Неполноценность человеческой мудрости
Древние греки были влюблены в философию, вокруг которой строилась вся их культура. У них было, по-видимому, не менее пятидесяти отдельных философских партий или движений, которые соперничали между собой, борясь за влияние в тогдашнем обществе. Каждая из этих групп имела свои взгляды на происхождение человека, о смысле его жизни, о его судьбе и об отношении к богам, которых у древних греков было немало. Некоторые из философских течений имели подробные системы религиозного, политического, социального и экономического устройства общества, а также разработанные системы образования. Греки был влюблены в человеческую мудрость. Они считали, что философия ("философия" - "любовь к мудрости") важнее всего. Философия предоставляла им изобретенное человеком мнение о смысле жизни, о ценностях, взаимоотношениях, о предназначении и судьбе. Таким образом философий было столько же, сколько и философов, и люди были склонны присоединяться к мнениям своих любимых философов. Между философами существовали далеко идущие несогласия в том, что для философии является самым истинным и достоверным, поэтому неизбежно возникали разнообразные группы, каждая - с собственным руководителем и приверженцами. Идеалы того, что следует считать верным и неверным, лишенные абсолютной нормы в отношении истины, основывались исключительно на человеческих мнениях.
К несчастью, многие из коринфских обращенных принесли с собой и в церковь дух философской фракционности. Некоторые из них все еще придерживались верований своей прежней языческой философии. Их разделяла не только преданность разным христианским руководителям (1:12), но и различные точки зрения по философским вопросам. Они не могли покончить со своей любовью к человеческой мудрости. Они доверились Христу и признали, что они спасены благодатью через крест, но к тому, что Он сделал для них, они хотели добавить человеческую мудрость.
Хотя это верно, что человек узнал о жизни много такого, что является истинным, христианин не нуждается в человеческой философии. В ней нет необходимости, и чаще всего она ведет в неправильном направлении. Где она случайно бывает права, она соглашается с Писанием, и поэтому в ней нет необходимости. Где она бывает неправа, она расходится с Писанием и потому ведет в ложном направлении. Она не может предложить ничего необходимого или такого, на что можно положиться. По своей природе она является размышлением, основанным на ограниченных подверженным заблуждениям догадках, прозрениях и представлениях человека. Она всегда недостоверна и всегда приводит к разделениям. "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2:8).
Главный импульс, побуждавший Павла обращаться к коринфянам, ориентировавшимся на философию, можно передать такими словами: "С тех пор, как вы стали христианами, исполнились Духа Божьего и признали Писание Его Словом, философия вам больше не нужна Она не помогала вам, когда вы были неверующими, и она, конечно, не поможет вам теперь, когда вы поверили Откажитесь от нее Ей нечего предложить вам, кроме путаницы и разделений. Теперь вы соединены в наивысшем Божьем откровении в Иисусе Христе. Так не давайте же человеческим рассуждениям увести вас с верного пути и расколоть ваше единство".
И в наши дни общество все еще страстно увлекается разными философскими течениями. Обычно эти течения не выливаются в четкие философские системы, такие, какие имели древние греки, но все равно они отражают человеческие способы понимания жизни и ценностей и того, как их следует истолковывать. Мир в наши дни, в точности так же, как и во времена Павла, охвачен почитанием человеческих мнений, человеческой мудрости, человеческих же ланий и стремлений Все это приводит мир в восхищение Люди постоянно стараются сами разгадать, что такое жизнь, откуда она пришла, куда она идет, что она значит (если она вообще что-либо значит), и что с ней можно и нужно делать (если с ней вообще что-либо следует делать). Современный человек сделал богов из образования и человеческого мнения Хотя человеческие представления постоянно меняются, возникают и исчезают, их пробуют и находят желанными, хотя они находятся в разладе и противоречат друг другу, люди продолжают верить им. Пока люди отвергают божественный авторитет, другого выбора у них нет.
Как и во времена Павла, церковь и в наши дни не избежала этого затруднения Мы сами можем стать жертвой сов ременных течений человеческой мысли. Некоторые христиане жадно ищут почти повсюду, - только не у Бога и Его Слова, - ценностей, смысла, руководства и помощи Они либо добавляют человеческие представления и догадки к Писанию, или стараются крестить Писанием человеческие представления и догадки. Иногда мы больше заботимся о человеческих мнениях, чем о Божьем Слове, - "используя" Писание, но не веря и не доверяя ему полностью, не слушаясь его безоговорочно.
Павел затронул эту проблему уже в 17 стихе этой главы:
"Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не и премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова "Премудрость слова" (софия логоу) буквально означает "мудрость слов" или "мудрость учения". Павел пришел проповедовать Божье Слово (то есть Евангелие), а не человеческие слова (то есть "мудрость слов"). Начиная с 1:18 и до конца 3-ей главы он показывает превосходство первого над последним. В этом отрывке он употребляет слово "софия" (мудрость) 13 раз, - иногда по отношению к истинной мудрости Бога (как в 1:24, 30, 2:6-7), а иногда - по отношению к предполагаемой мудрости человека (как в 1:17, 19, 22; 2:4-5). Божье Слово - это единственная истинная мудрость, и это - необходимая нам мудрость, на которую можно положиться. Вся истина, которую Бог собирался нам дать и которая нам нужна, содержится в Нем. Оно не нуждается в добавках человеческой мудрости, которая по сравнению с Его Словом всегда недостаточна и чаще всего противоречит ему или искажает его. Писание непревзойденно: достоверное, достаточное и совершенное.
Человеческая мудрость, сконцентрированная в философии, всегда была угрозой откровению. Мартин Ллойд-Джонс однажды заметил: "Тот сдвиг в сторону модернизма, который отравил Божью церковь и почти погубил ее живое благовествование, можно возвести к тому времени, когда люди начали обращаться от откровения к философии". Но доверие к человеческой мудрости, которое мы называем модернизмом, вряд ли современно. Оно началось с Адама и Евы, с того момента, когда они поставили свое собственное суждение выше Божьего, и во дни Павла оно было в полном цвету. Когда бы человеческая мудрость, - изложенная ли в определенной философской системе или нет, - ни смешивалась с Божественным откровением, откровение терпит поражение.
Например, Библия утверждает, что ее первые пять книг были написаны Моисеем. Во многих местах Писания об этих книгах говорится как о "законе Моисея", причем слово "закон" употребляется в самом широком смысле. Однако, начиная с конца 18 столетия, ученые-рационалисты развили "документальную гипотезу" (которая достигла своего апогея примерно через сто лет после зарождения). Они не пришли к соглашению обо всех подробностях, но главная их идея заключалась в том, что Пятикнижие (первые пять книг Библии) было написано несколькими авторами на протяжении значительного периода времени. Некоторые из этих ученых с пеной у рта утверждали, что сложный кодекс законов даже и не существовал во дни Моисея, и что он сам никак не мог написать ни одной из книг Пятикнижия. (Случайно много позже археологи доказали, что закон был высоко развит на Ближнем Востоке задолго до рождения Моисея). Некоторые части Пятикнижия, как они утверждали, не были написаны или окончательно изданы до эпохи после вавилонского плена. Они разделили эти библейские книги на разные подразделы - названные в честь предполагаемых авторов Ягвиста, Элогиста, Второзаконника и Священнических источников этих частей, - обозначив их начальными буквами Я, Э, В и С.
За этой теорией стояло представление о том, что истинным и достоверным может быть только то, что понятно человеческому уму (рационально). То есть за ней стояло особое представление об эволюции, затем вошедшее в моду среди многих интеллектуалов. Они рассуждали так: поскольку человек и его представления находятся в процессе развития, те части Пятикнижия, которые отражают более "примитивный" уровень рассказов и верований, были, очевидно, написаны раньше, чем те, которые более "развиты" по своему уровню. Позднее жившие издатели или редакторы свели все эти материалы воедино и придали им ту форму, в которой мы их знаем. Они учили, что монотеизм (вера в одного Бога) не развился как теория о божестве в ранний период создания Пятикнижия, поэтому связанную с монотеизмом часть Писания следует отнести к более позднему периоду. Так философия стала судить библейский авторитет, и Писание было объявлено недостоверным.
Та часть Писания, с которой рационалистам труднее всего смириться - это отчет о сотворении мира. В эволюции нет места для такого внезапного и полностью завершившегося сотворения мира, который описан в 1-2 главах книги Бытия. Некоторые ученые, пытавшиеся совместить креационизм и эволюционную теорию по принципу немного сотворения и немного эволюции, считали, что Бог приступил к сотворению с создания простых элементов или, возможно, примитивных форм жизни, и что затем верх взяла эволюция, причем в нужный момент Бог вдохнул душу в Свое творение. Но такая "теистическая эволюция" (или "прогрессивный креационизм") тоже противоречит Писанию. Это учение предлагает нам философию и процесс сотворения мира, которых буквальное толкование Писания не допускает. И снова откровение заставили склониться перед человеческим эго.
Психология - другая форма человеческой мудрости, которая часто противоречит Божьему Слову или используется для того, чтобы изменить или "улучшить" его. Психология не относится к истинным или точным наукам; в основе своей это - философская дисциплина. Она старается понять и изменить внутренние процессы, протекающие в человеке, - его ум, чувства и дух, - при помощи наблюдений со стороны человека и человеческих теорий. Но в основе любой формы психологии лежит предвзятая философия, которая окрашивает и в большей степени предопределяет ее методы и толкование открытий. Как и всякая форма философии, психология видит человека и мир через призму человеческого разума и понимания. Психология по самой своей природе никогда не может понять и раскрыть грех, потому что грех -это обида, нанесенная Богу, а Его природа и воля полностью вне поля зрения психологии. Психология может понимать людей, обижающих других людей, и пытаться разобраться с человеческими чувствами греха и вины. Но человеческий разум и мудрость не способны распознать, -не говоря уже о том, чтобы определить, - что такое грех против Бога, - или дать исцеление от него. Только Божье Слово может распознать грех, и только Его прощение может снять грех. Поскольку грех - это обида, нанесенная Богу, только Бог может определить, что такое грех, и простить его. Библия ясно говорит о том, что суть всех человеческих трудностей, - физических, умственных, социальных, экономических и духовных, - это грех. А истинное понимание греха лежит совершенно вне сферы психологии. Но Христос может удалить не только чувство вины: Он может снять самую вину, - по сути, сам грех.
Даже некоторые теологи (чье имя означает "изучающие Бога" или "ученые Бога") пытаются улучшить Божье Слово своими собственными теориями. Например, самый влиятельный немецкий теолог Рудольф Бультманн решил "демифологизировать" Библию, - распознать предполагаемые мифы и считать Божьим Словом только то, что после этого останется, - потому что его собственная философия не признавала ничего чудесного То есть он решил заранее, чем может быть Божье Слово и чем оно не может быть. Он положился "а свою собственную мудрость, чтобы определить мудрость Божью. Поступая так, он творил Бога по своему собственному человеческому образу и подобию. Когда человек пытается по-своему определить, что такое Бог, какова Его воля и что Он может и не может делать, по сути дела создание просто-напросто творит воображаемого бога, идола по собственному образу и подобию и ради своего собственного эгоистического удовлетворения. Когда бы человеческую философию ни навязывали Божьему откровению, откровение терпит поражение.
Всегда, без исключения, человеческая мудрость возвышает человека и принижает Бога. Она всегда, - какой бы искренней, объективной и ученой ни казалась, - угождает самоволию человека, его гордости, плотским наклонностям и стремлению к независимости Это - основные признаки естественного человека, и они всегда направляют и определяют его мышление, желания и умозаключения. Причина того, почему люди любят сложные, искусно разработанные философские и религиозные системы, состоит в том, что такие системы обращаются к человеческому эгоизму. Они бросают нам вызов, предлагая нам понимать и делать нечто сложное и трудное. По той же причине некоторые люди насмехаются над Евангелием, - ведь оно не призывает их что-то делать для спасения, оно призывает принять просто по вере то, что сделал Бог. Крест сокрушает грех человека и человеческую гордость. Он также предлагает избавление от гордости.
Руководствуясь своею собственной мудростью, человек неизбежно заменяет Божью истину ложью и поклоняется твари вместо Творца (Рим. 1:25). Человеческая мудрость находится в воле человека и всегда направлена в сторону исполнения его собственной воли. Следовательно, она всегда против Божьей мудрости и Божьей воли. Человеческая мудрость ("премудрость слов") всегда будет упразднять Божью мудрость ("благовествование" и "крест Христов") (1 Кор. 1:17).
Конечно, в течение столетий, и особенно в последние лет пятьдесят, человек сделал замечательные открытия и совершил изумительные подвиги. Наука и техника изобрела несчетное количество продуктов, машин, инструментов, лекарств и процедур, которые внесли большой вклад в улучшение благосостояния человечества. Верно и то, что, став христианином, мы не получаем все ответы на все вопросы, - и уже конечно не на все вопросы, связанные с наукой, электроникой, математикой, или с любой из строгих гуманитарных дисциплин. Многие неверующие более образованны, имеют больше блестящих талантов и опыта, чем многие верующие. Если мы хотим починить машину, мы обратимся к наилучшему механику, которого мы сможем найти, даже если он - не христианин. Если нам понадобится сделать операцию, мы обратимся к наилучшему хирургу. Если мы хотим получить образование, мы постараемся поступить в вуз, имеющий лучший факультет по той специальности, которую мы хотим изучать.
И медицина, и технология, и науки, и все области гуманитарных знаний и достижений могут иметь большую ценность до тех пор, пока ими пользуются правильно и мудро. Христианам следует благодарить за них Бога.
Но если мы хотим найти ответы на вопросы о том, что ; такое жизнь, - о том, откуда мы пришли, куда мы идем и почему мы находимся здесь, о том, что верно и что неверно, -тогда человеческие знания помочь нам не могут. Если мы хотим узнать, в чем состоит конечный смысл и цель человеческой жизни, где источник счастья, радости и мира, как мы можем достичь осуществления своей жизни, - тогда нам нужно заглянуть за пределы того, что мог бы открыть даже самый умный человек. Попытки человека найти такие ответы своими силами обречены на неудачу. У него нет возможности найти ответы на вопросы даже о самом себе, не говоря уже о вопросах, связанных с Богом. В том, что касается самых важных вопросов, - таких, как вопросы о человеческой природе, о грехе, о Боге, о нравственности и морали, о духовном мире, о преображении и о будущей человеческой жизни, - философия банкрот.