Если нарушил уразу половым актом, то должен ли возмещать этот день уразы, или лишь искупление.

https://youtu.be/BaqxTffjS8I

Вопрос:Если человек совершил половой акт, в дневное время месяца Рамадан, то вместе с тем, что он совершает искупительные действия, должен ли он еще отдельно держать уразу за этот день?

Ответ:

В этом вопросе два мнения:

Первое мнение: то, что человек обязан возместить этот день дополнительно плюс к искупительным действиям. И это мнение большинства ученых. И привели в довод слова Пророка салля Ллаху 'алейхи уа саллм, которые были направлены к тому, кто совершил половой акт в дневное время месяца Рамадан, и сказал ему: «Продержи этот день уразы и проси прощение у Аллаха» (Хадис приходит у Абу Дауда, Ад-Даракутни).

Второй довод, потому что этот человек не снял с себя ответственность уразы за этот день, т.к. он нарушил этот день, и на нем продолжает оставаться ответственность за этот день, и он держит еще один день уразы месяца Рамадана.

Второе мнение: То, что человек не обязан возмещать этот день, и более того он не способен на это. И это одно из двух мнений имама Шафи'и и это мнение ибн Хазма. Потому что он нарушил свою уразу намеренно, а где у нас довод на то что он может снять с себя ответственность тем что продержит уразу в тот день, который не назначил ему Всевышний Аллах и в тот день, который выходит за пределы месяца Рамадан. Но на нем остается ответственность, и он сможет ее с себя снять только покаянием Всевышнему Аллаху.

И это второе мнение является правильным в этом вопросе, и это мнение выбрал шейх Мукбиль.

А что касается довода приверженцев первого мнение, а именно хадис «проси прощение у Аллаха». То приверженцы второго мнения ответили, что этот хадис является не достоверным, потому что этот хадис от Абу Хурейры приходит с добавкой передает от Зухри человек которого зовут Абу Увейс, а также 'абдульДжаббар ибну 'Умар, а также Хишам ибну Са'ад. Что касается Абу Увейса и Хишама ибну Са'ада то они оба слабых передатчика, а что касается абдульДжаббара ибну 'Умара, то он является очень слабым передатчиком. И эти трое своей добавкой противоречили большому количеству передатчиков, которые вместе с ними передавали этот хадис от Зухри и такую добавку не упомянули. Ранее при разборе первых вопросов этой главы мы уже приводили слова ибн Хаджара, что этот хадис от Зухри передавало более 30 человек и трое из них упомянули эту добавку. Поэтому эта добавка является отклоненной или даже отвергаемой порицаемой. И эта добавка также приходит от Саида ибну Мусаййиба в форме мурсаль, и ее привел имам Малик. А мурсаль не берется в довод, потому что пропущен один из передатчиков и неизвестно кто он. И необходимо выставить вперед, то что приходит от Бухари и Муслима, и именно на это нужно опираться в этом вопросе. И тот хадис от Абу Хурайры указывает на то, что этот человек не обязан совершать дополнительный день уразы в возмещении этого дня, более того не способен этого сделать, потому что Пророк салля Ллаху 'алейхи уа салляма не приказал ему это.

[Примечание редактора стенограммы]:

Шейх Аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал после того, как разъяснил, что наиболее правильным мнением является мнение, гласящее, что он не должен восполнять пост (с некоторыми сокращениями): «Второе мнение правильнее, и именно его избрал

Шейх уль-ислам Ибн Таймийя. Он сказал в “Аль-ихтийарат” (с. 65): “Не имеющий уважительной причины не восполняет ни пост, ни молитву, и это восполнение для него недействительно, а сообщение о том, что Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) велел вступившему в половую близость в рамадан восполнить этот день является слабым”.

И это Мазхаб Ибн Хазма. Это мнение он передавал от Абу Бакра ас-Сыддика, ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн Масуда и Абу Хурайры. Смотрите “Аль-мухалля” (№ 735).

В действительности это сообщение достоверное, если собрать все пути, которыми оно передаётся, как сказал Ибн Хаджар. Одна из версий представляет собой достоверный хадис категории мурсаль, как я разъяснил в своём комментарии к посланию Ибн Таймийи в “Ас-сыйам” (с. 25—27), а потом в “Ирва аль-галиль” (т. 4, с. 90—92).

Восполнение пропущенного дня поста человеком, который вступил в половую близость днём в рамадан, является частью его искупления (каффара), и к нему не приравниваются люди, нарушившие пост умышленно другими способами.

Если же говорить о молитве, то это мнение автор (Сеййид Сабик) избрал следуя за Ибн Хазмом. Он привёл его слова в сокращённом виде в главе о молитве перед главой, посвящённой пятничной молитве. И ему следовало выбрать бы подобное мнение и в главе о посте, поскольку доказательства в случае с постом такие же, как и в случае с молитвой. Особенно учитывая, что это Мазхаб Ибн Хазма, который сказал: “Доказательством тому является наличие достоверных хадисов, передаваемых от Пророка (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), о том, что тот, кто намеренно вызвал рвоту во время поста, обязан восполнить этот день, как мы уже упоминали ранее, однако нет хадисов, указывающих на обязательность восполнения поста в случаях его намеренного нарушения посредством принятия пищи или питья или вступления в половую близость.

Всевышний Аллах вменил в обязанность здоровому, не находящемуся в пути, разумному и достигшему совершеннолетия только пост в течение месяца рамадан, и вменять ему в обязанность что-то сверх того поста — значить предписывать то, на что Всевышний Аллах не давал дозволения, а это недопустимо и недействительно. Когда человек, зная, что Всевышний Аллах вменил ему в обязанность соблюдать пост в течение определённого месяца, утверждает, что пост в другое время способен заменить этот предписанный пост, при том что ни в Коране, ни в Сунне ничего подобного не говорится, это то же самое, что сказать, что паломничество не в Мекку заменяет паломничество в Мекку, и молитва с обращением не в сторону Каабы заменяет собой молитву с обращением в сторону Каабы и так далее в том же духе.

Всевышний Аллах сказал: «Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их!». И Всевышний Аллах сказал: «А кто преступает ограничения Аллаха, тот притесняет сам себя». Сура 2 «Корова», аят 229.

Далее он отвечает оппонентам, которые приравнивают каждого намеренно прервавшего пост к тому, кто намеренно вызвал рвоту во время поста, а также к тому, кто вступил в половую близость днём во время рамадана. Потом он привёл похожие сообщения от праведных халифов, за исключением ‘Усмана, а также от Ибн Мас‘уда, и Абу Хурайры. Кто желает, может обратиться к этому материалу.

Однако относительно вступившего в половую близость днём во время рамадана достоверно известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему так же восполнить пропущенный день поста».

[Конец примечания].

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1920-1927.

Наши рекомендации