Единство см. единый и множество (единство и многообразие)

ЕДИНЫЙ И МНОЖЕСТВО (ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ)

БЫТИЕ едино, и это единство бесконечно; оно заключает в себе бескрайнее многообразие, или множественность, рожденную от Единого. Единство несет в себе все множество и не исчерпывается при этом лишь квинтэссенцией СУЩЕСТВОВАНИЯ, а вбирает в себя все и вся. Бесконечное многообразие Единого и вечное единство Множества есть две реальности или два аспекта одной реальности, на которой основано все проявленное мироздание. [19:660]

Единство является извечным и основополагающим фактом, без которого все многообразие было бы нереальной и немыслимой иллюзией. Поэтому сознание Единства называется Видья, или ЗНАНИЕ.

Многообразие есть игра, или самовыражение Единого, проявленного во многих формах и лицезреющего самого себя в разных обличьях, пребывающего одновременно на различных уровнях сознания и дающего жизнь универсальным силам в их вселенском Движении. Многообразие скрыто или проявлено в единстве. Без него Единство было бы пустым НЕБЫТИЕМ или бессильным и бесполезным ограничением ничем не нарушаемого чистого покоя.

Для эго, отождествляющего себя с отдельной формой и ограниченным действием, характерно сознание множества, лишенное истинного знания изначального единства; такое сознание присуще человеку и сводится к состоянию заблуждения и невежества. Оно называется Авидья, или НЕВЕДЕНИЕ. [12:105]

Мы понимаем, что АБСОЛЮТ, ДУХ, БОЖЕСТВЕННОЕ и Бытие — одно целое. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ - едино, КОСМОС — един.

Но в то же время мы видим множество существ, обладающих своим собственным “я”, духом, и похожей, но все же отличной друг от друга природой. И поскольку по сути и по духу все проявленное — едино, мы вынуждены признать, что все это множество — едино или, другими словами, Единый стал множеством. Но как может быть Абсолютом ограниченная форма, или человек, а животное или птица — Божественным Существом? Рассуждая подобным образом и выявляя эти противоречия, разум допускает двойную ошибку, оперируя понятием ограниченной математической величины: единица, будучи меньше двух, может изменить свою величину и приобрести значение “два” лишь в результате деления, сложения или умножения. Мы же имеем дело с бесконечным изначальным Единством, способным вместить в себя сто, тысячу, миллион, миллиард и триллион каких угодно величин. Любые астрономические и сверхастрономические цифры не могут измерить и превзойти это Единство; согласно Упанишадам, оно недвижимо и не стремится уйти от вас, но приблизиться к нему нельзя, сколько бы вы ни старались сделать это. Можно сказать, что бесконечное Единство не было бы таковым, если бы оно не содержало в себе способности к проявлению бесконечного многообразия. Но это не означает, что Единый обладает двойственностью или может ограничиваться или исчерпываться суммой Множества; напротив, Единый способен становиться бесконечным Множеством, ибо превосходит все ограничения, измеряемые множеством, равно как и все ограничения, связанные с отвлеченным математическим понятием единства. [18:335—36]

ЖЕЛАНИЕ

Желание лежит в основе всей нашей поверхностной ЖИЗНИ. [13:244]

Желание есть одно из проявлений ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗУМА, с помощью которого неведение стремится к наслаждению объектом своего вожделения, вместо того чтобы искать наслаждение в БРАХМАНЕ, выражающем Себя через этот объект. [12:76]

Желание — это лишь стимул Жизни, посредством которого она побуждает свое собственное существо стремиться к достижению блаженства бытия, перешагнув через неудовлетворенные влечения и пристрастия. [18:199]

Если рассматривать эволюцию желания начиная с низших уровней сознания, то оно выглядит как устремление ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ, которое на эмоциональном уровне превращается в страстные желания СЕРДЦА, а затем, достигнув ИНТЕЛЛЕКТА, приобретает форму эстетических, этических и рациональных пристрастий и склонностей на уровне БУДДХИ. Желание является неотъемлемой частью сознания обычного человека; он не может жить и действовать как личность, не подчиняя свои поступки высоким или низменным страстям, стремлениям и предпочтениям. Но если взглянуть на природу и предназначение желания с точки зрения высших уровней сознания, мы увидим, что оно питается и поддерживается ВОЛЕЙ ДУХА. Существует воля, тапас, шакти, с помощью которой скрытый дух направляет действия своего внешнего инструментария, испытывая при этом наслаждение бытия, АНАНДУ; вся внешняя природа в этот момент в несовершенной и неосознанной форме также разделяет вечное блаженство. [21:648]

Наши рекомендации