Вопрос: 1787. Если человек взял намерение на уразу следующего дня днем, а не с ночи.

https://youtu.be/14-tfNSDtNY

Если человек взял намерение на то, что будет держать уразу днем, т.е. не после магриба взял намерение, что он завтра держит уразу, а еще на зухр. Допустим, я сейчас беру намерение, что завтра буду держать уразу. Так можно делать или нет или мне нужно обязательно брать намерение после магриба, с ночи я должен взять намерение? Потому что есть хадис где Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, сказал: «нет уразы тому, который не собрал намерения на эту уразу с ночи»,поэтому есть разногласия. А если я днем взял намерение, что я завтра буду держать уразу, а ночью никакого намерения не брал, вообще не вспомнил про это намерение. Потом утром проснулся, я же ночью намерение не взял, но я взял намерение днем. Пойдет такое или нет?

В этом вопросе два мнения.

Первое мнение, то что этого недостаточно, но обязательно брать намерение с ночи, т.е. после магриба и до рассвета я должен подумать, что я завтра держу уразу с ночи, и один из риваятов от имама Ахмада. Передал от него Ханбаль, что имам Ахмад сказал: что человек должен в месяц Рамадан брать намерение на каждый день отдельно с ночи на это указывают слова Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, «нет уразы у того, кто не собрал уразу с ночи». Т.е. не взял намерение на уразу с ночи. Что касается этого хадиса, то он у нас приходит в главе под номерном № 638. И он является слабым мы говорили, это слова Хафсы, а не слова Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, а также слова Ибн Умара.

Второе мнение в вопросе то, что этого достаточно, но с условием, чтобы этот человек не нарушил намерение после этого, т.е. например, сейчас я взял намерение, что завтра я буду держать уразу, но потом на аср передумал, не буду завтра держать уразу. Т.е. я нарушил свое первое намерение. Если я такое сделал и утром проснулся, то я не могу держать уразу, потому что у меня намерения на уразу не было. Но если я взял намерение на уразу сейчас и не нарушил его противоположным намерением, то этого намерения достаточно, чтобы завтра держать уразу.

И это мнение более правильное и на это указывает общность хадиса «дела оцениваются по намерениям». Я намерение взял, значит, мое дело будет действительным. А что касается того хадиса, которые привели приверженцы первого мнения, то мы уже говорили, что не слова Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, а слова Хафса и ибн Умара. А даже если мы скажем, что этот хадис является достоверным от Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, то шейх уль-Ислам Ибн Теймия ответил на него и сказал, что слова Пророка, салаЛлаху алейхи ва салям,«нет уразы у того, кто не взял намерение на уразу с ночи»не является явным контекстом. Потому что тот, кто взял намерение днем, а потом не прервал этого намерения можно ли сказать, что он ночью имел намерение? Да ночью он тоже имел намерение, просто не вспомнил о нем, т.е. он продолжал оставаться в постановление, что намерение у него сохраняется, но он его не вспомнил.

Пример – дали азан на зухр, ты решил пойти в мечеть совершить намаз зухр, пошел для этого взял вуду, оделся, вышел на улицу, шел до намаза, зашел в мечеть. Для чего ты все это сделал? Чтобы совершить намаз зухр. Но перед тем как вступить в намаз ты не вспомнил про это свое намерение. Когда зашел в мечеть ты увидел какого-то ребенка и отвлекся, забыл свое намерение, что ты собираешься совершить намаз зухр. Встал на намаз, Аллаху Акбар сказал, а потом вспомнил я же намерение не взял, что я собираюсь зухр читать, прямо перед такбиром не взял же намерение. Мы говорим: теперь что ты должен делать? Должен ли ты выйти из намаза и взять заново намерение и взять заново такбир? Или достаточно тебе того намерения, которые ты взял, когда ты пошел брать вуду дома. Т.е. ты зачем пошел брать вуду дома, потому что ты собирался совершать зухр. Твое намерение сохранено или оно испортилось тем, что ты о нем не вспомнил. Мы говорим, что твое намерение сохранено и не обязательно тебе выходить из намаза, и совершать заново. Ты остаешься совершать намаз, потому что твое намерение было у тебя, и оно продолжает у тебя оставаться, даже если ты не вспомнил о нем. Потому что ты не нарушил его противоположным намерением. Это то, что называется «истисхаб аль хукм» и «истисхаб аз зикр».

Когда ты продолжаешь оставаться в постановлении наличия намерения, даже если ты не вспомнил об этом намерение прямо перед намазом.

Вот теперь другой вопрос. Дали азан ты взял намерение пойти на зухр, взял вуду, оделся, вышел на улицу, потом по дороге решил не ходить пока на намаз, а сходить в магазин пока время есть, что-нибудь куплю. Вот этим намерением ты прервал намерение намаза зухр, т.е. ты взял другое намерение, ты не решил идти в мечеть, ты решил идти в магазин, а потом только дошел до мечети. Вот здесь ты уже прервал свое намерение и должен взять свое намерение заново, что ты собираешься совершать намаз зухр, а если ты его ничем не прервал и шел только на намаз, то это намерение считается у тебя остающимся даже, если ты про него не вспомнил.

То же самое и здесь. Говорит, шейх уль-Ислам Ибн Теймия. Ты взял намерение на уразу днем с утра, что будешь держать уразу завтра и при этом не прервал, не нарушил своё намерение и не передумал. Годится ли это намерение? Говорит годится, даже если ты не вспомнил о нем ночью. Т.е. после магриба ты вообще забыл, что завтра собираешься держать уразу, но собирался держать ее днем. Взял намерение на нее, но после магриба даже не вспомнил об этом намерение. Это твое намерение сохранено или оно испортилось? Мы говорим сохранено, даже если ты его не помнишь, ты ничем его не нарушил, ты не передумал держать завтра уразу, но просто не вспомнил об этом. Потому что собрать намерение это не обязательно о нем вспомнить, но даже если ты взял его ранее и забыл о нем позже. Это намерение считается остающимся у тебя. Значит, более правильное мнение - если ты взял намерение на уразу следующего дня сегодня днем, а не с ночи. Это твое намерение годится, если ты не нарушил его противоположным намерением, если не передумал держать уразу.

Наши рекомендации