Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1».

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 “Садака” — добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня. И Коран, и сунна поощряют людей помогать нуждающимся, обещая за это большую награду Аллаха. В данном случае имеется в виду, что человек, расходующий средства на содержание своей семьи, получит такую же награду, как и человек, расходующий свои средства на садаку.

Глава 39: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Религия есть проявление искренности1 по отношению к Аллаху2, к Его посланнику, к мусульманским правителям3 и ко всем мусульманам вообще4».

1 “Насиха” — благожелательное и искреннее отношение.

2 Искренность по отношению к Аллаху проявляется в подчинении Его велениям и отказе от совершения всего того, что запрещено Им.

3 Здесь имеется в виду оказание им помощи в их делах, если они стараются вести мусульман по прямому пути, и указание им на их ошибки, если они впадают в заблуждение.

4 Здесь подразумевается побуждение мусульман к одобряемому шариатом /ма‘руф/ и удержание от неодобряемого /мункар/, доброе отношение к ним, стремление помочь и старание выполнять всё то, к чему побуждал людей посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сфере взаимоотношений друг с другом.

52 (57). Передают, что Джарир бин ‘Абдуллах (аль-Баджали), да будет доволен им Аллах, сказал:

Я поклялся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что буду молиться, выплачивать закят1 и проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину».

(58). Сообщается также, что Джарир бин ‘Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: “Клянусь тебе оставаться приверженным Исламу!” — он же поставил мне одно условие, сказав: “И проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину”, и я поклялся ему в этом»

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 См. примечание к хадису № 8.

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

Книга знания

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

Глава 40: Достоинство знания.

Аллах Всевышний сказал:

«Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите» (“Препирательство”, 11).

Всемогущий и Великий также сказал:

«…и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”» (“Та ха”, 114).

Глава 41: О том, кому задали вопрос, когда он был занят беседой, и кто закончил её, а потом ответил задавшему вопрос.

53 (59). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который беседовал с собравшимися людьми, подошёл какой-то бедуин и спросил: “Когда настанет Час этот?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал разговаривать, (не ответив ему,) и некоторые люди сказали: “Он слышал, что сказал (этот бедуин), но ему это не понравилось”, другие же сказали так: “Нет, он не слышал”. Закончив разговор, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Где же спрашивавший о Часе?” (Бедуин) откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха”. Тогда он сказал: “Жди наступления этого Часа тогда, когда будет погублено то, что отдано на хранение1 /амана/”. (Бедуин) спросил: “Как же это будет погублено?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Так будет, если поддержание этого дела2 будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа!”»

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 В данном случае под “отданным на хранение” понимается Ислам, требующий от людей выполнения определённых велений Аллаха и отказа от того, что Он запретил им. См. примечание к хадису № 2020.

2 Имеется в виду либо поддержание дела Ислама, либо обладание властью.

Глава 42: О возвышающем свой голос с (целью передачи) знания.

54 (60). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал:

Как-то раз, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отставший от нас в пути, присоединился ко (всем остальным) уже после того, как настало время молитвы, а мы совершали омовение и (некоторые из нас) начали протирать ноги1, и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) изо всех сил закричал: “Горе пяткам от (мук) огня!” — дважды или трижды (повторив эти слова)”».

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 То есть проводили по ним влажными руками вместо того, чтобы омывать ноги по всем правилам.

Глава 43: Имам задаёт вопросы тем, кто находится у него, чтобы проверить, каково их знание.

55 (62). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину, а (теперь) скажите мне, что это (за дерево)?” — и люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне”».

‘Абдуллах Ибн ‘Умар сказал:

«И мне пришло в голову, что это пальма, но я постеснялся1, а потом они2 попросили: “Скажи нам, что это за дерево, о посланник Аллаха?” — и он сказал: “Это — пальма”».3

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, постеснялся отвечать, так как помимо него у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находились старшие, в том числе и его отец.

2 То есть остальные присутствовавшие.

3 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает мусульманина с пальмой, желая сказать, что он, подобно пальме, должен постоянно служить источником всяческой пользы и блага.

Глава 44: О том, что было сказано относительно знания.

Аллах Всевышний сказал:

«…и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”» (“Та ха”, 114).

56 (63). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

Однажды, когда мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сидели в мечети, к ней верхом на верблюде подъехал какой-то человек. Он заставил своего верблюда опуститься на колени у мечети, стреножил его, а потом спросил: “Кто из вас Мухаммад?” В это время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел среди людей, опираясь на руку, и мы сказали: “Этот белолицый человек, который полулежит, опираясь на руку”. Тогда человек спросил его: “(Ты ли) Ибн ‘Абд аль-Мутталиб?”1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я тебя слушаю”. (Этот человек) сказал: “Я буду подробно расспрашивать тебя и поэтому (прошу) на меня не сердиться”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Спрашивай, о чём хочешь”. (Этот человек) спросил: “Я заклинаю тебя твоим Господом и Господом тех, кто жил до тебя, (скажи мне,) это Аллах послал тебя ко всем людям?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе, чтобы мы совершали пять молитв в течение дня и ночи?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “ О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе, чтобы мы соблюдали пост в течение этого месяца?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе брать садаку2 с богатых из нас и распределять её среди бедных?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, да!” Тогда этот человек сказал: “Я уверовал во всё то, с чем ты пришёл, и я послан к тебе моими соплеменниками, и я — Димам бин Са‘ляба, брат3 (племени) бану са‘д бин бакр”».

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 То есть “Ты ли сын ‘Абд аль-Мутталиба?” Здесь слово “сын” следует понимать как “потомок”, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходился ‘Абд аль-Мутталибу не сыном, а внуком.

2 Здесь имеется в виду закят, который в первые годы существования Ислама называли также и садакой.

3 Димам хотел сказать, что oн состоит в родстве с людьми из этого племени, которые приходились пророку, да благословит его Аллах и приветствует, родственниками по матери.

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил одного человека со своим посланием, повелев ему вручить это послание владыке Бахрейна1. И тот вручил его владыке Бахрейна, который отправил его Хосрову2, разорвавшему его на мелкие куски после прочтения.

(Ибн аль-Мусаййаб3) сказал: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял их, пожелав, чтобы их самих разорвали в клочья».

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 Имеется в виду не остров, а область с таким же названием на восточном побережье Аравийского полуострова. Правители этих земель находились в зависимости от сасанидского Ирана.

2 Речь идёт о царе Ирана Хосрове II.

3 Ибн аль-Мусаййаб — имя одного из передатчиков этого хадиса.

58 (65). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

Однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал1 (или: хотел написать) одно из своих посланий, ему сказали: “Они2 читают только запечатанные послания”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) взял серебряный перстень, на котором была выгравирована надпись “Мухаммад, посланник Аллаха”, а белизна этого перстня на его руке и сейчас стоит у меня перед глазами».

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 Имеется в виду, что он, да благословит его Аллах и приветствует, продиктовал это письмо.

2 Имеются в виду правители, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к Исламу в этих посланиях.

Глава 45: О том, кто увидел свободное место в кругу сидящих и сел там.

Передают со слов Абу Вакида аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел в мечети вместе с людьми, (туда) пришли три человека. Двое из них подошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а один удалился.

(Передатчик этого хадиса) сказал:

Эти двое постояли около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и один из них увидел свободное место в кругу (сидевших людей) и сел там, другой сел позади них, а третий повернулся и ушёл. Закончив разговаривать (с этими людьми), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не сообщить ли вам нечто об этих троих? Один из них искал приюта у Аллаха, и Аллах предоставил ему приют1; что касается другого, то он устыдился (Аллаха), и Аллах устыдился его2; что же касается третьего, то он отвернулся, и Аллах (тоже) отвернулся от него”».

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 То есть оказал ему Свою милость.

2 Имеется в виду, что теперь Аллах не станет подвергать его наказанию.

Глава 46: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Иной раз тот, кому передают что-либо, усваивает это лучше, чем слышавший непосредственно».

60 (67). Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует да,) сел на своего верблюда1, которого держал за повод (или: недоуздок) один человек, а потом спросил: “Что это за день?” Мы промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не день жертвоприношения?” Мы сказали: “Да”. (Затем) он спросил: “А что это за месяц?” Мы (снова) промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не зу-ль-хиджжа?” Мы сказали: “Да”. (Тогда) он сказал: “Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь2, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе3! Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, но, поистине, может получиться и так, что присутствующий известит того, кто усвоит это лучше него самого”».

Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой1». - student2.ru

1 Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, рассказывает о том, что происходило во время прощального паломничества /хиджжат аль-вида’/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в феврале 632 года.

2 Иначе говоря, жизнь.

3 Речь идёт о Мекке и прилегающей к ней территории, которая является харамом, то есть священной территорией, где запрещается убивать и наносить вред не только людям, но и вообще всему живому, а также и растениям. Естественно, что в особой мере это касается периода хаджжа. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает, что неприкосновенность личности является одним из основных принципов Ислама в области взаимоотношений /му‘амалят/ между людьми.

Глава 47: О том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время, чтобы они не питали (к этому) отвращения (или: не разбегались).

61 (68). Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

Наши рекомендации