Имена и атрибуты Аллаха относятся к сокровенному, которое невозможно постичь разумом

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Атрибуты Всевышнего Аллаха относятся к скрытым вещам. И невозможно скрытые вещи постичь разумом. Поэтому мы не описываем Всевышнего Аллаха тем, чем Он Себя не описал, и не придаем образа Его качествам, поскольку это невозможно!

Мы не можем постичь сущность того, что описал Аллах из наслаждения в Раю, не смотря на то, что они являются сотворенными. В Раю есть фрукты, пальмы, гранатовые плоды, чаши и девы, и мы не можем постичь своим разумом сущность этих вещей. А если скажут: «Опиши нам эти вещи!», - то мы не сможем их описать, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали»(сура «ас-Саджда», аят 17). Также исходя из хадиса аль-къудси, в котором Аллах сказал: «Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видели взоры, о чем не слышали уши и о чем даже не помышляли человеческие сердца».

И если таково положение сотворенных вещей, описания которых известны со стороны смысла, но неизвестны со стороны сущности, то, что тогда можно сказать про Творца?

Другой пример: В человеке есть душа, без которой человек не может жить. Если в теле не будет души, то оно не будет жить. Никто не сможет описать душу, если ему будет сказано: «Что это такое - душа, которая находится с тобой, и которая если выйдет из тебя, то ты превратишься в труп, а если же останется в тебе, то ты продолжаешь быть человеком, который понимает и размышляет?» И даже если человек будет (долго) сидеть и размышлять над этим вопросом, то он все равно не сможет описать душу, не смотря на то, что она находится в нем самом. И человек не в состоянии постичь ее, не смотря на то, что люди видят, как душа покидает тело. Как сообщил об этом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказав: «Когда забирают душу, за ней следует взгляд»…. И не смотря на все это, человек не в состоянии описать ее, не смотря на то, что она находится между его боками (т.е. в его теле). Как же теперь человек пытается описать Своего Господа тем, чем Аллах Сам Себя не описывал?» (см: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа» стр. 46-47).

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал также: «Познать качества любой вещи можно лишь одним из следующих трех путей:

Первый: путем познания образа самой вещи.

Второй: путем сравнения этой вещи с чем-то похожим.

Третий: путем сообщения правдивого об этой вещи.

Все перечисленные выше пути не приемлемы в отношении качеств Всевышнего Аллаха.

Например: Если мы говорим, что Аллах обладает слухом, то мы не можем познать каким является слух Аллаха, поскольку мы не в состоянии увидеть то, какой является сущность Аллаха, и таким же образом (мы не способны познать) Его слух.

Так же нет у Аллаха подобного Ему, дабы посредством этого познать образ слуха Аллаха. Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не описал нам образ слуха Аллаха. Поэтому наши знания останавливаются в познании образа этого качества и других качеств Аллаха лишь в подтверждении их (смысла, не придавая им образа)».

Если следовать правилам малоразумных ашаритов и прочих подобных им течений, то получается, что любая вещь, образ которой им неизвестен, уподобляется человеку. Да наставит их Аллах на прямой пути!

Далее шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Другой пример: Всевышний Аллах сказал: «...потом вознесся на Трон»(сура «аль-Фуркъан», аят 59). Невозможно познать образ возвышения Аллаха, поскольку мы не знаем образа Его сущности. Также нет Ему подобного, который также возносится на что-либо, чтобы посредством него можно было бы познать образ вознесения Аллаха. Также Аллах не сообщил нам об образе Своего вознесения. И поэтому некоторые ученые сказали: «Если скажет тебе джахмит: «Как же вознесся Аллах на трон?» Скажи ему: «Аллах сообщил нам о Своем вознесении и не сообщил нам, каким образом он вознесся на Трон». Также некоторые из ученых сказали: «Если спросит он тебя об образе возвышения Аллаха, то спроси его: «А каким является сущность Аллаха?» Он тебе ответит: «Я не знаю образа сущности Аллаха». Затем скажи ему: «Таким же образом, и мы не знаем образа Его качеств, поскольку слово в отношении Его качеств является ответвлением слов в отношении Его сущности» (см: «Шарх аль-Къауа’ид аль-Мусля фи сыфатиЛляхи та’аля уа асмаъихи аль-хусна» стр.86-87).

Наши рекомендации