О том, что Аллах находится вверху над небесами, признают все разумные люди, кроме ашаритов, матурудитов и им подобных
То, что Аллах вознесся на Трон и находится над небесами, известно каждому, кто имеет здравое естество и здравый разум, так как человек уже по своей природе ощущает, что Аллах находится вверху, и Он не смешан со своими творениями. Ибо здравый разум признает все качества (атрибуты) Аллаха, которыми Он описал Себя Сам, не уподобляя их творениям, не говоря уже о том, что на такое убеждение указывает Коран, Сунна и понимание сподвижников!
Шейх Мухаммад ибн Халил Харрас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что же хотят те, кто искажает очевидный смысл божественных атрибутов, этими своими словами? Они хотят сказать, что нет вверху над небесами Господа, Кому поклоняются? Они хотят сказать, что нет над Троном Аллаха, Кому поклоняются? Так, где же Он тогда? Быть может, они будут насмехаться над нами, когда мы спросим: «Где Аллах?». Тогда как они могли забыть, что самый совершеный из людей и более знающий об их Господе, чем они, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил об этом, когда сказал рабыне: «Где Аллах?». И он при этом остался довольным ее ответом, когда та ответила ему: «Аллах вверху на небе» (см: «Шарх аль-Акъида аль-Уасатыйа» шейха Харраса, стр. 73).
Всевышний Аллах сказал: «Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом» (сура «Гафир», аяты 36-37).
Шейх Мухаммад ибн Халил Харрас, да смилуется над ним Аллах, относительно этого аята, сказал: «Это - довод на то, что Муса сообщил несправедливому Фараону о том, что его Господь на небе. Затем Фараон пожелал найти пути, дабы прибыть туда, обманывая этим свой народ. После чего велел своему визирю Хаману построить для него башню. Затем порицая Мусу, сказал: «Воистину, я считаю его, - то есть пророка Мусу, - лжецом», - в том, что он сообщает, что его Господь на небе. Так кто теперь более похож на Фараона и ближе к нему по происхождению? Мы или же они, которые искажают очевидный смысл божественных качеств?! Поистине, Фараон обвинил во лжи пророка Мусу в том, что он сообщил, что его Господь на небе. Вот именно это говорят те, которые искажают очевидный смысл божественных качеств» (см: «Шарх аль-Акъида аль-Уасатыйа» шейха Харраса, стр. 75).
Более удивительно то, как матурудиты Казахстана требуют довода на то, что Аллах именно Сам вознесся! Это весьма глупо, и нет глупости более глупее! Ибо если к чему-либо приписывается что-либо, то это значит, что это приписывется к самой этой вещи. Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ибн Каийм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поэтому ибн Кайим считал, что любое из того, что Аллах приписал к Себе, означает, что Он приписал это к Себе Самому. Нет нужды упоминать слово «Сам Своей сущностью», поскольку это общеизвестно. Поэтому мы не говорим: «Аллах создал небеса Сам (бизатихи). Создал землю Сам. Ниспослал дождь Сам». Нет, поскольку нет в этом нужды, так как известно, что если что-либо приписывают к какой-нибудь вещи, то это значит, что это приписывают к самой этой вещи» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль- Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр.192).
Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не говорил, когда описывал Аллаха Его именами и качествами, слово «Сам», так как это было известно (то есть, само по себе разумеющимся) и так требует арабский язык - язык на котором был ниспослан Коран и который был языком Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Сподвижники не спрашивали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он сообщал им об атрибутах Аллаха: «А Аллах Сам вознесся на Трон?!» Нет, и тысячи раз нет! Так как не было в этом нужды, поскольку, если Аллах приписал этот атрибут (вознесения) Себе, то значит, что Он это качество приписал к Себе Самому. Нет нужды говорить, что Аллах вознесся на Трон Сам (бизатихи).
Получается, что для ашаритов также нужно предоставить довод на то, что Аллах создал небеса и землю Сам (бизатихи), ниспослал дождь Сам (бизатихи) так же, как для них надо предоставить довод на то, что Аллах вознесся на Трон Сам, придет в День Воскресения Сам (бизатихи). Для них нужен довод на то, что Аллах говорит «Сам», т.е. что Он все это делает Сам Своей Сущностью (бизатихи). Им не достаточно того, что Аллах приписывает эти атрибуты действия к Себе, что Он вознесся на Трон или придет в Судный день, тогда как известно, что если что-либо приписывается к какой-нибудь вещи, то это значит, что это приписывается к самой этой вещи!! Например, если скажут: «Человек пришел в мечеть», - то ведь мы же не будем требовать довод на то, что человек именно сам своей сущностью (бизатихи) пришел в мечеть?! Нет, так как ясно и понятно, что когда мы говорим, что он пришел в мечеть, то это значит, что он сам своей сущностью (бизатихи) пришел в мечеть, нет нужды добавлять слово «сам своей сущностью (бизатихи)»! Однако когда ашариты и подобные им начали уже искажать атрибуты Аллаха, то приверженцы Сунны были вынуждены добавить слово «Сам (бизатихи)».
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ибн Каийм в «Мухтасар аль-Сауа’икъ» сказал: «Всякое, что Аллах приписал к Себе, означает, что Он приписал это к Себе Самому. Поэтому нет нужды говорить слово «Сам» кроме как если мы не будем вынуждены добавить это слово».
Например, некоторые люди относительно хадиса о том, что Аллах спускается на нижнее небо, говорят: «Спускается Его веление». И тогда мы говорим: «Нет, Аллах спускается Сам (бизатихи) на нижнее небо». А иначе является обязательным не добавлять слова «Сам».
Поэтому некоторые ученые, которые проявляют совершенную осторожность, порицали некоторых ученых из ахли сунны, которые сказали: «Аллах спускается Сам (бизатихи) на нижнее небо». Те ученые сказали им: «Не произносите слово «Сам (бизатихи)», поскольку Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не произносил его (то есть, останавливайтесь там, где остановился Пророк, мир ему и благословение Аллаха – прим.пер).
Точно также и про вознесение Аллаха на Трон. Когда некоторые ученые сказали, что Аллах вознесся на Трон Сам (бизатихи), то другие ученые сказали им: «Не произносите слово «Сам (бизатихи), так как Аллах не произнес его».
Поэтому ибн Каийм считал это ошибкой и считал, что любое из того, что Аллах приписал к Себе, означает, что Он приписал это к Себе Самому. Нет нужды упоминать слово «Сам Своей сущностью», поскольку это общеизвестно. Поэтому мы не говорим: «Аллах создал небеса Сам (бизатихи). Создал землю Сам. Ниспослал дождь Сам». Нет, поскольку нет в этом нужды, так как известно, что если что-либо приписывают к какой-нибудь вещи, то это значит, что это приписывают к самой этой вещи» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр. 192).
Но ашариты и подобные им когда понимают, что идут в противоречие Корану и Сунне, то для того, чтобы оправдаться, начинают цепляться за все то, что им заблагорассудится, подобно утопающему, который пытается схватиться за все, что попадет ему под руку!
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, в толковании слов имама Ахмада «Коран – это слова Аллаха, и он не является сотворенным. И не бойся сказать, что Коран не является сотворенным. И поистине, слова Аллаха не являются отделенными от Него» сказал: «Потому что то, что приписывается к Аллаху, бывает двух видов:
1 – Это то, что может существовать само. Оно приписывается к Аллаху, как бы в знак почтения к этому, как например, в Его словах: «верблюдица Аллаха», «дом Аллаха»и«раб Аллаха», - все это приписано к Аллаху, в качестве почтения к ним. Ибо эти вещи существуют сами. Дом существует сам. Верблюдица существует сама. Раб существует тоже сам.
2 – Что касается того, что приписывается к Аллаху из того, что не может существовать само, то это приписывается к Аллаху, Господу миров, в виде атрибутов. Например, ты говоришь: «Аллах вознесся». И вознесение Его на Трон является истинным возвышением, поскольку возвышение не может существовать, кроме как в том, кто возвышается. Точно также будет и с атрибутами Аллаха, как обе Руки Аллаха или слова Аллаха. Ибо слова не могут существовать сами, поэтому имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине, слова Аллаха не являются отделенными от Него, и в них нет ничего такого, что являлось бы сотворенным». Потому что слова не могут существовать сами, однако они существуют посредством того, кто произносит их. Поэтому это будет соответсвовать этому правилу, на которое указал имам Ахмад и установил в своих словах «Поистине, слова Аллаха не являются отделенными от Него». Например, как ты говоришь: «верблюдица Аллаха», «дом Аллаха» и «раб Аллаха». Эти вещи отделены от Аллаха, Господа миров. Они являются творениями из творений Аллаха. Они были приписаны к Аллаху, как бы проявляя почтение к ним. Что касается слов Аллаха, то они не являются отделенными от Него, как сказал имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах» (см: «Шарх Усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» шейха Са’ида Расляна, 1\273).