О выступлении епископа Серафима на Первом свободном съезде духовенства Челябинского уезда. Фрагмент статьи в «Оренбургском церковно-общественном вестнике.» Март 1917.
21-го прошлого марта в помещении Челябинского епархиального училища состоялся первый съезд духовенства г. Челябинска и его уезда. На собрании присутствовало 50 человек священников, диаконов и псаломщиков. Духовенство просило Челябинского епископа Серафима принять участие в собрании и поделиться своими мыслями по поводу переживаемых событий. Еп(ископ) Серафим предварил собрание пространной речью, в которой дал несколько указаний и советов в вопросах, касающихся практическои деятельности духовенства, в переживаемое тревожное время, а также по вопросам реформы и обновления епархиальной жизни.
Ист.: Вести из епархии: Челябинск // Оренбургский церковно-общественный вестник. 1917. № 4. 20 апреля.
Письмо епископа Челябинского Серафима (Александрова) в челябинскую газету «Союзная мысль» в связи с публикацией в ней корреспонденции «По поводу съезда духовенства». 1917 апрель.
М(илостивый) Г(осударь) Гражданин Редактор
В № 13 (газеты) «Союзная мысль» помещена маленькая корреспонденция «По поводу съезда духовенства»1, подписанная «Священник из села Челябинского уезда». Так как настоящая заметка не соответствует действительности, не правдива и касается меня, как епископа, то во имя правды прошу поместить небольшие поправки к указанной статье.
Прежде всего – на собрание духовенства я явился по приглашению собрания, каковое приглашение передано было мне чрез особо присланного от съезда батюшки. Неоднократно на собрании я заявлял, что если я стесняю своим присутствием, на которое не навязывался, готов уйти к тому делу, которое ждет меня; ответ был один: «Нисколько, просим остаться». Этого почтенный батюшка не указал, а следовало бы. Следовало бы указать, что почтенные батюшки, явившись на съезд, не пригласили с собой представителей от прихожан, представителей не привезенных или приглашенных батюшками в угоду себе или ими намеченных нет, а свободно избранных всем приходом с особыми наказами и полномочиями от всей паствы... На необходимость именно таких представителей я указывал, а из пастырей – никто. Пред такими избранниками народа никто, я ж в особенности, не требовал и не мог требовать закрытых заседаний. Батюшке надо было правду сказать, о чем я и говорил. Правда – на собрание явился из мирян только один доктор В.А. Попов. Вот когда батюшки попросили некоторых моих разъяснений, причем пришлось коснуться личностей некоторых батюшек, больных внутренних вопросов, язв самого челябинского духовенства, я откровенно заявил, что желал бы все это высказать без присутствия посторонних, но решение предоставил самому собранию. Оно вольно было делать, что хочет. Наготу отцов духовных я не желал выставить наружу, на показ В. А. Попову. Вот избранникам народа, полномочным от «парики»2, я готов и себя, и всю свою деятельность отдать на суд, готов народу, как телу Церкви, отдать под строгий контроль и деятельность пастырей в соотношении с церковными канонами и учением Христа...
Для представителей печати решительно никто не закрывал двери, их и не было, их почтенные отцы не пригласили...Сам работавший и работающий в органах прогрессивной мысли серьезными статьями, из которых вопрос о свободном приходе в своё время мною был внесен для предсоборного присутствия3, никогда не был против печати, что и ценили всегда во мне рабочие.
Почтенный батюшка свидетельствует, что я ставленник старого режима, «ставленник времен влияния Гришки Распутина», неоднократно обласканный –«царицей Александрой», что я – «архиерей, монах, чуждый по духу белому духовенству...» Всё это было для меня большое откровение...из области небывалого.
Горжусь, что я ставленник архиерея, пострадавшего за своб(одную) духов(ную) школу, который болел (за нее) и не молчал(знаком ли батюшка с трудами о свободной церкви?).
О болезнях Церкви и влиянии «Распутиных» и др(угих)...Если же я получил хиротонию во дни монархии, то ведь и писавший заметку не после 1 марта 1917 года получил священство. Так наивно ставить это в вину... Судят по делам... Если бы я был обласкан «царицей Александрой», то несомненно не сидел бы в Челябе...
Из Оренбурга в Челябу перемещен был по настоянию того, кто по нашептываниям губернаторов швырял из края в край епископов и пресвитеров.4 Но и на это я смотрю как на волю Божию.
Не отказываюсь: был во дворце, но был по просьбе и полномочию граждан Челябинска у Великой княжны Татьяны Николаевны, с просьбой о пособии на покупку дома для детей-сирот и на благоустройство городского приюта. Во время аудиенции видел и «царицу», беседовал с ней. Так неужели в том преступление?
Монахом никогда не был.5 25 лет до рукоположения в сан епископа был пресвитером, работая среди простого народа и фабричных, среди белого духовенства, которые и поныне не потеряли связи со мною.
Остается история с Тарасовым. До 21 марта никто никогда позорящих церковь деяний за Тарасовым мне не указывал, никаких заявлений не было... Не правда, отец, и то, что «благостный архиерей» защищал и оправдывал...Я только просил: «Укажите факты, деяния, за что убрать». Один из батюшек указал, что Тарасов скверно ведет себя за службами...Настоятель собора6 опроверг...Указали на чугун. Но и тут я внес поправку, сказав, что в бытность мою Председателем Епархиального комитета Красного Креста вырученные деньги за чугун (более 900 руб.) получены, записаны на приход и внесены были военно-промышленной секцией на выработку снарядов для армии в тот завод, который был по моей инициативе устроен, да и поныне работает... Такова правда батюшки, который потому именно и скрыл своё имя и свою фамилию...7
К суду народной совести зовите, отец, открыто, не бойтесь... Народ выслушает не из-за угла, а открыто, и народ, вся церковь скажет: кто прав, кому уйти...
Скажет вся челябинская Церковь: «Уйди, владыка, ты нетерпим, вреден, бесполезен», — уйду, отец.
А вы, отец, правомочны на такое заявление? В Викариатстве около 400 приходов, а вас из Челябинского уезда было 15 – 17 иереев...8
Суда народного, суда церковного я не боюсь и готов суду церковному подчиниться. Отцу же советую прочитать 55 правило Св. Апостол(ов), с толкованиями Зонары и Аристена и 121 правило «Номоканона», правило, которое древностью своею восходит ко временам Апостолов и во всяком случае не позднее IV Вселенского Соб(ора).9
Последнее слово. Батюшка презрительно указывает на то, что я был миссионером. Да, был... Тем, отец, миссионером, который первый внес мотивированный доклад в предсоборное присутствие о единоверческом епископате, восстановлении прав православного старообрядчества, первый ратовал и внес доклад о церковной дисциплине, участии мирян на соборах, пресвитерских советах, миссионер, не прибегавший к полиции никогда, миссионер, к суду которого прибегали инакомыслящие для разрешения пререканий.
Свободная Церковь, но управляемая по законам Христа, Св(ятых) Апостолов, Вселенских Соборов – вот моё исповедание; но реформаторство на немецких началах, невежество в делах и жизни Церкви всегда встречало во мне литературного врага.- Dixi.10
Епископ Серафим.
Ист.: Союзная мысль (Челябинск). 1917. 23 апреля.
Примечания
1 Статья была опубликована в номере газеты от 25 марта 1917 г. и была посвящена Первому свободному съезду духовенства г. Челябинска и его уезда, прошедшему 21 марта 1917 г. в здании Челябинского женского епархиального училища. О съезде см.: Боже В. С. Первый свободный съезд духовенства Челябинского уезда // Челябинск: Энциклопедия. Изд. испр. и доп. Челябинск. 2001. С. 637.
2 Парикии – этимология и значение слова не выявлены Возможно, вариант слова «парии» – отверженные, бесправные люди.
3 Предсоборное присутствие – образовано указом имп. Николая II от 16 января 1906 г. с целью подготовки Поместного собора РПЦ. Во главе его стоял митрополит Антоний (Вадковский). Сводный доклад, подготовленный присутствием, был представлен императору, который, изучив его, 25 апреля 1907 наложил резолюцию «Собор пока не созывать». (См.: Протоиерей Георгий Митрофанов. История Русской православной церкви. 1900 – 1927. СПб. 2002. С. 34 – 44).
4 Пресвитер (в газете – презвитер) – в православии, то же, что и священнослужитель.
5 Статья, вызвавшая отповедь епископа Серафима, имела ярко антимонашескую направленность, автор писал в ней: «Монахам, отрекшимся от мира, место в создаваемых ими монастырях, а не среди белого духовенства, робко порывающегося сбросить с себя руку монахов-узурпаторов, доведших духовенство до такого приниженного состояния... Монахи, уйдите от нас!».
6 Имеется в виду настоятель челябинского Христорождественского собора Петр Георгиевич Холмогорцев (1871 – 1937), в последующем митрополит григорьевского поставления.
7 В том же номере газеты «Союзная мысль» от 23 апреля 1917 г. редакцией был опубликован «Ответ сельского пастыря», в котором он открывает свое имя – священник Александр Введенский. О нем известно, что в 1917 году он вышел из духовного сословия и занялся политической деятельностью. Примкнул к эсерам и по их списку в июле 1917 был избран гласным городской думы Челябинска, а затем – членом городской управы. С октября 1917 – председатель городской продовольственной управы. Во время работы Викариатского съезда и попытался сделать заявление. В силу того, что изначально было решено не давать слова не делегатам съезда, слова ему не дали. Он настаивал на своем, что в конечном итоге привело к преждевременному закрытию заседания (См.: Демидов В. Викариатский съезд в Челябинске // Оренбургский церковно-общественный вестник. 1917 № 10, 11 мая). В апреле 1918 г. сложил с себя обязанности председателя продовольственной управы из-за неспособности решать стоящие проблемы. После падения Советской власти в городе попытался вернуть себе должность председателя продовольственной управы, однако ее члены выразили ему недоверие. В марте 1919 был выслан в Тобольск как неблагонадежный. Дальнейших сведений о его судьбе не выявлено. (См.: Скориков А. И. Введенский Александр Александрович // Челябинск: Энциклопедия. Изд. испр. и доп. Челябинск. 2001. С. 139).
8 По сведениям, полученным «Оренбургским церковно-общественным вестником» (См.: № 4 от 20 апреля 1917 г.), на съезде присутствовало 50 священников, диаконов и псаломщиков.
9 В ответе на публикацию епископа Серафима А. Введенский прямо говорит, что правила апостольские и документы Вселенских соборов для него не представляют никакой ценности («... я бы спросил Владыку – что он-то сам, ужели, не перешагнул еще всю ветхость и непригодность этих правил сомнительной древности и постановлений соборов?»).
10 Dixi (лат.) – «Я сказал», т.е. я высказался, я сказал все, я кончил.
О начале работы Викариатского съезда в Челябинске. 27 апреля 1917. Фрагмент статьи священника В.Демидова1.
27 апреля в здании Челябинского епархиального училища состоялся первый окружно-викариатский съезд представителей клира и мирян Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. На съезде собралось более 400 человек. Пред началом заседаний еп(ископ) Серафим, по просьбе собрания, совершил молебен в домовой церкви Епархиального училища, после чего обратился к собравшимся с речью, призывая пастырей и паству к строительству церковной жизни на началах любви и христианского единения. Было провозглашено многолетие – обычное и «всему освященному собору» и пропета вечная память всем павшим за свободу церкви.
Ист.: Оренбургский церковно-общественный вестник.1917. № 10. 11 мая.
Примечание
Статья содержит в себе подробный отчет о ходе съезда и опубликована в пяти номерах «Оренбургского церковно-общественного вестника» за 1917 год (№ 10 – 14).