме,
И быстрая молния из туч,
И дикий ветер на равнинах,
И глубокое бескрайнее море,
И земля, чье основание прочно.
И камень, что тверже стали.

Сегодня в путь выхожу я
И Бог пребудет со мною.
Его сила мне будет зашитой,
Его мудрость меня направит,
Его око за мной присмотрит,
Его ухо меня услышит.
Его слово меня оправдает
Его руки меня поддержат,
Его путь лежит предо мною,
Его щит от врагов избавит.

Божье воинство будет со мною
Чтоб меня охранить надежно
Против хитрых дьявольских козней,
Против искушений греховных,
Против всех, кто зла мне желает–
Будь он далеко или близко,
Будь он один иль с толпою.

Божью силу я призываю
Чтоб меня охранить надежно
Против всякой силы нечистой,
Что на пути моем встанет.
Против слов лжепророков,
Против языческих мерзостей,
Против сетей лжеученья,
Против заклятий магов
И всех колдовских заклинаний.

Божью силу я призываю,
Чтоб меня охранить надежно
От яда и от поджога,
Кинжала и стрел смертоносных,
От смерти в водах глубоких,
Чтоб труд свой я совершил
И награду обрел пред Богом.

Да пребудет Христос со мною,
Пусть объемлет меня Он повсюду –
Пусть идет впереди меня
Пусть идет за моей спиною,
Пусть идет и справа, и слева,
И мое наполняет сердце –
Простираясь до вышних высот,
До глубин сокровенных сердца,
До самых далеких пределов –
В широте, долготе, глубине.
Да пребудет Христос в каждом,
Кто говорит обо мне
Кто думает обо мне,
Кто говорит со мною,
Кто на меня глядит,
Кто слышит мои слова.

Сегодня в путь выхожу я,
Облеченный могучею силою,
Призывая Единого Бога,
Исповедуя Троицу сердцем,
И веруя, что Три суть Едино,
Своего Создателя славя.
Спасенье дано от Бога.
Спасенье дано от Бога.
Спасенье дано от Христа.
Пусть же твое спасение,
Триединый Господь,
Пребудет с нами вовеки.[14]

Название и история этого гимна была следующей. Поскольку большим влиянием на христианизацию общество было крещение вождя племени, св. Патрик активно проповедовал слово Божие среди высшей аристократии. Однако если одни вожди с радостью принимали свет Христовой Истины, то некоторые из них наоборот видели в христианстве угрозу, а в святителе – подрывателя вековых устоев общества. Большое влияние в этой неприязни имели друиды – главные соперники св. Патрика. Поскольку они были не только жрецами, но и советниками – к ним очень часто обращались за помощью кельтские лидеры, среди которых был и верховный король Ирландии Лоэгайр из Тары. Являясь верховным монархом Ирландии Лоэгайр очень опасался влияния св. Патрика на общество. Зная про это опасения короля, друиды предсказали ему будто святитель придёт отобрать у него власть, и сам сядет на ирландский трон. Поверив в предсказание друидов, Лоэгайр приказал солдатам убить св. Патрика, идущего в Тары, и принести его голову к себе во дворец. Когда воины нашли святого, идущего одного по среди дороги, св. Патрик, предвидящий желание короля, зачитал свою молитву ко Господу, и неожиданно перед убийцами возникло стадо оленей. Когда стадо животных прошло, воины уже не увидели св. Патрика на дороге и вернулись к королю ни с чем. Сама же молитва святителя стала отныне именовать «Оленьей молитвой», напоминая о чудесных животных спасших когда-то св. Патрика.

В 445 году св. Патриком было основано новое архиепископство Единой Вселенской Церкви. Главным центром Ирландской Церкви стал город Арма, современного одноимённого графства, в северной части острова. Отныне Ирландия имела свой собственный епископский центр, где заседал св. Патрик. Однако он не желал сидеть на одном месте, и поэтому всегда бродил по бывшему политеистическому острову. Везде он строил храмы со школами, основывал аббатства.

Основным учебным центром Ирландской Церкви являлась школа в Арме, построенная в 450 году. Поскольку учителями св. Патрика были святые Иоанн Кассиан и Герман Осерский, проведшие свою молодость в греческом мире Малой Азии, ирландский про1светитель ввёл, в свою очередь, изучение в монастырях греческого языка и трудов Восточных Отцов Церкви. Многие аббаты и послушники ирландских монастырей знали труды св. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. V-VI вв. был временем, когда Ирландская Церковь процветала своим богословским знание, и являлась центром просвещения в Европе.

Кроме этого, Ирландская церковь также была известна своим аскетическим видом монашества. Подобно тому, как многие восточные монахи-аскеты уходили в пустыню дабы отречься этим от мира сего, так и в Ирландии многие монахи уплывали на отдельные малые острова Британских остров, и жили там в одиночестве, вдали от общества. Такая картина жизни ирландского монашества на холодном севере, подобно восточным монахам в пустыни, является примером единства традиций восточного и западного монашества в V-VI вв. Христианство было одно – Вселенское и Кафолическое. И Церковь была едина – едина во Христе.

Однако при этом были и некоторые различия. Явным отличием Ирландской Церкви от других был тот факт, что, хотя на острове св. Патриком и была основана епископская кафедра, сама она по своей структуре также была построена по монастырскому принципу. Монашеские общины брали на себя ответственность за церковное руководство, что привело к исчезновению приходского духовенства и епископства. Иногда роль епископства возлагалась на определённого монаха. Такая церковная структура была исключением во всей истории христианства.

Почил святой миссионер земли Ирландской в 460 году от Рождества Христова. Место его смерти в истории точно не известно. Но независимо от этого св. Патрик навсегда вошёл в историю христианства и Ирландской Церкви. Ежегодно – 17 марта по всему миру празднуется день памяти святого просветителя. Особенно широко празднуется день св. Патрика на самой ирландкой земле. Многие ирландцы одеваются в зелёную одежду – цвет св. Патрика, и вешают значки в виде трилистника – символа Святой Троицы и её святого проповедника. Все восхваляют св. Патрика Ирландского, воспевают ему песни, и благодарят Господа, что он когда-то послал им этого великого святого V века.

Глава III

Наши рекомендации