Тема: «Логические основы доказательства и опровержения»

Задания:

1.Какое доказательство называется прямым?

А) Это доказательство, требующее дополнительных построений (выдвижение антитезиса).

Б) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами.

В) Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения.

Г) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

2.Каков вид аргументации: «Вы утверждаете, что Пырин совершил убийство. Но Пырин не виновен, так как совершивший преступление должен был находиться в момент его совершения на месте преступления, а Пырин был в другом городе»?

А) Прямое доказательство.

Б) Косвенное доказательство.

В) Прямое опровержение.

Г) Косвенное опровержение.

3.Как избежать ошибки «круг в доказательстве»?

А) Выдвинуть самый простой тезис, который легко доказывается.

Б) Не обосновывать тезис тем аргументом, для обоснования которого в качестве аргумента выступит утверждение, являющееся тезисом.

В) Продемонстрировать наименьшее число аргументов.

Г) Не повторять в доказательстве одних и тех же аргументов.

4.Какое из следующих утверждений является правилом тезиса?

А) Тезис должен быть простым суждением.

Б) Тезис должен быть обоснованным утверждением.

В) Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Г) Тезис должен быть сформулирован на языке логики.

5.Как называется искусство спора?

А) Риторика.

Б) Эвристика.

В) Эристика.

Г) Эротематика.

6.В одном из интервью эстрадный певец А.Серов на вопрос журналиста «Почему Ваш репертуар состоит только из песен о любви?» ответил: «А что мне о колбасе петь, что ли?» Какой запрещенный аргумент применил певец?

А) Дамский аргумент.

Б) Аргумент к жалости.

В) Аргумент к публике.

Г) Аргумент к человеку.

7.Известный русский адвокат Плевако как-то защищал в суде укравшую грошовый чайник старушку. Прокурор решил в обвинительной речи перечислить все возможные аргументы, которыми мог воспользоваться Плевако: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не сострадание, а жалость. Но - частная собственность священна, и если мы позволим потрясать ее, страна погибнет. Поднялся Плевако: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Отдавали Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия. Но теперь старушка украла чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет». Какую уловку применил Плевако?

А) Аргумент к жалости.

Б) Аргумент к невежеству.

В) Аргумент к публике.

Г) Аргумент к человеку.

8.Как называется уловка в споре, когда вместо аргументации тезиса хвалят противника с надеждой, что он, будучи тронутый комплементами, согласиться принять тезис?

А) Довод к невежеству.

Б) Довод к тщеславию.

В) Довод к авторитету.

Г) Обращение к аргументу оппонента.

9.Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

1. М. Ломоносов был всесторонне развитым человеком.

2. В этом журнале публикуются разнообразные статьи.

3.Современная молодежь мало читает классической художественной литературы.

4. Всякая наука заслуживает уважения.

5. Любви все возрасты покорны.

6. У многих молодых людей нет возможности учиться в вузе.

7. Экологическое состояние городов плачевно.

8. Современная молодежь много развлекается.

9. Россияне стали жить лучше.

10. Некоторые бюрократы честные люди.

10.Постройте прямое и косвенное опровержения тезисов.

1. Никогда не возникают проблемы с позвоночником у студентов.

2. Все кошки черные.

3. Все люди лгуны.

4. Все люди боятся признавать свои ошибки.

5. Некоторые депутаты имеют мизерную зарплату.

6. Сократ был основателем логики.

7. Все люди честные.

8. Грипп не представляет опасности для жизни.

9. Все врачи – классные специалисты.

10. Все студенты – серьезные люди.

11. Все умные люди – богатые.

11.Порассуждайте над уловками и особенностями следующих софизмов, парадоксов и антиномий.

1. Одна песчинка не есть куча песка. Если n песчинок не есть куча песка, то и n+1 песчинка – тоже не куча. Следовательно, никакое число песчинок не образует кучу песка.

2. Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.

3. То, что ты не терял – ты имеешь. Рога ты не терял, следовательно, ты их имеешь.

4. Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.

5. Равен ли полный стакан пустому? Да. Проведем рассуждение. Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный, равен стакану, наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Кто докажет, что неверно?

6. Дилемма крокодила. Крокодил украл ребенка; он обещал отцу вернуть ребенка, если отец угадает – вернет ему крокодил ребенка или нет. Что должен сделать крокодил, если отец скажет, что крокодил не вернет ему ребенка?

7. Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдёт с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошёл с лошади.

При составлении заданий к практическим занятиям были использованы материалы из открытых интернет-источников, а также учебное пособие П.В.Ополева Логика и теория аргументации (Ополев П.В. Логика и теория аргументации: учебное пособие / П. В. Ополев. – Омск: СибАДИ, 2013. – 103 с.).

Семинар 1

Наши рекомендации