Вопрос: 1784. О необходимости иметь намерение на обязательную уразу с ночи.
https://youtu.be/FVrSnqjV72g
Большинство ученых, среди которых Имам Ахмад, Малик, Шафии, говорят, что является обязательным иметь намерение на обязательную пост уже с ночи. И привели в довод хадис Хафсы (Если человек не утвердил в своей душе намерение поститься до наступления рассвета, то его пост не принимается) который у нас в главе. Но мы уже говорили что более правильный что это не слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) а слова самой Хафсы. И в довод так же привели слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «действия зависят от намерения».
Второе мнение, которого придерживался Абу Ханифа то, что можно взять намерение в день рамадана до зухра. То есть если ты проснулся в 9 утра и у тебя не было намерения что ты сегодня держишь пост, допустим человек лег спать больным и с ночи не имел намерения что он завтра держит пост, решил что завтра еще будет болеть, и не сможет держать пост, но проснулся в десять утра болезнь у него прошла. По мнению Абу Ханифы можно взять намерение и с этого момента, и твой пост будет засчитана в месяц рамадан. Или в пост по определенному обету и согласился Абу Ханифа с большинством ученых то что пост который является как возмещение за рамадан пропущенный или как каффара (возмещение за проступок) не являются действительными кроме как с намерением с ночи, здесь Абу Ханифа разделил между разными видами поста, и привели в довод за него Хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно поста в день Ашура, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: кто начал день постящимся пусть завершит день с постом, а так же тот который поел уже с утра пусть удержится с этого момента и завершит пост до магриба. Этот хадис у Бухари и Муслим со слов Салима ибн Аква а также со слов Ар Рубай бинт Маувиз.
Ответ на этот хадис заключается в том что обязательность поста в день Ашура не была известной до того как вышел к ним Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), что касается обязательности поста в рамадан, то известно всем и обязательно его держать с рассвета.
И правильным является мнение первое и это мнение выбрал Ибн Кудама, Ан-Навави, Ибн Теймия, Санаани и Аш-Шаукани, что касается довода который был приведен в пользу Абу Ханифы то ответил на него шейхуль ислам Ибн- Теймия а также Шаукани, почему намерение являлось действительным днем в день Ашура, потому что уже не возможно было вернутся к ночи. И люди не знали об обязательстве поста в этот день, то есть постановление пришло уже не посредственно днем, а так же потому что обязательность пост в день ашура наступила днем, то есть пришло это постановление в шариате днем, а ночью пост в этот день не был еще установлен, а это противоречит посту в месяц рамадан, пост рамадана обязателен и это всем известно.
Сказал Ан-Навави в своей книге «Аль Маджмуа»: даже если мы согласимся обязательность уразы в этот день Ашура была обязательной. То обязательность была наложена на сподвижников только с того момента, как пришло им в сообщении от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). То есть они не виноваты то что они не держали пост с утра, потому что ни кто их не обязывал, и ни кто к ним не обратился за обязательностью о постановлением до этого, так же как люди изменили свое направление в молитве со стороны бейтуль макдис Иерусалима в сторону в сторону Каабы город Мекка, прямо во время намаза в то время как начали намаз на бейтуль макдис и затем изменили направление в намазе после того как они услышали постановление шариатское которое им передал проходящий мимо них мусульманин. Их намаз засчитался или нет, хотя они может уже, пол намаза прочитали, не в том направлении, засчитался почему? Потому что знания у них не было об этом и они считали, что следуют за постановлением от Аллаха его посланника, что нужно молится в сторону бейтуль макдис на Иерусалим и когда пришло к ним сообщение сразу повернулись в сторону каабы. Говорит потому что приказ направится в сторону каабу пришлел к людям прямо по середине намаза и они повернулись в то время как находились прямо в намазе от Иерусалима повернулись в сторону каабы и их намаз засчитался и не нужно было начинать им его заново или перечитывать заново, потому что постановление до них дошло только тогда, даже если постановление на направление на Каабу уже было известно уже другим сподвижникам, то есть в Медине уже фаджр намаз прочитали в сторону Каабы а в мечети аль Куба читали еще в сторону Иерусалима почему, потому что хабар (сообщение) хоть и был уже на земле, и уже был установлен в шариате но до них еще не дошел, так как они находились в отдаленности от мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и когда к ним пришел посланец до них дошел хабар они повернулись в сторону Каабы. Поэтому это подобно тому который проснулся без намерения, а потом по середине этого дня дал обет что этот день продержит как пост, это говорит является действительным потому что он не имел обета с ночи но дал обет допустим в 8 утра до этого ни чего не ел не пил не совершал полового акта после рассвета то он может начать пост с этого момента и говорит Ан-Навави этот вопрос у нас еще дальше придет более подробно.
Обязательных видов поста много, не только рамадан, но и каффара (искупление чего либо) но и назар (обет) но и када (возмещение пропущенных дней рамадана) и тому подобное. Является обязательным взять намерение на эти виды поста с ночи если намерение с ночи не было взято то этот пост не является действительным.
Намерение с ночи не имеется ввиду что надо встать в три часа ночи взять намерение потом опять идти. Имеется в виду в то, время когда ты ложишься спать, а следующее утро нужно держать пост, должен ложится спать, с намерением, что с рассвета ты будешь держать пост.
[Примечание не из урока]:
Имам Ибн Хузайма сказал: “Обязательно утверждать намерение на пост ночью, за исключением добровольного поста”. Источник: “Сахих Ибн Хузайма” 3/198.
Ат-Тирмизи, да одарит его Аллах своей милостью, сказал: “Обладатели знания объясняют эти слова так: пост человека, не будет действительным, если он не сделал намерение совершать его, ещё до начала рассвета. Это касается поста в месяце Рамадан, а также того, кто постится, восполняя пропущенные дни рамаданского поста, или соблюдает пост обещания (Пост обещания (назр) - это обязательный пост, который соблюдается человеком, если он сам обязал себя этим постом, дав обещание Аллаху) (назр). Такие посты не считаются действительными, если человек не собирался их соблюдать, до наступления рассвета. А что касается добровольных постов, то разрешается взять намерение на их совершение и после рассвета. Так считали Аш-Шафии, Ахмад и Исхак. Источник: "Джами-ут-Тирмизи" (3\108).
Вопрос: Какое намерение должно быть у человека для поста в месяц Рамадан? Является ли простое знание того, что наступил месяц Рамадан, указанием на действительность поста все его последующие дни?
Ответ «Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам КСА»: «Намерение появляется с твёрдой решимостью поститься. И необходимо, что намерение было с каждую ночь Рамадана, чтобы человек засыпал с этим намерением.
И помощь от Аллаха. И да восхвалит Аллах Своего посланника, его семью и сподвижников, и избавит их от всякого зла».
Источник: Фетва «Постоянного Комитета», 7/335.
Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: "Чтобы было твердое намерение на соблюдение поста. И оно должно утверждаться каждую ночь в месяц рамадан. А помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам!". Источник: "фатауа ладжнатуль-даийма" лил бухус ълмийа уаль-ифта, 10\246.
Вопрос шейху ан-Наджми: В какое время должен постящийся взять намерение на пост?
Ответ: «Намерение на обязательный пост должно быть с ночи, до появления второго (истинного) рассвета, фаджра. Что касается добровольного поста, то намерение на него может быть и после восхода солнца, при условии, что человек ничего не ел и не пил, тогда его пост будет действительным». Источник: «Фатауа ас-Сыям», стр. 20.
[Конец примечания].
Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1785-1790.
О намерении во время поста.
https://youtu.be/37kan9j-YM0
Рассматриваемые вопросы в уроке:
•1785 Обязательно ли иметь намерение с ночи на добровольную уразу.
•1786 Обязательно ли брать намерение на каждый день рамадана или достаточно общего нията.
•1787 Если человек взял намерение на уразу следующего дня днем, а не с ночи.
•1788 Если взял намерение на уразу, но потом поел или попил до рассвета, портится ли ният от этого.
•1789 Может ли женщина, у которой менструация брать намерение на уразу.
•1790 Действительно ли намерение того, кто сказал - буду держать уразу завтра иншаАллах.
________________________________________