III. Сообщение новой темы урока.
1. – Действительно, падежей шесть, но мы знаем название только самого главного. Давайте узнаем название остальных падежей и откуда они пришли.
Грамматическая сказка
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительным. Пока был малышом, ему всё давали, как ребенку, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться – Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
2. – А кто это сидит у нас на веточке?
(Картинка с изображением воробья.)
– Да еще письмо в клювике. Давайте его прочитаем.
Падежи и вопросы написаны на отдельных карточках и «рассыпаны» на доске. Собираются вместе с учителем в порядке следования падежей.
3. Составьте небольшие предложения со словом «воробей» и определите падежи.
– Но прежде всего давайте повторим, как правильно, выполнив определенные действия, узнать падеж существительного.
(Памятка на с. 69.)
Работа в парах.
(Важно приучить детей ставить вопрос от слова-командира.)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
IV. Тренировочные упражнения.
1. – Как запомнили падежи и вопросы к ним?
– Давайте проверим, выполнив упр. 198.
– Каким местоимением можно заменить слово «воробей»? (Он.)
– Может ли местоимение изменяться по падежам? Проверим.
Им. | кто? | он |
Р. | кого? | его |
Д. | к кому? | к нему |
В. | кого? | его |
Т. | кем? | им |
П. | о ком? | о нем |
– Посмотрите, как изменяются местоимения 1-го и 2-го лица в упражнении 201.
– Что заметили? (У личных местоимений в именительном падеже нет предлогов, как и у существительных.)
2. Самостоятельная работа.
– Найдите существительные и определите падеж. Поставьте над словом-командиром «×».
Ж..вет в лесу белоч..ка. Гн..здо у неё (на) с..сне в дупле. Настала х..лодная зима. Сн..жком зам..ло п..ля. А белоч..ка в т..пле с..дит.
– У всех ли существительных и местоимений определили падеж?
– Что вызвало затруднение?
(Проверка при помощи сигнальных карточек с названием падежей.)
V. Итог урока.
– Какие новые названия падежей вы узнали?
– Как правильно определить падеж?
& Домашнее задание: упр. 205.
– В этом упражнении авторы учебника уже помогли определить слово командир. Вам осталось подобрать правильно вопрос и определить падеж.
Урок 41
как еще изменяются слова?
Цель: формировать умение учащихся определять падежи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие падежи встретились в упражнении?
– Поставьте так вопрос от слова-командира, чтобы слово «зима» было вначале в творительном падеже, а затем в предложном.