Единство под руководством истинного имама

Ислам указывает на важность единства среди мусульман, так в частности, Всевышний говорит:

وَاذْكُرُواْ نِعْمَتَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَاناً

«И вспомните милость Аллаха к вам, когда вы были врагами и Он сблизил ваши сердца и вы стали по Его милости братьями».[2]

وَلاَ تَكُونُواْ كَالَّذِينَ تَفَرَّقُواْ وَاخْتَلَفُواْ مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَأُوْلَـئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«И не будьте таковы как те, кто разделились и стали разногласить, после того, как пришли к ним ясные знамения, для этих великое наказание!»[3]

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

«Поистине верующие братья».[4]

إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمْ وَكَانُواْ شِيَعاً لَّسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ

«Поистине те разделили свою религию, и стали партиями, ты не из них».[5]

وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُواْ

«Держитесь верви Аллаха и не разделяйтесь».[6]

وَلاَ تَنَازَعُواْ فَتَفْشَلُواْ وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ وَاصْبِرُواْ إِنَّ اللّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

«И не препирайтесь, а то ослабеете и уйдёт ваша мощь. Терпите ведь Аллах с терпеливыми».[7]

إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

Поистине эта ваш народ (умма) народ единый, и Я Господь ваш поклоняйтесь Мне».[8]

Несмотря на многочисленные указания священного Корана на необходимость единства между мусульманами, однако, это единство нуждается в определённом методе, посредством которого мы сможем сплотить мусульман. Стремление к единству без указаний конкретных рамок и основ, вокруг которых будет происходить это единство, есть ничто иное, как бесполезное занятие, которое не принесёт никаких результатов и пользы. Священный Коран в одиночестве не может быть основой этого единства, так как по словам его светлости повелителя правоверных Имама Али: «Коран имеет несколько сторон» и поэтому его можно трактовать в различных вариантах и на разный лад. Так в частности, священный Коран говорит:

وَمِن قَبْلِهِ كِتَابُ مُوسَى إَمَاماً وَرَحْمَةً

«И пред ним книга Мусы как руководство (имам) и милость».[9]

В другом месте мы читаем:

صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى

«Свитки Ибрахима и Мусы».[10]

В то время как в другом месте указывается на то, что:

وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَاماً قَالَ وَمِن ذُرِّيَّتِي قَالَ لاَ يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ

И вот Господь испытал Ибрахима словесами и потом завершил их. Он сказал: «Поистине Я сделаю тебя для людей имамом. Он сказал: «И из моего потомства?» Он сказал: «Не объемлет завет мой не праведных».[11]

Отсюда следует, что Имам, т.е. руководство это, во-первых, книга Аллаха, во-вторых, этого недостаточно, ибо необходим Имам, разъясняющий божественные устои и принципы, поэтому здесь указывается и конкретное лицо в частности Ибрахим. Такой имам может быть именно основой, вокруг которого и будет происходить это единство. Помимо этого из аята «Итисам» этот момент предельно ясен:

وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُواْ

«Держитесь верви Аллаха и не разделяйтесь».[12]

так как Всевышний приказывает держаться верви Аллаха, т.е. того, что способствует приближению к Аллаху, и это может быть только непорочный предводитель. Цель единства, естественно, не преследует задачи отстранения себя от истины, но означает единство под сенью истины. Выше приведённый аят прекрасно указывает на этот важный момент. Таким образом, настоящее единство возможно только посредством того, чтобы держаться божественной верви, способствующей концу всех разногласий и расколу. Интересно то, что в данном аяте указывается на единство как основу, которая сравнивается с вервью Аллаха. Естественно, что подобная вервь имеет два конца, один конец этой верви у Всевышнего Аллаха, другой конец у мусульман. Эта вервь посредство между землёй и небом, людьми и скрытым от нас миром. Отсюда мы выводим, что настоящее единство мусульман возможно, только если они будут держаться истины, но ни в коем случае не своих страстей и вожделений. Таким образом, истина есть реальность, которая не зависит от упадка мусульман, их разногласий и незавидного состояния. Единство под сенью истины есть религиозная обязанность мусульман, т.е. познать истину и встать в её ряды. Истина не имеет никакого отношения к тому, имеют мусульмане единомыслие и согласие в чем-то или нет. Обязанность мусульман заключается в том, чтобы познать истину и объединится вокруг нее, таким образом, истина не является следствием какого-либо единомыслия мусульман в чем-то. Значит, если мусульмане объединятся вокруг чего-нибудь, это не означает, что это есть истина, т.к. мусульмане объединились вокруг этого, и наоборот, ложью не может быть обязательно то, что большинство мусульман оставило это. Его светлость Имам Хусейн (мир ему!) сказал: «Поистине я выхожу (совершаю это восстание), чтобы исправить умму посланника Аллаха, моя цель побуждение к добру и отстранение от недобрых дел».[13]

Если бы критерием истины была бы иджма и мнение большинства мусульман, то тогда, не было бы нужды в исправлении уммы. Таким образом, побуждение к добру и отстранение от недобрых дел есть самый сильный довод того, что критерием истины не может быть большинство, но именно большинство людей должны принять и подстраивать себя под неё.

Если посмотреть на хадисы, указывающие на значения слова «держаться», мы без труда поймём, что именно такой смысл выводится из хадисов пророка, что вервь Аллаха это непорочные имамы дома пророка (мир им!) и таким образом, человек посредством них без труда получает божественное руководство и наставление.

Ибн Хаджар Хейсами приводит к комментарию аята:

وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُواْ

«Держитесь, верви Аллаха и не разделяйтесь», что этот аят касается семейства пророка (мир ему!) т.е. Ахл аль Байт.[14]

Помимо того, хадис «Сакалайн» может быть толкованием выше приведённого аята «Итисам», ибо посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) в этом хадисе приказывает мусульманам держаться двух ценностей: Корана и Ахл аль Байт. Так Абу Джафар Табари к толкованию аята «Итисам», в частности, пишет: «Под словом «держитесь» указывается на необходимость следовать, ибо «вервь» то, что приведёт человека в конечном итоге к его цели».[15] Помимо того, в некоторых вариантах хадиса «Сакалайн» приводится слово «держаться». Так, например, в книге Ибн Аби Шуайба приводится, что посланник Аллаха сказал: «Поистине я оставляю среди вас, держась чего, вы не заблудитесь Книгу Аллаха и мой род». Именно поэтому многие комментаторы и толкователи священного Корана привели данный хадис к комментарию данного аята. Хаким Хаскани приводит хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Тот, кто желает сесть на корабль спасения и схватиться за надежную опору и держаться верви Аллаха должен принять руководства Али ибн Аби Талиба (мир ему!) и следовать наставленным на верный путь из его рода».[16]

Таким образом, на основании преданий и толкований аятов священного Корана становится предельно ясно, что Ахл аль Байт есть основа единства среди мусульман. Следовательно, дискуссии вокруг имамата и вилайята[17] Ахл аль Байт есть, по сути, диалог, касающийся единства мусульман, на который указывают как священный Коран, так и благородная сунна посланника Аллаха.

Так в одном предании указывается, что посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Звёзды есть надёжное пристанище и опора для обитателей земли от гибели, и моё семейство Ахл аль Байт есть надёжная опора и пристанище для моей уммы от разногласий. Если кто-либо из арабов, будет разногласить и выступать против них (Ахл аль Байт), есть из партии сатаны».[18] Также приводится хадис, что Абу Зарр, стоя вблизи Каабы, обратился к людям со словами: «Я слышал от посланника Аллаха, что он сказал: «Будьте внимательны, моё семейство Ахл аль Байт (мир им!) среди вас подобно ковчегу Нуха (Ноя), всякий, кто сядет в этот ковчег, спасётся, отказавшийся сделать подобное, погибнет».[19] Эти хадисы с точки зрения суннитов высшей степени достоверны.

Наши рекомендации