Особенности организации религиозных туров

Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туроператором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры - туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора. [26]

1. «Размещение» - то совокупность средств размещения - гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д;

2. «Питание» - рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д;

3. «Транспорт» - транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

- культовые сооружения - монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

- природные объекты - святые источники, колодцы, горы,

- водоемы (реки, пруды), рощи;

- небольшие объекты культа - придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место - это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. Религиозный центр - понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и религиозным центрам, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:

- Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

- Монастырские и прочие столовые, в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной вовремя православного поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже знаем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.

Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсионную поездки, используют различные средства транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются:

- авиационный;

- железнодорожный;

- автомобильный (автобусный);

- водный (речной, морской) транспорт;

- другие его виды.

В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пещеры) труднодоступны для большинства или всех средств транспорта.

Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур (тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность). Программа тура - расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.) и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами

В религиозном туризме экскурсионно-познавательной направленности основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познавательных интересов туристов. К ним относятся разработка и внедрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.

В религиозном туризме очень важна концепция рекламы. Посещение тех или иных религиозных центров, святых мест сопряжено с глубокими душевными чувствами и переживаниями людей, в первую очередь паломников. Поэтому важны этические стандарты в рекламе туров религиозной тематики. Информация должна быть представлена в корректной форме и благопристойных выражениях, никоим образом не оскорбляющих чувств верующих. Она должна помещаться в авторитетных изданиях с хорошей нравственной репутацией.

Для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности большое значение имеют экскурсионные ресурсы (это памятники культовой архитектуры и скульптуры; религиозные праздники, традиции, обычаи, обряды людей; выставки, музеи при монастырях) и информационные ресурсы (данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения, народный эпос, мифы, предания).

Учитывая духовно - просветительскую и образовательную функцию паломничеств, многие паломнические службы специально организуют программу поездок таким образом, чтобы рассказать паломникам об истории, архитектуре и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте. В отличие от светских экскурсий, в таких рассказах историко-архитектурная часть тесно переплетена с рассказами о значении того или иного места для русской духовной культуры.

Еще одной важной составляющей религиозных программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной.

В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них.

Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тур группе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели.

Часто неоправданно считая, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-экскурсионного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.

Нужно сказать, что паломничество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жизни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с одной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику организации туризма.

Наши рекомендации