Получит ли человек награду за выстаивание ночи аль-кадр, даже если не знал о ней?
https://youtu.be/aXXYG3e-LJE
Вопрос: Если человек выстаивал ночь (в поклонении), но при этом не знал о том что, эта ночь была ночью предопределения, получит ли он награду за свое выстаивание?
Ответ:
В этом вопросе два мнения, то, что особая награда за выстаивания этой ночи (в поклонении) заслуживаются только теми, кто знал, что эта ночь является ночью предопределения.
Сказал Хафиз: это мнение большинства ученых. И указывает на это то что пришло у имама Муслима со слов Абу Хурейры о том что Пророк саля Ллаху алайхи уа салляма сказал: «тот, который будет выстаивать ночь предопределения и действительно его выстаивание совпадет с тем что он выстаивал в ночь предопределения», а затем ибн Хаджар сказал: и это мнение кажется более правильным для меня но так же я не отрицаю что достижение великой награды тому кто выстаивал ночь предопределения даже не зная о том что это ночь предопределения и даже если он не выстаивал на самом дел ночь предопределения но думал что эта ночь предопределения, (т.е. ибн Хаджар хочет сказать если человек выстаивал какую-то ночь и думал что это ночь предопределения, а на самом деле это не ночь предопределения) возможно даже что ему будет награда как будто бы, он выстаивал ночь предопределения, (т.е. из-за своего намерения).
Второе мнение в этом вопросе то что человек в любом случае получит обещанную награду даже если не знал об этой ночи даже если не знал когда конкретно эта ночь но выстаивал каждую ночь подряд, надеясь на то что одно из его выстаиваний ночи (в поклонении) совпадет с ночью предопределения. Это мнение ат-Табари, Аль-Мухаляба, ибн 'Араби и целой группы ученых.
И это мнение более правильное. Более того мы скажем тяжело человеку знать о том что ночь которую он выстаивает, является ночь предопределения. Потому что как у нас придет в следующем вопросе один из важнейших и один из главнейших признаков того ночь предопределения была или не ночь предопределения, это то что солнце выходит без лучей утром после ночи предопределения. Т.е. выходит как называется красным цветом чаще всего и не светит т.е. лучей нет у этого солнца, а это можно узнать после ночи. После утреннего намаза во время восхода смотрит на солнце, в каком состоянии оно вышло и примерно предполагает, что эта ночь была ночью предопределения или таковой не была. Поэтому сужать награду до тех которые знали эту ночь предопределения и выстаивали её зная об этом, это тяжело сказать, поэтому второе мнение в этом вопросе является более правильным.
И это мнение выбрал так же ибн Усаймин и сказал: а что касается слов некоторых ученых то, что награду за нее не получит никто кроме того кто знал о том что он выстаивает ночь предопределения, то это мнение очень слабое. Потому что Пророк, саля Ллаху алайхи уа саллям, сказал: «кто выстоит ночь предопределения, веря в награду Аллаха и рассчитывая на эту награду будет прощены ему все его прошлые грехи», и пророк, саля Ллаху алайхи уа салям, не сказал: «кто выстоит ночь предопределения, зная о ней, о том что эта ночь предопределения», и если бы знание о том что именно эта конкретно ночь является ночью предопределения, была бы условием получения награды, то пророк, саля Ллаху алайхи уа салям, непременно разъяснил бы этот вопрос.
А что касается того что в довод они привели слова Пророка, саля Ллаху алайхи уа салям: «кто выстоит ночь предопределения и совпадет с ней». Т.е. его выстаивание совпадет с предопределением, то смысл этого то что она т.е. его выстаивание в действительности совпадет с ночью предопределения даже если он об этом не знает т.е. в этом хадисе он (саля Ллаху алайхи уа салям) не сказал: «кто выстоит ночь предопределения зная о том что это ночь предопределения», но сказано: «кто ее выстоит и его стояние совпадет что это действительно ночь предопределения то он получит то- то из награду». И один Аллах лучше знает.
Значит правильное мнение в этом вопросе что человек заслуживает награду от Всевышнего Аллаха субхана уа та`аля если он выстоял ночь предопределения даже если он не знал что эта ночь была ночью предопределения не знал до этого и не знал после этого.
2008 Каковы признаки ночи предопределения
https://youtu.be/BppRfeaAOpk
Вопрос: Каковы признаки ночи предопределения?
Ответ:
У этой ночи установлено в достоверных контекстах некоторые признаки.
Первый признак, то что эта ночь срединная не слишком жаркая и не слишком холодная т.е. погода в ней срединная.
Этот признак пришел в хадисе Джабира ибн АбдуЛлаху у ибн Хузеймы и ибн Хиббана но в иснаде этого сообщения Аль Фудеиль ибн Сулейман, который является слабым передатчиком и так же об этом пришло в хадисе Убады ибн Самита у имама Ахмада но в иснаде Бакия ибн Валид который является мудаллисом и не заявил что он слышал хадис что его шейх слышал хадис от своего шейха почему (?), потому что Бакия ибн Валид сделал тадлис «ат тасфия» Тадлис «ат тасфия» - это когда он упускал слабого передатчика между своим шейхом и шейхом своего шейха, т.е. допустим если я перенял хадис от своего шейха Ахмада, Ахмад перенял его от Зайда, а Зайд, перенял от Джабира, а Зайд это слабый передатчик. И я говорю Ахмад перенял его от Джабира упуская Зайда в иснаде т.е. не только его слабого шейха могу упустить так обычно тадлис это что такое? Когда я принимаю хадис от Зайда а Зайдот Ахмада а Зайд перенял от Джабира а Зайд слабый передатчик, и я говорю Ахмад перенял его от Джабира упуская Зайда (слабого передатчика) в иснаде т.е. не только своего слабого шейха могу упустить обычно тадлис это такое когда я перенимаю хадис от Зайда а Зайд от Ахмада и я говорю я перенял от Ахмада потому что Зайд слабый. Но Бакия ибн Валид занимался тадлисом худшего вида, т.е. он упускал не только своих слабых шейхов, но даже слабых шейхов своих шейхов. Поэтому для того чтобы перенять от него хадис необходимо чтобы он заявлял о слышании хадиса от своего шейха конкретно словами: «я слышал своего шейха» и чтобы его шейх то же слышал конкретно от этого шейха которого он передает чтобы не было опасности что бы он кого то упустил. И к тому же в этом хадисе прерванность, Халид ибн Махдан ничего не слышал от Убады ибн Самита.
И так же этот признак пришел в хадисе ибн Аббаса в сборнике ибн Хузеймы и аль-Баззара, но в иснаде этого сообщения человек по имени Замма ибн Салих который является слабым передатчиком. Но этот хадис поднимается до уровня хорошего из-за всех этих цепочек сразу несколько цепочек пришло от Джабира, потом пришло от Убады ибн Самита, и пришло так же от ибн Аббаса, сразу от трех сподвижников пришло о том, что ночь предопределения бывает ночью серединой не слишком жаркой и не слишком холодной. Поэтому этот признак годится, как признак ночи предопределения.
Второй признак, то, что в эту ночь возможно выпадение дождя. Это пришло в хадисе Абу Саид аль-Худри как приходит у Бухари и Муслима, а так же в хадисе АбдуЛлаха ибн Унейса у имама Муслима. Но как мы говорили признак не означает условие, т.е. если ни одну из ночей месяца Рамадан не выпал дождь это не означает что в этом месяце Рамадана вообще на было ночи предопределения. Но если в какую-то ночь особенно если эта ночь нечетная в последние десять ночей месяца Рамадан выпал дождь, то наверняка что именно эта ночь была ночью предопределения.
Третий признак, то что утром после этой ночи солнце выходит без лучей это основывается на том что приходит у имама Муслима со слов Убейя ибн Кааба, то что он передал от пророка саля Ллаху алайхи уа салям, что солнце после этой ночи выходит так что у него нет лучей и этот хадис Убейя ибн Кааба поддерживается хадисом ибн Мас'уда у имама Ахмада по дороге от Абу Салта от Абу Акъраба от ибн Мас'уда но иснад этого второго хадиса от ибн Мас'уда является слабым потому что абу Салт передатчик неизвестный, а так же абу Акъраб то же передатчик неизвестный. И так же этот признак подтверждается третьим хадисом от Убады ибн Самита и мы уже его разбирали кто его привел и какого положение, и говорили то что положение этого хадиса слабое так как в его иснаде Халид ибн Махдан который ничего не слышал от Убады ибн Самита и Бакия ибн Валид который занимается тадлисом.
Значит, правильное мнение в этом вопросе, то, что из признаков ночи предопределения на данный момент нам известно три признака:
(1) Эта ночь является серединной не слишком жаркой не слишком холодной.
(2) В эту ночью возможно выпадение дождя.
(3) Солнце (на утро) после этой ночи восходит без лучей.
[Примечание редактора стенограммы]:
От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о признаках Ночи предопределения сказал: «Признаком Ночи предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним».Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/255.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин считал, что узнать Ночь Предопределения можно по признакам, которые проявляются во время самой ночи:
Ночь Предопределения светлая, однако, в настоящее время заметить это можно только в пустынных местах, где нет огней и освещения.
Луна и звезды в эту ночь светятся ярче.
Верующие рабы в эту ночь ощущают такое спокойствие и благоговение, которые они не могут ощутить в другое время года.
Ветер в эту ночь не бывает ураганным и порывистым, а чаще всего бывает легким или умеренным.
Аллах показывает эту ночь некоторым из правоверных во сне, что неоднократно случалось с праведными сподвижниками.
От чтения ночного намаза верующий получает удовольствие, которое он не может ощутить в другие ночи.
Еще одним признаком наступления Ночи Предопределения является появление Луны, похожей на половину блюда. В хадисе, который передал Абу Хурайра, говорится о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говоря о признаках «Ляйлат аль-Кадр» сказал: «Кто из вас помнит, как взошла луна, похожая на половину блюда?» (Передал Муслим).
Передают, что Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне была показана Ночь Предопределения, а затем меня заставили позабыть о ней. Она находится среди последних десяти ночей Рамадана. Эта ночь бывает открытой, светлой, ни жаркой, ни холодной. А луна в эту ночь словно затмевает звезды, и дьяволы в нее не выходят, пока не забрезжит рассвет». Этот хадис передали Ибн Хузейма и Ибн Хиббан, и оба назвали его достоверным.
Все перечисленные признаки связаны с тем, что можно наблюдать или ощутить во время самой ночи. В пользу этого свидетельствуют некоторые из дошедших до нас преданий.
После перечисления этих признаков шейх аль-Усеймин сказал: «Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки лают редко или не лают вообще, то они не являются правдивыми. Если внимательно наблюдать за происходящим во все десять последних ночей Рамазана, можно убедиться в том, что собаки лают и не умолкают».
Источник: Шархуль-мумти’» 6/499.
Что же касается признаков, которые можно наблюдать по истечении Ночи Предопределения, то это – восход солнца без лучей. Имам Муслим передал хадис, в котором сообщается, что Зирр ибн Хубейш сказал Убеййу ибн Каабу: «Твой брат Ибн Масуд говорит, что каждый, кто совершает ночной намаз в течение целого года, непременно попадет на Ночь Предопределения». Он сказал: «Да смилостивится над ним Аллах! Он хочет, чтобы люди не полагались на эту ночь. Однако ему известно, что эта ночь приходится на Рамадан. Она является одной из последних десяти ночей. Она является двадцать седьмой ночью».Затем он поклялся, не сделав никаких оговорок, что Ночь Предопределения является двадцать седьмой ночью. Его спросили: «На что ты опираешься?».Он ответил: «На признак, о котором нам поведал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В этот день солнце восходит без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним». Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/255.
Можно ли увидеть Ночь Предопределения во сне или наяву?
Вопрос: Можно ли увидеть Ночь Предопределения во сне или наяву? Есть ли в ней что-то особенное или это обычная ночь? Я слышал, что на следующий день после Ночи Предопределения солнце становится красноватым, а небо затягивается облаками. Если так происходит, значит ее благословение охватило верующих и неверующих.
Ответ Постоянного комитета по выдачи фатв КСА:
Известно из достоверного хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что утром после Ночи Предопределения солнце восходит без лучей. Также известно, что Ночь Предопределения была показана Пророку (мир ему и благословение), а затем Аллах заставил его забыть о ней.
Ученые не имеют единого мнения о точной дате наступления этой ночи. Согласно правильному мнению ученых, дата ее наступления доподлинно неизвестна. Аллах, Свят Он и Велик, скрыл это, чтобы верующие усердствовали в поклонении наилучшим образом, надеясь застать эту ночь. Следует искать ее в последние десять ночей Рамадана, наиболее вероятно, в нечетные ночи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ищите ее в последние десять ночей Рамадана, ищите ее в последнюю девятую, седьмую, пятую, третью или последнюю ночь». Аль-Бухари, 2021; Ахмад, 1/279.
Мусульманин может увидеть ее во сне. Передается в «Сахихах» от Ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что некоторым сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было открыто во сне, что Ночью Предопределения будет одна из семи последних ночей Рамадана, и тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет Ночи Предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей».Аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ан-Насаи и др.
Но если мусульманин видит ее во сне, ему не следует действовать по этому сну, потому что он может быть от шайтана. Законы и постановления Шариата не основываются на снах и видениях. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выразил мнение о сновидениях Сподвижников, потому что они совпадали.
Пусть Аллах дарует нам успех. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам.
Источник: «Фатава аль-Ляжна ад-Даима», №18376, 9/316-317.
Имам аш-Шаукани писал: «Ат-Табари считал, что отсутствие достоверного знания об этой ночи свидетельствует, о том, что всякий, кто утверждает, что этой ночью можно увидеть явления, которые нельзя увидеть в другие дни, говорит неправду. По его мнению, если бы это было правдой, то каждому человеку, который проводит ночи на молитве, в особенности, ночи в Рамадане, было бы известно о Ночи Предопределения».
[Конец примечания].
______________________________________________________________
Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани "Булуг Аль Марам" Название: «Фатх уль-'Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма'а зикри ба'диль масаиль аль-мульхака».
(Помощь от Знающего в изучении хадисов "Булуг уль-Марам" с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).
Автор комментария: