Quot;Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос; жене глава - муж; а Христу глава - Бог" (11:3)
Павел начинает исправлять коринфян, прежде всего кратко устанавливая тот божественный принцип, о котором он собирается рассуждать. Он употребляет фразу хочу... чтобы вы знали, чтобы ввести новую тему, которая его очень беспокоила, но о которой он не учил прежде (ср. Кол. 2:1). В той греческой культурной среде, которая окружала коринфян, женщины прозябали на задворках общества, если их для чего и использовали, так только для блуда. Евангелие Господа Иисуса Христа с уважением относилось к их достоинству, оказывая им честь. Очевидно, этим в некоторых случаях злоупотребляли. Павел откликается на эту ситуацию, показывая, что по Божьему предназначению в том, что касается их функций, мужчины и женщины находятся не на одном и том же уровне.
Принцип власти и подчинения пронизывает всю вселенную. Павел показывает, что подчинение женщины мужчине - просто отражение этой более широкой истины. Всякому мужу глава Христос; жене глава - муж; а Христу глава - Бог. Если бы Христос не подчинился воле Бога, человечество не могло бы получить искупление, и мы навсегда остались бы осужденными и погибшими. Если отдельные люди не подчиняются Христу как Спасителю и Господу, они все еще погибшие и осужденные, потому что они отвергают великодушный дар Бога. И если женщины не подчиняются мужчинам, тогда семьи подрываются и разрушаются, - а с ними и общество в целом. Будь то в божественном измерении или на человеческом уровне, подчинение и власть - это непременные элементы в Божьем плане и в установленном Им порядке.
Слово глава напоминает нам о голове - о независимой части, управляющей всем телом. Устанавливая общий принцип, Павел показывает три пути проявления главенства. Во-первых, всякому мужу глава Христос. Христос - это несравненный глава церкви, ее Спаситель и Господь (см. Еф. 1:22-23; 4:15; Кол. 1:18 и т.п.). Он ее избавил и искупил Своей собственной кровью (1 Кор. 6:20; 1 Пет. 1:18-19; Отк. 5:9). Но в Своей божественной власти Христос - глава каждого человека, спасенного и неспасенного. "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Матф. 28:18). Большая часть человечества никогда не признала Его, но все было покорено "под ноги Его" (Евр. 2:8), и однажды перед Его именем преклонится "всякое колено небесных, земных и преисподних, И всякий язык (исповедует), что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2:10-11). Из тех, кто добровольно покоряется Его власти, состоит церковь, а из тех, кто восстает против Его власти, состоит мир. В Своем долготерпении и снисхождении Бог позволяет мятежным игнорировать власть Христа, - но однажды они признают, что подчинены Ему. Он - Тот, кто в конечном счете руководит всеми, сейчас и навеки.
Во-вторых, жене глава - муж. Принцип подчинения и власти относится ко всем мужчинам и ко всем женщинам, не только к мужьям и женам. Этот принцип распространяется за пределы семьи на все сферы общества. Это - основной порядок творения, как Павел объясняет ниже (ст. 8-9). Именно так Бог и создал человека. Бог задумал и создал человечество; именно так Он создал нас.
По-видимому, большинство мирских причуд и ложных представлений в конце концов находят свой путь в церковь. Мирские христиане постоянно стараются оправдать свою приверженность миру, и, если возможно, на основе Писания. Христианские феминистки ссылаются на такие отрывки Библии, как 3:28 из послания к Галатам ("нет мужского пола, ни женского") и 3:7 из 1 послания Петра ("оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни"). Эти и сходные отрывки они приводят, чтобы опровергнуть представление о том, что мужья должны властвовать над своими женами, не говоря уже о том представлении, что женщины должны подчиняться всем мужчинам в целом. Но невозможно поддерживать современный феминизм и одновременно честно истолковывать то, что говорит Павел. Поэтому Павла обвиняют в том, что он - мужской шовинист, который часто отстаивал свои собственные предрассудки, вместо того, чтобы учить Слову Божьему.
Но Павел не делает различия между мужчинами и женщинами до тех пор, пока речь идет о личном достоинстве, способностях, уме, духовности. И как человеческие существа и как христиане, женщины в целом совершенно равны мужчинам в духовном отношении. Некоторые женщины, очевидно, даже превосходят некоторых мужчин в том, что касается способностей, ума, зрелости и духовности.
Бог установил принцип мужской власти и женского подчинения для того, чтобы женщины и мужчины дополняли друг друга, для порядка, а не на основе какого-либо внутреннего превосходства мужчин. Служащий может быть умнее и искуснее своего шефа, но дела фирмы не смогут продвигаться, если не будет необходимого подчинения власти, даже если некоторые из стоящих у власти не обладают теми способностями, которыми им следовало бы обладать. Старейшин и дьяконов надо выбирать среди самых духовных лиц общины, но в церкви могут быть и еще более духовные люди. И все же те, кто не находятся на руководящих позициях, подчиняются тем, кто на этих позициях находятся, именно по той причине, что они действительно духовные личности.
В церкви может быть несколько женщин, которые лучше знают Библию, лучшие богословы и ораторы, чем все мужчины с пастором включительно. Но если эти женщины послушны Божьему порядку, они покоряются мужскому руководству и не пытаются захватить управление церковью в свои руки просто потому, что таков замысел Божий. Жена может быть лучше образована, чем муж, может лучше его знать Писание и быть более зрелой, чем он, в духовном отношении. Но, поскольку она - действительно духовная личность, она добровольно подчинится мужу как главе семьи. В послании к Ефесянам (5:22-33) конкретно описано, какими должны быть правильные отношения между полами. Исайя осудил свое поколение, потому что тогда мужья позволили женщинам править над собою (Ис. 3:12).
И, в-третьих, Христу глава - Бог. Христос неоднократно утверждал, что Он подчинился воле Своего Отца добровольно (Иоан. 4:34; 5:30; 6:38; ср. 1 Кор. 3:23; 15:24-28 и т.п.). Христос никогда, - ни до Своего воплощения, ни во время, ни после него, не был в каком бы то ни было смысле по сути ниже Отца. Но во время Своего воплощения Он добровольно подчинился Отцу, исполняя роль Спасителя и Искупителя. Он с любовью вполне покорился воле Своего Отца, что было актом смиренного послушания, необходимого для исполнения божественной цели.
Павел нераздельно связывает воедино три аспекта этого принципа. Как Христос покорен Отцу, как христиане должны быть покорными Христу, так и жены должны быть покорными мужьям. Вы не можете опровергать одну часть этого принципа, не опровергая заодно и других его частей. Например, вы не можете опровергать принцип подчинения жены мужу, не опровергая и принцип подчинения Христа
Отцу и подчинения верующих Христу. Ясно, что то, что муж - глава жены, означает то же самое, что и Христос - глава мужчины. То есть суверенное руководство требует подчинения, признающего пользу такого любящего руководства.
Власть и покорность в каждом из этих случаев основывается на любви, а не на тирании. Отец послал Христа искупить мир из любви, а не по принуждению; и Сын покорился Отцу из любви, а не по принуждению. Христос любит церковь до такой степени, что умер за нее. И Он руководит церковью с любовью, а не как тиран. В ответ на Его любовь и церковь, в свою очередь, покоряется Ему с любовью. Подобным же образом и мужчины в целом, и мужья в частности, должны осуществлять свою власть с любовью, а не как тираны. Они обладают властью не потому, что достойнее или способнее женщин, но из-за мудрого Божьего предначертания и Его любящей воли. Женщины отвечают на эту любящую власть с любящей покорностью, как это и было задумано (ср. 1 Тим. 2:11-15). Дело тут не в достоинстве или ценности мужчин и женщин, но в задачах, стоящих перед ними, и в той ответственности, которую они несут.
Принцип применяется
Quot;Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обрита. Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается" (11:4-6).
Этот отрывок лучше всего понимать так, что Павел здесь имеет в виду деятельность верующих в том, что касается служения перед Господом и общественного служения, - там, где важно ясное свидетельство.
В самом общем смысле слово молиться означает говорить Богу о людях, и о самих себе включительно, а пророчествовать - это говорить людям о Боге. Одно из этих понятий вертикально (от человека к Богу), а другое - горизонтально (от человека к человеку); оба они являются главными измерениями служения верующего. Павел хочет добиться того, чтобы церковь жила согласно божественным нормам.
Фраза с покрытою головою буквально означает "иметь нечто, свисающее с головы", и обычно употребляется по отношению к покрывалу или вуали. Этот контекст подразумевает, что такой головной убор для мужчины был бы совершенно смехотворным, а для женщины - совершенно нормальным. Это рассматривается как бесчестие, если мужчина поклонялся Богу с покрытой головой.
Когда мужчина молится или пророчествует, не покрывая голову, - является знаком его власти над женою, от которой ожидается, что ее голова будет покрытой во время таких богослужений. Следовательно, для мужчины покрыть голову было бы бесчестием, так как это свидетельствовало бы о том, что он отошел от правильных взаимоотношений между полами. Слова о том, что жена постыжает свою голову, могли относиться и к ее собственной голове в буквальном смысле этого слова, и к голове ее мужа - в переносном.
Однако можно предположить, что некоторые женщины в коринфской церкви не покрывали головы. Из светской истории нам известно, что в римской империи во времена Нового Завета появились различные освободительные и феминистские движения женщин. Часто женщины снимали свои вуали или покрывала и остригали волосы, чтобы выглядеть, как мужчины. Во многом как в наши дни, некоторые женщины требовали, чтобы с ними обращались в точности, как с мужчинами, и нападали на брак и на воспитание детей как на несправедливое ограничение их прав. Они отстаивали свою независимость, покидая мужей и дома, отказываясь заботиться о детях, живя с другими мужчинами, требуя, чтобы им предоставляли такие виды труда, которые традиционно исполнялись мужчинами, нося мужскую одежду и прическу и отказываясь от всех признаков женственности. Похоже, что некоторые из верующих в Коринфе были под влиянием этих движений и в знак протеста против угнетения женщин, и в качестве символа независимости отказывались покрывать голову.
Как и в вопросе с идоложертвенным мясом, в самом по себе ношении или не ношении головного покрывала не было ничего ни правильного, ни неправильного. Что было неправильным - это бунт против предписанных Богом ролей полов, и в Коринфе этот бунт был представлен женщинами с непокрытой головой. То, чему Павел учит в этом отрывке - это принцип подчинения женщин мужчинам, особый признак или символ этого подчинения.
То, что здесь упоминается женщина, молящаяся или пророчествующая, иногда используется как доказательство, что Павел признавал право женщин учить, проповедовать и руководить в церковных богослужениях. Но Павел здесь не упоминает о церкви, о том, что эта молитва или пророчество были связаны с церковным богослужением или с формальным учением, происходившим в церкви. Возможно, он имел в виду молитву или пророчество в общественных местах, скорее, чем во время богослужений церковной общины Такое объяснение соответствовало бы очень ясным указаниям на этот счет, содержащимися в 1 Кор. 14:34 и в первом послании Павла к Тимофею (2:12). В Новом Завете не содержится ограничений для женщин в том, что касается публичного свидетельства, даже когда они свидетельствуют мужчинам. И Новый Завет не запрещает женщинам занимать неруководящие посты в том, что касается молитвы с верующими или за неверующих. Не препятствует Новый Завет женщинам и учить детей или других женщин (ср Тит. 2:3-4; 1 Тим. 5:16). У женщин может быть дар пророчества (например, этим даром обладали четыре дочери Филиппа (Деян. 21:9), но женщины не должны пророчествовать на церковных собраниях, где присутствуют мужчины.
Другими словами, стоит только сопоставить соответствующие отрывки из других посланий Павла, и станет ясно, что он в общем имел в виду. В рамках Божьего откровения и с необходимым чувством покорности женщины могут и молиться, и пророчествовать. И решающим является то, чтобы их манера держать себя при этом отражала Божий порядок. Конечно, женщины не должны восставать против Божьей воли.
Главное для Павла в стихах 4-5 в том, что, когда бы и где бы верующим ни случилось молиться или пророчествовать, им следует делать это, соблюдая необходимую разницу между мужчинами и женщинами. Всякий муж, обращаясь к Господу или говоря от Него, должен делать это как мужчина, и всякая жена, обращаясь к Господу или говоря от Него, должна делать это как женщина. Бог не хочет чтобы различие между полами стиралось.
Для женщины молиться или пророчествовать с непокрытой головой позорно. Это то же самое, как если бы она была обритая. Если женщина снимает свой головной убор, она должна отказаться от своей роли до конца и лишиться также и волос - того знака ее особой роли женщины, который дан ей от Бога. Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется. В те дни только блудница или радикальная феминистка стала бы стричь волосы.
Талмуд указывает, что евреи считали женщину с обритой головой крайне уродливой, а Хризостом записывает, что женщинам, виновным в прелюбодеянии, состригали волосы и считали их блудницами. Аристофан даже учил, что матерям недостойных детей следует брить голову.
Вряд ли какой-нибудь христианке захотелось бы походить на такие не слишком лестные примеры! Однако, и в этом приходится усомниться, когда видишь, в каком виде некоторые из христианок появляются в наши дни в общественных местах, - они выглядят до того по-мирски, как будто специально напрашиваются на те же самые сравнения.
Принцип защищается
Quot;Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; И не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов" (11:7-10).
Поскольку покрытая голова является знаком подчинения, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия. Мужчина в моральном, умственном и духовном отношении был создан по образу Бога. Он был создан с интеллектом, волей, эмоциями, знаниями и святостью, в ко торой он восстановлен в Иисусе Христе (Еф. 4:24).
Кроме того, мужчина несравненным образом создан для того, чтобы нести образ Бога как руководитель, которому дана сфера суверенности. В этом смысле он также создан для того, чтобы быть славой Бога. Бог дал мужчине господство над всем животным миром, чтобы тот заботился о нем в согласии с Его божественным планом. Мужчине дано руководство над миром. И мужчины, и женщины созданы по образу Бога, но, как Павел указывает в стихе 8, первоначальным созданием "из праха земного" был только Адам (Быт. 2:7). Ева была создана позже из части тела самого Адама (2:21-22). Мужскому полу были даны господство и власть над сотворенным Богом миром, и поэтому мужчина есть слава Бога.
Грехопадение закрепило эти роли даже еще более разительным образом, как указано в книге Бытия: "к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (3:16). Итак, мужчина должен представлять Бога в том, что касается власти и руководства, и тем самым он - слава Бога. После грехопадения роль мужчины укрепилась. Следовательно, он не должен носить никаких символов подчинения.
Неправильно интерпретируя 34:33-35 из книги Исхода, некоторые раввины в древности учили, что еврейским мужчинам следует покрывать свои головы, когда они молятся, потому что Моисей закрывал лицо в присутствии Божьей славы. Но Моисей носил покрывало в присутствии людей, а не в присутствии Бога. Как Павел объясняет в своем следующем послании в Коринф, Моисей "полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего" (2 Кор. 3:13). Он не хотел, чтобы они видели славу Бога, которую он получил в Божьем присутствии и которая исходила от его лица. Поэтому еврейская традиция, предписывающая мужчинам покрывать голову во время молитвы, это человеческая традиция, а не божественная.
С другой стороны, жена есть слава мужа. Женщина была создана, чтобы мужская власть и мужская воля могли проявиться, так же, как и мужчина был создан, чтобы проявить Божью власть и волю. Женщина - это заместитель правителя, руководящая вместо мужчины или осуществляющая волю мужчины, в точности как мужчина - правитель, замещающий Бога, который правит вместо Него и осуществляет Его волю. Женщина светит не прямым светом - от Бога, а отраженным светом - от мужчины. Если мужчина - это и образ, и слава Бога, то женщина - только образ Бога (Быт. 1:27), а не образ мужчины, и слава мужчины, а не слава Бога. Суть в том, что мужчина показывает, какое изумительное творение Бог может создать из Себя, а женщина показывает, какое изумительное творение Бог может создать из мужчины (Быт. 2:21-22).
Однако в том, что касается спасительной и освящающей благодати, женщина входит в общение с Богом так же глубоко, как и мужчина. Она была наравне с ним создана по образу Бога, и этот образ в ней равным образом восстановлен через веру в Иисуса Христа. Она будет настолько же подобна Иисусу, как и любой мужчина, когда мы увидим нашего Господа лицом к лицу (1 Кор. 13:12), Но, хотя женщина создана вполне по образу Бога, она не является непосредственной славой Бога. Она непосредственно - слава мужчины, косвенное отражение мужской славы Бога. Ее роль в мире - подчиниться управлению мужчины, которому дано божественное господство.
Приводя дальнейший аргумент в пользу этого утверждения, Павел указывает, что не муж от жены, но жена от мужа. Первым был создан Адам, и ему было дано господство над землей, до того, как была создана женщина; и, когда она была создана, она была создана из него. Само ее имя свидетельствует об этом: она была названа "женою: ибо взята от мужа" (Быт. 2:9-23; ср. 1 Тим. 2:11-13).
Женщина была создана не только из мужчины, но и для мужчины. И не муж создан для жены, но жена для мужа. Ни в интеллектуальном, ни в моральном, ни в духовном или функциональном отношении женщина не ниже мужчины. Она несравненно отличается от него. Ее роль в том, чтобы подчиниться мужчине, принять его защиту и заботу, и она должна быть "помощником, подобным ему".
В стихе 10 Павел возвращается к применению этого принципа. Посему жена и должна иметь на голове свой знак власти над нею, для Ангелов. Использование покрывала символизирует божественный и универсальный принцип подчинения женщины мужской власти. Знак власти - по-гречески одно слово (эксоисия) и означает "законная сила" или "власть". Покрытая голова является законной силой женщины, ее правом молиться и почитать Бога, поскольку покрытая голова символизирует ее покорность. Слово символ или знак употребляется потому, что здесь есть очевидная ссылка на покрытие головы, о котором говорится в стихах 4-7. Женщина должна носить такой знак как указание на то, что она подчиняется мужчине.
Основное значение слова Ангелы - это "посланцы". Здесь Павел говорит о святых ангелах, об ангелах, служащих Богу, самая характерная черта которых - это полное и непосредственное послушание Богу. Повсюду в Писании Божьи святые ангелы показаны как создания, имеющие великую силу, но это всегда - сила, полученная свыше и покорная Богу. Сатана и другие ангелы, последовавшие за ним, были сброшены с небес по той самой причине, что они пытались использовать данную им силу для своих собственных, эгоистичных целей и для своей славы, а не для Божией. А святые ангелы, наоборот, представляют собой наивысший образец того, как тварь должна покоряться Творцу. Большой отрывок из послания к Евреям посвящен объяснению того, что Христос выше ангелов и они, добровольно покоряясь, служат Ему (1:4-2-18).
Эти посланцы - Божьи хранители Его церкви, над которой они стоят, как вечные стражи. Женщина должна покрывать свою голову в знак покорности для Ангелов, чтобы эти самые покорные из всех созданий, не были оскорблены непокорностью. Кроме того, ангелы присутствовали при сотворении мира (Иов 38:7), они были очевидцами уникального Божьего замысла о мужчине и женщине, и любое нарушение этого порядка было бы оскорбительно для них. Представление о том, что надо заботиться о реакции ангелов на наше поведение и об их чувствах, можно обнаружить также в Еф. 3:9-10 и у Матф. 18:10. Мидрэш учил, что ангелы - это хранители порядка творения.
Принцип уравновешивается