Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Храмовое искусство. Духовная музыка

Духовная культура Древней Руси

Ничто так не возвышает душу,

ничто так не окрыляет её,

как согласная мелодия и управляемое

ритмом божественное пение.

Иоанн Златоуст

Фольклор рассказывает о повседневной жизни че­ловека, труде, обрядах, по­свящённых важным событи­ям и праздникам.

Церковное искусство об­ращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном, вечном.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы - student2.ru

Основной вид древнерус­ского церковного пения знаменный распев.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы - student2.ru

Это на­звание происходит от старо­славянского слова знамя, то есть знак.

Знаменами или крюками назывались знаки, которыми без линеек запи­сывали напевы, звучавшие обычно одноголосно, в уни­сон. Иконы, фрески, песнопения,

мо­литвы — часть духовной куль­туры Древней Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы - student2.ru

Фрески Успенского собора г.Владимир

2. Задание 1

Послушай ЗДЕСЬ Греческий распев 17 века «Богородице Дево,радуйся!»

Послушай духовную музыку

П.И.Чайковского "Богородице Дево, радуйся!"

С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»

При исполнении духовной музыки, так как она не рассчитана на внешние эффекты, а направлена на внутреннее созерцание, углубленность в себя, самооценку, ты учишься наблюдать за собой, и тем самым полнее проживать свой­ственные человеку чувства: любовь, радость, горе, сострада­ние — всё то, что составляет духовно-нравственную основу искусства.

Для каждого человека диалог с композиторами (известными и безы­мянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоя­щего заключается в поиске ответов на животрепещущие во­просы современности: «Что есть Истина, Добро, Красота? Ка­ковы духовно-нравственные приоритеты человека XXI века?». А ты задавал себе эти вопросы?

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Многие современные композиторы обращаются к жанру церковного пения.

Послушай молитву «Любовь святая» Г. Свиридова.(Георгий Свиридов (1915-1998)- композитор 20 века)

Её песенный характер мелодии напоминает знаменный распев, а внутренним слу­хом можно услышать её сдержанную печаль, сосредоточенность. Это эмоциональное состояние подчеркивает поступенность движения мелодии. Её короткие фразы, отделяемые друг от друга паузами, словно сникают, повисают, устремляясь вниз, а распевы слогов роднят её с народными протяжными песня­ми. Повторение одних и тех же слов «Ты любовь, ты любовь, ты любовь святая...» в партии высокого женского голоса (со­прано) придает музыке ощущение отстраненности от земных забот, сосредоточенности в молитвенном состоянии. Усили­вает эти качества музыки хоровое звучание фона (мужских го­лосов а сареllа) — своеобразного вокализа, исполняемого без слов.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» созвучна знаменному распеву, молитве Свиридо­ва. В сознании верующих испокон веков образ Богоматери -Девы Марии связан с идеей неизменного заступничества. Из­вечное материнское сострадание обрело у Богоматери выс­шую полноту. Её сердце, пронзённое великими муками Сына, отозвалось на бесчисленные людские страдания.

Композиция иконы «Покров Пресвятой Богородицы» делится на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней - Роман Сладкопевец - византий­ский поэт и певец. Он поет мелодии, дарованные ему свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в хра­ме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ («людие»), который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении.

Наши рекомендации