Словарь богословских терминов
августинианство - термин, используемый в двух значениях. 1. употребляется для обозначения системы взглядов Августина Гиппонийского, касающихся доктрины спасения, в которой подчеркивается необходимость божественной благодати. В этом смысле он служит антитезой пелагианства. 2. употребляется для обозначения системы взглядов, существовавшей в ордене Св. Августина в период средневековья, независимо от того, восходят эти взгляды к Августину или нет.
Агностицизм: Учение, отрицающее способность человека знать что-либо о Боге и, в конечном счёте, о Его существовании.
адиафора - дословно, "несущественное". Верования и обряды, которые деятели Реформации XVI в. считали терпимыми, поскольку они явно не предусматривались, но и не отвергались Писанием. Например, одеяния, которые служители должны носить в Церкви часто считались "несущественным". Это позволило им принять прагматический подход к верованиям и обрядам, избегая ненужной конфронтации.
александрийская школа- богословская школа патристического периода, связанная с городом Александрией в Египте, известная своей христологией (делающей акцент на божественности Христа) и своим методом толкования Библии (использующим аллегорические методы экзегезы). Соперничали в обеих областях с Антиохией.
Амилленаризм: Учение, отрицающее тысячелетнее царство, следующее за возвращением Христа на землю.
анабаптизм (меннониты) - термин, производный от греческого слова означающего "перекрещенец", используемый для обозначения радикального крыла Реформации 16 в., в центре которого стояли такие мыслители как Менно Симоне и Бальтазар Губмайер. Появились в 1520 гг. в Саксонии и Швейцарии. Ждали скорого второго пришествия Христа, установления на земле тысячелетнего царства справедливости Божией. Участвовали в Крестьянской войне 1524-1525 гг. в Германии под руководством Т.Мюнцера. В 1534 в Мюнстере пытались создать христианскую коммуну. Когда в их общинах возобладали идеи проповедника непротивления Менно Симонса, стали называться меннонитами. Отрицали предопределение, первородный грех, некоторые и троицу. Ввели крещение взрослых, считая крещение в младенчестве недостаточным. Их религия оказала немалое влияние на конгрегационалистов, баптистов, квакеров.
англиканство – Церковь Англии.
Антиномизм Учение о том, что прощение, полученное во Христе, устраняет необходимость какого-либо контролирующего закона и, таким образом, позволяет христианину совершать поступки, запрещённые в Библии. Это слово состоит из двух греческих терминов, буквально означающих "против закона".
АНТИНОМИАНЦЫ (греч. anti против, nomos - закон) течение основанное на выступлениях против церковных установлений и правил, основанных не на Св. Писании, а на решениях соборов, постановлениях пап и зафиксированных в катехизисах и других книгах правилах церкви, особенно против судов церковных.
антиохийская школа - богословская школа патристического периода, связанная с г. Антиохией, известная своей христологией (делающей акцент на человечности Христа) и своим методом толкования Библии (использующим буквальные методы экзегезы). Соперничающий подход в обеих областях связан с Александрией
АНТИТРИНИТАРИИ, унитарии (греч. anti - против и лат. trinitas- троица) - отвергали догмат о единосущности трех ипостасей Бога. Ересь возникла во 2-3 вв. и вновь возродилась в эпоху Реформации (см. М. Сервет).
антропоморфизм - стремление приписывать Богу человеческие черты (например руки или ладони) или другие человеческие признаки.
апофатический - термин, используемый в отношении богословия, делающего акцент на том, что Бога нельзя познать в человеческих категориях. Апофатический (происходящий от греческого слова "apophasis"-"отрицание", "отказ") подход в богословии ассоциируется главным образом с монашеской традицией православия.
апроприация - термин, относящийся к учению о Троице, которое утверждает, что, хотя все три Личности Троицы активны во всех Ее внешних действиях, правильнее считать, что каждое из этих действий является конкретным делом одной из трех Личностей. Правильно считать, что творение - это дело Отца, а искупление - дело Сына, несмотря на то, что все три Лица участвуют в каждом из этих дел.
АРИАНСТВО - ересь, возникшая в нач. 4 в. и названная по имени александрийского пресвитера Ария (256-336), отрицавшего божественность Христа. По его учению, Христос не Бог, а первое и совершеннейшее из сотворенных Богом существ. Он выше ангелов и архангелов, но ниже Отца.
АРМИНИАНСТВО - учение возникшее в 16 в. в Голландии. Арминий Якоб (1560-1609) выступал против кальвинизма по вопросам предопределения, свободы воли, благодати, отрицая толкования кальвинизма как несовместимые с идеей Божией любви и справедливости. Критиковал кальвинистское понимание церкви как института надзора и наказания
Арминианство: Доктринальное учение, сформированное Якобом Арминием (1560-1609) в ответ на кальвинизм в Нидерландах. Это вероучение позже было утверждено в пяти пунктах Ремонстрации: (1) условное избрание, основанное на Божьем предведении, (2) неограниченное искупление, (3) хотя человек имеет свободную волю, он не может спасти себя сам, (4) общая благодать, позволяющая человеку сотрудничать с Богом в спасении, (5) условная неотступность - верующие могут потерять спасение.
БАПТИСТЫ (греч. baptizo -крестить погружением в воду) возникли в ходе развития пуританизма в Англии. В нач.17 в. появились 2 разновидности. Общие (генеральные) баптисты, разделяющие взгляды арминианцев: смерть Христа искупила грехи всех людей, а не только предопределенных к спасению, и их судьба зависит от их свободной воли. Частные (партикулярные) баптисты разделяют кальвинистскую доктрину предопределения: спасение обретут лишь предопределенные к нему. Доминирующее развитие получили частные баптисты, а в Украине– общие баптисты.
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - собрания высшего духовенства, на которые делегируются представители поместных церквей. На Вс. с. утверждалась система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, способы борьбы с ересями. Христианские церкви стали их проводить по инициативе византийских императоров, председательствовавших на них.
Вульгата- латинский перевод Библии, принадлежащий, в основном, Иерониму, на котором главным образом основывалось средневековое богословие. В строгом смысле слова, термин "Вульгата" обозначает иеронимовский перевод Ветхого Завета; апокрифы (кроме Книги Премудрости Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг Маккавейских, Книги Варуха, взятых из старого латинского перевода); и всего Нового Завета. Признание множества ее неточностей имело основополагающее значение для Реформации.
Гностицизм: Дуалистская ересь второго столетия, подчёркивавшая важность философского знания, или gnosis, для спасения. Гностицизм учил, что в ряду божественных эманаций низший Бог, Бог Ветхого Завета, сотворил материальный мир и находится в конфликте с высшим, верховным Богом, который не может иметь никакого отношения к злому, материальному миру.
Деизм: Верование в то, что хотя Бог и существует, Он безличен, ничем не интересуется и не принимает участия в этом мире.
гностицизм- движение, делающее акцент на различиях между материальным и духовным мирами, приобретшее особое значение во втором веке. Характерные его доктрины: искупление из материального мира, дуалистическое мировоззрение, считающее, что в творении и искуплении участвуют два разных бога, и акцент на важности "знания" (gnosis) о спасении. ГНОСТИК-«знающий». уверяли, что истинное знание у них. Их колыбель- Александрия. Они разделялись на ряд сект. Христос, по их мнению, не был Богом, а лишь одним из духовных существ. Одни из них видели в Христе обычного человека, другие утверждали, что Его тело было призрачно. Его действия - только кажущимися. Он был духом. В основном гностики не верили в воскресение и считали материю злой силой. Секты: керинфиане, евиониты (эбиониты), валентиниане. Лжеучителя: Керинф, Сатурнин, Василид, Валентин, Маркион.
Гностицизм(греч. гносис — знание). Система, опирающаяся на дуализм и утверждающая, что материя греховна и что эмансипация — в христианстве спасение — присходит через познание.
гомоусия(homoousion) - греческий термин, дословно означающий "единосущный", который стал использоваться в четвертом веке для обозначения христологического верования основного течения о том, что Иисус был "единосущен Богу". Этот термин полемичный, направленный против арианского взгляда на то, что Христос был "подобосущен" (homoiousion) Богу.
деизм-термин используется для обозначения взгляда на Бога, признающего божественность творения, но отвергающего понятие о божественном участии в мире.
Демифологизация.Метод истолкования Нового Завета, разработанный Рудольфом Бультманом (1884–1976). Он требует освободить Новый Завет, особенно Евангелия, от мифологических форм и историй, таких как вера в Божественную силу Иисуса, Его предсуществование и рождение от девы, Его пришествие с небес и восшествие на небо, а также Его воскресение из мертвых, как «совершенно немыслимые вещи» с точки зрения естественной истории. Он предлагает иначе истолковывать такой мифологический язык в антропологических (ориентированных на человека) или, скорее, экзистенциальных (личных) категориях.
Детерминизм.Теория, согласно которой проявления человеческой воли, исторические события или природные явления являются детерминированными, то есть предрешенными внешними или априорными причинами, такими как окружающая среда, генотип человека или Бог. Таким образом, согласно этой теории, никакие поступки человека не являются следствием его или ее свободной воли.
диспенсационализм- протестантское движение, которое делало акцент на разных божественных "заветах" с человечеством и подчеркивающее важность эсхатологии.
Хотя у богословов этого направления нет единого мнения по поводу конкретного количества диспенсаций (эпох), они считают, что Бог раскрывал Свой замысел спасения или завет благодати в последовательных диспенсациях или периодах времени на протяжении человеческой истории
Диспенсационализм: Система библейского толкования и теологии, основанная на идее о существовании диспенсаций в Божьем откровении (ср. "диспенсация") и известная различением Израиля и Церкви и претрибулационной, премилленарной эсхатологией.
Диспенсация: (Dispensation) На протяжении истории Бог обращался со своим народом поразному. Дарование Закона через Моисея во дни Ветхого Завета, отметило изменение в Божьем управлении жизнью Своего народа. Эпоха Нового Завета, или век Церкви, который наступил после смерти, воскресения и вознесения Христа, явно отличается от предыдущей эпохи. Тысячелетнее Царство с присутствием прославленного Христа на земле, опять таки, будет иным. Такие отдельные эпохи называются "диспенсации".
докетизм - ранняя христологическая ересь, считающая Христа чисто божественным существом, которое лишь имело вид человека. (от греч. докео — казаться). Ересь, согласно которой современникам Христа только «казалось», что у Него было человеческое тело, что Он страдал на кресте и воскрес из мертвых.
донатизм - движение, развернувшееся в римской Северной Африке в IV веке, имевшее ригористский взгляд на Церковь и таинства.
ЕВТИХИАНЦЫ, монофизиты - ересь 5 в., признававшая только одну божественную природу Христа. Ее основателем считают константинопольского архимандрита Евтихия. На Халкидонском соборе (451) евтихианство (монофизитство) было осуждено, как ересь, а его сторонники стали преследоваться.
евхаристия - термин, используемый для обозначения таинства, известного также как "месса", "вечеря Господня" и "святое причастие".
ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ-англиканская церковь в США. Отделена от государства, ее епископы избираются.
Имманентность: Противоположность трансцедентности. Бог снисходит до вступления в личные отношения с теми, кто покаялся в своих грехах и доверил своё спасение Его Сыну.
Кальвинизм: учение, выраженное в следующих пяти пунктах и названное в честь Жана Кальвина (1509-1564): (1) полная испорченность человека, (2) безусловное избрание, (3) ограниченное искупление, (4) непреодолимая благодать, (5) неотступность святых. В сердцевине кальвинизма - Божья суверенность.
кальвинизм - термин, используемый в двух различных значениях. Во-первых, он обозначает идеи религиозных групп (таких как реформатская церковь) и отдельных лиц (таких как Теодор Беза), которые находились под глубоким влиянием Жана Кальвина или работ, написанных им. Во-вторых, он обозначает религиозные идеи самого Жана Кальвина. Хотя первое значение является гораздо более распространенным, в настоящее время оно все более считается ошибочным.
КАЛЬВИНИЗМ - течение Реформации, разработанное Ж. Кальвином в Женеве16 в. Отрицалась власть папы, вводилось богослужение на родном языке, таинствами признавались лишь крещение и причащение. Церковная структура кальвинизма сохраняется в реформатских (конгрегационалистских и пресвитерианских) церквах. сильные кальвинистские церкви в Нидерландах, США, Франции, Шотландии, ЮАР
Каппадокийские отцы - термин, используемый по отношению к трем авторам святоотеческого периода - Василию Кесарийскому, Григорию Назианину и Григорию Нисе, которые жили в конце 4 в. "Каппадокия" -название области в Малой Азии.
катехизис-учебник по доктрине, написанный в форме вопросов и ответов
КВАКЕРЫ (англ. quake - трястись, дрожать) - разновидность протестантизма, возникшая в период английской революции. Выступали против принципов англиканской церкви и кальвинистских общин пресвитериан и конгрегационалистов. Усматривали сущность веры в «озарении» каждого верующего «внутренним светом». Молитвенные собрания проходят в пустых комнатах, где они молча сидят и ведут «внутреннюю беседу» с Богом, пока кто-то из них не начнет проповедь. Живут в США, Англии и Восточной Африке.
Конгрегационная: Форма церковного правления, в которой власть принадлежит общине; противоположна епископальной и пресвитерианской формам правления.
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ, общинники (лани congregatio - объединение, община) - одно из течений кальвинизма. Появилось в Англии во второй половине 16 в. как левое крыло движения пуритан. Второе их название - индепенденты {англ. независимые). Каждая община автономна, главой считает Христа, сама определяет формы культа и символ веры, выбирает пастыря, принимает и исключает членов, не признает верховенства пресвитеров. Сейчас их примерно 2 млн, в основном в Англии и США.
Консубстанция: Лютеранское учение о Вечере Господней, согласно которому Тело и Кровь Христа присутствуют в хлебе и вине, но сами хлеб и вино не превращаются
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ - течение в протестантизме 19-20 вв., стремящееся учесть результаты развития науки путем пересмотра традиционного догматического понимания. Заметное влияние на ее формирование оказали Ф. Шлейермахер и Тюбингенская школа богословия. Главным содержанием христианства стало этическое учение, а религиозная картина мира пересматривалась с научной точки зрения.Либерализм: Анти-сверхъестественный подход к христианству, возникший вследствие влияния рационализма. Либерализм отрицает чудеса в Библии, подчеркивая важность разума и отвергает всё, что не соогласуется с разумом и наукой
ЛИМБ, лимбум - пространство на границе ада и рая, без адских мук для душ людей. Согласно легенде, восходящей к апокрифическому евангелию Никодима, в лимбе побывал Христос. В теологии лимбум упоминается с 12 в. Учение о нем создали выдающиеся теологи 13 в. при участии папы Иннокентия III. Оно рассматривалось на IV Латеранском соборе (1215) и утверждено Флорентийским собором в 1439 г. в рамках учения о чистилище. Католическая теология 20 в. внесла в учение о лимбе дополнения и уточнения (к лимбум патриархов и лимбум младенцев добавлен лимбум утративших разум)
литургия - письменный текст общественных богослужений.
ЛЮТЕРАНСТВО - основано М.Лютером и Ф. Меланхтоном. Вероучение изложено в Аугсбургском исповедании. (1530 г.) Упраздняется монашество и поклонение мощам, святым. Признаются только таинства крещения и причащения. Богослужение- на национальных языках. Отрицается целибат. Сейчас в мире их 75 млн
магистерская Реформация - лютеранское и реформатское направление Реформации, в отличие от радикального направления (анабаптизма).
МИСТИЦИЗМ - богословское течение, основанное на размышлении, погружении в созерцание, медитацию. В центре медитации было размышление о страданиях Христа. Представители мистицизма - Бернард Клервоский, Экхарт. Медитации доводили порой мистиков до галлюцинаций, и все же мистицизм был обличителем обмирщенной католической церкви. Мистики громогласно призывали к истинному благочестию и сами довали пример такого благочестия.
Маркионизм.Учение второго и третьего веков нашей эры, которое привлекло немало последователей. Оно отвергало Ветхий Завет и Бога–Творца, а также часть Нового Завета и отрицало телесность Христа и то, что Он имел в полном смысле человеческую природу.
Монархианство.Пытаясь защитить монотеизм и единобожие («монархия»), некоторые богословы ІІ-ІІІ века утверждали, что Иисус был простым человеком, впоследствии принятым в состав Божества. Другие считали, что Иисус и Дух-всего лишь модификации или проявления единого Бога
Монтанизм.Апокалиптическое движение второго века, подчеркивавшее преемственность пророческих даров Духа и строгий аскетизм в поведении.
модализм - ересь, рассматривавшая Три Личности Троицы как различные "модусы Бога". Считали, что в творении Бог действовал как Отец, в искуплении как Сын, и в освящении как Дух Святой.
МОНОФЕЛИТСТВО (греч. monos - один и thelema - воля) - богословское учение, возникшее в начале 7 в. и утверждавшее, что Христос имел 2 разные сущности - божественную и человеческую, но единую волю. Было осуждено на 6 Вселенском соборе (680), провозгласившем, что Богочеловек имеет 2 воли, но Его человеческая воля подчинена божественной. Из монофелитов выделились марониты (нач. 8 в.), которые в 16 в. присоединились к католицизму.
МОНТАНИСТЫ, пепузиты, катафригийцы - секта, основанная в середине 2 в. фригийцем Монтаном. Выступали против засилья епископов. Во главе их общин стояли пророки Монтан, Теодот, Прискилла и Максимилла. В г. Пепузе ожидали скорого второго пришествия Христа, призывали к отказу от собственности, аскетизму, постам, умерщвлению плоти, запрещали вторичный брак. Просуществовали до 8 в. Сторонником монтанистов стал Тертуллиан.
неоортодоксия - Протестантское движение 20 века, которое объявило своей целью бороться с богословским либерализмом и которое претендует на возвращение к основополагающим принципам реформаторской теологии.
НОВАТИАНЕ (по имени священников 3 в. римского Новатиана и карфагенского Новата) - ересь, отпавшая от церкви при императоре Деции. Просуществовала до 8 в. Новатиане считали, что церковь не может дать прощение тем, кто под угрозой наказания принесли жертвы языческим богам и предали свою веру. Реформаты 16 в. использовали их пример в борьбе против папства.
Онтология.Учение о бытие, имеющее дело с природой и сущностью бытия.
ортодоксальность – 1.ортодоксальность как "правильная вера" в отличие от ереси; 2.ортодоксальность как движение в протестантизме, особенно в конце XVI и нач XVII вв., делавшее особый акцент на необходимости доктринальных определений.
Панентеизм(от греч. Пан-все; эн-в и теос- Бог). Вера в то, что, хотя Божественная сущность наполняет всю Вселенную, Бог больше, чем Вселенная.
Пантеизм(от греч. пан — все и теос — Бог). Учение, которое отождествляет Бога с миром и мир с Богом. Согласно этому учению, все в мире божественно и не существует никакой разницы между Богом и силами и законами Вселенной. Учение о существовании Бога внутри самой природы, отождествление Бога с природой. Утверждает, что Бог существует во всех вещах, явлениях, естественных процессах как сверхъестественное начало.
патристический - определение, используемое для обозначения первых веков истории Церкви ("патристический период") или ученых, работавших в этот период ("патристические авторы"). 100-451 гг.
Пелагианство: Учение Пелагия (400 г.) о том, что каждая душа сотворена непосредственно Богом и поэтому непорочна. Таким образом, человек сам может быть инициатором своего спасения. Пелагий учил, что человек грешит только лишь из-за влияния окружающей среды, а не из-за своей греховной природы.
ПЕЛАГИАНСТВО - течение 4-5 вв. названное по имени монаха Пелагия (настоящее имя Морган, из Британии, жил в Риме, умер после 418 г) П. отрицает предопределение, считает, что первородный грех не до конца извратил человеческую натуру, верит в положительные качества человека, преуменьшает значение благодати и личной веры для спасения и преувеличивает значение добрых дел. пелагианство - понимание того, как люди могут заслужить спасение, противоположное взглядам Августина Гиппонийского, делавшее акцент на роли человеческих трудов и принижающее значение божественной благодати.
ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ - представители «движения святости», возникшего в конце 19 в. в США среди методистов. Согласно их теории, грешник в своей духовной эволюции проходит несколько ступеней («духовных кризисов», «духовных благословений»): покаяние, рождение свыше. В современном движении святости 2 направления: пятидесятники, харизматы - стремящиеся получить духовные дары и святые, перфекционисты - стремящиеся к самосовершенствованию.
пиетизм - Религиозное движение, возникшее в Германии в семнадцатом веке как реакция на формализм и интеллектуализм. Оно делало акцент на изучении Библии и личном духовном опыте. Подход к христианству, связанный главным образом с немецкими авторами семнадцатого века, делающий акцент на личном усвоении веры и необходимости святости в христианской жизни. Это движение лучше всего известно в форме методизма.
постмодернизм - культурная тенденция, особенно в США, возникшая в результате падения уверенности в рациональных принципах Просвещения.
Постмиллениализм: (Postmillenialism) Позиция, популярная в XIX веке и утверждающая, что мир постепенно будет улучшаться и в конечном итоге Евангелие восторжествует. Христос вернётся после Тысячелетнего Царства. Эта позиция сейчас возрождается в движении Христианской Реконструкции.
Премилленаризм диспенсационный: Этот вид примилленаризма учит, что церковь будет восхищена до начала периода скорби, когда Бог снова сосредоточит Своё внимание на Израиле. Христос вернётся в конце великой скорби, чтобы спасти Израиль и основать Тысячелетнее Царство. Для этого учения характерны: (1) последовательно-буквальное толкование Библии и (2) различение Израиля и Церкви.
Премилленаризм исторический Этот вид премилленаризма в основном посттрибулационный. Он во многом похож на амилленаризм в том, что он не всегда различает Израиль и Церковь. Тысячелетнее царство не ограничено 1000 годами. Оно началось на небесах во время Первого Пришествия Христа и продолжится до Второго Пришествия Христа.
Пресвитерианская: Форма церковного правления, в которой власть принадлежит пресвитерам. Эту форму правления имеют Пресвитерианская и Реформатская церковь .
ПРЕСВИТЕРИАНЕ (греч. presbyteros - старший)- последователи церквей кальвинистской ориентации, возникшие в Англии и Шотландии в 16 в. Разработали Вестминстерское исповедание. Вероучение следует доктрине греховности человека, спасение выступает как ничем не заслуженная Божия благодать.
Пресуществление: (Transubstantiation) Католическое учение о Вечере Господней, согласно которой хлеб и вино метафизически превращаются в тело, кровь, душу и Божественность Иисуса Христа, в то же самое время сохраняя физические качества хлеба и вина.
пресуществление-доктрина, согласно которой хлеб и вино во время евхаристии, сохраняя свой внешний вид, преобразуются в Тело и Кровь Христовы.
Ренессанс: Возрождение интеллектуализма (1350-1650), отметившее новую тенденцию к секуляризму, рационализму и скептицизму, сосредотачивающим внимание на человеке, а не Боге.
Просвещение - философское движение 18 в., утверждавшее, что истину можно обрести только посредством РАЗУМА, логического мышления, наблюдения и эксперимента.
Рационализм(лат.Рацио- разум). Философское направление, согласно которому человеческий разум самодостаточен в поисках истины, в том числе и духовной.
радикальная Реформация – термин используемый в отношении анабаптистского движения, радикального крыла Реформации.
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. ratio-рассуждение)-направление, отмежевывающееся от мистицизма. Декларирует возможность постижения богооткровенных истин средствами разума.
реформатская-термин, используемый в отношении богословия Жана Кальвина (1510-1564 Этот термин обычно используется вместо термина "кальвинистский". РЕФОРМАТЫ - приверженцы кальвинистских церквей.
савеллианство - ранняя тринитарная ересь, рассматривавшая три Лица Троицы как различные исторические проявления Одного Бога.
символ веры-определение веры, общее для всех христиан. Наиболее важные из них известны как Апостольский Символ Веры и Никео-Цареградский Символ Веры.
Социанство: Учение, развившееся из учений Социна (1539-1604) отрицал Троицу, Божественность Христа и заместительное искупление. Социн также отрицал полную испорченность человека, уча, что люди способны избежать греха
СОЦИНИАНСТВО - крыло в протестантской секте польских братьев, отделившейся от кальвинизма в 70-х гг. 16 в. Социниане постепенно приобрели господствующее положение в общинах польских братьев. Идеологом и основателем социнианства стал Фауст Социн (1539- 1604).
Средние века, средневековый.Период истории примерно с 500 и до 1500 г. н.э. Некоторые ученые считают, что он начался примерно в 1100 году.
схизма - сознательный отрыв от единства Церкви, осужденный такими влиятельными авторами ранней Церкви как Киприан и Августин.
СХОЛАСТИКА - научно-богословское течение средневековья. Типичным для схоластики было желание понять разумом то, во что веруешь. Величайшими схоластами были Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Дунс Скот. С попыток объединения веры и науки началась эпоха схоластики, в богословии Фомы Аквинского достигла наивысшего расцвета и в учении Дунса Скота, что вера и разум несовместимы, она нашла свой конец.
Схоластика: Движение в монастырских школах XI-XII веков, пытавшееся отстаивать веру с рационалистической точки зрения. Схоластика уделяла особое внимание уже существующим верованиям церкви и не пыталась открыть новые истины
схоластика - подход к богословию, связанный главным образом с периодом средневековья, делающий акцент на рациональном обосновании и систематическом изложении христианского богословия.
Схоластика.Философская и богословская система, которая зародилась и развивалась в средневековых учебных заведениях римско–католической Европы. Она была нацелена на определение и систематизацию религиозных догм с помощью патристики (сочинения Августина Блаженного) и философии (аристотелианство).
таинство - в чисто историческом смысле, церковная служба или обряд, считающийся учрежденным Самим Иисусом Христом. Хотя римско-католическое богословие и церковная практика признавали семь таких таинств (крещение, конфирмация, евхаристия, брак, священство, покаяние и соборование), протестантские богословы обычно утверждают, что лишь два таинства (крещение и евхаристия) упоминаются в Новом Завете.
Теология освобождения: Теологическая система, на которую оказали влияние Юрген Молтманн и марксизм. Она делает особый упор на социальную несправедливость, особенно в странах Латинской Америки, где люди подвергаются угнетению. Богословие освобождения включает "черное богословие", которое придерживается подобной позиции.
Трансцендентность: (Transcendence) Термин, описывающий разделение Бога и человека и превосходство Бога над человеком. Бог трансцендентен в том, что Он свят, а человек грешен. Он также трансцендентен потому, что он бесконечен, а человек конечен. Бог совершенно отличен от человека.
теодиция - термин, предложенный Лейбницем для обозначения оправдания благости Божьей ввиду присутствия в мире зла.
Теодицея(от греч. теос — Бог и дике — правосудие). Изучение и защита Божьей благости и всемогущества по причине существования зла в мире.
Уэсли Джон (1703-1791) - основатель методистской церкви.
УЭСЛИАНСКИЕ АРМИНИАНЦЫ - то же, что методисты.
Универсализм.Учение, согласно которому все люди в конечном итоге будут спасены, потому что по природе все они дети Божьи.
феминизм - движение в богословии, начавшееся в 1960 гг. делающее акцент на важности женского опыта и подвергшее критике патриархальность христианства.
ФИЛИОКВЕ (лат.filioque- и от сына)-добавление к символу веры, заключающееся в утверждении, что Св. Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына. Православная церковь не приняла этого утверждения, и в 1054 г. это явилось одним из предлогов к разделению церкви.
Филиокве (от лат. filioque — и от Сына). Этот термин был введен в Никейский символ веры (325 г. н.э.) западным христианством, чтобы засвидетельствовать о том, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына.
фундаментализм - форма американского протестантского христианства, делающая особый акцент на непогрешимом авторитете Библии.
Фундаментализм: Kонсервативная система теологии, которая исторически придерживается следующих пяти доктрин веры: (1) чудеса Христа, (2) девственное рождение Христа, (3) заместительное искупление Христа, (4) телесное воскресение Христа, (5) богодухновение Писания. Фундаментализм противостоит либерализму и модернизму. В последние десятилетия фундаментализм раскололся на два лагеря: евангельский и сепаратистский.
Халкидонское определение-формальное объявление Халкидонским собором того, что Иисуса следует считать одновременно Богом и человеком
харизма, харизматический - ряд терминов, употребляемых в отношении даров Св.Духа. средневековом богословии термин "харизма" использовался для обозначения духовного дара, передаваемого людям благодатью Божией. С начала двадцатого века термин "харизматический" стал использоваться в отношении богословия и богослужения, делающих акцент на ощущении Св. Духа.
Хомоусиос. Буквально «одна природа». Этот термин использовался на первых христианских соборах, особенно на Никейском (325 г.), чтобы подтвердить, что Отец и Сын имеют одну и ту же Божественную природу.
цвинглианство - термин, используемый для обозначения идей Ульриха Цвингли, однако часто употребляемый в отношении его взглядов на таинства, особенно на вопрос о "реальном присутствии" (которое для Цвингли было скорее "реальным отсутствием").
ЦЕЛИБАТ (лат. caelebs - неженатый) - обязательное безбрачие католического духовенства, установленное папой Григорием VII (1073- 1085).
ЧИСТИЛИЩЕ - по католическому учению промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами, горят в очищающем огне. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания там сокращен «добрыми делами» оставшихся в живых родственников и близких, т. е. молитвами, мессами, пожертвованиями на церковь. Учение о чистилище разработал Фома Аквинский. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским в 1562 г. Православие и протестанты отвергают это учение. См. Лимб
эвионитство- христологическая ересь, считающая Иисуса чисто человеческой фигурой, хотя и признающая, что Он наделен определенными харизматическими дарами, которые отличали Его от всех других людей.
Эбиониты.Группа иудео–христиан первых веков, которые считали Иисуса человеком, сыном Иосифа и Марии, ставшим Помазанником при крещении. Они также считали весь закон Моисеев обязательным для исполнения.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. existentia - существование) - философия существования, утверждающее, что абсолютно реально только непосредственно переживаемое существование, которое нельзя осмыслить рациональными средствами. Различают секулярный (атеистический) и религиозный экзистенциализм. Главная его заслуга в том, что единственным и необходимым способом преодоления горизонта трансцедирования является обращение к Богу как основанию человеческого существования и личной свободы.
Экзистенциализм: Неоортодоксальное учение, подчёркивающее духовное общение человека с Богом, личные переживания или посвящение, в противоположность простой вере в факты или утверждения. Оно подчёркивает субъективные переживания, в противоположность исторически объективным истинам; отсюда, общение с Богом ставятся на более высокий уровень, чем авторитет Библии. Это учение преуменьшает важность истории, чтобы преувеличить важность настоящих переживаний.
ЭПИТИМИЯ, епитимия (греч. epitimion-наказание)-церковное наказание верующих за нарушение церковных канонов, предписаний, указаний духовника: продолжительная молитва, пост, земные поклоны и т. п.
Экклезиология: Учение о природе и служении церкви.
над всеми, так называемыми богами.
Эсхатология: Доктрина о последних событиях или о том, что произойдёт в будущем.
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschaton-конец, предел, конечная цель и logos- учение)- религиозное учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека и человечества.
Эллинизм.Свод гуманистических и классических идеалов, связанных с культурой, языком и философией жизни, принятой в греко–романском мире времен Христа.
Эмпиризм.Философская система, утверждающая, что опыт — единственный законный источник знания.
Эпистемология(от греч. Эпистеме- знание и логос — учение). Постижение принципов, природы, источника познания, условий его достоверности и истинности.
Эсхатология(от греч. эсхатос — последний и логос — учение). Учение о последних событиях в истории мира.
Этиология(от греч. аитиология — изложение причин). Наука постижения причин всего сущего.
Этический.То, что сообразуется с общепринятыми нормами поведения.