Вопрос 2. Факторы и закономерности развития психики
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.ГОРЬКОГО
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В.Н. , КЛЕВЕЦ Л.Н.
ДЕТСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов по предмету «Основы психологии и педагогики»
Донецк
2009
ББК 88.4
А 13
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)
Научные рецензенты:
Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.
Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ В.Н., КЛЕВЕЦ Л.Н.
А 13 Детская и возрастная психология. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов ВУЗов по предмету «Основы психологии и педагогики». — ДонНМУ, 2009.- 88 с.
В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории детской и возрастной психологии и их практическое значение как в медицинской практике врача-лечебника, врача-педиатра, так и в социальной жизни любого человека. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.
Пособие может быть использовано студентами-психологами, студентами-медиками для подготовки к экзамену и зачету по детской и возрастной психологии и всеми интересующимися психологией.
ББК 88.4
А13
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие состоит из 12 лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материала. В нем проструктурированы такие разделы детской и возрастной психологии, как: «Возрастное развитие: факторы и закономерности», «Младенчество», «Раннее детство ( от 1 года до 3 лет)», «Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)», «Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению», «Младший школьный возраст ( от 7 до 11 лет )», «Подростковый возраст (11-15 лет)», «Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет)», «Юность. (то 17 до 20-23 лет)», «Молодость (от 20-23 до 30 лет)», «Зрелость (от 30 до 60-70 лет)», «Поздняя зрелость ( после 60-70 лет)». Эти проблемы являются основными в теории детской и возрастной психологии.
Изучение структурно-логической схемы каждого вопроса является обязательным для студента-психолога или студента-медика, так как формирует быстрое понимание и запоминание рассматриваемой проблемы
Главная цель учебного пособия состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь студенту быстро ориентироваться в объеме и содержании любого понятия данной науки, обобщать и дифференцировать его, усвоить навыки элементарного структурно-логического мышления на заданную тему и эффективно использовать эти механизмы в освоении теоретического материала. Решение этой задачи потребовало от нас уйти от формы многословия и выбрать более краткую форму подачи материала.
Список изученных нами работ по детской и возрастной психологии, на основе которых было написано учебное пособие, прилагается.
Тема 1.
Возрастное развитие: факторы и закономерности.
План.
1. Предмет и методы возрастной психологии.
2. Факторы и закономерности развития психики.
3. Критерии периодизации возрастного развития
4. Стадиальность развития
5. Периодизация психического развития.
6. Стадии развития взрослого человека.
Вопрос 1. Предмет и методы возрастной психологии:
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций личности на протяжении всей жизни человека. Это особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития, она дает характеристику разных возрастных периодов.
Возрастная психология включает:
- детскую психологию;
- психологию отрочества;
- акмеологию ( психологию развития зрелой личности );
-геронтопсихологию.
Отличие от других областей психологии – акцент на динамике развития:
- прослеживается процесс развития каждой психической функции;
- изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах;
- отвечает на вопросы, когда образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте;
- дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит (семьи, детского сада, школы, подростковых компаний);
-смотрит на процесс взаимодействия ребенка и взрослого- с точки зрения ребенка.
Понятия:
Возраст- это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.Психологический возраст может не совпадать с хронологическим. Возрастной период имеет определенные границы, которые могут сдвигаться , и один человек может вступать в новый возрастной период раньше, другой позже.
Детство:- целая эпоха, которая является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Специфика детства определяется уровнем социально – экономического и культурного уровня развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.
Методы исследования возрастного развития:
1. Метод срезов - изучение определенного уровня развития ( например уровень интеллекта);
2. Сравнительный метод – данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития наблюдаются и чем они обусловлены;
3. Лонгитюдный метод – прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени,
4. Метод наблюдения – незаменимый метод в работе с маленькими детьми. Наблюдения бывают сплошными (наблюдаются все особенности поведения ребенка) и выборочными ( когда фиксируются только некоторые из них);
5. Метод эксперимента – проводится в обстановке, приближенной к привычным для них условиям,
6. Проективные методы – перенос на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств.
7. Методика завершения рассказа – когда конец рассказа придумывают дети,
8. Методика неоконченных предложений – в продолжении фраз,
9. Социометрический метод – выборы детей, взаимные и невзаимные, раскрывают структуру отношений в группе;
10. Метод стандартизованных тестов – изучается интеллектуальное развитие;
11. Формирующий эксперимент – прослеживается динамика развития определенной психической функции;
12. Биографический метод – анализируются дневники, письма, мемуары.
Вопрос 2. Факторы и закономерности развития психики.
Направления: биологизаторское и социологизаторское.
-биологизаторское – человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения;
- социологизаторское – противоположный биологизаторскому, его истоки в идеях философа Джона Локка ( ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска и на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким эго хотят видеть близкие взрослые).
Оба подхода страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
Факторы развития психики:
1 биологический - включает наследственность, наследуются – темперамент и задатки способностей, которые развиваются в процессе деятельности.
- специальные способности;
- общие способности;
- активность.
2. Среда – (природная и социальная):
-природная – влияет на психику опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей;
- социальная среда- это ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, воспитатели детского сада, школьные учителя, сверстники, социальные группы.
Понятия:
1. Сензитивные периоды развития – периоды наибольшей чувствительности к определенному рода воздействиям;
2. Оптимальные сроки обучения;
3. Спонтанный процесс – протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение;
4. Развитие и обучение: когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослыми, она находится в «зоне ближайшего развития».
Особенности детского развития:
1. Цикличность;
2. Неравномерность;
3. « Метаморфозы»;
4. Инволюция.
1) Цикличность: развитие имеет сложную организацию во времени со своим сложным темпом и содержанием.
2) Неравномерность: разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.
3) «Метаморфозы»: Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую.
4) Инволюция: - обратный процесс развития. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.