И если видишь, что НАРУШАЕТСЯ закон -- НАКАЖИ: когда -- суровым взглядом, когда – язвящим и даже грубым словом, когда и упреком, порой же -- хвали его и обещай награду.

Ударами же – НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙ, чтобы – НЕ ПРИВЫК он к этому способу воспитания и не озлобился на тебя – ибо, если привыкнет к тому, что его постоянно бьют, то ПРИУЧИТСЯ и пренебрегать -- этим, и если ОЗЛОБИТСЯ – то ПОТЕРЯЕТ Доверие и любовь к тебе, тогда -- всё ПОТЕРЯНО. Тогда – большая беда будет, тогда дитя – ПЕРЕСТАНЕТ слушаться родителей и начнет жить -- по своей воле.

Пусть всё время – БОИТСЯ побоев, пусть -- угрожают ему розгой, но – НЕ ПУСКАЮТ её в ход. Наказывать розгой -- нужно, но как можно -- РЕЖЕ и только за очень плохие, грубые проступки. И угрозы пусть -- не доходят до дела, но дитя должно знать, что его МОГУТ – всегда НАКАЗАТЬ, ибо угроза тогда хороша, когда ей -- ВЕРЯТ, что она будет исполнена. Пусть дитя думает, что будет наказан, и не наказывается, дабы – НЕ ИСЧЕЗ Страх наказания, Когда видишь, что Страх -- пошел на пользу, успокой дитя, ибо природа наша нуждается -- в успокоении.

Научи его быть -- ПРИВЕТЛИВЫМ к людям. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он -- бранит кого-либо, ЗАСТАВЬ -- его замолчать и переведи речь на его собственные проступки. Убеди так разговаривать с ребенком -- и мать, и воспитателя, и так, чтобы все вместе -- были стражами и не позволяли ни одному из этих дурных слов -- извергаться из ребенка. И не доказывай мне, что дело это требует много времени. Ибо, если с самого начала займешься этим серьезно и пригрозишь и таких приставишь стражей, двух месяцев хватит и для того, чтобы исправить все, и для того, чтобы придать ему твердость природного состояния.

Пусть дети – НЕ СЛЫШАТ дурных и злых слов и речей, не слышат -- ругательных слов и матерков, ибо – НЕ СЛУШАЮЩИЙ дурного и постыдного – НЕ ПРОИЗНЕСЕТ этого.Пусть не слышат они вздорных старушечьих басен: "Такой-то любил такую-то". Пусть ничего из этого не слышат, но слушают другое, лишенное всякой уклончивости и рассказываемое очень просто.

Когда отдыхает ребенок от трудов учения, а душа охотно проводит время, слушая рассказы о прошлом, тогда говори с ним, отвратив его -- от всякого ребячества, ведь философа воспитываешь, борца и гражданина небес...и расскажи ему: "Вначале были двое детей у одного отца, двое братьев". Затем, помедлив, продолжай: "Вышедших из одной утробы. Один из них был старший, другой младший. Один, старший, был земледельцем, другой, младший, -- пастухом. И выводил он стада в долины и к озерам "

Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовольствие, и оно не утомляло его душу. "Другой же сажал и сеял. И решил он почтить Бога. И пастух, взяв лучшее из стад, принес в жертву Богу". Не много ли лучше рассказывать об этом, чем повествовать о златорунных баранах и волшебстве? Затем же привлеки его внимание, ибо рассказ заключает в себе нечто, и не вноси ничего ложного, но следуй Писанию: "Когда же принес Богу лучшее, сразу же сошел огонь с небес и все восхитил в небесный жертвенник. Старший же не сделал так, но отступил от этого: ОСТАВИВ -- Лучшее себе самому, поднес Богу другое. И не принял это Бог, но отвернулся и оставил это лежать на земле -- те же, первые, принял к себе. Подобно тому, как бывает у владеющих землями: одного из приносящих хозяин почтит и примет внутри дома, другого же оставит стоять снаружи -- так было и здесь.

Что же произошло после этого? Старший брат -- опечалился, считая себя обезславленным и превзойденным в чести, и был мрачен. Говорит ему Бог: "Почему ты огорчился? Разве не знал, что Богу приносишь? Почему, оскорбил Меня? Чем ты недоволен? Зачем, принес Мне в жертву -- остатки?" Если кажется, что нужно пользоваться более простым языком, скажи: "Тот, не имея что сказать, утих или, скорее, замолчал. После того, увидев своего младшего брата, говорит ему: "Выйдем на равнину". И захватив его хитростью, убил его. И думал, что -- укроется это от Бога. Приходит к нему Бог и говорит ему: "Где брат твой?" Отвечает он: "Не знаю". Говорит ему Бог: "Вот кровь брата твоего -- кричит ко Мне с земли".

Пусть и мать сидит рядом, в то время, как душа ребенка образовывается такими рассказами, чтобы и она помогла этому и хвалила рассказываемое. "Так, что же было после этого? Того (брата) Бог принял на небо, и после смерти он пребывает наверху". Пусть и о Воскресении -- услышит ребенок в таких рассказах. Ибо, если в мифах рассказывают -- чудеса, и верит ребенок -- тем более будет он восхищен, услышав о Воскресении и о том, что душа его пошла на Небо. "И того Он сразу взял наверх -- этот же, убийца, скитался повсюду, многие годы терпя -- несчастья, живя в страхе и трепете, и много претерпел ужасного и каждый день был наказываем. Не простую, но чрезвычайную понес кару, ибо слышал от Бога, что в страхе и трепете будешь на земле".

Ребенок не знает, что это такое, но ты скажи ему, что подобно тому, как ты, стоя перед учителем и мучаясь ожиданием наказания, страшишься, так и он ВЕЗДЕ -- страшился Бога. Хватит с него, чтобы было ему рассказано до этого места: расскажи это в один вечер. И мать пусть говорит ему о том же самом. Затем же, когда много раз услышит он об этом, попроси и у него: "Расскажи мне историю" - чтобы он мог -- проявить себя. И когда усвоит он рассказ, тогда скажи и о пользе от него: "Видишь, какое зло -- прожорливость, какое зло -- братоубийство, какое зло думать, что можешь -- обокрасть Бога. Ибо Он видит все, и даже то, что совершается -- скрытно". И если одно это правило сможешь насадить в душе ребенка, не будет у тебя нужды -- в воспитателе, ибо этот Страх перед Богом -- ЛУЧШЕ всякого другого страха представится ребенку и потрясет его душу.

Не только это, но и в церковь веди его, взяв за руку, и стремись -- привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ. И видишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнает наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее.

Можно получить от этого рассказа и другую пользу. Пусть научится от тебя, что не нужно горевать, когда -- терпишь зло. Ибо Бог с самого начала показал это самому ребенку, когда получившего блаженство посредством смерти принял на небо. Когда же рассказ этот утвердился в детском разуме, расскажи ему другой, например, опять о двух братьях, и скажи: "Было два других брата, также старший и младший. Старший же был охотником, а младший жил дома". Эти два брата были также и близнецами. Но после того, как они родились, младшего полюбила мать, а старшего отец.

Старший много времени проводил в полях, младший -- в доме. И однажды состарившийся отец говорит тому, кого он любил: "Дитя, так как я состарился, пойди и приготовь мне дичь -- поймай косулю или зайца, принеси и свари, чтобы, поев, я благословил тебя". Младшему же ничего такого не сказал. Мать, услышав, что отец сказал это, призывает младшего и говорит ему: "Дитя, так как отец приказал твоему брату достать ему дичь, чтобы, поев, он благословил его, послушай меня: иди к стаду и, взяв молодых и красивых козлят, принеси мне, и я сделаю то, что любит твой отец, и ты принесешь ему, чтобы, поев, он благословил тебя".

Отец же в старости стал плохо видеть. Когда младший принес козлят, мать сварила их и, положив ему на блюдо, дала ребенку, и он принес их отцу. Отец же, подумав, что это действительно старший, поев, благословил его. Затем, когда закончилось благословение, приходит старший сын и приносит дичь. Увидев же, что случилось, он (в отчаянии) закричал и заплакал".

Наблюдая, какое это производит благое действие понимаешь, сколько можно извлечь из этого. Прежде всего, страх и уважение будут чувствовать -- к отцам дети, видя, как борются за отцовское благословение, и предпочтут скорее подвергнуться тысяче ударов, чем услышать -- родительское проклятие. Затем явствует из этого, что нужно пренебрегать -- чревом: ибо должно рассказать и о том, что никакой пользы не получил он от того, что был первородным и старшим, так как из-за Невоздержанности чрева продал он -- превосходство своего первородства.

Есть и другие врата, прекраснее тех, но трудноохраняемые, -- врата глаз, так как, благодаря им, душа открывается небу и обладает красотой. Здесь родители должны прикладывать особенно большие усилия. Покажи ему другую красоту и туда возведи глаза его: например, небо, солнце, звезды, земные цветы, луга, красоту книг, пусть наслаждается он видом всего этого. Много есть и другого, не несущего в себе вреда.

Пусть он постоянно слушает все об Иосифе, пусть изучит то, что относится к Царствию Небесному, какая награда -- ожидает воздержанных. Если он в будет приучен к тому, чтобы не говорить непристойностей, то с детства будет обладать требуемой скромностью. Беседуй с ним о красоте души.

Перейдем к властительной части - к воле. Не следует ни полностью -- отсекать ее у юноши, ни позволять ей проявляться во всех случаях, но будем воспитывать их с раннего возраста в том, чтобы, когда сами они подвергаются несправедливости, переносить это, если же увидят кого-либо обижаемым, то храбро выступить на помощь и должным образом -- защитить истязаемого.

Когда дитя рассердится, напомни ему -- о его недостатках. Пусть не будет он ни изнеженным, ни диким -- но мужественным и кротким. Пусть будет у него одно правило -- никогда не оставлять без помощи другого, которого кто-то обижает.

Наши рекомендации