Сомнения относительно количества обходов
Положение 639: Если после окончания тавафа у паломника появится сомнение относительно количества выполненных им обходов или относительно условий тавафа, например, о наличии малого омовения, то ему не следует обращать внимание на возникшее сомнение и его таваф будет верен.
Положение 640: Если после достижения угла Каабы, в который вделан черный камень, у паломника возникнет сомнение, семь обходов он совершил или больше, то ему не следует обращать внимание на возникшее сомнение и его таваф будет верен. Точно также ему необходимо поступить, если в процессе совершения обхода он засомневается, седьмой обход он совершает, восьмой или девятый. В этом случае ему нужно будет завершить данный обход и его таваф будет верен.
Положение 641: Если в процессе выполнения обязательного тавафа паломника охватит сомнение, семь обходов он совершил или шесть (или меньше шести), то согласно обязательной предосторожности его таваф аннулируется. В этом случае он должен будет начать выполнение тавафа с самого начала. А если такое сомнение возникнет при выполнении желательного тавафа, то паломнику необходимо считать, что он совершил меньшее количество обходов и продолжать выполнение тавафа. Например, если в процессе выполнения желательного тавафа у него возникнет сомнение, семь обходов он совершил или пять, то он должен считать что совершил пять обходов и продолжать выполнение тавафа.
Положение 642: Некоторые люди чересчур мнительны и их постоянно одолевают различные сомнения. При совершении тавафа такие люди не должны обращать внимание на возникающие сомнения, а при сомнениях относительно количества совершенных обходов они должны исходить из той стороны сомнения, которая идет им на пользу. Например, если у них возникнет сомнение между шестью и пятью совершенными обходами, то они должны считать что совершили шесть обходов. А если у них возникнет сомнение между семью и восемью совершенными обходами, то они должны считать что совершили семь обходов.
Положение 643: Предположения о количестве совершенных обходов подобны сомнениям. Поэтому при возникновении предположений паломнику необходимо действовать в соответствии с положениями, которые были описаны ранее.
Положение 644: Если паломник забудет число совершенных обходов, то ему не запрещается спросить об этом своего попутчика, который выполняет таваф вместе с ним. Он может поверить его словам и его таваф будет верен, конечно же в том случае, если его попутчик является достойным доверия человеком.
Вопросы о положениях тавафа
Вопрос 645: После окончания тавафа паломник для предосторожности совершил еще два обхода вокруг Каабы для того, чтобы возместить, как ему показалось, два неправильно совершенных обхода. Будет ли в этом случае действителен его таваф?
Ответ: Его таваф будет действителен.
Вопрос 646: В процессе совершения обряда саи паломник понял, что при выполнении тавафа вместо семи обходов вокруг Каабы он совершил восемь. Должен ли он заново выполнить таваф?
Ответ: Согласно предосторожности в этом случае нужно закончить совершение обряда саи, а затем повторно выполнить таваф, молитву-таваф и обряд саи. А после этого совершить обряд таксир.
Вопрос 647: После завершения семи обходов на том углу Каабы, в который встроен черный камень, паломник прошел еще некоторое расстояние вокруг Каабы. Если он сделал это с тем намерением, что прохождение этого расстояния также будет относиться к тавафу, то будет ли верен выполненный им таваф?
Ответ: Если он сделал это умышленно, то выполненный им таваф аннулируется. Если же он сделал это неумышленно и сразу же поменял свое намерение, то выполненный им таваф будет верен.
Вопрос 648: В сборнике ваших фетв сказано, что после выполнения обязательного тавафа запрещается сразу же выполнять еще один таваф, перед этим необходимо совершить молитву-таваф. А если паломник сделает это, то будет ли аннулирован первый выполненный таваф?
Ответ: Если с самого начала выполнения первого тавафа или в процессе его выполнения паломник имел намерение не совершать молитву-таваф, а сразу же приступить к выполнению другого тавафа, то согласно предосторожности ему нужно будет выполнить первый таваф еще раз. А если намерение не совершать молитву-таваф, а сразу же приступить к выполнению второго тавафа появится у него после окончания первого тавафа, то первый таваф не будет аннулирован.
Вопрос 649: Несовершеннолетний мальчик с разрешения своего отца вошел в ихрам для совершения обрядов умры-тамату. Начав выполнение тавафа, он совершил всего четыре обхода вокруг Каабы, думая, что этого количества будет достаточно. После этого он выполнил обряд саи на верхнем этаже. Какова его дальнейшая обязанность?
Ответ: Выполненные им таваф и обряд саи недействительны. Ему нужно будет повторно выполнить таваф, молитву-таваф и обряд саи, а затем совершить обряд таксир.
Вопрос 650: Что нужно делать, если в процессе выполнения тавафа у паломника возникнет сомнение относительно верности предыдущего обхода или верности обхода, совершаемого им в данный момент? Например, паломник занят совершением четвертого обхода вокруг Каабы и в этот момент у него возникло сомнение относительно верности совершенного ранее третьего обхода.
Ответ: Выполняемый им таваф верен и паломнику следует продолжить его выполнение.
Вопрос 651: В процессе выполнения тавафа у паломника возникло сомнение относительно количества совершенных обходов. После небольших раздумий его сомнение сменилось уверенностью в том, что он выполнил такое-то количество обходов, и он продолжил выполнение тавафа. Верен ли выполненный им таваф?
Ответ: Да, выполненный им таваф верен.
Вопрос 652: Во время выполнения тавафа у одного из паломников появилось сомнение в количестве совершенных обходов вокруг Каабы. Несмотря на это он продолжил выполнение тавафа, и спустя некоторое время его сомнение сменилось уверенностью в том, что он совершил такое-то количество обходов. После этого, опираясь на свою уверенность, он завершил выполнение тавафа. Правилен ли его таваф? Если подобная ситуация возникнет во время совершения обряда саи, то будет ли правилен обряд саи?
Ответ: Если он продолжил выполнение тавафа с намерением исполнения своей религиозной обязанности, а затем его сомнение сменилось уверенностью, то выполненный им таваф будет правилен. То же самое относится к обряду саи.
Вопрос 653: Иногда у паломника возникает сомнение, правильно ли он совершил один из семи обходов вокруг Каабы или нет. Дозволяется ли в подобных случаях после завершения тавафа совершить для предосторожности еще один обход вокруг Каабы, и только после этого приступить к выполнению молитвы-таваф?
Ответ: Да, в подобных случаях паломнику дозволяется совершить для предосторожности еще один обход вокруг Каабы.
Вопрос 654: В процессе выполнения тавафа один из паломников ненадолго остановился для того, чтобы снять усталость. После этого он продолжил выполнение тавафа, но у него возникло сомнение, пятый обход он совершает или шестой. Что нужно делать в подобной ситуации?
Ответ: В подобной ситуации согласно обязательной предосторожности паломнику нужно оставить выполнение этого тавафа и начать выполнять таваф с самого начала.
Вопрос 655: Какой человек считается чересчур сомневающимся во время выполнения тавафа?
Ответ: Для этого необходимо обращаться к общественному мнению. То есть таким человеком считается тот, кого люди считают чересчур сомневающимся.
Вопрос 656: Некоторые пожилые и больные паломники не способны самостоятельно выполнять таваф. Обязаны ли они нанимать человека, который выполнит таваф от их имени? Или же они должны выполнять таваф, сидя на инвалидной коляске или носилках, даже если для этого им придется выполнять таваф на верхнем этаже Запретной мечети?
Ответ: Пожилым и больным паломникам необязательно нанимать человека, который выполнит таваф от их имени. Если они выполнят таваф сидя на коляске или носилках, то их таваф будет верен. В случаях необходимости они могут совершать таваф на верхнем этаже Запретной мечети.
Вопрос 657: Мой пожилой отец не может самостоятельно выполнить весь таваф, самостоятельно он может выполнить только несколько обходов вокруг Каабы. Можно ли нанять человека, который выполнит от имени моего отца то количество обходов, которые не смог выполнить мой отец?
Ответ: В случае возможности вам нужно усадить вашего отца на коляску или носилки и помочь ему совершить оставшиеся обходы вокруг Каабы. Если это не представится возможным, то необходимо нанять человека, который выполнит от его имени весь таваф, а не несколько обходов.
Вопрос 658: На следующий год я собираюсь отправиться в Мекку для совершения хаджа. Могу ли я, после того как войду в ихрам и до того как выполню обязательный таваф от своего имени, выполнить таваф от имени человека, который по уважительной причине не способен самостоятельно выполнить его?
Ответ: Да, вы можете сделать это.
Вопрос 659: Если человек будет выполнять от имени больного паломника только таваф или только обряд саи, то должен ли он надевать на себя особую одежду для ихрама?
Ответ: Делать это необязательно.
Вопрос 660: Ответьте пожалуйста на такой вопрос. Во время совершения умры-таматту по какой-либо причине у паломника аннулировался один из обрядов умры (таваф, молитва-таваф или обряд саи). Не придав этому значения, паломник совершил обряд таксир и вышел из ихрама. И только после этого он понял, что его обряд был аннулирован. Что нужно делать в подобном случае?
Ответ: В подобном случае паломнику нужно заново совершить аннулированный обряд умры-таматту, и он будет считаться вышедшим из ихрама и ему не нужно приносить искупление.
Вопрос 661: Во время совершения обязательного хаджа один из паломников выполнил таваф в неправильном виде. После он также выполнил в неправильном виде несколько тавафов от имени других людей. Какова его обязанность относительно этих неправильно выполненных тавафов?
Ответ: Если он выполнил таваф в неправильном виде по ошибке или забывчивости, то совершенный им хадж будет верен. Но если он сделал это умышленно или в результате халатности, не изучив должным образом шариатских положений относительно выполнения тавафа, то верность его хаджа будет сомнительна. Это касается также тавафов, выполненных им от имени других людей.
Вопрос 662: Если паломник забудет выполнить таваф умры-таматту или выполнит его в неправильном виде, а затем поймет свою ошибку будучи уже на Арафате, то какова его обязанность относительно этого тавафа?
Ответ: Он может выполнить этот таваф после обрядов хаджа-таматту, которые совершаются в Мине.
Вопрос 663: Если паломник забудет выполнить таваф или же выполнит его в неправильном виде, то может ли он восполнить выполнение этого тавафа в месяцы, которые не являются месяцами хаджа?
Ответ: Да, может. Напомним, что месяцами хаджа являются шаввваль, зуль-када и зуль-хиджа.
Вопрос 664: Если паломник, находящийся в ихраме, умышленно или нечаянно снимет с себя особую одежду для ихрама и выполнит обряды умры (таваф или обряд саи) в сшитой одежде, то будут ли действительными эти обряды и будет ли правильной сама умра?
Ответ: Таваф и обряд саи будут действительными, также и сама умра будет правильной. Но если он умышленно выполнит эти обряды в сшитой одежде, то ему нужно будет принести искупление, так как паломнику-мужчине, находящемуся в ихраме, запрещается надевать сшитую одежду. Искуплением в этом случае будет служить одна овца.
Вопрос 665: В процессе выполнения тавафа на землю падают часы некоторых паломников, их кольца, или даже отрез материи, служащий особой одеждой в ихраме. И по причине движения большого количества народа эти предметы невозможно поднять. Другие паломники нечаянно или умышленно наступают на них. Влияет ли на верность выполняемого ими тавафа то, что они наступают ногами на эти предметы?
Ответ: Данное действие никак не влияет на верность выполняемого ими тавафа, однако не следует умышленно наступать на чужие вещи.
Вопрос 666: Если в процессе выполнения тавафа в Запретной мечети я наступлю на одежду другого паломника, зная, что это не понравится ему, то будет ли действительным выполняемый мною таваф?
Ответ: Выполняемый вами таваф будет действительным, однако не стоит умышленно причинять неудобства другим паломникам.
Вопрос 667: Совершая в прошлом году хадж, я наблюдал следующую картину. Во время выполнения тавафа некоторые паломники, проходя мимо угла Каабы, в который вделан черный камень, поднимали вверх руки и произносили такбир. И так они делали семь раз, по числу обходов вокруг Каабы. Сказано ли о желательности подобного действия в хадисах от пророка и имамов из его рода?
Ответ: В шиитских сборниках хадисов ничего не сказано о желательности подобного действия.
Вопрос 668: Часто по причине огромного скопления народа в Запретной мечети чужие мужчины и женщины невольно касаются друг друга телами. Влияет ли это каким-либо образом на верность выполняемого ими тавафа?
Ответ: Нет, это не влияет на верность выполняемого ими тавафа. Их таваф будет правилен и им не нужно приносить искупление. Но паломникам нужно следить за тем, чтобы не попасться на наущения сатаны.
Вопрос 669: Я видел паломников, которые для предосторожности по нескольку раз совершали один и тот же обряд хаджа, несмотря на то, что внешне в выполненном ими обряде не было каких-либо недостатков. Дозволяется ли для предосторожности несколько раз совершать один и тот же обряд умры или хаджа?
Ответ: Паломникам не стоит впадать в излишние сомнения относительно верности обрядов умры и хаджа. Однако не запрещается совершать для предосторожности один и тот же обряд несколько раз.
Вопрос 670: После окончания обрядов умры-таматту один из паломников обнаружил, что он не имел малого омовения и выполнил все обряды умры без малого омовения. Какова его дальнейшая обязанность?
Ответ: Ему необходимо совершить малое омовение и повторно выполнить таваф и молитву-таваф. В этом случае совершенная им умра-таматту будет действительной.
Желательный таваф
Положение 671: Одним из желательных действий, о котором много сказано в исламских преданиях, является выполнение желательного тавафа. Желательный таваф совершается так же, как обязательный таваф. После окончания желательного тавафа выполняются два раката желательной молитвы-таваф.
В предании от Имама Садыка (да будет мир с ним) сказано: «Вокруг Каабы распростерто сто двадцать милостей Аллаха. Половина из них предназначена для совершающих таваф, сорок для выполняющих молитву, а остальные двадцать для взирающих на Каабу» (Васаиль аш-шиа, т.9, стр.398).
Положение 672: Человек может выполнить желательный таваф от своего имени и от имени своих родственников или знакомых, которые в данный момент не находятся в Мекке, независимо от того, живы они или уже покинули этот мир.
Положение 673: Ранее уже было сказано, что желательный таваф совершается так же, как обязательный таваф. Однако между ними есть несколько различий:
Первое: Для выполнения желательного тавафа совершать малое омовение необязательно, тогда как наличие малого омовения является одним из условий верности обязательного тавафа. Однако будет лучше выполнять желательный таваф с малым омовением. Выполнять молитву-таваф после желательного тавафа необходимо с малым омовением.
Второе: Молитву-таваф после желательного тавафа дозволяется выполнять в любой точке Запретной мечети, необязательно выполнять ее позади Макама Ибрагима.
Третье: Последовательность и непрерывность в совершении семи обходов вокруг Каабы не является обязательным условием при выполнении желательного тавафа. Тогда как одним из условий верности обязательного тавафа является последовательность и непрерывность в его выполнении.
Четвертое: Дозволяется прекращать выполнение желательного тавафа без уважительной причины, даже если у паломника пропадет желание совершать оставшиеся обходы вокруг Каабы. Затем паломник может продолжить выполнение желательного тавафа с того места, где он прекратил его выполнение, независимо от того, совершил он четыре обхода или нет. Тогда как запрещается прекращать выполнение обязательного тавафа без уважительной причины (согласно обязательной предосторожности).
Пятое: Возникновение сомнений относительно количества обходов и их верности не причинит вреда верности желательного тавафа. В этом случае при возникновении сомнений о количестве выполненных обходов необходимо исходить из меньшего числа.
Шестое: После выполнения обязательного тавафа запрещается сразу же выполнять еще один таваф, перед этим необходимо совершить молитву-таваф. После выполнения желательного тавафа выполнять сразу же другой таваф не запрещается, хотя и является нежелательным действием. И если паломник сделает это, то первый выполненный им таваф не будет аннулирован.
Положение 674: В случае большого скопления паломников, выполняющих обязательный таваф, будет лучше не выполнять желательный таваф, чтобы не мешать им совершать обязательный обряд умры или хаджа.
Положение 675: Желательный таваф дозволяется выполнять в любое время дня или ночи. Паломник может выполнить любое количество желательных тавафов, но он должен помнить, что каждый желательный таваф состоит из семи обходов вокруг Каабы.
Положение 676: При выполнении желательного тавафа необязательно надевать особую одежду для ихрама. Разговор, смех и даже принятие пищи во время выполнения желательного или обязательного тавафа не аннулируют его. Но будет лучше, если при выполнении тавафа паломник не станет произносить никаких речей, кроме поминания и восхваления Всевышнего Аллаха.
Положение 677: При выполнении обязательного и желательного тавафа не приветствуется громкое обращение с просьбами к Аллаху, в случае если это помешает другим паломникам сосредоточиться на совершении обязательных обрядов.
Вопросы о желательном тавафе
Вопрос 678: Одним из условий верности обязательного тавафа является то, чтобы мужчине было сделано обрезание. А является ли обрезание условием верности желательного тавафа?
Ответ: Да, является.
Вопрос 679: Может ли паломник, только что вошедший в ихрам, выполнить желательный таваф до совершения обрядов умры-таматту или до начала обрядов хаджа-таматту, то есть до стояния на Арафате?
Ответ: В этом случае, согласно предосторожности, не следует выполнять желательный таваф, а следует приступить к совершению обрядов умры или хаджа. Но если паломник все же выполнит желательный таваф, то это не причинит никакого вреда умре или хаджу.
Вопрос 680: Можно ли совершать каждый из семи обходов желательного тавафа от имени одного человека? Или же необходимо выполнять от имени одного человека все семь обходов?
Ответ: Неправильно выполнять один из семи обходов от имени одного человека. Однако можно выполнить все семь обходов желательного тавафа от имени нескольких людей, и после этого подарить награду за совершение каждого из обходов отдельному человеку.
Третий обряд: Молитва-таваф
Положение 681:После совершения обязательного тавафа паломник должен выполнить два раката молитвы, которая называется молитва-таваф. Молитва-таваф является третьим обрядом умры-таматту. Согласно обязательной предосторожности данная молитва должна быть выполнена в Запретной мечети позади Макама Ибрагима. Однако нет необходимости в том, чтобы выполнять молитву-таваф в непосредственной близости к Макаму Ибрагима, достаточно, если можно будет сказать, что паломник выполнил молитву-таваф позади Макама Ибрагима.
Положение 682: Как уже было сказано ранее, молитва-таваф должна выполняться позади Макама Ибрагима. Но если в Запретной мечети соберется огромное количество паломников, то молитву-таваф можно выполнить справа или слева от Макама Ирагима, или же чуть позади этого места. А если ряды выполняющих таваф паломников будут доходить до Макама Ибрагима, что создаст трудности для выполнения молитвы-таваф, то в этом случае нет необходимости в том, чтобы выполнять молитву-таваф строго позади Макама Ибрагима. В подобном случае молитву-таваф нужно выполнить чуть подальше, там, где скопление народа не создаст трудностей для выполнения молитвы.
Положение 683: Фатиху и другую суру в молитве-таваф дозволяется читать и вслух, и шепотом. Перед молитвой-таваф не произносятся азан и икама. В остальном молитва-таваф выполняется так же как двух-ракатная утренняя молитва. Но согласно обязательной предосторожности молитва-таваф не должна выполняться коллективно, ее нужно выполнять в одиночку.
Положение 684: В молитве-таваф дозволяется читать любую из сур Корана, кроме четырех сур, в которых имеются аяты обязательного земного поклона. Этими четырьмя сурами являются «Земной поклон», «Разъяснены», «Звезда», «Сгусток».
Желательно чтобы в первом ракате молитвы-таваф была прочитана сура «аль-Ихлас», а во втором ракате сура «аль-Кафирун».
Положение 685: Молитву-таваф можно выполнять в любое время суток после совершения тавафа. Но если выполнение молитвы-таваф послужит причиной того, что истечет время выполнения обязательной ежедневной молитвы, то в этом случае паломнику сначала необходимо выполнить обязательную ежедневную молитву.
Положение 686: Каждый совершеннолетний мусульманин обязан выучить правильное чтение Фатихи и суры, читаемых в молитве, а также верное произношение всех фраз и восхвалений молитвы. Данное положение относится также к молитве-таваф. Если по уважительной причине, но после необходимых стараний и усилий, мусульманин не смог разучить правильное чтение и произношение, то он должен прочитать Фатиху и суру, а также произнести фразы молитвы так, как сможет и этого будет достаточно. Если мусульманин имеет возможность разучить правильное чтение и произношение, но проявляет в этом халатность и беспечность, то этим он совершает греховный поступок.
Положение 687: Если паломник не знает о том, что его чтение и произношение фраз молитвы не являются верными и думает, что они правильны, то выполненная им молитва-таваф будет верной. И ему не нужно выполнять ее повторно после того как он узнает о своем неправильном чтении. Но если паломник имел возможность разучить правильное чтение, но проявил беспечность и не сделал этого, то ему нужно будет разучить правильное чтение и повторно выполнить молитву-таваф.
Положение 688: При чтении в молитве Фатихи и суры, а также при произношении остальных фраз молитвы, необязательно полностью соблюдать все правила, которые изучаются в науке правильного чтения Корана (таджвид). Достаточно читать и произносить их так, что можно будет сказать: «Это чтение и произношение на правильном арабском языке».
Положение 689: Если паломник умышленно не выполнит молитву-таваф, то он должен будет вернуться в Запретную мечеть и выполнить ее. Если вернувшись он не успеет выполнить ее вовремя, то его хадж не будет аннулирован, но своим проступком он совершит грех и должен будет возместить выполнение молитвы-таваф.
Положение 690: Если паломник не выполнит молитву-таваф и покинет этот мир, то его старший сын обязан будет выполнить эту пропущенную молитву от его имени. Также будет достаточно, если эту молитву выполнит другой человек.
Положение 691: Если паломник не выполнит обязательную молитву-таваф по забывчивости или незнанию, то по возможности он должен вернуться в Запретную мечеть и выполнить молитву-таваф позади Макама Ибрагима. А если возвращение в Запретную мечеть будет сопряжено с трудностями, то он может выполнить молитву-таваф в любом месте где находится, даже на своей родине.
Положение 692: Если в процессе совершения обряда саи паломник вспомнит о том, что не выполнил молитву-таваф, то он должен прекратить совершение обряда саи, вернуться в Запретную мечеть и выполнить молитву-таваф. А затем он должен продолжить совершение обряда саи с того места, где он остановился.
Положение 693: Если паломник забудет выполнить молитву-таваф и совершит последующие обряды, а потом вспомнит о невыполненной молитве-таваф и выполнит ее, то после этого ему необязательно повторно совершать последующие обряды. Хотя согласно желательной предосторожности будет лучше, если он все же совершит их еще раз.
Положение 694: Согласно обязательной предосторожности молитву-таваф нужно выполнить сразу же после совершения тавафа.
Положение 695: Если по уважительной причине, например из-за нарушения малого омовения, осквернения одежды или тела и так далее, паломник не сможет выполнить молитву-таваф сразу же после окончания тавафа, то он должен выполнить ее после устранения этой причины. В этом случае таваф и молитва-таваф будут правильны.
Положение 696: Человек, неосведомленный о шариатских положениях относительно молитвы-таваф, должен следовать указаниям, относящимся к паломнику, забывшему выполнить молитву-таваф.
Положение 697: Сомнение относительно количества выполненных ракатов, возникающее в молитве-таваф, становится причиной аннулирования этой молитвы. Так как сомнение относительно количества выполненных ракатов, возникающее при выполнении двух-ракатных обязательных молитв, аннулирует молитву. После возникновения подобного сомнения паломник должен повторно выполнить молитву-таваф. Во всех остальных положениях молитва-таваф подобна ежедневным обязательным молитвам.
Положение 698: Если паломник выполнит молитву-таваф до совершения тавафа, то после совершения тавафа он должен будет выполнить ее еще раз.
Вопросы о молитве-таваф
Вопрос 699:Исламские факихи говорят, что молитва-таваф должна быть выполнена позади Макама Ибрагима. Есть ли четкие границы пространства позади Макама Ибрагима, в пределах которых паломникам необходимо выполнять молитву-таваф?
Ответ: Для определения этих границ необходимо обращаться к общественному мнению. Иными словами молитва-таваф должна быть выполнена в том месте, которое в народе считается местом позади Макама Ибрагима.
Вопрос 700: Один из паломников ошибочно считал, что Хиджру Исмаил является Макамом Ибрагима, поэтому он выполнил молитву-таваф позади Хиджру Исмаил. После совершения последующих обрядов он понял свою ошибку. Нужно ли ему повторно выполнить молитву-таваф, а также следующие после молитвы обряды?
Ответ: Ему нужно лишь повторно выполнить молитву-таваф позади Макама Ибрагима, а совершать еще раз последующие обряды необязательно.
Вопрос 701: Так как во время совершения хаджа в Запретной мечети собирается большое количество паломников, то выполнить молитву-таваф в непосредственной близости к Макаму Ибрагима не представляется возможным. Нужно ли в таком случае ждать уменьшения количества паломников, чтобы выполнить молитву-таваф в близости к Макаму Ибрагима? Или же ее можно сразу выполнить чуть позади этого места, не дожидаясь уменьшения паломников?
Ответ: В таком случае дозволяется сразу же выполнять молитву-таваф чуть позади этого места и ждать уменьшения количества паломников необязательно.
Вопрос 702: Если паломник выполнит молитву-таваф в ином месте, то есть не позади Макама Ибрагима и, будучи уверен в правильности своих действий, совершит последующие обряды умры или хаджа, то в чем заключается его дальнейшая обязанность?
Ответ: Ему нужно лишь повторно выполнить молитву-таваф позади Макама Ибрагима, а совершать еще раз последующие обряды необязательно.
Вопрос 703: В одной из центральных газет Саудовской Аравии была напечатана статья под названием «Дозволено ли передвинуть Макам Ибрагима». В этой статье рассматривался вопрос о переносе Макама Ибрагима на более удаленное расстояние от Каабы для того, чтобы у паломников возникало меньше трудностей с совершением тавафа и молитвы-таваф. Ответьте пожалуйста, можно ли с точки зрения шариата перенести Макам Ибрагима? И если это будет сделано, то какова будет обязанность паломников относительно выполнения тавафа и молитвы-таваф?
Ответ: Так как Макам Ибрагима служит определением места выполнения молитвы-таваф, то с точки зрения шариата не дозволяется переносить его на другое место. Если допустить, что Макам Ибрагима будет перенесен, то паломники должны будут выполнять молитву-таваф позади того места, в котором сейчас находится Макам Ибрагима, как будто он и не был перенесен.
Вопрос 704: Допустим паломник знает, что если он начнет выполнение молитвы-таваф, то остальные паломники, которые заняты совершением тавафа, невольно могут толкнуть его или даже сдвинуть с места. Будет ли верной его молитва-таваф, если несмотря на это он приступит к ее выполнению и выполнит ее?
Ответ: Если он приступит к выполнению молитвы-таваф с надеждой на то, что сможет выполнить ее, и его не сдвинут с места, то выполненная им молитва-таваф будет верной. А если его все же немного сдвинут с места, но вид выполняемой молитвы не нарушится и при движении он не будет произносить каких-либо фраз, то и в этом случае выполненная им молитва-таваф будет верной.
Вопрос 705: Паломник был занят выполнением молитвы-таваф, а другие паломники, совершающие таваф, невольно толкнули его. После того как его тело пришло в неподвижное состояние он повторно произнес фразу молитвы, которую он произнес при толчке. Но в этот момент его снова толкнули и ему пришлось повторить эту фразу еще раз. Будет ли верной молитва-таваф, выполненная подобным способом?
Ответ: Если его толкнули и его тело потеряло неподвижность, то повторное произнесение фразы дозволяется и его молитва-таваф будет верной.
Вопрос 706: Иногда часть полов Запретной мечети пачкается скверной, а обслуживающий персонал порой неправильно очищает их. Дозволяется ли выполнять молитву-таваф и другие молитвы на этом месте, которое все еще продолжает оставаться влажным и оскверненным?
Ответ: Следуя предосторожности в этом случае молитвы необходимо выполнять в другом месте. Но если паломник не обладает стопроцентной уверенностью в том, что это место является оскверненным, то он может выполнять молитвы и в этом месте. И необязательно стараться выяснить, является ли оскверненным это место или нет.
Вопрос 707: В вашем сборнике фетв сказано, что во время выполнения молитвы (и коллективной, и выполняемой в одиночку) женщина должна находиться позади мужчины, а место ее земного поклона должно быть позади места земного поклона мужчины. Если данное положение не будет соблюдаться, то молитва будет недействительной. Хочу спросить вас о следующем. Во время совершения хаджа в Запретной мечети собирается огромное количество паломников и часто при выполнении молитвы женщины находятся впереди мужчин. Будут ли верными молитвы-таваф и ежедневные молитвы, совершаемые ими подобным образом?
Ответ: В этих условиях выполняемые ими молитвы будут верными.
Вопрос 708: Дозволяется ли паломнику, совершающему таваф и молитву-таваф, иметь при себе оскверненный носовой платок и тому подобные мелкие предметы?
Ответ: Если осквернятся небольшие предметы одежды, которыми невозможно прикрыть интимные места, то совершенные в них таваф и молитва-таваф будут верны. То же самое относится к наличию мелких оскверненных предметов.
Вопрос 709: Женщина вошла в ихрам для совершения обрядов умры-таматту. После прибытия в Мекку и совершения тавафа, но до выполнения молитвы-таваф, у нее начались менструальные кровотечения. Какова ее дальнейшая обязанность?
Ответ: Если она имеет достаточное количество времени до начала обрядов хаджа-таматту (то есть до стояния на Арафате), то ей следует дождаться окончания месячных, затем совершить большое омовение, а после этого выполнить молитву-таваф и последующие обряды умры-таматту. Если же ее месячные не закончатся до начала обрядов хаджа-таматту, то ей следует совершить обряд саи и обряд таксир умры-таматту. После этого ей нужно будет войти в ихрам для совершения обрядов хаджа-таматту и отправиться на Арафат. После возвращения из Мины и до совершения мекканских обрядов хаджа, ей нужно будет выполнить молитву-таваф умры-таматту, а затем продолжить совершение обрядов хаджа-таматту.
Вопрос 710: Человек был уверен в том, что он правильно читает Фатиху и суру и что верно произносит все остальные фразы и восхваления молитвы. Поэтому при совершении хаджа он выполнил молитву-таваф так же, как обычно выполнял все свои молитвы. Спустя какое-то время он обнаружил, что оказывается в его чтении и произношении были ошибки. Какова его обязанность относительно выполненной молитвы-таваф?
Ответ: Если он даже не предполагал, что в его чтении и произношении могут быть ошибки, то его молитва-таваф и все остальные молитвы будут действительны. Но для выполнения последующих ежедневных молитв ему необходимо исправить имеющиеся у него ошибки.
Вопрос 711: Если женщина выполнит молитву-таваф вслух, то есть произнесет Фатиху, суру и остальные фразы молитвы громким голосом и ее услышат посторонние мужчины, то будет ли верной выполненная ею молитва?
Ответ: Да, ее молитва-таваф будет верной. Но будет лучше, если она выполнит ее шепотом.
Вопрос 712: После выполнения тавафа один из паломников нарушил малое омовение и, не обновив малое омовение, приступил к выполнению молитвы-таваф. После этого он совершил обряды саи и таксир и этим вышел из ихрама умры-таматту. Правильно ли он поступил? Если нет, то какова его дальнейшая обязанность?
Ответ: Он поступил неправильно, ему следовало обновить малое омовение. Теперь же ему необходимо повторно выполнить молитву-таваф, обряд саи и обряд таксир.
Вопрос 713: Я отправляюсь в хадж в составе группы паломников нашего города. Можем ли мы, находясь в Запретной мечети, выполнить коллективно молитву-таваф?
Ответ: Согласно обязательной предосторожности молитва-таваф не должна выполняться коллективно.
Вопрос 714: Можно ли между тавафом и молитвой-таваф выполнить какую-либо желательную молитву или другое желательное богослужение?
Ответ: Согласно предосторожности не следует делать этого, после тавафа нужно приступить к выполнению молитвы-таваф.
Вопрос 715: Можно ли выполнить молитву-таваф примерно через 5 минут после окончания тавафа? Какой промежуток времени между тавафом и молитвой-таваф делает таваф недействительным?
Ответ: Промежуток времени в 5 минут не причинит вреда совершенному тавафу. Для определения промежутка времени между тавафом и молитвой-таваф необходимо обра<