Некоторые считают, что это двадцать седьмая ночь.
Передается со слов Убейа бин Каба и Муавия, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ночь Предопределения – двадцать седьмая ночь». [Муслим (762), Ахмад (5/132), Абу Дауд (1386)].
Относительно Ночи Предопределения учёные разошлись во мнениях. Наиболее правильное мнение — что это одна из нечётных ночей последней декады Рамадана, и она может наступать в один год раньше, чем в другой, и наоборот. Аль-Хузайма сказал: «Эта ночь перемещается, то есть в один год выпадает на одно число, а в другой — на другое. Это мнение позволяет согласовать все передаваемые хадисы на эту тему».
Аллах (Свят Он и Велик) из милосердия к своим рабам скрыл от них знание об этой ночи, чтобы они больше усердствовали и больше поклонялись в эти дни. Количество нечетных дней последней декады считаное, но награда в них огромная. Поэтому, дорогой брат, чаще поминай Аллаха и делай дуа в эти дни. Особенно то дуа, которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил Аишу (да будет доволен ею Аллах).
Она сказала:«Я спросила посланник Аллаха: «Если я узнаю эту ночь, то что мне говорить тогда?» Он ответил: «Говори: «О Аллах! Поистине Ты — Прощающий и любишь прощение, прости же меня!». [Тирмизи (3744)].
О мусульманин! Больше времени удели в эти дни поклонению, смирению и покорности Аллаху (Свят Он и Велик) и не теряй ни минуты и ни секунды. Остерегайся совершения в эти дни нововведений, на которые в шариате нет ясного указания от Аллаха или от Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Например, такие, как коллективное дуа, или совершение каких-либо видов поклонения, связываемых непосредственно с этими днями, или проведение торжественных собраний и проповедей. Все это запрещается делать, так как на это нет указания ни от Аллаха, ни от Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
Совершай то, что делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники следуй их примеру. Не уклоняйся от их пути в сторону, чтобы не заблудиться.
О Аллах! Надели нас своей милостью и прощением.О Аллах! Прости наши прегрешения и ошибки. Укрепи нас на Твоем прямом пути до того дня, когда мы встретимся с Тобой.
О Аллах! Благослови наши дела и наше время. Дай нам силы подчиняться и поклоняться тебе.
О Аллах! Убереги нас, наших отцов и матерей от огня Ада.
О Аллах! Прости нас, наших родителей и всех мусульман.
И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.
Дополнительная ночная молитва
Урок двадцатый.
Хвала Аллаху, Который приготовил сады Фирдауса для Своих верующих рабов! И сообщил им о благих деяниях, которые приведут их к этим садам, чтобы они не занимали себя другими делами! И облегчил им пути, ведущие в эти прекрасные сады, чтобы они покорно шли по ним! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников — Мухаммаду, который выстаивал ночную молитву так долго, что трескались его пятки!
Поистине, этот месяц является месяцем поста и ночных молитв – поклонения дня и поклонения ночи. Верующий поклоняется и ночью, подчиняясь повелению Аллаха, который сказал нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):
«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (Аль-Муззаммиль, 1-4).
Аллах Всевышний похвалил обитателей Рая за следующие качества: «Они спали лишь малую часть ночи,а перед рассветом они молили о прощении»(Аз-Зарийат, 17-18).
Он также сказал:
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему?» (Аз-Зумар, 9).
Аллах Всевышний описал ночную молитву следующими словами: «Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению» (Аль-Муззаммиль, 6).
Ибн Касир (да помилует его Аллах) в тафсире (комментарии) этого аята сказал: «Это по причине того, что ночью можно лучше сосредоточиться на чтении аятов и их осмыслении, чем днём. Потому что день — шумное время суток, время скопления людей для повседневных нужд, для заработка или по другим причинам».
Ночная молитва — это поклонение, связывающее человека с Всевышним Аллахом. Оно делает человека способным преодолеть соблазны этого мира. Делает его способным бороться со своим нафсом (своими страстями). Когда вокруг полный покой и спокойствие, глаза закрываются, а тело требует отдыха. Когда все остальные спят, молящийся по ночам оставляет свою мягкую и тёплую постель. Он, проявляя терпение, преодолевая свою усталость, проводит часть ночи в поклонении Аллаху. Именно поэтому дополнительная ночная молитва является самым верным показателем искренности верующего и огромной отличительной чертой, которую Аллах Всевышний похвалил во многих местах Корана.
Ночная молитва — это сунна муаккада*, к которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал словами: «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва»[«Сахих» Муслима (1163)].
*[Сунна муаккада (закреплённая или утвердительная сунна) – это то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выполнял постоянно и пропускал очень редко (прим. пер.)].
Ночная молитва, совершённая в Рамадан, имеет свои достоинства и преимущества над ночной молитвой, совершённой в другое время. Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):«Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».[«Сахих» Бухари (2009) и «Сахих» Муслим (759)].
Мусульманину следует стараться присутствовать на молитве таравих [Дополнительная молитва, совершаемая в течение месяца Рамадан после ночной молитвы] для того, чтобы добиться награды за нее. Ему не нужно уходить до тех пор, пока имам не закончит таравих и витр [Заключительная молитва, совершаемая после дополнительной ночной молитвы], чтобы достичь награды, равной совершению молитвы в течение всей ночи.
Женщинам разрешается посещение мечетей для совершения молитвы таравих, если для них нет искушения в этом, или они сами не становятся искушением для мужчин. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха!».[«Сахих» Бухари (900)].
Но женщине стоит приходить в мечеть покрытой, не показывая те части тела, которые Господь приказал ей закрывать. Ей нельзя при этом пользоваться духами, прихорашиваться и громко разговаривать.
Несмотря на великую награду, обещанную тому, кто совершит таравих вместе с имамом, есть люди, которые относятся к этому небрежно. Есть те, которые не представляют себе ужасы Дня воскресения, того дня, когда люди выйдут толпами, чтобы им показали их деяния. Они не вспоминают о мраке и одиноком страхе, который будут испытывать в могиле. Тогда как ночная молитва станет для человека светом, рассевающим мрак могилы. Не говоря уже о прощении грехов и прегрешений человеку, совершающему ночную молитву и о наградах и воздаянии, которые приготовил ему Аллах.
Некоторые люди целый день бегают по своим делам, по улицам, магазинам или спортзалам, но ленятся совершить эту непродолжительную молитву, которая занимает немного времени.
Я бы хотел сделать несколько замечаний моим уважаемым единоверцам относительно ночной молитвы таравих, совершаемой в месяц Рамадан.
1) Является сунной продлевать ночную молитву, и посему не стоит тебе сетовать на это и выражать досаду. Перебори себя и помни, что ты находишься в поклонении Аллаху. Остерегайся после молитвы переброситься с теми, кто молился рядом, словами: «Что-то долговато мы читали и подустали». Твои деяния могут стать тщетными по причине такой досады и недовольства. Иногда можно услышать, что кто-то даже говорит: «Такой-то имам чуть ли не до утра продлевает молитву». Хотя ныне молитва таравих не длится больше полутора часов! Ты с лёгкостью можешь вспомнить, что порой, чтобы решить своё какое-нибудь мирское дело, тебе приходится долгое время ожидать, но ты не проявляешь никакой досады.
2) Не оставляй в своей молитве никакой доли для шайтана. Он может толкать тебя к мыслям и поступкам, приводящим к показухе и желанию быть восхвалённым. Шайтан всячески пытается удержать тебя от благих деяний. Но если ты, осилив свой нафс, начнёшь совершать благой поступок, он примчится к тебе для того, чтобы сделать недействительным твоё деяние по причине показухи или тщеславия.
3) Тебе не стоит повышать свой голос, когда имам взывает к Аллаху в мольбах. Следи также за тем, чтобы твой плач во время молитвы не переходил в громкие рыдания. Ведь для нас примером для подражания служит посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), от которого, когда он плакал, исходил звук, схожий с шипением кипящего котла. [Как об этом сказано в хадисе, переданном в «Муснаде» Ахмада (4/25,26), «Сунане» Абу Дауда (904) и «Сунане» Насаи (3/13)]. Этого нам достаточно. Тебе нужно следовать лучшему руководству.
4) На протирание лица ладонями после дуа во время совершения молитвы витр нет ясных доказательств из Корана и Сунны.
5) Не ешь много еды перед молитвой таравих, чтобы ты мог молиться спокойно, не чувствуя неудобств от переедания.
6) На тебе есть одно из прав твоих детей – их воспитание, также на тебе обязанность призыва к одобряемому. Приводи их с собой на групповые молитвы и на таравих, ставь их рядом с собой в ряду молящихся. Приучай их с раннего возраста к поклонению.
7) Перед тем, как отправиться в мечеть, старайся чисто и опрятно одеться и использовать благовония (мужчинам), подчиняясь следующим словам Аллаха:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети»(Аль-А’раф, 31).
8) Береги свой язык от разговоров об имаме. Берегись злословить по отношению к нему или высмеивать его. Если у тебя есть свой взгляд на вещи, своё видение положения, то поделись с ним этим. Делай ему наставление, ведь религия – это наставление.
9) Отдались в этот месяц от частых встреч с людьми. Освободи своё время для дел загробной жизни. Не походи после молитвы таравих на освободившуюся птицу. После совершения дневного поста и ночной молитвы береги себя от всего, что вызывает гнев Аллаха: смотреть на запрещённое шариатом, слушать музыку, злословить, сплетничать, высмеивать людей, сквернословить, пустословить, смотреть на чужих женщин и совершать другие запретные дела.
Я призываю мусульманок покрываться и быть стыдливыми. И пусть мусульманка знает, что молитва, совершённая дома, лучше для неё, чем молитва, совершённая в мечети.
Умм Хумейд жена Абу Хумейда ас-Саъидий (да будет доволен ими обоими Аллах) передала, что однажды она пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О посланник Аллаха! Я люблю совершать намаз вместе с тобой!» На что он ответил: «Я знаю, что ты любишь совершать намаз вместе со мной. Однако совершение намаза во внутренней части твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в твоей прихожей. А совершение намаза в твоей прихожей лучше для тебя, чем совершение намаза во дворе твоего дома. А совершение намаза во дворе твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в мечети твоего племени. А совершение намаза в мечети твоего племени лучше для тебя, чем совершение намаза в моей мечети». [«Муснад» Ахмада (6/371)].
АбдуЛлах ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Женщина не сможет приблизиться к Аллаху большим деянием, чем пребывание у себя дома».
Если ты пришла в мечеть, то береги свою религию. Смотри за своими детьми, чтобы они не тревожили молящихся людей. Используй своё нахождение среди молящихся женщин для призыва к Аллаху. Используя это драгоценное время, обучай правилам омовения или молитвы тех, кто не знаком с ними. Тебе нужно выйти из мечети сразу же после завершения молитвы для того, чтобы не смешиваться с мужчинами. Остерегайся прийти ради повиновения Аллаха, но вернуться к себе домой с грехами и прегрешениями.
О Аллах, прими наш пост и наши молитвы! О Аллах, содействуй нам в подчинении Тебе и отдали нас от запретного! О Аллах, исправь наше положение и положение всех мусульман! Господь наш, прими от нас, поистине, Ты – Слышащий, Знающий! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!
Воспитание детей.
Урок двадцать первый.
Хвала Аллаху, Который одарил нас своей милостью бесчисленными благами! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников — нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Поистине, блага Аллаха неисчислимы. Одними из самых великих благ, которыми Он нас одарил, являются дети. Аллах Всевышний сказал:
«Богатство и сыновья — украшение мирской жизни» (Аль-Кахф, 46).
По-настоящему может оценить величие этого блага лишь тот, кто лишён его. Такой человек тратит всё своё имущество и время для того, чтобы найти лечение горю, которое его постигло. Это великое благо, доверенное нам Аллахом, и за которое мы будем держать ответ перед Ним. Каждый из родителей будет спрошен в День Суда о том, как он относился к этому доверенному ему благу, оберегал он его или нет. Потомство – это украшение жизни. Но это украшение не может быть полным без религии и прекрасного нрава. Иначе оно обернётся злом для родителей в этой и Последней жизни.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству». [«Сахих» Бухари (2409) и «Сахих» Муслима (1829)].
Аллах Всевышний предостерёг нас об ответственности за доверенное нам благо, а также и за соблюдение прав, возложенных на нас. Он сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным»(Аль-Ахзаб, 72).
Аллах Всевышний также сказал:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня»(Ат-Тахрим, 6).
Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал: «Тот человек, который был небрежен в обучении своего ребёнка тому, что полезно для него, и оставил его на произвол, допустил громадную ошибку. Большинство детей портится по вине своих отцов, по причине их халатного отношения к своим детям, по причине оставления их обучения обязательным предписаниям религии и сунны. Они бывают небрежными к ним в раннем возрасте и, в результате, когда дети вырастут, они не принесут пользы ни себе, ни родителям».
Ниже мы сделаем некоторые замечания отцам, матерям и воспитателям, быть может, они извлекут из них пользу для себя:
1) Основа в воспитании подрастающего поколения – это изначальное установление в их сердцах веры в Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и прививание им преданности Ему. Милостью Аллаха по отношению к нам является то, что ребёнок рождается в Исламе, с врождённым природным предрасположением к религии истины. И ему требуется лишь забота и постоянное внимание для того, чтобы он не сбился с истинного пути и не впал в заблуждение.
2) Воспитание детей, их содержание, уход за ними, проведённые с ними бессонные ночи, их обучение – всё это будет являться для отца и матери поклонением. Даже если они развеселят их, поиграют, пошутят с ними, надеясь на награду от Аллаха, то и это будет считаться для них поклонением. Основой и движущей силой всех действий должно быть поклонение. Аллах Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-Зарийат, 56).
Содержание детей также является поклонением, как об этом сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Если ты потратишь динар на пути Аллаха, и динар на освобождение одного раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду ты получишь за тот динар, который ты потратил на свою семью». [«Сахих» Муслима (995)].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Когда мусульманин расходует (что-нибудь) на свою семью с надеждой на награду Аллаха, это (засчитывается) ему как садака (милостыня)».
3) В деле воспитания ребёнка у человека должно присутствовать искреннее намерение добиться довольства Аллаха. Если воспитатель пожелает добиться этим какой-либо мирской выгоды, то искренность может быть запятнана. Некоторые люди обучают своих детей ради получения какого-либо диплома или должности. Но нет никакого сомнения — благо в том, чтобы давать им образование ради довольства Аллаха, а всё остальное приложится. Человек, желающий мирской выгоды, сосредотачивается только на изучении разных наук, отказавшись от того, чтобы поставить всё это в служение Исламу и мусульманам. Другой человек – счастливец, он усердствует для того, чтобы получить диплом, например врача, чтобы лечить мусульман, и чтобы мусульмане не нуждались в неверующих врачах. И он получает награду за приобретение знаний, в отличие от первого. Намерение в вопросе воспитания занимает важное место. Искренность в намерениях — залог праведности и благовоспитанности детей. Всё, что делается ради Аллаха, растёт и умножается, а всё, что делается ради мирского, убывает и исчезает. Некоторые люди хорошо относятся к своим родителям в надежде на то, чтобы их дети относились к ним так же тогда, когда они постареют. Здесь присутствует доля любви к этому миру и удовольствиям собственной души. Но верующий человек творит добро по отношению к своим родителям искренне, ради довольства Аллаха, ожидая получить за это лишь то, что ему приготовлено у Него. Он делает это, подчиняясь приказу Аллаха, а не из-за мирской выгоды или ради такого же хорошего отношения к себе.
4) Во всех делах, касающихся воспитания детей, делай намерение о том, что ты это делаешь ради Аллаха, для того, чтобы мог получить за это дело вознаграждение от Аллаха. Никогда не разлучайся с намерением. Не разлучайся с ним тогда, когда ты кормишь детей, веселишься и играешь с ними, доставляя им радость. Приучай себя к этому.
5) Дуа – это поклонение. Посланники и пророки делали дуа за своих жён и детей. Как это пришло в Коране: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (Аль-Фуркан, 74),«Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (Ибрахим, 35).
Много этому примеров и в других аятах Корана. И сколько есть дуа, по причине которых стали на путь истины заблудшие. И сколько есть дуа, благодаря которым стал короче путь воспитания. Ищи времена, когда принимаются дуа, отдаляйся от всего того, что препятствует их принятию. Будь кротким и смиренным перед Аллахом и проси Его наставить твоё потомство на истину и отдалить от них шайтана. Ведь твои усердия слабы, и одних лишь действий недостаточно.
6) Зарабатывай себе на жизнь дозволенным путём. Остерегайся сомнительного и не впадай в запретное. Достоверно передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Каъбу ибн Уджре (да будет доволен им Аллах): «О Каъб ибн Уджра! Поистине, не войдёт в Рай тело, выросшее на запретном, ибо для запретного больше подходит огонь…».[«Муснад» Ахмада (3/321, 399)].
Пусть не думают отец или мать, что запретное ограничивается ростовщичеством, воровством или взяткой. Нет! К этому может быть отнесена и плата, полученная за рабочее время, потраченное впустую. Многие служащие и преподаватели небрежно относятся к своей работе. Они часто опаздывают на работу, и если собрать эти минуты опоздания, получаются часы. В рабочее время пускаются в пустые разговоры с коллегами, берутся за чтение газет и журналов, тратят время на телефонные разговоры. Но ведь плата, полученная за это время, является харамом (запретным), потому что он получает её, не имея на это права. Остерегайся, о мусульманин, от того, чтобы в твой карман и карман твоих детей попало что-нибудь запретное. Ищи себе дозволенный заработок, пусть, если даже малый. Поистине, только в нём – великое благо.
7) Обязательным условием в воспитании детей является хороший пример. Иначе, как же ты сможешь побуждать своего ребёнка совершать молитву, если он видит, что ты сам её пропускаешь? А как он сможет отдалиться от песен и музыки, если его мать неразлучна с ними! Знай, твоё благочестие и праведность будут защитой для твоих детей при твоей жизни и после твоей смерти. Задумайся над следующими словами Аллаха:
«Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа»(Аль-Кахф, 82).
Праведность этого отца оказала своё влияние на его детей спустя годы. Пусть для тебя в лице ребёнка и его стремлении выполнить основы религии будет награда посадившего саженец Ислама. Ведь, поистине, «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград». [«Сахих» Муслима (1017)].
8) Направь часть своего стремления к делам этого мира, к их распознаванию и открытию новых сторон, на познание лучшего пути в воспитании детей. Посоветуйся по этому поводу с людьми, которых ты знаешь как праведных и благочестивых людей. Будь в поисках книг, аудио и видеоматериалов, рассказывающих о воспитании детей в Исламе. Пусть не будет для тебя приобретение автомобиля или бытовой техники важнее, чем воспитание твоего ребёнка. Ты расспрашиваешь об автомобиле или бытовой технике у каждого встречного, но не ищешь правильного пути воспитания своего ребёнка!
9) Терпение… Некоторые не обращают на него внимания, тогда как терпение – один из решающих факторов в воспитании ребёнка. Будь терпеливым. С терпением переноси детские крики и шум,не гневайся за это на детей. Проявляй терпение при их болезни и надейся за это на награду от Аллаха. Не тяготись каждый день собирать их в школу. Терпи, когда водишь своего ребёнка в школу с хорошим преподаванием, которая не так близка от твоего дома, и в ней квалифицированные учителя. Ожидай его с терпением перед выходом в мечеть для того, чтобы взять его вместе с собой на групповую молитву. Терпеливо сиди с ним после молитвы аср для того, чтобы он вместе с тобой учил наизусть несколько аятов из Корана. И радуйся, поистине, ты на пути проявления усердия. Аллах Всевышний сказал: «А тех, которые проявляет усердие ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Аль-Анкабут, 69).
Тебе приказано воспитывать детей, но направляет на истинный путь только Аллах. Делай причину, трать все силы для воспитания, делай всё, зависящее от тебя, проявляй терпение, и вскоре ты увидишь результаты своих усилий, которые тебя порадуют.
10) Молитва… Оберегай молитву. Ведь молитва — чрезвычайно важное предписание шариата. Она — вторая основа Ислама после двух свидетельств. Стремись к её совершению и объясняй своим детям её значимость и ценность. Молитва легка для тех, кому Аллах её облегчит. Держись наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал:«Велите вашим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не молятся, когда им исполняется десять лет».[«Муснад» Ахмада (2/187) и «Сунан» Абу Дауда (495), Албани в «Сахих аль-джамиъ» (5868) назвал хадис достоверным].
Подлинная верность этого хадиса в том, что ребёнок в этом возрасте не видит затруднения и не чувствует усталости от молитвы, радуется посещению мечети. Поразмышляй о том, что ребёнок в этот промежуток своей жизни услышит более 5000 призывов к молитве и с радостью, как присуще это детям, побежит в мечеть. Как ты думаешь, оставит ли он молитву в десять лет после того, как совершил 5000 молитв?!
Не будь, о уважаемый отец ребёнка, как те невежды, которые из жалости не будят своих детей на молитву в зимние холода. Но будь разумным и по-настоящему пожалей своё чадо, убереги его от жара огня Ада, да сохранит нас Аллах от него! Повинуйся Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), прояви терпение и разбуди своего ребенка, одобри его и помоги подняться с постели. Прививай ребёнку любовь к молитве для того, чтобы снять с себя ответственность в День Суда. Отдай своих детей под защиту Аллаха на весь день, ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто совершил утреннюю молитву, находится под защитой Аллаха…».[«Сахих» Муслима (657)].А затем почувствуй, как Аллах оберегал их в течение всего дня.
11) Необходимо учитывать индивидуальные способности и различия между детьми и быть справедливым в отношении к ним. Некоторые отцы не замечают высокие способности своих детей, и эти способности пропадают зря. Ты можешь видеть некоторых детей, которые с лёгкостью заучивают песни, рекламу или что-либо другое, от чего нет никакой пользы. Но они не учат книгу Аллаха, потому что их никто не направляет.
12) Старайся подавить своё раздражение и гнев, когда случаются провинности со стороны детей. Прибегни к защите Аллаха, если на тебя воздействует шайтан. Ислам установил границы в наказании детей. Для того, чтобы можно было применить наказание, возраст ребёнка должен быть старше десяти лет. Бить его можно мисваком* или маленькой палочкой, но не больше десяти ударов, не нанося при этом ударов по лицу и аурату (срамным местам). Если тебе приходится наказывать ребенка, то при ударе упоминай имя Аллаха. Не бей ребёнка в состоянии гнева или перевозбуждения. Если ты заменишь наказание поощрением или лишением (запретом определённых действий), то это будет лучше для тебя и твоего ребёнка.
*[Натуральная зубная щётка, не требующая зубной пасты –ветки или корень дерева Арак, при разжёвывании которых волокна разделяются и превращаются в кисточку (прим. пер.)].
13) В твоём распоряжении много часов свободного времени, после завершения дел. Какую часть этого времени ты отдаёшь своим детям? Если ты был небрежен к их правам, то исправь положение, выделяй для них больше своего времени. А если ты уделяешь детям достаточно времени, то это очень похвально! Не оставайся невнимательным к тому, чтобы твой дом – твоё маленькое государство – стал уголком имана. Читай своим детям отрывки из жизнеописания посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Устраивай различные викторины и конкурсы по исламской и научной теме. Установи приз для тех, кто выучит Коран. Стремись искать из жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для себя пример красивого обращения с детьми, скромности и весёлости в общении с ними.
Да одарит Аллах нас с вами праведным потомством! И да обрадует наши глаза их праведностью и успехами! И соберёт нас, наше потомство и наших родителей в садах Эдема! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!
Права жены.
Урок двадцать второй.
Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников — нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Аллах Всевышний создал для нас в этом мире спутниц жизни, чтобы мы нашли в них покой. Сделал любовь и сострадание к ним усладой нашей жизни. В желании обновить наши старые знания и сделать напоминание для тех братьев и сестёр, которые, возможно, стали чуть невнимательны к ним, сегодня мы затронем тему супружества. Поистине, право супружества – великое право, право, из которого вытекает несколько очень важных положений.Аллах Всевышний сказал: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Ан-Ниса, 19).
Женщина, которая находится под твоим попечением, о мусульманин, доверена тебе, и ты будешь спрошен о ней в Судный День: соблюдал ли ты её права, пренебрегал ими или же вовсе не отдавал их.
Самые важные обязанности мужа:
1) Муж обязан хорошо обходиться с женой, повинуясь следующим словам Аллаха:
«Живите с ними достойно» (Ан-Ниса, 19).
Также, посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И (всегда) обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть; если ты попытаешься выпрямить (ребро), то сломаешь его, а если оставишь его (в покое), оно так и останется кривым, (а поэтому всегда) обходитесь с женщинами хорошо!». [«Сахих» Бухари (5186) и «Сахих» Муслима (60), (1468)].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Я запрещаю вам попирать права двух слабых: сироты и женщины».[«Муснад» Ахмада (2/439) и «Мустадрак» Ибн Маджа (3678)].
2) Муж должен отдавать права жены сполна, не ограничивая её. Передаётся от Муавии ибн Хайда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я спросил: «О посланник Аллаха, какие права у жены?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ты должен кормить ее, когда ешь сам. Одевать ее, когда одеваешься сам. Ты не должен бить ее по лицу, ты не должен проклинать ее и не имеешь право избегать её, кроме как на супружеском ложе (хаджр)».[«Муснад» Ахмада (4/446), «Сунан» Абу Дауда (2142) и «Мустадрак» Ибн Маджа (1850), Албаний сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса хорошая].
Некоторые люди бывают щедрыми вне дома, когда они со своими друзьями, но при этом про права своих жён они почему-то забывают. Хотя и известно, что мужчина получает вознаграждение за содержание своей семьи, как об этом передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах). Он передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ты потратишь динар на пути Аллаха, и динар на освобождение одного раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду ты получишь за тот динар, который ты потратил на свою семью». [«Сахих» Муслима (995)].
Другие нашли себе занятие: избивать жену. Они делают это постоянно. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не ударил своей рукой никого[Имеются в виду животные], в том числе женщин и слуг…». [«Сахих» Муслима (2328)].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является примером и образцом подражания для всех нас.
Третьи взяли себе в обычай делать жене хаджр [Дозволенный метод наказания человека путём прерывания с ним отношений на некоторое время] по всякому поводу, даже по сущим пустякам.Порой это может длиться месяцами, и он всё это время не разговаривает с ней и не навещает бедняжку. Иногда эта женщина может находиться на чужбине, вдалеке от своих близких. А иногда это молодая девушка, которая сходит с ума от одиночества и уныния.
3) Муж должен обучать свою жену шариатским знаниям и некоторым видам поклонения, в обучении которым она нуждается. Также ему нужно побуждать её к требованию такого рода знаний. Аллах Всевышний сказал:
«И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости» (Аль-Ахзаб, 34).
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передал, что мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «До чего хороши женщины ансаров! Их застенчивость не мешает им в изучении религии». [«Сахих» Муслима (332)].
Муж должен следить за тем, чтобы жена изучала Коран и Пречистую Сунну, содействовать ей в этом и всячески поощрять.. Аллах Всевышний сказал:
«Вели своей семье совершать намаз, и сам терпеливо совершай его». (Та Ха, 132).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да помилует Аллах мужчину, который встает ночью и молится, (также) будит свою жену, а если она отказывается вставать, то брызгает водой на ее лицо. И да помилует Аллах женщину, которая встает ночью и молится, будит своего мужа, а если он отказывается вставать, то брызгает водой на его лицо».[«Муснад» Ахмада (2/250), «Сунан» Абу Дауда (1450) и «Мустадрак» Ибн Маджа (1336) и «Сунан» Насаи (3/1609), Албаний в «Сахих аль-джамиъ (3494) сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса хорошая].
4) Муж должен хорошо обходиться с женой, беречь её чувства и утешать её. Аллах Всевышний сказал: «Живите с ними достойно» (Ан-Ниса, 19).
Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний Аллах сказал:
«Живите с ними достойно» (Ан-Ниса, 19).
А также сказал: «Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму». (Аль-Бакара, 228).
Важно обратить внимание на то, что в большинстве семей мусульман распространено мнение, противоположное тому, как нам велено обходиться со своими жёнами. Здесь мы можем наблюдать непристойное обращение к жене, ущемление её внешности или характера, недовольство её родными и упоминание их недостатков. Сюда же относится ругань, оскорбления жены и обзывание её различными мерзкими прозвищами. Или открытое выражение со стороны мужа неприязни и отвращения к жене. Либо упоминание при ней хороших качеств других женщин, говоря о том, что они красивее и лучше, досаждая ей тем, что от неё не зависит.
Муж оберегает чувства жены и проявляет уважение к ней, называя её самым любимым именем, приветствует ее, заходя в дом, выказывает свою симпатию к ней подарком или ласковым словом. Выражением прекрасного нрава и хорошего отношения к жене является не выискивание её ошибок и промахов,а наоборот, прощение её ошибок и старание не замечать их. В особенности в тех делах, для осуществления которых она сильно старалась, но по какой-либо причине у неё не получилось добиться намеченного. Поразмысли над этим хадисом, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наиболее совершенной верой обладает самый благонравный из верующих, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам».[«Муснад» Ахмада (2/472) и «Сунан» Тирмизи (172)].
5) Муж обязан беречь нравственность своей жены и оберегать её от попадания в сомнительные места, а также показывать свою ревность к ней. Он должен побуждать жену находиться у себя дома. Ему следует отдалять её от плохих подруг и частого посещения магазинов, но, а если необходимо это сделать, то делать это только в его сопровождении. Также он не должен позволять жене выходить в путь без сопровождения махрама. Мужчине нужно осознать, что жена доверена ему, и он будет спрошен о ней в Судный День. Ведь «каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству».[«Сахих» Бухари (2409) и «Сахих» Муслима (1829)].
6) Муж должен быть отзывчив к нуждам и потреб