Постепенное вменение джихада в обязанность: от запрета до обязанности
Запрет сражения
В начале исламского призыва мусульманам было запрещено вести джихад с помощью сражения. Всевышний Аллах сказал:
Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел.
(Ан-Ниса, 7)
Дозволенность сражения
После этого мусульманам было разрешено вести джихад, если многобожники начинали притеснять их и призывать оставить их религию. Всевышний Аллах сказал:
Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь - Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный. Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел - у Аллаха.
(Аль-Хаджж, 39-41)
Самозащита с помощью сражения
Затем пришло повеление сражаться с многобожниками, если они нападали на мусульман. Всевышний Аллах сказал:
Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников.
(Аль-Бакара, 190)
Приказ сражаться
Когда ислам окреп и распространился так, что люди начали входить в религию Аллаха толпами, и увеличилось количество внешних врагов исламского государства, которые полагали, что им угрожает опасность, тогда Всевышний Аллах приказал мусульманам вести джихад для распространения и донесения послания единобожия всем народам. Для возвышения Слова Аллаха и обращения к королям и правителям с призывом к исламу. Целью всего этого было возвышение слов единобожия и воплощение справедливости, а не колониализм, расширение влияния, возвышение над другими, демонстрация силы или же месть, результатом которой являются разрушение и уничтожение. Всевышний Аллах сказал:
Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают.
(Аль-Анфаль, 47)
Священный Коран рассказал о тех гонениях, которым до появления ислама подверглись верующие в Аллаха христиане со стороны многобожников. Всевышний Аллах увековечил историю этих гонений в Священном Коране, чтобы разъяснить, что настоящей целью джихада является устранение несправедливости по отношению к верующим: будь-то христиане, иудеи или мусульмане. Всевышний Аллах сказал:
Клянусь небом с созвездиями Зодиака! Клянусь днем обещанным! Клянусь свидетельствующим и засвидетельствованным! Да сгинут собравшиеся у рва!
(Аль-Бурудж, 1-4)
Эти аяты были ниспосланы в Священном Коране, дабы рассказать нам об истории христиан Йемена, которые жили до посланнической миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Их мучили представители своего же народа, потому что они были верующими во Всевышнего Аллаха. Они выкопали для верующих глубокий ров, разожгли в нём пылающий огонь и поставили их перед выбором: либо они отрекутся от своей религии, либо их бросят туда. Так их сожгли заживо из-за их веры во Всемогущего Аллаха. А их обидчики сидели у этого рва и наблюдали за происходящим.
Нормы ведения джихада
У джихада в исламе есть ряд норм и правил этикета, которые возвышают его над несправедливостью, притеснениями и преступлениями: он ведется только против тех, кто участвует в сражении. Нельзя убивать стариков, женщин, детей, больных, врачей и пленных, а также аскетов, которые уединились для своего поклонения. Нельзя издеваться над ранеными, нельзя увечить тела убитых, нельзя преследовать тех, кто сбежал с поля боя, нельзя убивать животных, разрушать жилища и плохо относиться к местам поклонения. Нельзя загрязнять воду и колодцы, вырывать деревья или сжигать их и т.д.
Таковыми были наставления благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также его праведных халифов армиям, которые они отправляли на джихад. Таким было наставление первого халифа Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), который сказал главнокомандующим своей армии: «Остановитесь, я вам завещаю десять наставлений, запомните же их от меня: не предавайте и не обманывайте, не поступайте вероломно и не обезображивайте трупы, не убивайте ни малого ребёнка, ни старца, ни женщину, не портите и не сжигайте пальм, не вырубайте плодовых деревьев и не убивайте овцу или верблюда только как для еды. Вы встретите людей, которые проводят всё своё время в кельях, не трогайте же ни их, ни того, чему они себя посвятили»[108].
Что же касается военнопленных в исламе, то у них есть права: нельзя их пытать, унижать, запугивать и морить жаждой или голодом. Напротив, к ним нужно хорошо относиться, ибо Всевышний Аллах сказал:
Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!
(Аль-Инсан, 8-9)
Исламское государство может поступать с военнопленными в соответствии со своими общими интересами и международными договоренностями: либо освободить их без выкупа, либо за выкуп, либо обменять их на пленных мусульман. Всевышний Аллах сказал:
Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха.
(Мухаммад, 4)
Что же касается обычных людей-немусульман, которые проживают в стране, в которую вошли мусульмане, то ислам запрещает посягать на них или как-то вредить им. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кто убил му’ахада, находящегося под покровительством Аллаха и Его посланника, тот нарушил договор, данный Аллахом, и он не почувствует запах рая, хотя его запах будет ощущаться уже на расстоянии семидесяти лет (пути)»[109].
Также запрещено унижать их, нельзя притеснять или поступать с ними несправедливо. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кто притесняет му`ахада, ущемляет его, возлагает на него выше его возможностей, берёт у него что-то без его согласия, то я буду его оппонентом в Судный День»[110].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) завещал муджахидам хорошо относиться к жителям завоеванной страны, говоря:
«Когда вы завоюете Египет, то относитесь хорошо к коптам, ведь они под нашим покровительством и у них с нами родственные связи»[111].
Самым лучшим доказательством воплощения его завещания (мир ему и благословение Аллаха) в жизнь, был тот договор, который составил Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) с жителями Иерусалима, когда завоевал его. Он (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это – гарантия безопасности, которую слуга Господа Умар, Предводитель правоверных, предоставляет жителям Иерусалима. Он гарантирует им сохранности их жизней, больных и здоровых, имущества, церквей, крестов и религиозных ритуалов… Жители не будут насильно обращены в мусульманство».
Видела ли история подобное благородство, справедливость и снисходительность со стороны победителя по отношению к побежденному? Хотя он (да будет доволен им Аллах) мог поставить им любые условия, но проявил справедливость, дабы распространить религию Аллаха и любовь к людям. Это указывает на то, что джихад в исламе не ведется ради мирских интересов.