Три основы и их доказательства
Три основы и их доказательства
Салясатуль-усуль уа адиллятуха
Мухаммад ибн Сулейман аль-Мушаррафи ат-Тамими
(1115 – 1206 г.х.)
Да помилует его Всевышний Аллаh
Шарх выполнил шейх: Салих ибн Абдуль-Азиз Али Шейх
Да сохранит его Аллаh
Переводил с арабского на русский язык: Абу Яхья Крымский
Да сохранит его Аллаh
Оглавление:
Лекция №1 ……………………………………………………………….. 3
Предисловие шейха Салиха ибн Абдуль-Азиз Али Шейх..............................3
Предисловие автора…………………………………………………………..5
Лекция№2…………………………………………………………………..16
Первая основа:Кто твой Господь?...................................................................18
Лекция №3…………………………………………………………………24
Лекция №4…………………………………………………………………28
Лекция №5.
Вторая основа:Какова твоя религия?……………………………………………….32
Лекция №6…………………………………………………………………39
Лекция №7…………………………………………………………………45
Лекция №8…………………………………………………………………52
Лекция №9
Третья основа:Кто твой пророк?......................................................................57
Лекция №10………………………………………………………………..64
Лекция №11………………………………………………………………..68
Лекция №1
Предисловие шейха Салих ибн Абдуль-Азиз Али Шейх
[Шейх Салих Али Шейх]
«Мы должны внимательно отнестись к этому посланию, обучать ему простых людей, женщин в домах и детей , и при этом мы должны учитывать их уровень понимания . Наши ученые (да смилуется над ними Аллаh) уделяли огромное внимание изучению и обучению этого послания.
Также, они обязывали некоторых людей после каждой утренней молитвы изучать это послание, заучивать матн и разбирать его. Это и есть истинная цель желания добра, и любовь добра для верующих рабов Аллаhа. Потому что самым великим добром, которое может представиться мусульманину является то добро, которое спасет его, когда два ангела зададут ему вопрос в могиле. И если он ответит правильно, он после этого будет жить счастливо . Если же его ответ будет неверным или неправильным, он после этого будет жить в несчастии и в наказании, да упасет нас Всевышний Аллаh от этого»
Вступление шейха Салих ибн Абдуль-Азиз Али Шейх
[Шейх Салих Али Шейх]
Просим Всевышнего Аллаhа, чтобы Он дал нам увидеть истину, и чтобы Он проявил нам Свою милость придерживаться этой истины, и быть стойким на этой истине, до тех пор пока Он нас не умертвит будучи довольным нами.
В начале мы хотели бы объяснить и обратить внимание студента на то, что является обязательным в требовании знании и как надо ему учиться. Многие молодые люди любят знание и желают его требовать. У многих из них не получается требовать знания, среди них есть такие, кто на протяжении многих лет читает, занимается, изучает, но если проверят сам себя, находит, что он так ничему и не научился. А причиной этого является то, что этот человек потерял основу в требовании знания, ту основу, на которую обращали внимание ученые уже в течение многих веков.
«Три основы» – очень важное послание для каждого мусульманина. И ученые делали шарх (или объясняли, толковали) людям этого послания. Эта книга была одной из первых книг, которые они объясняли людям. Потому что в этом послании есть ответы на вопросы, которые будут заданы человеку в могиле. Когда два ангела спросят раба, о его Господе, о религии и о его пророке (салла Аллаhу алейхи уа саллям). Эти три основы: познания человеком его Господа (ма'абут, тот кому он поклонялся?) , его религии(ислам с доводами) и его пророка (салла Аллаhу алейхи уа саллям),(каков тот раб,которого Аллаh Субхана уа Тааля послал к людям") И поэтому это послание является очень важным. Потому что в нем есть основы единобожия и религии.
Те люди,которые получают знания должны понимать,что оно не приходит сразу,знания человек берет частями,днем и ночью человек как-будто иголочкой копает колодец,постоянно трудится и получает его.
Как сказал Ибн Шихаб аз-Зухри , которые передал ибн Абдуль-Барр из его слов в своей книге «Китаб аль-Джаамиъ»: «Тот, кто требует знание целиком, от него уйдет знание целиком. Однако знание требуется в течение дней и ночей»
Начинать нужно брать знания не с каких-либо трудных вещей, а от самого важного идти к важному. Многие люди совершают ошибку, когда начинают искать религиозные знания, беря сложную тему и начиная изучать ее, влезают в вопрос в котором ученые разногласят, начинают изучать, углубляться и спорить с другими. Начинать нужно с главного.
Хатыб аль-Багдади в своей книге «аль-Джамиъ баян адаб ас-самиъ» передаетрассказ про одного человека, который передавал хадисы. В те времена получение знаний осуществлялось таким путем: люди шли к ученым, которые знают хадисы, слушали их, потом читали им те, которые они услышали. Он тоже вступил на этот путь, чтобы передавать и собирать хадисы от ученых, встречался с шейхами, со знатоками хадисов, брал у них знания, но не получалось, разум не брал, не мог выучить хадисы. Проходили дни, и он ничего не мог выучить, ничего не мог понять, проходило время, он был все на таком же уровне, и наконец, решил, что он уже не годится для этого, и решил бросить поиск знаний. Однажды проходил мимо камня, на который капала вода, и увидел на этой скале выемку и подумал про себя: "Не смотря на то какой этот камень плотный и жесткий, а вода, какая мягкая и нежная, она днями и ночами каплей за каплей выдолбила в этом камне выемку. Воистину знания не мягче чем эта вода, т. е знания мощнее чем вода и воистину мой разум, и мое сердце не жестче чем эта скала". И пошел с новыми силами, с новым духом искать и требовать знания и потом стал одним из самых известных передатчиков хадисов. Поэтому нужно по мере своих сил стараться и не отчаиваться.
И, ещё история с Имамом Аль-Касаи, учёным в науке «Наху», которую часто приводят учёные. Он начал изучать науку «Наху», то есть, грамматику арабского языка. Она ему показалась очень сложной, и он её оставил. А потом, как-то раз, увидел муравья, который полз на стену, а когда до вершины оставалось всего немного, этот муравей падал, потом опять поднимался и снова падал, и так продолжалось несколько раз, пока он не поднялся. Тогда Имам Аль-Касаи подумал: «Это, наверное, для меня знамение от Аллаhа…».И, снова взялся за науку, стал её изучать и впоследствии стал великим учёным по грамматике.
ТРИ ОСНОВЫ И ИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ВСТУПЛЕНИЕ АВТОРА
Во имя Аллаhа Милостивого, Милосердного
Автор говорит: « ‘Алям рохимакулЛаh йаджибу ‘аляйна та’алюму арба’и масаиля,аль уля:
1.Аль ‘ильму. Уа хуа- марифатулЛаhи уа ма’арифату набийахи уа ма’арифату дини аль ислями билля диляхи
2.Аthанийа: аль ‘амалю бихи
Лекция №2
Далее автор говорит:«А‘лям аршадакя Аллаh лита‘атихиинналь ханифия миллят иброхима ан та‘абуда Аллаh мухълисан ляху аддайна уа биthаликя амараЛлаh:джами‘у наси уа хъалякъахум ляха кямакъаля:
وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Уа ма хъалякътуль джинна уаль инса илля лий‘абудуни.» Сурату аз зарият. Уа ма‘ана: йа‘абудуна-йууахдуна уа ‘аthаму маамарАллаh бихи: ат таухид уа хува: ифрадуЛлаhи биль‘ибадати уа ‘аthами манаха ‘анху аш шуркю.Уа хува :да‘ауату гъайрихи ма‘аху, уаддалилю къаулюху:
« Уа ‘абудуЛлаh уа ля тушрику бихи шайан» [Сурату Ниса]
"Знай, да ведет тебя Аллаh к покорности Ему, что ханифия это религия Ибрахима,что поклоняться Одному Аллаhу, очищая перед Ним религию, это приказал Аллаh всем людям и создал их для этого. Как Он сказал в Коране:« Я создал людей и джиннов только для того, чтобы они поклонялись Мне»
[Сура аз-Зарият, 56 аят], т.е делали таухид,и самое великое,что приказал Аллаh -это таухид, т.е поклоняться Одному только Аллаhу Субхана уа Тааля, признавать принадлежность только Одному Аллаhу, и самое великое, что запретил Аллаh это ширк, т.е призывать ,взывать,делать ду'а кому-то наряду с Аллаhом. этого являются слова Аллаhа:«Поклоняйтесь Аллаhу и не придавайте Ему сотоварищей».[Сура ан-Ниса, 36 аят].
Начинает автор опять со слов: "Знай,да ведет тебя Аллаh к покорности Ему....",т.е это опять мягкость, доброта, сочувствие со стороны автора к тому, кого он учит, к тому, кому он направляет свое послание, делает за него ду'а. Итак, каждому человеку нужно брать пример с ученых, если ты кого-то учишь или призываешь, объясняешь кому-то религию, то нужно находить самое лучшее, что есть в тебе, и давать это ученику, относиться к нему с любовью, сочувствием так, чтобы он был готов принять от тебя твое знание, чтобы он был готов устремиться к тому, что ты ему даешь и открыть свою грудь к этому. И он говорит:"....что ханифия это религия Ибрахима(алейхи уа салям)".
Ханиф-человек,который исповедует религию ханифия.Что за религия ханифия?
Ханифия-это та религия,которую Аллаh приказал весм пророкам,Он всем людям приказал находиться именно на этой религии,приказывал с самого начала,со сотворения Адама(алейхи уа салям),с первых людей и до сегодняшнего дня все обязаны придержииваться этой религии-ханифия.Аллаh говорит в Коране в суреан-Наhль(Пчелы): «А потом Мы внушили тебе,о,Мухаммад откровение,чтобы ты следовал религии Ибрахима,который был ханифом»
Что такое ханифия? Ханифия-это таухид,и именно эту религию ханифию и таухид,он(алейхи уа салям) оставил в своем потомстве.Сказано в Коране в суре Зухруф:
«Уа из къаля ибрахиму лиабихи уа къаумихи иннани бараун мима та‘будун илляляthи фатарани фаиннаху сайахдин».[Сурату аз-Зукъруф]
«И вот сказал Ибрахим своему отцу и своему народу:"Поистине я отрекаюсь и непричастен к тому,Чему вы поклоняетесь,кроме того,Кто создал меня,поистине Он поведет меня прямым путем» [Сура аз-Зукъруф, 26-27 аяты],
т.е эти слова Ибрахима(алейхи уа салям) очень важный довод для людей муваххидов, включают в себя 2 вещи:
1."Поистине я отрекаюсь и непричастен к тому, Чему вы поклоняетесь, кроме того, Кто создал меня, поистине Он поведет меня прямым путем"
Эти слова включают в себя ан-нафи и исбат(отрицание и утвреждение).В первой части:"Поистине я отрекаюсь и непричастен к тому,Чему вы поклоняетесь...."это отрицание всего,чему поклоняются люди наряду с Аллаhом.
2.Во второй части его слов-исбат(утверждение):"....кроме того, Кто создал меня",т.е отречение от всех придуманных лжебожеств,всех ма'абудов(тому кому поклоняются),и утверждение поклонения только Одному Аллаhу.В этих словах Ибрахима(алейхи уа салям) скрыт смысл формулы слов"Ля Илляhа иль Аллаh".
И дальше Аллаh говорит:
«Уа джа‘аляха кялиматан бакиятан фи ‘акибихи ля‘алляхум йарджи‘ун»
«И он Ибрахим оставил это слово навечно в своем потомстве. Может быть они возвратятся к этому слову.»
Кто эти потомки?Все пророки,он отец пророков,т.е пророки-они происходят родом из Ибрахима(алейхи уа салям) ,от Ибрахима(алейхи уа салям) пошли и сыны Исраиля и арабы,сыны Исмаиля, пророк Мухаммад(салЛалаhу алейхи уа салям) и пророки,начиная с Юсуфа(алейхи уа салям),и все народы и все уммы,которые шли за этим пророком,включая и нас. Мы,которые идем за пророком(салЛалаhу алейхи уа салям),в нас он Ибрахим(алейхи уа салям)оставил эту формулу, эти слова. Таухид это и есть религия Ибрахима(алейхи уа салям).
Итак, формула Ля Илляhа иль Аллаh cледовательно она включает в себя 2 вещи: отрицание и утверждение, отрицание в словах "Ля илляhа",это то самое,что в аяте"...я отрекаюсь от всего того, чему вы поклоняетесь",т.е от всех лжебогов,во второй части "Иль Аллаh",это утверждение поклонения только Одному Аллаhу. Итак, какой смысл слов ля иЛляhа иль Аллаh?Здесь есть разногласия среди людей,которые причисляют себя к исламу,в понимании этих слов,многие люди, которые имеют степени и зовутся шейхами,учеными, не понимают истинных слов "Ля илЛяhа иль Аллаh".Как говорит шейх в другом своем послании:"Даже самый вроде из них знающий,толковый говорит,что Ля иЛляhа иль Аллаh это значит-Нет Никого,Способного творить,крме Аллаhа,нет Творца Кроме Аллаhа."
Толкование свидетельства Ля иЛляhа иль Аллаh:
1.Нет Создателя,нет Господа Кроме Аллаhа,это неправильное толкование.
2.Ля иЛляhа иль Аллаh-это Нет Божества Кроме Аллаhа, это тоже неправильное толкование, потому что есть кому поклоняться помимо Аллаhа,можно найти множества божеств,которым поклоняются люди, но правильно понимание слов Ля иЛляhа иль Аллаh это- Нет никого истинного,достойного поклонения ,кроме Аллаhа,поистине Он и есть истинный Илляh,истинный Бог.
Аллаh говорит в суре аль-Хадж:
«Thаликя би аннаЛлаhа хувальхакку уа анна ма йад‘уна мин дунихи хувальбатилю уа ан налЛаhа хуваль‘алиюль кябир» [сурату аль Хадж]
«Это потому что Аллаh-(аль Хакк)Истина,а всё к чему они взывают и делают ду'а,помимо Него-это ложь.Аллаh-Он Высокий и Великий» [Сура аль-Хадж, 62 аят].
Именно это слово и оставил Ибрахим(алейхи уа салям) в своем потомстве, именно это слово и требовал Якъуб умирая, от своих сыновей, именно об этом взывал Ибрахим(алейхи уа салям) к Аллаhу,чтобы не появилось в его потомстве нарушение этих слов. Шейх говорит: «Самый великий уаджиб, самая великая обязанность,которую возложил Аллаh на людей,которую приказал Ибрахим(алейхи уа салям),Мухаммад(салЛалаhу алейхи уа салям) это таухид»это самое великое, ни намаз, ни пост ни хороший нрав, а таухид,"..а самое великое, что запретил Аллаh это ширк"т.е значит самый великий призыв пророков, начиная от Нуха(алейхи уа салям)во времена, которого появился первй ширк на земле, до Мухаммада(саЛлалаhу алейхи уа салям) это был таухид, самое великое, что они запрещали это ширк, именно для этого были посланы пророки. Доказательство этого сура Ан-Нахль (Пчёлы):
«Уа лякад ба‘асна фи кулли умматин расулян ани‘будулЛаhа уаджтанибуттагъут» [Сурату ан Нахль]
«Мы отправили к каждому народу посланника: «Поклояняйтесь Аллаhу и сторонитесь тагута» [Сура ан-Нахль, 36 аят].
Это очень важно,люди сейчас не понимают важности таухида, даже люди, которые получают знания не понимают важности зачастую, сами были свидетелями, когда идет какой-то урок по фихкъу или по торговле, людей много ,все сидят и все обсуждают, и им интересно, а когда урок таухида, пустые столы, люди встают и уходят.Если бы это было так просто или некоторые говорят:"Да всё это можно изложить за 5 мин", это большое заблуждение, если бы это можно было бы за 5 минут всё изложить, все опасности, которые таяться в ширке,то так не занимались бы усиленно этим пророки и посланники,13 лет пророк(салЛалаhу алейхи уа салям) не говорил о закяте, о посте,ни о хадже,ни о джихаде,а говорил только о таухиде, поэтому нам это тоже нужно понимать,что этим всё начинается и этим всё кончается.
Итак,самое великое, к чему призывали посланники-это таухид. почему?Потому что это право Аллаhа Субхана уа Тааля,убив человека ты нарушишь право человека,украв нарушишь право человека,но придав Аллаhу сотоварищей,обратившись к кому-то помимо Него,ты нарушишь права Самого Творца Господа Миров.Итак,от Нуха(алейхи уа салям)до Мухаммада(саллаЛаhу алейхи уа салям)все они призывали к одному,самое великое,что они запрещали это ширк, т.е приказывать таухид и запрещать ширк, это значит если человек подчиняется этому и выполняет это,значит он воплощяет идеи ради которой он создан.Если ты будешь выполнять этот приказ и оставлять самое страшное,что запретил Аллаh это ширк, значит ты выполнишь ту миссию,ту цель ради которой ты создан,это значит понимать твое предназначение здесь.Если ты придаешь сотоварищей Аллаhу,значит ты отвращен от того,ради чего тебя создал Аллаh,это был призыв всех ученых, всех которых Аллаh по своей милости в этой умме появляются люди, которые говорят о таухиде,возвращают людей к таухиду.
Первая Основа
Кто Твой Господь?
Дальше слова шейха: « Фа иthа къийля лякя:”Ма аль усулю thаляthату аль тийаджибу ‘аля аль инсани ма‘ари къатуху? Факъуль:”ма‘арифатуль ‘абди раббаху,уа дийнаху,уа набийаху мухаммадан(салалЛаhу алейхи уа салям)”. Фа иthа къийля лякя:”Ман раббукя?”.Факъуль:”Рабба Аллаh алляthи раббани,уа рабба джами‘у аль ‘алямина бини‘амихи уа хува ма‘абут,ляйса ли ма ‘абудун сиуаху .Уад далилю къаулюху:”Аль хамду лиЛляhи роббиль ‘алямин». Уа куллю ман сиуаЛлаhи ‘алямун,уа инна уахидун мин thаликя аль ‘алям.Фа иthа къийля лякя:”Бима ‘арафта роббакя? Фа къуль: “бийатихи уа махълюкъатих,уа ман айтихиль ляйлю уа ан нахару,уа аш шамсу уа аль къамару,уа мин махълю къатихис самату ас саб‘у,уа ман фихинна уа ман байнахум.”Уа ад далилю къаулюху
«Уа мин айатихиль ляйлю уаннахару уашшамсу уалькъамару ля тасджуду лишшамси уа ля лилькъамари уасджуду лилЛаhилляthи хъалякъахунна ин кунтум иййаху т‘абудун.»[Сурату Фуссилят]
Уа къаулюху:
«Инна раббакюмуЛЛаh алляthи хъалякъассамауати уаль ард фи ситати аййамин thуммастауа ‘аляль ‘арши югъшиляйляннахара йатлюбуху хаthиthан уа аш шамса уа аль къамара уа ан нуджума мусахъаратин биамрихи аля ляхульхъалькъу уальамр табаракя Аллаh рабуль ‘алямин » [суратуль аль араф] .
Уа ар рабуху уаль ма‘абуду уа ад далилю къаулюху: «Йа айухан насу‘абуду рабакум алляthи хъалякъакюм уа алляthина мин къабликюм ля ‘алякум татакъуна алляthи джа‘аля лякум аль арда фирашан уас самаа бинаан уа анзаля минас самаи маан фахъраджа бихи минаthамарати ризкъан лякум фаля тадж‘алюЛлаhи андадан уа антум та‘алямун»[Cурату аль Бакъара]
Къаля ибну Каthир рахимахуЛЛаh:”Аль хъаликъу лихаthихи альашйаи хува мустахикъун лиль‘ибадати”.
«Если скажут тебе, если спросят тебя, что это за три основы, которые обязан изучать и знать каждый человек, то скажи:"Это знание рабом его Господа, знание рабом его религии, знание рабом его пророка Мухаммада(салЛалаhу алейхи уа салям),а если скажут тебе Кто твой Господь?тогда скажи:"Мой Господь- Мой Рабби- это Аллаh ,Который взрастил меня и Который взрастил всех Своей милостью и Он есть мой ма'абут(тот, кому поклоняюсь),нет у меня никакого другого объекта поклонения кроме Него, и доказательство этого:"АльхамдулиЛляhи Рабиль а'лямин"весь хамд принадлежит Аллаhу, Господу Миров, всё что Кроме Аллаhа есть мир-а'лям и я один из этого мира,а если скажут тебе:"Как ты узнаешь своего Господа?",то скажи:"Я узнал Его через Его аяты,и через Его творения,из его аятов и знамений-это ночь и день, солнце и луна,из Его творений-семь небес и семь земель,и всё что в них есть и всё, что между ними.Доказательство этого слова Аллаhа: «Из Его знамений-ночь и день,и солнце и месяц,не делайте суджуд ни солнцу,ни луне,но кланятесь Аллаhу,который Создал их,если вы поклоняетесь Ему »[Сура Фуссилят,37 аят].
«Поистине Господь ваш Аллаh,Который создал небеса и землю в шесть дней,а потом сделал престол,Он покрывает ночью день ,который следует за ними отступно,и солнце, и луна, и звёзды подчинены Его воли,Ему принадлежит творение,Ему принадлежит власть,Благословен Аллаh-Господь Миров. » [Сура аль-Араф,54 аят]
Ар-Ррабу(Господь)это и есть ма'абут ,Тому Кому поклоняются,Бог.Доказательство этого слова Аллаhа: « О,люди поклоняйтесь вашему Господу,Который создал вас и тех,которые были до вас,может быть вы будете богобоязнены,Который сделал для вас эту землю покровом,и небо сводом и низвел с неба воду,и вывел этой водой плоды разные для пропитания вашего,так не придавайте Аллаhу ровней,в то время, когда вы это всё знаете» [Сура аль-Бакара, 21-22 аяты].
И сказал Ибн Касиир, давая комментарий к этому аяту:"Тот,Кто создал всё это Он и есть Тот, Кто достоин ибада".
Все, что говорил шейх до этого, это была подготовка к этому разговору,о трех основах.Говорил шейх, что четыре вещи, о которых должен человек заботиться это знать,действовать,призывать и терпеть. Затем он сказал, что три вещи, которые мы должны знать
1. Аллаh нас создал не просто так,
2.Аллаh недоволен, когда поклоняются кому-то кроме Него.
3.Нельзя дружить с неверными, брать их себе в друзья, помогать им против таухида.
И после этой подготовки он приступает к объяснению трех основ, три вопроса, которые будут задаваться человеку в могиле(Кто твой Рабба,Господь,Какая твоя религия, Кто твой пророк).Ответ на эти три вопроса в этом послании. Если человек скажет зачем это послание если я за 3 секунды отвечу на эти вопросы, на самом деле это не так, потому что это не означает знание, это просто перечисление слов, а знание это или незнание можно выяснить поговорив с человеком. Автор разъясняет три основы с доводами, т.е приводя далили.
Достоверный хадис о том, как человека спрашивают в могиле, его спрашивают 3 вопроса,и он говорит:"Ааа, я не знаю, слышал люди что-то говорят, Аллаh, Мухаммад, ислам и я тоже это говорил",т.е в подражании. Из этого хадиса ученые делают вывод,что просто слепое подражание в вопросе не годится.
Кто твой Господь? Ответ на этот вопрос означает,кто твой ма'абут,тот кому ты поклоняешься.
Поэтому автор упоминая ответы на все эти вопросы,он берет и указывает нам доводы на это из Къурана. Человек выходит из таклида (подражания)когда речь идет об этих вопросах, т.е должен он узнать,понять довод хотя бы один раз в жизни, должен взять его убеждением в сердце,и когда он взял его правильно, даже если он не помнит довод и несет его до конца жизни ,то требуется это от него.
Что значит знать своего Господа?Это значит ма'абут(тот,кому поклоняешься),т.е здесь понимается не господство, а божественность,поклонение Аллаhу Субхана уа Тааля,потому что именно это был камень приткновения между посланниками и их уммами, к которым они посылались, практически нет таких умм которые сомневались бы в таухиде ар-рубубия,в том,что Аллаh-Единственный,все скажут:"Да,Он Творец,есть Один Господь"и христианин,и иудей тебе это скажет,но есть такие заблудшие уммы,у которых есть отклонения в таухиде ар-рубубия,которые говорят,что этим мировозданием распоряжается ни Один Творец, а еще кто-то.Огнепоклонники говорят:"Есть 2 начала, свет и тьма, которые борются друг с другом, но даже у них побеждает свет, т.е ради чего пророки приходили сюда? Ради таухида улулухия, ради поклонения только Аллаhу Субхана уа Тааля,потому что Аллаh говорит в суре Юнус:
«Къуль ман йарзукъукюмминас самааи уаль арди аманйам ликуссам‘а уалябсара уа ман тухъриджуль саминаль майити уа тухъзиджуль майита миналь хаи уа ман йуда бируль амра фасайакъулюнаЛлаhу факъуль афаля татакъун» [Сурату Йунус]
«Скажи,о,Мухаммад им(мушрикам) «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллаh». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»[Сура Йунус, 31 аят],т.е в каждое время они практически не спорили по поводу таухида-рубубия,то что Аллаh-Он Единственный Господь и Он Хозяин, распоряжается в этом мире, поэтому вопрос в могиле-Кто твой Господь? Это не вопрос о том, кто тебя создал, это вопрос кто твой ма'абут??
Шейх, автор этой книги, он указывает на рубубия, улухия,Раб-Господь и Илляh-Бог,разницу между этим. Он говорит, что это очень великий вопрос и говорит:"Если слово"Раб"(Господь)в Къуране или хадисе упомянуто просто одно, то оно включает в себя и значение Илляh,ма'абут(кому поклоняешься),потому что рубубия-господство Аллаhа Субхана уа Тааля,признание Его господства,оно делает необходимым признание улухия,Его божественность.В то же время человек, который поклоняется только Аллаhу(таухид улухия) он и включает в себя таухид ар-рубубия, если он признает Единство Аллаhа, значит он убежден что творит только Аллаh, и наделяет только Он, т.е эти два таухида связаны.
В суре Зумар Аллаh говорит: «Уаляин саальтахумман хъалякъа самауати уаль ардляйакъулюнна Аллаh » [Сурату аз Зумар]
«Клянусь, если ты спросишь, о Мухаммад, этих многобожников: «Кто сотворил небеса и землю? » - они ответят: «Аллаh» [39:38]
Эти доводы нужно запоминать и знать,потому что эти мушрики были не только во времена пророка Мухаммада(салЛалаhу алейхи уа салям),они есть и сейчас,и распространяют свое заблуждение,называя себя мусульманами.В аяте присутствует признание таухида ар-рубубия многобожниками ".....они ответят: "Аллаh", и дальше Аллаh говорит: «Къуль афараайтумма тад‘уна миндуни Аллаhи инарданиЛлаhу бидуррин хуль хунна кяшифату дуррихи ау арадани бирахматин халь хунна мумсикяту рахматихи къуль хасбиЛлаhу ‘аляйхи йатауакялюль мутауаккилюн. »[Сурату аз Зумар]
«....Скажи им, о Мухаммад: «Посмотрите же вы и уразумейте! Разве те сотоварищи, которым вы поклоняетесь помимо Аллаhа, смогут устранить вред от меня, если Аллаh пожелает причинить мне вред? И смогут ли они удержать Его милость, если Аллаh пожелает проявить милость ко мне?!»Скажи им: «Аллаhа довольно мне во всех делах! На Него, и ни на кого-либо другого, уповают уповающие и полагающиеся на Аллаhа во всякой вещи!» [Сура аз-Зумар, 38 аят],
т.е в этом аяте Аллаh как довод подносит мушрикам,как их признание таухида ар-рубубия,т.е если ты признаешь таухид-рубубия,то этим ты обязан в признании таухида-улухия,т.е довод против них.
Еще доказательство,кто твой Господь:
«Аттанаthу уаахба рахум уа рухбанахум арбабан миндуниЛлаhи. » [Сурату ат Тауба]
«Они взяли своих книжников,монахов Господами,помимо Аллаhа» [Сура ат-Тауба, 31 аят].
Господами как взяли себе? Говоря, что они творят или они наделяют, исцеляют? Нет!Что имеется ввиду под "Господами" здесь? Имеется в виду объекты поклонения, ма'абуты, они делают им ибада, и именно так правильно понял человек, для которого арабский язык был родным языком, который был одним из самых красноречивых людей,тот на которого ниспосылался Къуран, это был Ади ибн Хатим ,вождь племени Таай,они были христианами,и когда он услышал, что пророк(СаЛлалаhу алейхи уа салям) читает этот аят, он сразу понял значение слова"Господь", и сказал:"Мы им не поклонялись",т.е он понял это слово как ма'абут,он понял не как рубубия, а как улухия,как ибада,и тогда пророк(СаЛлалаhу алейхи уа салям)сказал:"Разве они не делают дозволенным вам харам или они наоборот не запрещают вам халяль",он сказал:"Да, это так”,” Это и есть поклонение им", т. е Кто твой Господь? в могиле нас будут спрашивать ангелы о том, кому мы поклонялись, находясь здесь на земле. Если слово"Раб" просто упоминается в Къуране или сунне, то оно включает в себя и улухия и рубубия, и некоторые ученые говорят,что это из тех слов Рабб, которые когда упоминаются по отдельности,то имеют 2 смысла,когда вместе,то каждый несет свой смысл,слово"Рабб"и слово"Илляh",как например слово ислам и иман или муслим и му'мин,когда в Къуране просто сказано-муслим или просто сказано му'мин,или иман или ислам,то в иман входит ислам и иман,если они вместе в одном хадисе или аяте,то тогда они указывают на разное,Как в хадисе Джибрииля(алейхи уа салям), когда он пришел к пророку(салЛалаhу алейхи уа салям)и спросил:"Что такое ислам и что такое иман?",это означет, что он имеет ввиду разные вещи,т.е если они в одном религиозном тексте упоминаются вместе значит они несут разный смысл, если отдельно,значит каждый из них несут оба смысла.Ислам несет и иман и ислам,Рабб(Господь)и Илляh(ма'абут)если они по отдельности упомянуты,то они несут тоже значение друг друга,а если упомянуты вместе,тогда Рабб-это Тот,Кто создает,питает,а Илляh-тот,кому поклоняются.
Итак, 3 основы-это знание человеком его Господа,его религии,его посланника(саллалаhу алейхи уа салям).Автор говорит الْمَعْرِفَةُ ма’рифа это глагол, который в арабском языке используется в тех случаях,когда не знал,а потом узнал. Поэтому применение этого глагола к Аллаhу Субхана уа Тааля оно неуместно,т.е в хадисе и в Къуране мы не встретим это слово.В отношении к Аллаhу Субхана уа Тааля используется слово"ильм".В отношении раба можно использовать и это и то слово. Итак,это знанием раба своего Господа. Спросят тебя кто твой Господь,ты скажи:"Мой Господь это Аллаh,Тот Который дал тербиа мне и всем мирам.
Что такое тербиа?В арабском языке это дал развитие мне,всем мирам,т.е постепенное развитие к совершенству, для кажого творения свой предел совершенства,т.е человека Аллаh создает из воды и дает ему тербиа,постепенное развитие.Одно из тербиа,которое дает Аллаh это то что Он посылает к людям посланников,потому что человек приходит в этот мир не зная ничего,и человеку необходимо,чтобы Аллаh послал к нему пророка,который научит его и даст знание о Господе,иначе невозможно. И поэтому это самая великая милость,что Аллаh посылает посланников к нам и дает нам духовное тербиа.
«Къуль бифадалЛаhи уа бирахматихи фабиthаликя фальйафра хуа хууа хъайрун мимма тахаджма‘ун» [Сурату Йунус]
«Скажи по милости Аллаhа,пусть они радуются этому,они лучше того,что они собирают»[Сура Йунус, 58 аят]
и еще вариант тербиа людей это развитие тел, взвращивание в нас наших склонностей, способностей, природных инстинктов, разум, всё это милость Аллаhа. Это одно из смыслов слова"Рабб",какой смысл слова,который указывает здесь шейх? Развитие,которое дано человеку, духовное, физическое, одно из развитий которое дает Аллаh- это духовное,посылая к нему посланников,но это не единственно значение слова"Рабб".Это еще Творец, Создетель,т.е все смыслы,входящие в ар-рубубия.И доказательство которе приводит здесь шейх: «АльхамдулиЛляh Рабиль а'лямин,весь хамд принадлежит Аллаhу»,хамд с артиклем الْحَمْدُ аль-хамд, этот артикль используется для обозначения всеобщности(истигъракъ), т.е любое восхваление, которое было,есть и будет всё это لِلَّهِ лиЛляh, предлог "ли"в арабском языке имеет разное значение,в данном случае значение принадлежности по праву ,т.е заслуживает только Аллаh.Предлог "ли" в арбском языке если ты скажешь например:”азаль китап-эта книга”, ли есть нечто материальное и говоришь,что оно ли такого-то,оно указывает на принадлежность кому-то,если есть нечто нематериальное,а какой-то смысл,говоришь,что оно принадлежит ли кому-то,т.е здесь имеется ввиду не принадлежность,а что оно заслуживает этого. АльхамдулиЛлаh здесь в значении что хамд заслуживает только Аллаh. رَبِّ الْعَالَمِينَ Раббаль а'лямин- а'лямин ед число а'лям,мн.число-а'лямин-миры,происходит от глагола"ильм"- знать,т.е то что познаваемо это есть миры,то что кроме Аллаhа есть عَالَمٌ а'лям(мир),есть Халяк-Творец и есть миры.
Шейх говорит:"Скажи,когда тебя спросят,что Аллаh Господь миров и я один из этих миров",миры разные,есть мир ангелов,есть мир людей, каждый вид это а'лям, мир джиннов, ангелов, небеса,моря,любое животное это всё а'лям.И раз человек одни из этих миров,первый к кому обращаются эти слова Аллаhа Субхана уа Тааля"АльхамдулиЛлаh Раббиль а'лямин"это к верующему человеку,чтобы он был уверен,когда читает этот аят каждый раз не просто механически,а о том,что Господство,рубубия принадлежит Аллаhу,и Он Тот, Который заслуживает хамд всю хвалу, Тот,который заслуживает, чтобы Ему поклонялись и описывали атрибутами совершенства. Вся хвала принадлежит Аллаhу, аль Илляh-тот Который Единственный заслуживает поклонения и Его качества,что Он Раббуль а'лямин,Господь всех миров.
Дальше автор говорит:"Если тебя спросят как ты узнал своего Господа.."т.е как ты постиг рубубия,доказательство в Къуран
«Къулинthуру уа маthа фиссамауати уальард….»[Сурату Йунус]
«Скажи:”Посмотрите,что есть на небесах и на земле….» [Сура Йунус, 101 аят],
Аллаh говорит:
«Ауалям йанзуру фи малякутиссамауати уальарди уа ма хъалякъаЛлаh….»
«И они посмотрели на царство небес и земли и то что создал Аллаh» [Сура аль-Араф, 185 аят],
т.е Аллаh призывает в Къуране посмотреть на небеса и землю, чтобы взять оттуда довод на Его рубубия, так узнаем мы нашего Господа, и далее шейх говорит:"Если тебя спросят как ты узнал своего Господа,скажи:"По Его аятам и по Его творениям",аяты или знамения, из Его знамений-солнце и луна, ночь и день, из Его творений небеса и земля”Человек может спросить:"Почему автор так разграничил, почему не просто перечислить из Его знамений солнце, луна, небеса...?", некоторые кто критикует или читает это послание шейха, удивляются, почему он так разграничил знамения. Ответ на этот вопрос: знамение, т.е автор он учитывает то к кому он обращается, с этим письмом он обращается к людям, у которых недостаточно знаний, что такое знамение? Знамение-это то что явное, четкое и он называет знамениями солнце, луну, ночь и день, почему? Потому что солнце, луна, ночь и день это нечто такое что действительно изменяется всё время, т.е человек днем видит солнце, а вечером уже не видит, или он видит ночь, а утром встает уже день, нечто меняющееся, то что более чётко указывает на Господа, поэтому это называется знамение. И про небеса и землю говорит,что это творение Его, потому что небеса и земля-это то что человек, просыпаясь видит каждый день,т.е он может не усмотреть в этом знамение, хотя небеса и земля это тоже знамение Аллаhа,но возможно недоступно каждому увидеть это.Когда Аллаh Субхана уа Тааля рассказывает про Ибрахима(алейхи уа салям) в Къуране,Он говорит:
«Уа каthаликя нури ибрахима малякатус самауати уаль ард уа лийакунна миналь мукинин.Фалямма джанна ‘аляйхиляйлю раа каукаба къаля хаthа рабби фалямма афаля къаля ля ухиббуль афилин.
Фалямма раалькъамара базигъан къаля хаthа рабби фалямма афаля къаля ляин лям йахдини рабби ляякунанна миналь кавмиддалин. Фалляма рашшамса базигъатан къаля хаthа рабби хаthа Акбар фалямма афалят къаля йа кауми инни барийун мима тушрикун.Инни уаджахту уаджхийа лиляthи фатарассамауати уаль ард ханифан уа ма анна иналь мушрикин»[Суратуль аль ‘анам]
« Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных: Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей». Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» [Скот, 75-79]
,т.е ясные знамения, которые меняются,а раз они изменяются,раз они исчезают значит с ними что-то происходит,значит ест