Урок №11 Акыда (Исламское вероубеждение). (Обязательный к изучению урок).
Урок №11 Акыда (Исламское вероубеждение). (Обязательный к изучению урок).
Урок по книге по вероубеждению, которую написали: шейх Сухейми и ‘Абдур-Раззакъ ибн ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр и другие... Часть 9.
Содержание урока:
Глава 3. Вера в посланников. Часть 3.
Тема 8. Ночной перенос Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и его доказательства.
Тема 9. Суждение о жизни пророков.
Тема 10. Чудеса пророков и разница между ними и караматом угодников.
Тема 11. Угодники и угодничество в исламе.
Тема 8. Ночной перенос Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и его доказательства.
Значение слова «исра» в арабском языке и шариате
Арабское слово «исра» произошло от слова «сура», которое означает «путешествие на протяжении ночи или большей его части». Согласно другому мнению, оно означает «путешествие в течение всей ночи». Использование соответствующего глагола в арабском языке можно наблюдать на примере слов Хассана: «Ты был перенесен, а не путешествовал сам».
В шариате же под словом «исра» подразумевается ночной перенос посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из мекканской Заповедной мечети в Священный храм в Иерусалиме и его возвращение той же ночью.
Восхождение на небеса.
Восхождение на небеса в священных текстах и высказываниях богословов упоминается наряду с ночным переносом, и для того чтобы эта тема приобрела законченный смысл, здесь уместно обсудить и вознесение на небеса.
Арабское слово «мирадж» произошло от слова «урудж» и означает «средство, при помощи которого поднимаются вверх». Это – нечто вроде лестницы, однако нам неизвестно, как она выглядит и что из себя представляет. В шариате под словом «мирадж» подразумевается восхождение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в сопровождении Джибрила из священной Иерусалимской земли на ближайшее небо, а оттуда – на последующие небеса, вплоть до седьмого. На каждом из небес он встречался с пророками, приветствуя их миром, и они тоже приветствовали его. Затем он поднялся к дереву «Сидрат аль-Мунтаха» – Лотосу крайнего предела, где во второй раз увидел Джибрила в том облике, в котором тот был сотворен. В ту же ночь Аллах говорил с ним и приказал ему совершать пять обязательных намазов, после чего он сошел на землю. Согласно наиболее достоверному мнению, восхождение на небеса состоялось в ту же ночь, что и ночной перенос в Иерусалим.
Истинность восхождения на небеса подтверждается доказательствами из Корана и Сунны. В писании Аллаха упоминаются некоторые из великих знамений, которые были показаны Пророку, во время его восхождения. Всевышний сказал: «Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища. Тогда Лотос покрыло то, что покрыло (золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха). Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал, и он увидел величайшие из знамений своего Господа» (ан-Наджм, 12-18).
В этом отрывке Аллах перечислил великие знамения, которые были дарованы Его посланнику(да благословит его Аллах и приветствует) в ночь восхождения на небеса. Он увидел Джибрила возле Лотоса крайнего предела и увидел сам Лотос, который был покрыт чем-то по воле Господа. Ибн ‘Аббас и Масрук сообщили, что «он был покрыт золотой саранчой».
В Сунне же имеется множество хадисов, которые подробно описывают события, произошедшие во время восхождения на небеса.
В хадисе Анаса, часть которого мы уже цитировали при обсуждении ночного переноса, сообщается, что далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Затем мы были вознесены на небо, и Джибрил попросил открыть врата. Его спросили: «Кто ты?». Он ответил: «Джибрил». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад». Его спросили: «За ним посылали?». Он сказал: «Да, за ним посылали». Врата распахнулись, и я оказался перед Адамом. Он поприветствовал меня и помолился за мое благополучие». Затем он рассказал о том, как поднимался на следующие небеса и встречался там с пророками, после чего он сказал: «Затем меня привели к Лотосу крайнего предела. Его листья были словно слоновые уши, а плоды были похожи на кувшины. Вдруг оно изменилось, покрывшись по воле Аллаха чем-то прекрасным, что не в силах описать ни одно из Его творений. Затем Аллах ниспослал мне откровение и приказал мне совершать пятьдесят намазов в течение дня и ночи. Когда я спустился до Мусы, он спросил: «Что же Аллах предписал твоей общине?». Я ответил: «Пятьдесят намазов». Тогда он сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси у Него облегчения, потому что твои последователи не осилят это. Поистине, я уже испытал сынов Исраила». Тогда я вернулся к моему Господу и сказал: «Господи, облегчи обязанности моей общины!». Аллах освободил меня от пяти намазов, я же вернулся к Мусе и сказал: «Он освободил меня от пяти намазов». Муса сказал: «Твои последователи не осилят это. Вернись к твоему Господу и попроси у Него облегчения». Я продолжал ходить от Всевышнего и Всеблагого Господа к Мусе и обратно, пока мне не было сказано: «О Мухаммад! Вот пять намазов в течение дня и ночи, каждый из которых равен десяти, и так получается пятьдесят намазов…». Этот хадис передал Муслим 162.
События, произошедшие во время восхождения на небеса, описываются приблизительно одинаково в хадисах Малика бин Саасы, Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса, приведенных в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима и в других сборниках.
Замечание.
Ночной перенос и восхождение на небеса относятся к великим знамениям, которыми Аллах почтил Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и каждый мусульманин обязан верить в их истинность и признавать, что посредством этих двух событий Аллах выделил нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из числа всех остальных посланников. Однако мусульмане не имеют права праздновать ночь переноса в Иерусалим и восхождения на небеса и совершать в эту ночь особый намаз, как это делают некоторые невежественные мусульмане. Более того, все это является предосудительной ересью. Этого нет в шариате Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) никто из ранних мусульман не поступал так, и ни один из достойных подражания богословов не говорил этого.
Ученые из числа приверженцев Сунны разъяснили, что особый намаз, совершаемый в двадцать седьмую ночь месяца раджаба, и тому подобные деяния относятся к ереси, которая была привнесена в религию Аллаха. Мусульманские богословы единодушны в том, что поступать так нельзя и что подобные деяния станут совершать только невежественные еретики. Пророк жеПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо привнесет в это наше дело то, что к нему не относится, то оно будет отвергнуто».[«Сахих Муслим» (2697)]. Это значит, что оно не будет принято от него.
Что такое чудо?
Арабское слово «муджиза» произошло от слова «аджз», означающего «бессилие», «неспособность». В толковом словаре говорится: «Чудом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) называется явление, посредством которого он изобличал бессилие своих противников, когда ему бросали вызов».
В шариате этим словом называют «необычное, сверхъестественное явление, происходящее с пророком или совершенной им, подтверждающее его правдивость, которому ничего нельзя противопоставить».
Слова «необычное, сверхъестественное явление» исключают все обычные явления; например, естественные действия и поступки пророков не относятся к чудесам. Слова «происходящее с пророком или совершенное им, подтверждающее его правдивость» исключают необычные действия, совершаемые Божьими угодниками, потому что они являются не чудесами, а караматом, которого те удостаиваются благодаря тому, что следуют путем пророков. И тем более, они исключают те необычные фокусы, которые показывают колдуны и предсказатели, потому что на них способны только самые дурные люди. А слова «которому ничего нельзя противопоставить» исключают необычные деяния, которые совершаются лжепророками или колдунами, потому что им можно противопоставить такое же колдовство и фокусы других колдунов.
Что такое карамат?
Караматом называют «необычное явление, которое не связано с притязаниями на пророчество и не является предпосылкой для этого, происходящее с праведным рабом или совершенное им, имеющим правильные воззрения и совершающим праведные деяния».
Слова «необычное действие» исключают обычные деяния, совершаемые людьми. Слова «которое не связано с притязаниями на пророчество» исключают чудеса пророков. Слова «не является предпосылкой для этого» исключают все предзнаменования пророчества. Слова «происходящее с праведным рабом или совершенное им…» исключают любые колдовские чары и фокусы, которые показывают колдуны и предсказатели.
Божьим угодникам часто удавалось показывать караматы, и в священных текстах упоминаются караматы праведников, живших в прошлые времена. Об одном из таких караматов Аллах поведал в истории о Марьям: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил у нее пропитание. Он сказал: «О Марьям! Откуда у тебя это?». Она ответила: «Это – от Аллаха» (Аль Имран, 37).
Еще одним примером караматов была удивительная история людей пещеры, о которых Аллах тоже поведал в Своем писании.
К примерам караматов, показанных Божьими угодниками из мусульманской общины, относится история Усейда бин Худайра. Однажды, когда он читал суру «аль-Кахф», с неба спустилось нечто похожее на облако, в котором находилось что-то вроде светильников. Это были ангелы, которые спустились послушать его чтение. В другом предании сообщается, что с Имраном бин Хусайном здоровались ангелы. Однажды, когда Салман и Абу ад-Дарда ели из блюда, оно вдруг восхвалило Аллаха, или же их еда вдруг восхвалила Его. Когда Хабиб бин Ади попал в плен к мекканским язычникам, Всевышний Аллах почтил его тем, что одарил его виноградом, который он съел, хотя в то время в Мекке не было ни одной виноградины. Аль-Ала аль-Хадрами и его отряд верхом на лошадях проехали по поверхности воды, причем их седла даже не намокли. Когда же аль-Асвади аль-Анси провозгласил себя пророком, к нему в плен попал Абу Муслим аль-Хаулани. Тот спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что я – посланник Аллаха?». Абу Муслим ответил: «Я не слышу». Тот спросил: «А свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – посланник Аллаха?». Он ответил: «Да». Тогда аль-Асвад приказал бросить его в огонь. Когда же они бросили его в пламя, то увидели, как он совершает в нем намаз, поскольку пламя превратилось для него в прохладу и спасение. В летописях и книгах по истории приводится еще много других подобных историй.
Группы Божьих угодников.
Божьи угодники делятся на две группы: приближенные (опередившие всех остальных) и умеренные (люди правой стороны).
Аллах упомянул о них во многих местах Своего писания. Всевышний сказал: «Когда наступит Событие (День воскресения), никто не сочтет его наступление ложью. Оно унижает и возвышает. Когда земля сильно содрогнется, когда горы раскрошатся на мелкие кусочки, а затем превратятся в развеянный прах, вы разделитесь на три группы. Те, которые на правой стороне… Кто же те, которые на правой стороне? Те, которые на левой стороне... Кто же те, которые на левой стороне? А опередившие остальных в совершении благодеяний опередят остальных в Раю. Они будут приближенными в Садах блаженства» (аль-Вакиа, 1-12).
В этих аятах упомянуты три группы творений. Одна из них попадет в Ад, и это будут люди левой стороны. Две остальные группы попадут в Рай, и это будут люди правой стороны и приближенные, опередившие всех остальных. Аллах еще раз упомянул эти две группы в конце суры «аль-Вакиа»: «Если он будет одним из приближенных, то обретет покой (или радость; или милость), удел (или базилик) и Сад блаженства. Если он будет одним из тех, кто на правой стороне, то ему скажут: «Мир тебе! Ты являешься одним из тех, кто на правой стороне» (аль-Вакиа, 88-91).
Пророк жеПророк (да благословит его Аллах и приветствует) поведал о деяниях этих двух групп в известном хадисе об угодниках. Это – священный хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пересказал слова своего Господа. Его передал аль-Бухари со слов Абу Хурейры, который рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Я уже объявил войну тому, кто враждует с Моим угодником! Из всех деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю обязательные предписания. А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его. Если же Я возлюблю его, то стану тем слухом, которым он слышит, и тем зрением, которым он видит, и той рукой, которой он хватает, и той ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чем-либо, Я непременно одарю его этим; если же он станет искать у Меня убежища, Я непременно предоставлю ему его».[«Сахих аль-Бухари» (6502)].
Таким образом, благочестивыми людьми правой стороны являются те, которые приближаются к Аллаху, выполняя Его обязательные предписания. Они совершают то, что приказал Аллах, и избегают всего, что Он запретил. Однако они не обременяют себя выполнением желательных предписаний и не ограничивают себя в совершении поступков, которые хотя и не являются греховными, но не приносят им никакого вознаграждения. Что же касается приближенных праведников, которые опережают всех остальных, то они приближаются к Аллаху, выполняя как обязательные, так и дополнительные предписания. Они совершают обязательные и желательные поступки, избегают всего запрещенного и нежелательного. Они делают все возможное для того, чтобы приблизиться к Аллаху посредством богоугодных деяний, и удостаиваются любви своего Господа. Его любовь к ним становится совершенна, и Он оберегает их от грехов и отвечает на любые их молитвы. Вот почему Всевышний сказал: «А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его…».
Урок №11 Акыда (Исламское вероубеждение). (Обязательный к изучению урок).
Урок по книге по вероубеждению, которую написали: шейх Сухейми и ‘Абдур-Раззакъ ибн ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр и другие... Часть 9.
Содержание урока: