Вопрос: 1780. Если небо было затянуто, но кому-либо приснился во сне пророк, и сообщил о том, что завтра рамадан.

https://youtu.be/x1jaTfi6uu8

Вопрос: Если луна была закрыта от людей то есть небо было затянуто облаками и луну не смогли увидеть и один из людей увидел во сне пророка (да благословит его Аллах и приветствует) который сказал ему, сегодняшняя ночь первая ночь рамадана, то начинается ли месяц рамадан на основе этого сновидения?

Ответ: Сказал Ан Навави в своей книге «Аль Муджмуа»: «Не является действительным начинать пост или заканчивать пост по средством этого сновидения или основываясь на этот сон, не тот кто сам увидел сон и не другие не должны опираться на это сновидение в этом постановлении. Об этом упомянул Кади Аль Хусейн в своей книге «аль фатауа» а так же другие шафииты. Более того Кади Йад передал единогласное мнение в этом относительно этого вопроса, я разобрал этот вопрос подробно в начале своего шарха на сахих Муслим и вкратце говоря то что условие принятия передачи передатчика, как передатчика хадиса или извещающего о чем либо или свидетельство что бы этот человек во время передачи или во время видения определенного явления был проснувшемся, то есть если был задремавшим или был спящим, то его свидетельство не принимается, почему? Не потому что правдивый или не правдивый, а потому что у него нету возможности укрепить эту информацию должным образом, это без разногласий, и известно, что во сне человек не является проснувшимся и не способен крепко ухватится за информацию, которая ему приводится. Поэтому мы не действуем по этому сну, потому что человек не обладает хорошей памятью и способностью укрепить информацию во сне, а не потому что это руйа это видение не правдивое или мы сомневаемся в его правдивости, потому что пришло достоверно от посланника (да благословит его Аллах и приветствует) что он сказал: «тот который увидел меня во сне тот увидел меня в действительности», то есть по правде то что действительно это я был во сне, «потому что шайтан не способен прийти в моем облике», от сюда берется что если человек увидел пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во сне именно в его облике в таком и таких то качествах как это приходит в хадисах тогда он в действительности увидел пророка (да благословит его Аллах и приветствует),. А если он например, увидел рогатого человека который сказал я пророк Аллаха то это не пророк (да благословит его Аллах и приветствует) потому что шайтан не может прийти во сне именно в облике пророка, но шайтан может прийти в облике человека и заявить что он пророк придя при этом не в облике пророка (да благословит его Аллах и приветствует), разница должна быть ясна в этих двух вопросах, или пришел во сне побритый без бороды и говорит я пророк Аллаха и человек (увидевший это сон) потом говорит пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «что шайтан не может прийти в моем облике», (мы ему отвечаем): да шайтан в облике пророка прийти не может но к тебе он пришел не облике пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и обманул тебя, что он является посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Итог: Если во сне человеку присниться пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пусть даже в его облике, и скажет тебе что сегодняшняя ночь это ночь рамадана, то по этому сновидению действие не строиться. Это сновидение не принимается как постановление в этом вопросе, потому что человек не способен должным образом укреплять и укладывать информацию во сне.

[Примечание не из урока]:

Однажды имама Закарию аль-Ансари спросили: «Если человек увидел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха), который ему говорит: «Повели моей умме поститься в течении трех дней», становится ли в таком случае пост обязательным, желательным или же запретным? И является ли порицаемым для человека говорить людям: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вам соблюдать пост!», или это не дозволено, так как может быть ложью на пророка (мир ему и благословение Аллаха), если его источником является сон? Может ли быть такое, что иблис назовет себя человеку во сне пророком (мир ему и благословение Аллаха), чтобы повелеть ему какое-либо благодеяние, чтобы посредством этого привести его к запретному, или это невозможно так же, как и то, что он не сможет взять облик пророка (мир ему и благословение Аллаха)? И устанавливаются ли вообще какие-либо законоположения шариата на основании сна или нет?»

Имам Закария ответил: “Не является обязательным для кого-либо пост или что-либо иное из того, о чем ты упомянул! И это не желательно, а более того может быть порицаемым или запретным! Однако, если человек уверен, что увиденное им во сне правда, то пусть сам поступает в соответствии с увиденным, если только в этом нет того, что противоречит установленным положениям. Что касается законоположений, то ничего не утверждается из этого на основании снов. И человеку запрещено говорить людям: «Пророк повелевает вам это» и приводить в довод сон, а не шариатский довод. И нет ничего невозможного в том, что иблис может назвать себя пророком и повелеть что-либо из благодеяний спящему, чтобы привести его к запретному!” Источник: “Файдуль-Къадир” 6/172.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: “Джин может явиться к человеку (во сне) и сказать ему, что он такой-то, солгав при этом. Например, скажет: «Я – ‘Иса, или Муса, или Мухаммад, или Абу Бакр, или Умар, или такой-то шейх». Такое бывало не раз”. Источник: “Дакаикъ ат-тафсир” 3/142.

Хариса ибн Мударриб рассказывал: “Однажды один человек увидел во сне, что совершивший в эту ночь молитву в мечети, войдет в Рай. Когда об этом услышал Ибн Мас’уд, он пришел в мечеть и стал говорить: «Выходите, не впадайте в заблуждение! Поистине, это игра шайтана!»” Источник: Ибн Аби Шайба 7/233.

Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды я увидел во сне, как делаю садакъа всем своим имуществом. Затем я пришел к отцу (‘Умару) и рассказал ему об этом, на что он ответил: «О сынок, делай садакъа и оставляй себе тоже»”. Источник: аль-Хатыб в “Тарих аль-Багъдад” 8/56.

Имам аш-Шатыби сказал: “Самые слабые люди это те, которые в своих делах опираются на сны. Некоторые из них возможно говорят: “Я видел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха) и он сказал мне то-то, и приказал то-то”, и начинает поступать в соответствии с тем, что видел во сне и оставляет что-то, противореча тем самым границам, которые установлены в шариате. Это является ошибкой, так как сны тех, которые не являются пророками, нельзя считать шариатом, если мы только не сравним эти сны с тем, что пришло в шариате. Если шариат дозволяет то, на что указывает сон, то можно поступать в соответствии с этим, а если нет, то является обязательным оставить это и отказаться от него. Польза от снов – это либо радость, либо предостережение, и не более этого. А что касается извлечения из них каких-то шариатских законоположений, то это не делается”. Источник: “аль-И’тисам” 2/93.

Сказал шейх Сулейман ас-Сахман: «Через истории и сны не утверждаются шариатские положения, и не делается так ни у кого, кроме как в религии христиан. Воистину, их религия построена на байках и снах, лжи и выдумках, а что же касается религии Ислам, то она сохранена через иснад, и не утверждается шариатские положения, кроме как посредством Книги Аллаха, Свят Он и Велик, и того, что пришло достоверно от Посланника Аллаха, мир ему и молитва, и того, что делали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и стало известно это через передачу достоверных справедливых передатчиков, на чьей справедливости есть согласие!» Источник: «Ас-Сауаик аль-мурсаля», 2-6.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Что же касается снов то многие из них, однако даже большинство из них, являются ложью!". Источник: "Маджму аль-фатауа", 27/457.

Один из имамов ханафитского мазхаба Махмуд Шукри аль-Алюси (1342 г/х) сказал: «Шариатские постановления и религиозные поклонения устанавливаются только лишь Книгой Аллаха, Сунной Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и единогласным мнением имамов сунны (иджма’). И это путь первых поколений этой общины. Поэтому не разрешается утверждение шариатского постановления, исходя из чего-либо, кроме этих трех источников… что же касается утверждения законности каких-либо поклонений посредством таких сказок и историй, то это путь иудеев, христиан и им подобных». Источник: «Гаят уль-Амани» 2/274-275 (изд. «Дар ихья ус-Сунна»).

[Конец примечания].

Хадис 638. Передают, что мать правоверных Хафса, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек не утвердил в своей душе намерение поститься до наступления рассвета, то его пост не принимается». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и ан-Насаи назвали хадис прерванным. Однако Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали достоверной версию хадиса, которая была рассказана от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

А в версии ад-Даракутни говорится: «Если человек не утвердил ночью в своей душе намерение поститься, то его пост не принимается».

Говорит шейх Ибн Хизам этот хадис является слабым со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) но более правильно что это не его слова, а слова самой Хафсы и далее придет что такие же слова пришли от Ибн Умара, то есть сразу от двух сподвижников с их слов пришло подобное постановление приводит этот хадис Имам Ахмад, Ат Тирмизи, Абу Дауд, Насаи, Ибн Хиббан приводит в своей книге «маджрухун» а ни в своем сахихе, а так же Ад-Даракутни приводит этот хадис. Этот хадис идет по дороге Аз Зухри о Салима сына АбдуЛлаха Ибн Умара от АбдуЛлаха Ибн Умара от Хафсы и относительно этого иснада есть разногласия, то есть разные люди от Зухри передают его по разному. Сказал Ад-Даракутни один из передатчиков Аз-Зухри а именно Абу Бакр приводит его со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и он один из крепких передатчиков, но Ма`амар ибн Рашид передает от Зухри уже со слов самой Хафсы и поддержал его в этом Аз-Забиди а так же АбдуРрахман Ибн Исхак и еще целая группа передатчиков и добавил Абу Дауд что его так же в этом поддержал Суфьян ибн Уейна и Юнус ибн Язид. Значит все эти передатчики передавали хадис аз Зухри, являясь его учениками так что в итоге это не слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а слова Хафсы и АбдуЛлах Ибну Абу Бакр передавал тоже один из учеников Зухри, передавал этот хадис не со слов Хафсы а уже со слов самого пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и вместе АбдуЛлахом Ибну Абу Бакром этот хадис в форме слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передал так же Ибн Джуредж но, сказал Ан-Насаи хадис Ибн Джурейджа не сохранен. То есть он не годится как поддерживающая цепочка потому что ошибка не может поддерживать что либо или кого-либо. Говорит Мухаммад ибн Хизам: и относительно этого хадиса есть множество разногласий, но целая группа Хафизов указала на то что более правильно этот хадис это слова Хафсы, а не слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а это таки хафизы как имам Абу Дауд он сказал не является действительным достоверным что это слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует), второй это имам Ат Тирмизи который сказал более правильно что это слова Хафсы, так же имам Аль-Бухари как об этом передал Имам Ат Тирмизи в своей книге «Аль Иляль» он сказал этот хадис со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является ошибкой и в нем есть много запутанностей но более правильно что это слова Ибн Умара. Значит Бухари указал что это Хадис так же со слов Ибн Умара, так же имам Насаи сказал: я считаю что более правильно что это слова Хафсы, а не слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) так же сказал Абу Хатим Ар Рази я считаю что это более правильно, что это слова Хафсы а не пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и шестой имам это Даракутни как мы уже передали выше его слова, значит сразу шесть Хафизов этой общины заявили что этот Хадис не слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) а слова Хафсы дочери Умара (да будет доволен им Аллах).

Хадис 639. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды днем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел к ним и спросил: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?»Мы ответили: «Нет». Он сказал: «Тогда я начну поститься*». Спустя некоторое время он опять зашел к ним днем, и они сказали: «Нам принесли немного хейса». Он сказал: «Я соблюдаю пост с раннего утра, но все равно покажите мне его». Несмотря на это он съел немного хейса. Этот хадис передал Муслим.

Значит от сюда из второго риваята что берется что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уже был во время поста и потом решил покушать и прервать свой пост который он держал ранее, этот хадис достоверный.

_____________

*(Это его слово можно понять что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал пост с этого момента, зашел допустим в 8 утра и сказал у вас что ни будь покушать есть ни чего покушать нет, сказал тогда я начну держать пост потому что я до этого ни чего не кушал и не пил, можно понять как тогда я пощусь то есть тогда я не буду прекращать пост которую начал с рассвета а если у вас было бы что нибудь покушать тогда я прекратил бы пост и покушал, это слово можно понять так и так)

Вопросы, которые рассматриваются под хадисами 638 и 639.

Наши рекомендации