Высказывания исламских богословов
· Абу ‘Авана сказал: «Я видел Ибн Сирина. Увидевший его обязательно вспомнит о Всевышнем Аллахе»[2].
· Ибн Са‘д писал: «Мухаммад ибн Сирин — надежный и заслуживающий доверия передатчик, достойный имам, очень знающий и набожный человек»[5].
· Ибн Шубрума сказал: «Я встретился с Ибн Сирином в Васите. Я никогда не встречал более осторожного в издании фетв и более смелого в толковании сновидений, чем он». Когда ему задавали вопрос на счет дозволенного и запретного (халал и харам), цвет его лица менялся[2].
· Абу ‘Ауф рассказывал: "Однажды я пришел к Ибн Сирину. Я хотел плохо высказаться об ал-Хаджадже (ибн Йусуфе). Но Ибн Сирин сказал: «Не сомневайся в том, что Аллах справедлив в своем решении. Он отнимет у ал-Хаджаджа то, что причитается другому, и возьмет у других то, что причитается ал-Хаджаджу. Когда ты предстанешь перед Всевышним Аллахом, твой самый маленький грех будет для тебя тяжелее, чем самый тяжкий грех ал-Хаджаджа»[2].
Аскетизм и щедрость
Мухаммад ибн Сирин был невысокого роста и плотного телосложения. Он был известен своей аскетичностью и набожностью. Абу Бакр ибн ‘Абдаллах ал-Музани сказал: «Кто хочет посмотреть на самого набожного человека этого времени, пусть посмотрит на Мухаммада ибн Сирина. Клянусь Аллахом, мы не встретили никого, кто был бы набожнее его»[6]. Суфйан ибн ‘Уйайна сказал: «В Куфе и Басре не было такого набожного человека, как Мухаммад ибн Сирин»[7].
Ибн Сирин отличался мягким нравом и любил красиво пошутить. По ночам он много плакал, а днем всем улыбался. Он много молился и постился через день[8]. Рассказывают, что он никогда не повышал тон в присутствии своей матери и разговаривал с ней шепотом. Зарабатывая на жизнь ремеслом, он всегда рассказывал покупателям о недостатках своего товара. У него было 30 сыновей и 11 дочерей, но все, кроме его сына ‘Абдаллаха, скончались до него[2]. Как-то он сказал о самом себе: «Ни в религиозных, ни в мирских вопросах я никому не завидовал. Это одна из самых больших милостей, оказанных мне Всевышним Аллахом»[9].
О щедрости Ибн Сирина ходили легенды. Он регулярно помогал беднякам и выплачивал их долги. Перед его домом всегда был привязан мул, которого каждый мог одолжить, не спросив разрешения у хозяина. Он любил принимать гостей у себя дома и лично прислуживал каждому, кто навещал его. Однажды он попал в тюрьму из-за того, не смог расплатиться за купленный товар. Он купил масло, но затем увидел в одном из бурдюков мышь. Тогда он вылил все масло, считая, что эта мышь находилась в маслобойне. Тюремный надзиратель предложил ему по ночам идти домой, а по утрам возвращаться обратно, но Ибн Сирин не согласился и сказал: «Клянусь Аллахом, я не стану помогать тебе предавать правителя»[10]. Пока он находился в тюрьме, скончался Анас ибн Малик. Анас завещал, чтобы его тело омыл Мухаммад ибн Сирин. Тогда он был отпущен из тюрьмы. Он омыл тело Анаса ибн Малика и совершил заупокойную молитву за него[2].
Кончина
Мухаммад ибн Сирин скончался в 729 г. После смерти у него остался долг в размере 30000 дирхемов, который выплатил его сын ‘Абдаллах[8]. Он скончался спустя всего 100 дней после кончины аль-Хасана аль-Басри и был похоронен рядом с ним[11].
Ат-Табарани
Абуль-Ка́сим Сулейма́н ибн А́хмад ат-Табара́ни (араб. أبو القاسم سليمان بن أحمد الطبراني) (873, Тверия — 970,Исфахан) — толкователь Корана, исламский правовед и хадисовед[1].
Биография
Его полное имя Абуль-Ка́сим Сулейма́н ибн Ахмад ибн Айю́б ибн Мутаййир аль-Ляхми́ аш-Ша́ми ат-Табара́ни. Родился в Тверии (Палестина), жил и умер в Исфахане. Начал обучение в 13 лет; учился у известных богословов своего времени[2].
Хадисоведение
Ат-Табарани обладал отличной памятью и знал наизусть более 3000 хадисов пророка Мухаммада с цепочками их передатчиков. Для собирания и изучения хадисов он много путешествовал по Сирии, Ираку,Хиджазу, Йемену и Египту[2].
Ученики
Среди известных учеников Сулеймана ат-Табарани были Амр ибн Абдул-Халик аль-Басри и Абу Бакр аль-Баззар.
Сочинения
· «аль-Муджам аль-Кабир»
· «аль-Муджам аль-Авсат»
· «аль-Муджам ас-Сагир»[1]
Хадисоведы
Абдуллах ибн аль-Мубарак
Абдулла́х ибн аль-Муба́рак (араб. عبد الله بن المبارك, 736—797) — выдающийся мусульманский богослов и хадисовед.
Происхождение
Его полное имя: Абу Абд ар-Рахман Абдуллах ибн аль-Мубарак ибн Вадих аль-Ханзали ат-Турки аль-Марвази (араб. أبو عبد الرحمن عبد الله بن المبارك بن واضح الحنظلي، التركي ثم المرْوزي). Его отец был вольноотпущенником (мауля) купца из племени Бану Ханзала, одной из ветвей арабского племени Бану Тамим. Мать его была хорезмийкой.
Биография
Ибн аль-Мубарак родился в 118 году по мусульманскому календарю (736 год). Начал обучаться исламским наукам в 20-летнем возрасте. Его первым учителем был ар-Раби ибн Анас аль-Хурасани. Начиная с 141 года хиджры (758 год) он путешествует по исламскому миру в поисках знаний. Он обучался хадисам у Сулеймана ат-Тайми, Хишама ибн Урвы, Сулеймана аль-Амаша, Абдуллаха ибн Ауна, аль-Аузаи, Абу Ханифы, Ибн Джурайджа, Суфьяна ас-Саури, Шу’бы, Малика ибн Анаса, аль-Лайса ибн Саада, Исмаила ибн Айяша,Суфьяна ибн Уяйны и многих других.
От него передавали хадисы: множество его учителей, Абу Дауд, Яхъя ибн Маин, Ибн Абу Шейба, Абд ар-Раззак ас-Санани, Яхъя аль-Каттан, Абд ар-Рахман ибн Махди и др.
Абдуллах ибн аль-Мубарак умер в последней декаде месяца Рамадан 181 года хиджры (797 год) и был похоронен в городке Хит в западном Ираке (араб.هيت; совр. мухафаза Анбар, Ирак)[1][2].
Абдуль-Кадир аль-Арнаут
Абдуль-Ка́дир (Кадри Соколи) аль-Арнау́т (село Врела, Косово, 1928 — Дамаск, 26 ноября 2004) — исламский богослов, хадисовед албанского происхождения, большую часть жизни прожил в Сирии.
Биография
Абдуль-Кадир аль-Арнаут (настоящее имя: Кадри Соколи) родился в 1928 году в селе Врела на территории Косово, которая тогда входила в состав Югославии. Когда ему было всего лишь три года от роду, его семья по причине притеснений мусульман-албанцев со стороны сербов совершает хиджру в Дамаск (Сирия). Вскоре после переезда скончалась его мать.
Абдуль-Кадир аль-Арнаут получил начально образование в школе «аль-Адаб аль-Ислами», где учился в течение двух лет, затем поступил в школу «аль-Ис’аф аль-Хайри», где обучался в течение пяти лет. Затем он начал подрабатывать в часовой мастерской Саида аль-Ахмара, который был религиозно образованным человеком и выпускником университета аль-Азхар. Никаких официальных учебных заведений Абдуль-Кадир аль-Арнаут не заканчивал, вместо этого он посещал уроки множества известных улемов Дамаска того времени. В числе его шейхов: Субхи аль-Аттар, Сулейман Гавиджи аль-Албани, Хамди аль-Арнаут, Нух Наджати аль-Албани (отец Насируддина аль-Албани), Мухаммад Салих аль-Фарфур и другие.
В последние годы жизни шейх аль-Арнаут был хатибом в мечети «аль-Мухаммади». Однажды, когда мусульмане Дамаска приняли участие в христианском празднике, Абдуль-Кадир аль-Арнаут призвал мусульман не употреблять спиртные напитки и не участвовать в праздниках неверующих, за что был обвинён в разжигании межрелигиозной розни. Власти запретили ему выступать с проповедями, но он продолжил свою преподавательскую деятельность.
Абдуль-Кадир аль-Арнаут скончался утром в пятницу, 26 ноября 2004 года (13 шавваля 1425 года хиджры) в Дамаске. Джаназа-намаз над ним прочитали в тот же день, после пятничной молитвы. Молитвой руководил его сын, Махмуд аль-Арнаут.
Абу Зура ар-Рази
Абу Зур’а Убайдуллах ибн Абдуль-Карим ар-Рази, также известен как Абу Зура аль-Кабир и Абу Зура ар-Рази (араб. أبو زرعة الرازي; 815—816, 809—810, Рей — 878, Рей) — мусульманский учёный, знаток хадисов родом из Рея (северный Иран). Абу Зура ар-Рази был родственником другого известного мухаддисаАбу Хатима ар-Рази (Мухаммад ибн Идрис). Не следует путать с Абу Зурой Ахмадом ибн Хусейном ар-Рази (именуется как ас-Сагир или аль-Мутавассит)[1].
Биография
Его полное имя: Абу Зура Убайдуллах ибн Абдуль-Карим ибн Язид ибн Фарух ар-Рази. Он родился в городе Рей в 200 году по мусульманскому календарю (согласно своим словам) или в 190 г.х. (согласно Ибн Касирув «аль-Бидая уа-н-нихая»). Его нисба «ар-Рази» происходит от названия его родного города с дополнением в виде буквы «з» (как и у аль-Марвази, который был родом из Мерва).
Согласно Абу Хатиму Абу Зура обучался в разное время у Ахмада ибн Ханбаля, Абу Нуайма аль-Исфахании у многих других. Абу Зура в поисках знаний путешествовал в Хиджаз, Шам, Египет, Ирак, Джазиру, Хорасани другие центры мусульманского просвещения.
От него передавали хадисы Абу Хатим ар-Рази, Муслим ибн аль-Хадджадж, Абу Бакр ибн Абу Давуд, Абу Авана аль-Исфараини и другие прославленные мухаддисы того времени.
Абу Зура говорил о себе:
Я записал от Ибрахима ибн Мусы ар-Рази сто тысяч хадисов, от Абу Бакра ибн Абу Шейбы сто тысяч хадисов и сказал ему: «Сможешь ли ты продиктовать мне наизусть тысячу хадисов?». Он ответил: «Нет, но если мне их продиктуют, то я узнаю их».
Оригинальный текст (ар.) [показать]
Мухаммад ибн Исхак ибн Манда передаёт от Абуль-Аббаса Мухаммада ибн Джафара ибн Хамкавейхи, что:
Абу Зуру спросили: «один человек поклялся при разводе: „Абу Зура может запомнить двести тысяч хадисов“. Правда ли это?». Он ответил: «Нет», потом сказал: «Я запоминаю двести тысяч хадисов, как простой человек запоминает „Скажи: Он Бог Единый“, а если заучивать, то (могу выучить) триста тысяч хадисов».
Память Абу Зуры поражала его современников, вплоть до того, что Ибн Абу Шейба говорил: «Не видел я более способного к заучиванию, чем Абу Зура».
Абу Зура скончался в 264 году хиджры в понедельник в последний день года (согласно аз-Захаби, Ибн Касиру и Ибн Абу Яле) или в 268 г.х. (согласно Ибн Хаджару в «Тахзиб ат-тахзиб»).
Воззрения
· Ибн Абу Хатим сказал, что спросил своего отца (Абу Хатим ар-Рази) и Абу Зуру о мазхабах приверженцев Сунны в основах религии, на что они ответили:
Мы застали улемов во всех городах и из их мазхаба было то, что Аллах на своём Троне, отдельно от Своих творений, как Он описал самого себя, без вопрошания: «Как?», Он охватил всё Своим Знанием.
Абу Хатим ар-Рази
Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Рази (араб. أبو حاتم محمد بن إدريس الرازي; 811/195 г.х., Рей —890/227 г.х.)[1]) — исламский богослов, мухаддис (хадисовед), хафиз. Отец Ибн Абу Хатима ар-Рази[2]. Один из самых уважаемых учёных в дисциплине аль-джарх ва та’диль (проверка надежности рассказчиков хадисов)[3].
Его полное имя: Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ибн аль-Мунзир аль-Ханзали ар-Рази. Он родился в 811 году в городе Рей. По некоторым данным он был родом из Исфахана, из племени гатафан. Он умер в 890 г. (месяц шаабан 277 г.х.).
Он передавал хадисы от таких известных передатчиков (рави) как:
· Абу аль-Ну’аим Фадль ибн Дакаин
· Зухайр ибн Аббад
· Яхья ибн Букайр
· Убайдуллах ибн Муса
· Адам ибн Абу Ияс
· Сабит ибн Мухаммад аз-Захид
· Абдуллах ибн Салих аль-Иджли
· Абдуллах ибн Салих аль-Катиб
· Мухаммад ибн Абдуллах аль-Ансари
Среди его учеников, передававших хадисы от него были:
· Абу Зура ар-Рази
· Юнус ибн Абд аль-Aла
· Абу Бакр ибн Абу ад-Дунья
· Муса ибн Исхак аль-Ансари
· Абу Дауд
· Ан-Насаи
· Абу Авана аль-Исфараини
· Абуль-Хасан аль-Каттан
· Абу Бишра ад-Дулаби
Имам аз-Захаби сказал о нём: «Мухаммад ибн Идрис аль-Ханзали ар-Рази: имам, хафиз, критик, шейх мухаддисов, был морем знания, кружившим в поисках его (знания) повсюду, блестящ в познании „иснада“ и „матна“, многое собрал и написал из книг, критиковал и одобрял, подтверждал достоверность и указывал на слабость (в хадисе). Родился в 195 году по Хиджре…»[4].
Абуль-Касим аль-Багави
Абуль-Касим Абдуллах ибн Мухаммад аль-Багави (830, Багдад — 929) — мусульманский улем, известныймухаддис. Также известен как Ибн Мани в честь деда со стороны матери Абу Джафара Ахмада ибн Мани аль-Багави, жителя Багдада, от которого передавали хадисы Муслим ибн аль-Хаджжадж, Абу Дауд и др.
Биография
Его полное имя: Абуль-Касим Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуль-Азиз ибн Марзубан ибн Сабур ибн Шахиншах аль-Багави аль-Багдади. Его нисба связана с городом Багшур в Хорасане, из которого родом его отец. Сам Абуль-Касим аль-Багави родился и вырос в Багдаде. Он родился в понедельник, первого числа месяца Рамадан в 214 году по мусульманскому календарю.
Рано начав своё религиозное обучение, аль-Багави слушал хадисы от табиинов, которых застал на тот момент. Он обучался у Ахмада ибн Ханбаля, Али ибн аль-Мадини, своего деда Ахмада ибн Маниа, Али ибн аль-Джада и многих других.
От него передавали хадисы Абу Али ан-Найсабури, Абу Бакр аль-Исмаили, ат-Табарани, ад-Даракутни, Ибн Шахин, Ибн Батта и многие другие.
Абу Абдуррахман ас-Сулами говорил о том, что он спросил ад-Даракутни об Абуль-Касиме аль-Багави, на что он ответил:
Он достойный доверия (сикат), «гора». Имам из числа непоколебимых имамов. У него мало ошибок по сравнению с другими шейхами. Его слова о хадисах лучше слов Ибн Саида.
Абуль-касим аль-Багави скончался в ночь перед Ураза-байрамом в возрасте 103 лет (по исламскому календарю) и был похоронен на кладбище «Баб ат-тибн» (باب التِبْن).
Ибн Хаджар аль-Аскаляни
Шихабуддин Абуль-Фазль Ахмад ибн Али аль-Аскаляни, более известный как Ибн Хаджар аль-Аскаляни(араб. ابن حجر العسقلاني; 18 февраля 1372, Каир — 2 февраля 1448, Каир) — известный исламский ученый-богослов и историк.
Биография
Его полное имя: Шихабуддин Абуль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Махмуд ибн Ахмад ибн Хаджар ибн Ахмад аш-Шафии аль-Аскаляни аль-Канани. Он родился в 1372 году в Каире. Детство прошло на родной земле, где он выучил наизусть Коран, «Аль-Хави» и «Аль-Мухтасар» Ибн аль-Хаджиба и другие труды. В сопровождении одного из опекунов он отправился в Мекку, где посещал уроки известных алимов. Для усовершенствования своих знаний об исламе он посещал уроки и лекции знатоков хадисов в Хиджазе, Шаме, Египте. 10 лет Ибн Хаджар обучался у З. аль-Ираки. Кроме того он обучался у С. аль-Балькини (ар.)русск., Ибн аль-Мулаккина.
После обучения Ибн Хаджар получил разрешение преподавать исламские науки.
Ибн Хаджар преподавал толкование священного Корана, мусульманское право и искусство проповеди в нескольких медрасе. Он читал проповеди в аль-Азхаре, центральной мечети ‘Амра (Египта) и многих других местах. Среди его учеников было много признанных ученых. Более двадцати лет Ибн Хаджар занимался юриспруденцией. Вначале он выполнял обязанности судьи в Египте, а затем — в Шаме (Сирия).
Пост верховного судьи
Ибн Хаджару предлагали пост Верховного судьи. Долгое время он отказывался от поста верховного судьи, однако 12-го числа месяца Мухаррам 827-го года по хиджре ему пришлось занять этот пост. Спустя некоторое время он подал в отставку, но ему ещё семь раз приходилось занимать этот важный пост. Последний раз он подал в отставку в 852-м году по хиджре. Это был тот самый год, когда богослов скончался.
Библиография
Ибн Хаджар — автор 150-ти трудов по всем исламским наукам. Эти труды получили признание и известность ещё при жизни автора. Многие из них были приобретены мусульманскими правителями и наместниками. Вот некоторые труды Имама:
· «Ад-Дурар аль-Камина фи А’йан аль-Миа ас-Самина»;
· «Аль-Исаба фи Асма ас-Сахаба»;
· «Аль-Кауль аль-Мусаддад фи Забб ‘ан Муснад аль-Имам Ахмад»;
· «Аль-Мукаддама»;
· «Аль-Хисаль аль-Мукаффира»;
· «Ат-Такриб»;
· «Базль аль-Ма’ун»;
· «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам»;
· «Диван аль-Хутаб»;
· «Диван аш-Ши’р»;
· «Ибн аль-Хаджиб»;
· «Итхаф аль-Махара»;
· «Мулаххас ма Йукаль фи ас-Сабах ва аль-Маса»;
· «Муштабах ан-Нисба»;
· «Нухбат аль-Фикр ва Шархуха»;
· «Та’джиль аль-Манфа’а би Риджаль аль-Арба’а»;
· «Тальхис аль-Хабир фи Тахридж Ахадис ар-Рафи’и аль-Кабир»;
· «Тахзиб ат-Тахзиб»;
· «Тахридж аль-Кашшаф»;
· «Тахридж аль-Масабих».
Но самый значимый труд Ибн Хаджара — Пятнадцатитомный «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих аль-Бухари». Это толкование известного сборника хадисов «Аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари. Ибн Хаджар написал предисловие к этому труду в 813-м году по хиджре. Спустя четыре года он начал работу над самой книгой и завершил свой труд в первых числах месяца Раджаб 842-го года по хиджре.
Исторический трактат «Китаб анба ал-гамбр биабна ал-амр» (извещение о неразумных детях века) используется современной исторической наукой (См. например, В. В. Трепавлов. История Ногайской Орды. Москва. «Восточная литераура»,2002)
Ата ибн Абу Рабах
[Абу Муха́ммад ‘Ата́ ибн Абу Раба́х (араб. عطاء بن أبي رباح) (647, Дженед, Йемен — 732, Мекка) — выдающийся мусульманский ученый поколения табиин, известный хадисовед, муфтий Мекки.
Рождение и происхождение
‘Ата ибн Абу Рабах родился в 647 г., в период правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана. Он родился в семье нубийцев и был вольноотпущенником одного из мекканских родов джумах или фахр. Сообщается, что его отца звали Аслам или Салим, а мать — Барака. Впоследствии его семья переехала в Мекку, где мальчик вырос и получил образование[1].
Научное наследие
‘Ата ибн Абу Рабах считается выдающимся знатоком хадисов и надежным передатчиком. Он учился у Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, пересказывал хадисы со слов таких известных сподвижников, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Амр, Абдулла ибн аз-Зубайр, Му‘авийа, Усама ибн Зайд, Джабир ибн ‘Абдаллах, Зайд ибн Аркам и ‘Акил ибн Абу Талиб. Сообщается, что он встречался и передавал хадисы от 200 сподвижников. В свою очередь от него пересказывали хадисы его сын Йа‘куб, Абу Исхак Саби‘и, Муджахид, аз-Зухри, Аййуб Сахтийани, Абу аз-Зубайр, Хаким ибн ‘Утайба, А‘маш, Ауза‘и и др[2]. Предания о его толкованиях аятов вошли в книги по тафсиру имамов Абд ар-Раззака ас-Санани, Суфьяна ас-Саури, Мухаммада ибн Джарира ат-Табари. Занятия ‘Аты ибн Абу Рабаха посещали не только требовавшие знания мусульмане, но и государственные деятели, в том числе омеййадские халифы Аль-Валид I ибн Абдул-Малик и Сулейман ибн Абдул-Малик. Сидя на коленях, халиф Сулайман ибн Абд ал-Малик обучался у него правилам совершения хаджа, а затем приходил к своим детям и говорил: «Проявляйте усердие в изучении знаний. Из-за своего невежества я становлюсь на колени перед вольноотпущенником»[2].
Свидетельства историков
Ибн Са‘д пишет: «Мекканцы обращались за фетвами к ‘Ате ибн Абу Рабаху и Муджахиду, но к ‘Ате ибн Абу Рабаху обращалось больше людей. Он был ученым, обладал глубокими знаниями в исламском правоведении, рассказывал много хадисов и был надежным и заслуживающим доверия передатчиком»[3]. Халид ибн Абу Нафи‘ передал, что ‘Ата ибн Абу Рабаха рассказывал: "Я застал при жизни двести сподвижников и слышал, как Ибн ‘Аббас сказал: «Жители Мекки! Знайте цену находящегося среди вас ‘Аты ибн Абу Рабаха»[4]. Ибн Хиббан пишет: «Он был одним из великих табиев, сторонился всего сомнительного, отличался добродетельностью и был учёным мужем»[5]. Салама ибн Кухайл сказал: «Я видел троих желавших приобрести знания только для довольства Всевышнего Аллаха. Это ‘Ата, Муджахид и Тавус»[6].
Аскетизм и благонравие
‘Ата ибн Абу Рабах был известен благочестием и аскетизмом. В арабских летописях сохранились упоминания о его смелых и прямых наставлениях халифам, в которых он требовал справедливого отношения к подданным. Рассказывают, что ‘Ата ибн Абу Рабах регулярно совершал ночные намазы, читая каждую ночь более двухсот аятов. За свою жизнь он совершил хадж семьдесят раз. А когда люди посещали его на дому, он говорил: «Как изменилось время! Люди стали посещать таких, как мы»[7].
Кончина
Перед смертью ‘Ата ибн Абу Рабах полностью ослеп. Относительно точной даты есть разногласия. Согласно одним источникам он скончался в 733 г. Но большая часть преданий указывает на то, что он умер в 732 г.[8]
Абу Мухаммад аль-Багави
Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Масуд аль-Багави ( 1041[1] или 1044[2], Багшур — 1122, Марв ар-Руз[3]) —шейх-уль-ислам, «оживитель сунны», автор таких трудов, как «Шарх ас-Сунна», «Маалим ат-Танзиль» и «Масабих ас-Сунна». Аль-Багави родился в персидском городе Багшур, из-за чего и получил такую нисбу. Умер в городе Марв ар-Руз.
Биография
Его полное имя: Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Масуд ибн Мухаммад ибн аль-Фарра аль-Багави аш-Шафии. Он изучал фикх у шафиитского улема кади Хусейна ибн Мухаммада аль-Марварузи. От аль-Багави передавали хадисы Абу Мансур Мухаммад ибн Ас’ад аль-Аттари, Абуль-Футух Мухаммад ибн Мухаммад ат-Таи и множество других.
Самым известным из трудов аль-Багави является толкование Корана «Маалим ат-Танзиль», который более известен как «Тафсир аль-Багави». Также он является автором сборника хадисов «Масабих ас-Сунан», который затем стал известен вместе с дополнениями ат-Табризи как «Мишкат аль-масабих».
Абу Бакр аль-Байхаки
Абу́ Бакр А́хмад ибн аль-Хусе́йн аль-Байха́ки (араб. أبو بكر أحمد البيهقي; 994, Хусравжирди — 1066,Нишапур) — исламский правовед и хадисовед. Шафиит, ашарит. Известен как имам аль-Байхаки.
Биография
Его полное имя: Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусравжирди аль-Хурасани. Он родился в селении Хусравжирди (англ.)русск. района аль-Байхак, в 12 километрах от города Нишапур в Иране. Он умер в возрасте 74 лет в Нишапуре. Его тело перевезли в Байхак, где он и похоронен[1].
Богословская деятельность
Аль-Байхаки получал образование более чем у ста учителей в Хорасане, Багдаде, Куфе и Мекке. В 15 лет он начал обучаться в Нишапуре у крупнейшего учёного аль-Хакима ан-Нишапури, которому тогда было около восьмидесяти лет. Лишь самые способные становились учениками аль-Хакима и юный аль-Байхаки стал одним из его лучших учеников. В дальнейшем аль-Байхаки приводил в своих книгах очень много хадисов от аль-Хакима[2].
Проведя в странствиях около тридцати лет, аль-Байхаки возвратился в Байхак и занялся преподавательской и научной деятельностью. Им было написано много книг по праву, каламу и хадисам[3].
Учителя
Среди учителей аль-Байхаки были такие известные богословы как:
· Ибн Тахир аль-Багдади (980—1037) — ашаритский богослов, один из имамов калама, шафиит, математик
· Абу Тахир ибн Махмиш аз-Зияди
· Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани
· Абу Али ар-Рузбари
· Абу Абдуррахман ас-Суллами
· Абу Бакр ибн аль-Фурак
· Хамза ибн Абдуль-Азиз аль-Мухаллаби
· Абу Бакр аль-Хаййири
· Яхья ибн Ибрахим аль-Музакки
· Абу Саид ас-Сайрафи
· Али ибн Мухаммад ибн ас-Сакка
· Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад аль-Малини
· Абу ат-Тайиб ас-Салюки
· Хилал аль-Хаффар
· Абуль-Хусейн ибн Бишран
Ученики
Среди учеников аль-Байхаки были такие известные богословы как:
· Абу Исмаил аль-Ансари (1006—1089) — известный суфий-ханбалит, персидский поэт
· Исмаил ибн Ахмад аль-Байхаки — сын имама аль-Байхаки
· Убайдулла ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхаки — внук имама аль-Байхаки
· Абу Закария Яхья ибн Мандах
· Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Фадл аль-Фурави
· Захир ибн Тахир аш-Шахамий
· Абу аль-Маали Мухаммад ибн Исмаил аль-Фариси
· Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Даххан
· Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари
· Абдуль-Хамид ибн Мухаммад аль-Хувари и др.
Труды
По некоторым данным Ахмад аль-Байхаки за свою жизнь написал около 1000 трудов[4]. Наиболее известными его трудами являются:
· Сунан аль-Кубра (араб. السنن الكبرى — Большой сборник хадисов)
· Аль-Асмаа вас-Сыфат (араб. الأسماء والصفات — Имена Аллаха и атрибуты)
· Китаб аль-Мутакад (араб. المعتقد مجلد — Книга о вероубеждении)
· Аль-Баас валь Нушур (араб. البعث مجلد — Воскрешение и Судный День)
· Ат-таргиб валь Тархиб (араб. الترغيب والترهيب مجلد — Призыв к благому и предостережение от дурного)
· Аз-Зухд (араб. الزهد مجلد — Аскетизм)
· Аль-Хиляфият (араб. الخلافيات — Различные мнения)
· Далаиль ан-Нубувах (араб. دلائل النبوة — доказательства Пророчества)
· Ас-сунан ас-сагир (араб. السنن الصغير — малый сборник хадисов)
· Шуаб аль-иман (араб. شعب الإيمان — Ветви веры)
· Аль-Мадхал иля-с-Сунан (араб. المدخل إلى السنن — Введение в Сунну)
· Аль-Адаб (араб. الآداب — Книга по этике)
· Фадаиль аль-Авкат (араб. فضائل الأوقات — Превосходство отдельных периодов времени для поклонения)
· Аль-Арбаин аль-Кубра (араб. الأربعين الكبرى — Большой сороковник хадисов)
· Аль-Арбаин аль-Сугра (араб. الأربعين الصغرى — Малый сороковник хадисов)
· Ар-Руйа (араб. الرؤية — Книга снов)
· Аль-Асраа (араб. الإسراء — Книга об Исре)
· Манакиб аш-Шафии (араб. مناقب الشافعي — Безграничные достоинства имама аш-Шафии)
· Манакиб Ахмад (араб. مناقب أحمد مجلد — Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля)
Суфьян ас-Саури
.
Абу́ ’Абдулла́х Суфья́н ибн Са’и́д ас-Сау́ри (араб. أبو عبد الله سفيان بن سعيد الثوري; 716, Эль-Куфа — 778,Басра) — выдающийся имам, муджтахид, мухаддис, основатель ныне исчезнувшего мазхаба. Автор сборниковаль-Джами аль-Кабир и аль-Джами ас-Сагир.
Происхождение
Полное имя Суфьяна ас-Саури согласно Ибн Абу ад-Дунья, аль-Хайсаму ибн Ади и Ибн Сааду: Суфьян ибн Саид ибн Масрук (ибн Хамза) ибн Хабиб ибн Рафи’ ибн Маухиба ибн Убейй ибн Абдуллах ибн Мункиз ибн Наср ибн аль-Харис ибн Саалаба ибн ’Амир ибн Малкан ибн Саур ибн Абд Манат ибн Ад ибн Табиха ибн Ильяс ибнМудар ибн Низар ибн Маад ибн Аднан, который в свою очередь является потомком Исмаила ибн Ибрахима.
Биография
Согласно единогласному мнения ас-Саури родился в Куфе в 97 году хиджры. Он начал получать знания под руководством своего отца, который былмухаддисом, табиином и учеником таких учёных, как Амир аш-Шааби и Хайсама ибн Абдуррахман.
В числе шейхов ас-Саури были около шестиста улемов, некоторые из которых передавали хадисы со слов Абу Хурайры, Ибн Аббаса, Джарира ибн Абдуллаха и др.
От ас-Саури передавали хадисы очень много мухаддисов, вплоть до его учителей (Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи упоминал цифру в 20 тысяч), самыми известными из них были: аль-Амаш, Джафар ас-Садик, Абу Ханифа, аль-Аузаи, Шу’ба, Суфьян ибн Уяйна, Абу Давуд ат-Таялиси, Абу Асим, Абдуллах ибн аль-Мубарак, Абдурраззак ас-Санани, Абу Нуайм аль-Исфахани, Фудайль ибн Ийад, Малик ибн Анас, Уаки ибн аль-Джаррах.
Суфьян ас-Саури был очень известным религиозным авторитетом. Передаёт Яхъя ибн Айюб ал-Абид, что Абуль-Мусанна сказал:
Я слышал как говорили в Мерве: «Пришёл ас-Саури! Пришёл ас-Саури!». И я вышел посмотреть на него и он оказался малым юношей (букв. с пробивающейся щетиной).
Незадолго до своей кончины ас-Саури перебирается в Басру и его постигает болезнь живота. Он умер в 161 г.х. и его джаназу, согласно завещанию, совершил Абдуль-Малик ибн Абджар аль-Куфи.
Взгляды
· Увеличение и уменьшение уровня имана
Как передаёт Абу Нуайм аль-Исфхани, ас-Саури говорил: «Иман увеличивается и уменьшается», что идёт вразрез с мнениями мурджиитов.
· Несотворённость Корана
Харун ибн Абу Харун аль-Абди передаёт со слов Ибн аль-Мубарака, который слышал, как Суфьян ас-Саури сказал:
Кто утверждает, что «Куль хуа-Ллаху ахад» (то есть сура аль-Ихлас) является сотворённым (махлук), тот не уверовал в Аллаха.
· Превосходство Усмана
Зейд ибн аль-Хаббаб говорил, что Суфьян считал Усмана ибн Аффана достойнее Али ибн Абу Талиба.
Библиография
· «Тафсир» (Тафсир Суфьяна ас-Саури)
· «аль-Джами аль-Кабир» (Большой сборник)
· «аль-Джами ас-Сагир» (Малый сборник)
· «аль-Фараид»
Урва ибн аз-Зубайр
Семь факихов Медины
1. Касим ибн Мухаммад
2. Хариджат ибн Язид
3. Сайид ибн аль-Мусайб
4. Урва ибн аз-Зубайр
5. Абдуллах ибн Абдуллах
6. Абдуррахман ибн аль-Харем
7. Сулейман ибн Ясар
Урва́ ибн аз-Зуба́йр аль-Асади́ (араб. عروة بن الزبير, ок. 644, Медина — 713, совр. Сирия) — один из семи правоведов (факихов) Медины времён табиинов, историк.
Биография
Он родился в начале правления халифата от Усмана в Медине[1]. Урва ибн аль-Зубайр был сыном Асмы бинт Абу Бакр и аз-Зубайра ибн аль-Аввама[2]. У него был брат Абдуллах ибн аз-Зубайр и сын Хишам ибн Урва[3]. Пережил гражданскую войну, произошедшую после убийства Усмана. Урва посвятил свою жизнь изучению исламского права (фикха) и хадисов пророка Мухаммеда. Он был одним из 7 факихов Медины. Он передавалхадисы от Аиши бинт Абу Бакр, которая приходилась ему тётей. От него передавал хадисы Ибн Шихаб аз-Зухри.
Урва ибн Зубайр умер в 713 году[1].
Труды
Урва написал много книг, но из-за опасения того, что они могут стать источниками власти наряду с Кораном книги были уничтожены им в день битвы при аль-Харра.
Урва известен тем, что написал одно из первых биографических сочинений (сира) о пророке Мухаммаде.
Хасан аль-Басри
Абу Саи́д аль-Ха́сан ибн Яса́р аль-Басри (араб. حسن البصري; 642, Медина — 728, Басра) — исламскийбогослов и знаток хадисов, один из первых исламских аскетов (захид), предшественник суфизма[1][2].
Биография
Родился в 642 в Медине. Имя его отца упоминается в 3 различных сообщениях как Фируз, Ясар или Джафар[источник не указан 1032 дня], а имя матери его — Хайра. Сообщается, что она была служанкой у жены Мухаммеда Умм Салама бинт Абу Умайя.
С 657 года жил в Басре. В 663—665 годах участвовал в военном походе на территории нынешнего Афганистана[3]. Хасан участвовал в войне против Персии, был секретарём наместника Хорасана Раба ибн Зияда[источник не указан 1032 дня]. Когда правителем Ирака стал Хаджадж ибн Юсуф (694 год), принял участие в организованной последним работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими знаками. При халифе Умаре ибн Абдул-Азизеаль-Хасан стал кади Басры[3].
Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты, и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии[3].
Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 728 году.
Воззрения
Из немногочисленных сведений о его воззрениях представляется, что в вопросе о свободе воли он придерживался точки зрения, характерной для кадаритов, и утверждал ответственность человека за совершаемые им в этом мире деяния[3]. В духе учения мурджиитов он утверждал, что спасения и места в раю мусульманин может достичь, произнеся перед смертью первую часть шахады. Позиции промежуточной между позициями хариджитов и мурджиитов он придерживался в вопросе о том, кем считать мусульманина, совершившего тяжкий грех: он считал такового мунафиком. Эта позиция соответствовала умеренным политическим взглядам богослова, стремившегося сохранить единство уммы и осуждавшего вооруженные конфликты между мусульманами[4].
Другие
Абуль-Хасан аль-Ашари
Абу́ль-Ха́сан Али ибн Исмаи́л аль-Аша́ри (араб. ابو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري; 873, Басра — 936,Багдад) — арабский богослов, основатель одной из школ калама, получившей название по его имени —ашариты.
Биография
Его полное имя: Али ибн Исмаил ибн Абу Бишр Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билал ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Ашари. Он родился в 873 году в Басре. Учился у своего отчима Абу Али аль-Джуббаи[2], главы мутазилитов Басры. До 40 лет он был ревностным приверженцем мутазилитов, однако в 912—913 гг. разошёлся с ними во взглядах. Тогда же переехал в Багдад. Позже резко обличал мутазилитов в своих сочинениях и публичных выступлениях.
Наследие
Из творческого наследия аль-Ашари (около 100 сочинений) сохранились только 2 аутентичных произведения[2] — «О чём говорили люди ислама и в чём разошлись творившие молитву» (Макаля́т уль-исламиййи́н уа-кхтиля́ф уль-мусалли́н; араб. مقالات الإسلاميين واختلاف المصلين) и «аль-Лю́ма» (араб. اللمع), которые не могут дать полного представления о его мировоззрении: первый труд носит преимущественно доксографический характер, а во втором рассматриваются вопросы внешних сторон калама (араб. ظاهر الكلام) и ничего не сообщается об онтологических и натурфилософских взглядах автора,[2]указания на которые содержатся в названиях других его работ.
Аль-Ашари приписывается сочинение «Аль-Иба́на ан усу́ль ид-дийа́на» (араб. الإبانة عن أصول الديانة), но отсутствие упоминания этого сочинения в списке трудов аль-Ашари, приводимом его последователем Ибн Асакиром, пишущем в своем труде «Табйи́ну кизб ил-му́фтари фи ма ну́сиба и́ляль има́м аль-Ашари» (араб. تبيين كذب المفتري فيما نسب إلى الإمام الأشعري), что «для ашаритов „Аль-Ибана“ служила щитом от ханбалитов», дает основа