Вопрос: 1772. Если весть о том, что этот день был днем рамадана пришла только после магриба этого дня.

https://youtu.be/XLbL_ljX1CY

Если люди не знали о том, что увидели Луну ночью, кроме как после заката Солнца после магриба, 1-го дня пост. Т.е. проснулись – думали, что 30-ый день Шаабана, целый день провели, потом ночью после иша или после магриба узнали, что, оказывается, сегодня был 1-ый день пост и где-нибудь там на Западе или в Саудии оказывается, увидели новый Луну, а мы сегодня пост не продержали. Что тогда делать?

В этом вопросе есть разногласия.

Первое мнениебольшинства ученых то, что такой человек обязан возместить этот день поста, т.е. после Рамадана, потому что он его пропустил. Потому что он обязан продержать пост в месяц Рамадан полностью, а здесь он один день пропустил.

Второе мнениев вопросе мнение захиритов, а также ибн Хазма, а также шейх уль-Ислам ибн Теймии, то, что он ничего не должен возмещать. Т.е. этот день он не продержал, но и возмещать его не должен. Потому что он не продержал этот день не по своей вине, он не переступил границы шариата и не совершил никакого проступка, наоборот, он действовал строго установленным шариатом границам. В 30-ый день Шаабана пост держать запрещено. Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал: «Не опережайте Рамадан постом за день или за два» Т.е. последние два дня шаабана нельзя держать пост. Человек думал, что сегодня Шаабан, не знал, что сегодня Рамадан подчинился Посланнику Аллаха, сала Ллаху алейхи ва салям, и не держал пост в этот день как ему Посланник Аллаха, сала Ллаху алейхи ва салям, приказал. То почему он должен возмещать этот день, т.е. он не совершил ничего не правильного.

Говорит, потому что он не знал, что обязательства пост на нем, кроме как после того как время пост вышло.

Говорит, ибн Хазм: «А что касается того человека, который не знал, что он оказывается должен был сегодня держать пост и узнал об этом только после заката солнца, то он не продержал его так как ему было приказано. А также, потому что не одно мгновение этого дня он не имел намерения держать пост, но при этом он сделал это не специально, т.е. не идя в противоречия шариату, поэтому нет на нем никакого греха. Потому что он не имел намерения противоречить шариату, а также он не должен этот день возмещать, потому что нет никакого довода на то, что он обязан этот день возместить. Ни из Корана, ни из Сунны, ни из единогласного мнения. А в этой религии не накладываются постановления на человека, кроме как одним из этих двух, либо контекст либо единогласное мнение. В данном случае нет ни контекста, ни единогласного мнения. А что касается тех, которые говорят, что он должен возместить, потому что Аллах обязал его продержать пост весь Рамадан». Говорит, ибн Хазм: «да он должен продержать весь Рамадан, но если он будет возмещать этот день после Рамадана, можно ли про него сказать, что он держит пост в Рамадан? Нет, он не держит пост в Рамадан, он держит пост в Шаввале. Поэтому не является засчитанным то, что не приказано за то, что приказано. Т.е. держать пост в месяц Шавваль не обязательно. Пост, который не приказан, как он может заменить тот пост, который приказан».

Значит, правильное мнение в этом вопросе то, что у человека есть оправдательная причина относительно того, что он пропустил 1-ый день пост, и он не обязан возмещать пост после месяца Рамадан.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам «но первое мнение более безопасно, т.е. если он продержит пост все-таки, за этот первый день, то он не подлежит порицанию». Значит, правильное мнение, что человек возмещать пост не обязан, но если возместит, то не подлежит порицанию.

[Примечание не из книги]:

В Фетве номер: 7882 Постоянного комитета ученых КСА приходит:

… В 1404 году по Хиджри ответственные лица в Саудовской Аравии подтвердили появление нового полумесяца только в ночь на четверг и издали указ о том, чтобы довести месяц Ша’бан до тридцати дней в соответствии с достоверными хадисами. Также было объявлено, что месяц Рамадан начнётся в четверг. Затем, наблюдая за появлением нового полумесяца, знаменующего наступление следующего месяца Шаууаль, ответственные лица объявили о том, что праздник Разговения будет в пятницу, тем самым общее количество дней составило 28 дней. Однако лунный месяц в соответствии с достоверной Сунной бывает либо 29 дней, либо 30 дней. Отсюда стало ясно, что произошла ошибка: начало месяца Рамадан состоялось на один день раньше общепризнанного, поэтому ответственные лица объявили об этой ошибке и повелели всем возместить за пропущенный день поста в начале следующего месяца, дабы снять с себя обязательство и восстановить должное. Отсюда видно, что ответственные лица в Саудовской Аравии в любом случае поступили в соответствии с законом Шариата…

Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/120-122. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.

[Конец примечания].

Наши рекомендации