Иерей Сергий Елисеев, клирик,храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии, преподаватель московских духовных школ, кандидат богословия
Я познакомился с отцом Даниилом Сысоевым во время обучения в Московской духовной семинарии. учились мы в разных группах, поэтому и познакомились только в третьем классе. К этому времени у нас уже были общие приятели, которых мы иногда вместе навещали, вдобавок мы оба любили порассуждать о богословских вопросах. Думаю, что это тоже нас сближало.
Я поступил в семинарию в 1991 году. Восемнадцатого августа во время обеда прямо в столовой нам зачитали список зачисленных в МДС, а на следующий день после Литургии на праздник Преображения Господня нас на несколько дней отпустили домой. Тогда я не знал и не понимал, что происходило в эти дни в Москве, тем более что все мои мысли были только о Лавре и семинарии.
В духовной школе у нас был очень хороший курс, со многими я до сих пор поддерживаю добрые отношения. Большинство моих однокурсников были не из священнических семей, даже из семей нецерковных, некоторые только недавно стали посещать храм. В каком-то смысле наше воцерковление проходило именно в Духовной семинарии у мощей преподобного аввы Сергия, на лаврских и академических богослужениях, в общении с преподавателями и администрацией, на академических послушаниях и просто в общежитии, в кельях, рассчитанных на два десятка человек, где мы вместе пили чай или жарили картошку на обогревателе (плитки были запрещены), беседовали, спорили, молились.
В отличие от многих из нас, у отца Даниила к этому времени уже было свое сформировавшееся церковное мировоззрение. Своей цельностью, ревностью в исполнении уставных предписаний, например, относительно церковного поста, он подкупал многих. Помню, как он всю Великую Пятницу старался ничего не есть, в то время как большинство после службы выноса плащаницы приходили в столовую на первую трапезу. Впрочем, потом я узнал, что таких ревностных молодых людей в семинарии тогда было много.
К богословию он относился также ревностно и горячо. Во время лекций часто спорил с нашими преподавателями, и больше всех «доставалось», конечно, преподавателям догматики и основного богословия. Трудно было себе представить, что, когда отец Даниил уже станет священником и будет обременен приходскими и семейными заботами, он перестанет интересоваться богословием.
Нужно сказать, что у него не было сомнений в том, чем он будет заниматься после окончания семинарии. Многие из нас тогда хотели продолжить свое обучение в Духовной академии, в том числе и по той простой причине, что еще не определились с выбором своего жизненного пути: кто-то думал о супружестве, а кто-то о монашестве. Но отец Даниил точно хотел поскорее жениться и стать священником, чтобы активно участвовать в приходской жизни.
После семинарии мы виделись редко. Отец Даниил женился, рукоположился, полностью отдался приходскому служению. Я иногда встречал его в Лавре, у мощей Преподобного Сергия, или передавал ему поклон через наших общих знакомых. Заходя в церковные книжные лавки, я видел там книги отца Даниила, а иногда кто-нибудь из академических преподавателей, листая церковную периодику, находил какую-нибудь полемическую и, как всегда, бескомпромиссную статью отца Даниила, обсуждение которой сразу заполняло перерыв между лекциями.
В последний раз я видел отца Даниила и общался с ним приблизительно в ноябре 2007 года. Мы встретились на конференции «Православное учение о церковных
Таинствах», организованной Синодальной Богословской комиссией. Во время одного из выступлений мы вышли попить кофе, обменяться суждениями по прозвучавшим докладам. У отца Даниила, как всегда, были ответы на все вопросы, я же высказывал сомнения относительно ряда его суждений. Он поделился своими планами о написании диссертации, о возможной ее защите в Московской духовной академии. Поговорили мы тогда хорошо, и мне показалось, что Данила повзрослел, стал более спокойным и основательным человеком, думаю, что и более терпимым к чужому мнению. Все-таки семейная и приходская жизнь многому его научили.
После его кончины сокурсники по семинарии вспоминали, что отец Даниил всегда хотел быть мучеником и открыто говорил об этом. Его слова мы тогда воспринимали как юношеский романтизм, никто и не думал, что времена мучеников могут вернуться. Неслучайно после его кончины звучали слова, в том числе и из среды духовенства, что, мол, сам виноват, слишком неосторожно себя вел. Конечно, можно не соглашаться с богословскими взглядами отца Даниила, с его миссионерскими методами, но то, что он посвятил свою жизнь Церкви и пострадал как мученик за Христа, — этого отрицать нельзя.