Вопрос 2. Факторы и закономерности развития психики

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.ГОРЬКОГО

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В.Н. , КЛЕВЕЦ Л.Н.

ДЕТСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов по предмету «Основы психологии и педагогики»

Донецк

2009

ББК 88.4

А 13

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В.Н., КЛЕВЕЦ Л.Н.

А 13 Детская и возрастная психология. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов ВУЗов по предмету «Основы психологии и педагогики». — ДонНМУ, 2009.- 88 с.

В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории детской и возрастной психологии и их практическое значение как в медицинской практике врача-лечебника, врача-педиатра, так и в социальной жизни любого человека. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.

Пособие может быть использовано студентами-психологами, студентами-медиками для подготовки к экзамену и зачету по детской и возрастной психологии и всеми интересующимися психологией.

ББК 88.4

А13

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие состоит из 12 лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материала. В нем проструктурированы такие разделы детской и возрастной психологии, как: «Возрастное развитие: факторы и закономерности», «Младенчество», «Раннее детство ( от 1 года до 3 лет)», «Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)», «Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению», «Младший школьный возраст ( от 7 до 11 лет )», «Подростковый возраст (11-15 лет)», «Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет)», «Юность. (то 17 до 20-23 лет)», «Молодость (от 20-23 до 30 лет)», «Зрелость (от 30 до 60-70 лет)», «Поздняя зрелость ( после 60-70 лет)». Эти проблемы являются основными в теории детской и возрастной психологии.

Изучение структурно-логической схемы каждого вопроса является обязательным для студента-психолога или студента-медика, так как формирует быстрое понимание и запоминание рассматриваемой проблемы

Главная цель учебного пособия состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь студенту быстро ориентироваться в объеме и содержании любого понятия данной науки, обобщать и дифференцировать его, усвоить навыки элементарного структурно-логического мышления на заданную тему и эффективно использовать эти механизмы в освоении теоретического материала. Решение этой задачи потребовало от нас уйти от формы многословия и выбрать более краткую форму подачи материала.

Список изученных нами работ по детской и возрастной психологии, на основе которых было написано учебное пособие, прилагается.

Тема 1.

Возрастное развитие: факторы и закономерности.

План.

1. Предмет и методы возрастной психологии.

2. Факторы и закономерности развития психики.

3. Критерии периодизации возрастного развития

4. Стадиальность развития

5. Периодизация психического развития.

6. Стадии развития взрослого человека.

Вопрос 1. Предмет и методы возрастной психологии:

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций личности на протяжении всей жизни человека. Это особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития, она дает характеристику разных возрастных периодов.

Возрастная психология включает:

- детскую психологию;

- психологию отрочества;

- акмеологию ( психологию развития зрелой личности );

-геронтопсихологию.

Отличие от других областей психологии – акцент на динамике развития:

- прослеживается процесс развития каждой психической функции;

- изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах;

- отвечает на вопросы, когда образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте;

- дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит (семьи, детского сада, школы, подростковых компаний);

-смотрит на процесс взаимодействия ребенка и взрослого- с точки зрения ребенка.

Понятия:

Возраст- это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.Психологический возраст может не совпадать с хронологическим. Возрастной период имеет определенные границы, которые могут сдвигаться , и один человек может вступать в новый возрастной период раньше, другой позже.

Детство:- целая эпоха, которая является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Специфика детства определяется уровнем социально – экономического и культурного уровня развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.

Методы исследования возрастного развития:

1. Метод срезов - изучение определенного уровня развития ( например уровень интеллекта);

2. Сравнительный метод – данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития наблюдаются и чем они обусловлены;

3. Лонгитюдный метод – прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени,

4. Метод наблюдения – незаменимый метод в работе с маленькими детьми. Наблюдения бывают сплошными (наблюдаются все особенности поведения ребенка) и выборочными ( когда фиксируются только некоторые из них);

5. Метод эксперимента – проводится в обстановке, приближенной к привычным для них условиям,

6. Проективные методы – перенос на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств.

7. Методика завершения рассказа – когда конец рассказа придумывают дети,

8. Методика неоконченных предложений – в продолжении фраз,

9. Социометрический метод – выборы детей, взаимные и невзаимные, раскрывают структуру отношений в группе;

10. Метод стандартизованных тестов – изучается интеллектуальное развитие;

11. Формирующий эксперимент – прослеживается динамика развития определенной психической функции;

12. Биографический метод – анализируются дневники, письма, мемуары.

Вопрос 2. Факторы и закономерности развития психики.

Направления: биологизаторское и социологизаторское.

-биологизаторское – человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения;

- социологизаторское – противоположный биологизаторскому, его истоки в идеях философа Джона Локка ( ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска и на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким эго хотят видеть близкие взрослые).

Оба подхода страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.

Факторы развития психики:

1 биологический - включает наследственность, наследуются – темперамент и задатки способностей, которые развиваются в процессе деятельности.

- специальные способности;

- общие способности;

- активность.

2. Среда – (природная и социальная):

-природная – влияет на психику опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей;

- социальная среда- это ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, воспитатели детского сада, школьные учителя, сверстники, социальные группы.

Понятия:

1. Сензитивные периоды развития – периоды наибольшей чувствительности к определенному рода воздействиям;

2. Оптимальные сроки обучения;

3. Спонтанный процесс – протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение;

4. Развитие и обучение: когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослыми, она находится в «зоне ближайшего развития».

Особенности детского развития:

1. Цикличность;

2. Неравномерность;

3. « Метаморфозы»;

4. Инволюция.

1) Цикличность: развитие имеет сложную организацию во времени со своим сложным темпом и содержанием.

2) Неравномерность: разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

3) «Метаморфозы»: Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую.

4) Инволюция: - обратный процесс развития. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

Наши рекомендации