Темы контрольных работ. 1. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами

1. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

2. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.

3. История становления психологической науки.

4. Структура современной психологии.

5. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.

6. Сознание и речь.

7. Понятие и виды бессознательного. Соотношение между сознанием и бессознательным.

8. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

9. Виды и развитие человеческой деятельности.

10. Связь восприятия с движениями.

11. Восприятие и научение.

12. Восприятие и умозаключение (мышление).

13. Психологические теории внимания.

14. Ассоциативная теория памяти.

15. Психоаналитическая теория памяти.

16. Факторы, влияющие на развитие памяти.

17. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

18. Теории памяти в психологии.

19. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.

20. Воображение и творчество.

21. Сновидения, галлюцинации и грезы.

22. Развитие воображения.

23. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.

Пояснительная записка

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Содержательно она закладывает основы знаний для освоения дисциплин базовой части профессионального цикла («Психология развития», «Социальная психология», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Клиническая психология детей и подростков», «Психолого-педагогическая диагностика», «Количественные и качественные методы психологических и педагогических исследований»), учебной и производственной практик, в процессе которых изучаются и осваиваются возможности методического решения вопроса об особенностях психики конкретного человека и их учета в процессе взаимодействия с ним. Учебная дисциплина непосредственно связана с дисциплинами «Психолого-педагогический практикум по общей и экспериментальной психологии».

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Общая и экспериментальная психология»: школьные знания.

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Цель дисциплины – формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

способен учитывать общие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

иметь представление о предмете и задачах общей и экспериментальной психологии, об основных фактах, закономерностях и механизмах психики; понимать естественно-научные и методологические основы современной психологии; знать структуру психики, общие характеристики познавательных процессов и свойств личности;

уметь ясно излагать характеристику основных компонентов психики человека; характеризовать методы исследования психики человека; владеть: понятийным аппаратом общей и экспериментальной психологии; навыками различения явлений обыденной и научной психологии, использования основного методологического арсенала современной психологии.

Задачи учебного курса:

- системно представить сущностные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств личности;

- изучить основные теории личности человека;

- освоить методологические основы экспериментальной психологии, ее структурные и ключевые компоненты;

- оперировать основными категориями психологических знаний;

- дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния).

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция–визуализация, проблемная лекция, разыгрывание ролей, дискуссия, активизация творческой деятельности, метод малых групп, упражнения, подготовка письменных аналитических работ.

Формы текущего контроля: устные ответы, тестовые задания, рефераты, доклады и т. п. Форма отчетности – экзамен.

Учебная программа

1. Введение в психологию

Определение психологии как науки. Предмет психологии. Примеры явлений, которые изучает современная психология. Деление мира психических явлений на процессы, свойства, состояния, образования. Отличие житейских психологических знаний от научных. Задачи психологии на современном этапе ее развития. Основные отрасли психологической науки.

2. История психологии. Психологические теории

Этапы развития психологии. Становление предмета психологии. Научные школы в психологии. Психология сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о бессознательной психике. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений. Понятие самоактуализации в гуманистической психологии. Человек, познающий в когнитивной психологии. Психология деятельности (отечественная психология). Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

3. Филогенез. Отражение как всеобщее качество материального мира. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики. Роль психического отражения в приспособлении живых организмов и эволюции поведения. Основные этапы развития психики. Периодизация эволюционного развития психики (по А.Н. Леонтьеву). Отличия человека от животных. Антропогенез.

4. Естественно-научные основы психологии. Физиологические основы психики человека. Структура нервной клетки, принцип ее работы. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы. Отделы центральной и периферической нервной систем. Основные свойства нервной системы. Понятие о рефлексе (условном и безусловном), инстинкте. Схемы рефлекторной дуги и кольца.

4.Методы исследования в психологии.

5.Понятие о личности в психологии. Психологическая структура личности

6.Понятие, структура и виды общения.

7.Характеристика внимания.

8.Характеристика ощущения.

9.Характеристика восприятия.

10.Характеристика памяти.

11.Характеристика мышления

12. Характеристика речи.

13.Характеристика воображения.

14.Характеристика темперамента.

15. Характеристика эмоций и чувств.

16. Мотивы и потребности человека.

17.Характеристика воли.

18. Понятие и структура характера.

19. Понятие о способностях. Виды способностей и их формирование.

20.Понятие о группах в психологии, их классификация.

Темы курсовых работ

1. Проблема объективности отражения окружающего мира органами чувств.

2. Влияние психологического аспекта на чувствительность органов чувств.

3. Сенсорная адаптация и ее значение в жизни человека.

4. Развитие ощущений.

5. Влияние феномена апперцепции на восприятие.

6. Восприятие пространства.

7. Восприятие движения и времени.

8. Смысловая теория памяти.

9. Феномен забывания с позиций психоанализа.

10. Моторная память и построение движений.

11. Влияние эмоциональной памяти на жизнь человека.

12. Факторы, влияющие на эффективность запоминания.

13. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

14. Формирование и развитие личности.

15. Комплекс неполноценности и его влияние на развитие личности.

16. Самосознание личности.

17. Проблема самоактуализации личности.

18. Исследование представлений о причинах успешного брака.

19. Экспериментальное исследование самооценки и жизненного планирования.

11.Характеристика наблюдения как метода психологического исследования.

12. Метод эксперимента.

13. Вербально-коммуникативные методы.

14.Психологическое измерение и тестирование.

15.Понятие и виды внимания. Физиологические механизмы внимания.

16. Свойства внимания, его диагностика и развитие.

17. Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений.

18. Классификация и свойства ощущений.

19. Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия, его виды.

20. Свойства восприятия, его развитие и диагностика.

21. Общее представление о памяти. Виды памяти.

22. Процессы памяти, ее развитие и диагностика.

23.Понятие о мышлении, его виды.

24. Операции и формы мышления, его развитие и диагностика.

25.Общая характеристика речи, ее связь с мышлением.

26.Понятие о воображении, его функции и виды.

27. Способы синтезирования образов воображения, его развитие и диагностика.

28. Понятие о личности в психологии. Психологическая структура личности.

29.Общая характеристика потребностей и мотивов.

30. Понятие о темпераменте, его свойства. Теории темперамента.

31. Психологическая характеристика типов темперамента.

32. Понятие и структура характера.

33. Акцентуации характера. Психопатии.

34. Понятие об эмоциях и чувствах. Основные их функции.

35. Виды эмоциональных явлений.

36.Понятие о воле, ее функции.

37. Структура и компоненты волевого акта.

38. Понятие о способностях. Виды способностей и их формирование.

39.Понятие о группах и коллективе в психологии. Классификация и структура групп.

40. Общая характеристика общения.

Вопросы к зачету по общей и экспериментальной психологии

Для студентов ЗО

1. Характеристика психологии как науки.

2. Филогенез. Стадии развития психики и соответствующие им формы поведения животных.

3. Строение и физиологические механизмы нервной системы человека.

Эволюция учения о локализации психических процессов. Основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в регуляции поведения. Эволюция представлений о доминантности в работе полушарий и особенности их функционирования у праворуких и леворуких людей. Доминанта Ухтомского.

5. Основы экспериментальной психологии

Экспериментальная психология как наука. Научное исследование. Классификация методов. Этапы научного исследования. Методологические принципы психологии и методы. Классификация методов исследования (по Б.Г. Ананьеву). Этические принципы проведения психологических исследований. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования. Метод эксперимента. Вербально-коммуникативные методы: беседа, интервью и анкетирование. Психологическое измерение и тестирование.

6. Внимание

Определение внимания. Объекты внимания, его избирательность. Структура внимания: устойчивость, распределение, переключаемость, объем. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, их сравнительная характеристика. Физиологические основы внимания. И.П. Павлов, А.А. Ухтомский о механизмах мозговой деятельности, обеспечивающих сосредоточение. Потребности и внимание. Расстройства внимания и их коррекция в учебно-воспитательном процессе. Методы изучения внимания.

7. Ощущение

Понятие об ощущении. Рефлекторная природа ощущений. Общие свойства ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятие о модальностях. Закон Вебера–Фехнера. Абсолютный и относительный пороги ощущений. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений.

8. Восприятие

Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Физиологические основы восприятия. Перцептивный образ. Сенсорная организация личности. Свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, осмысленность, обобщенность. Установка и восприятие. Методы изучения восприятия.

9. Память

Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Классификация по продолжительности запоминания и сохранения. Классификация по характеру деятельности, по способу запоминания (А.А. Смирнов). Память

непосредственная и опосредованная. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Воспроизведение и узнавание. Припоминание и вспоминания. Забывание. Темпы забывания. Индивидуальные различия памяти у людей. Нарушения памяти. Формирование и развитие памяти. Методы изучения памяти.

10. Мышление

Понятие о мышлении. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов. Опосредованный и социально обусловленный характер мышления. Функции мышления. Этапы решения мыслительной задачи. Теории мышления. Типы мышления. Классификация мышления по характеру решаемых задач, по степени новизны. Операции мышления. Мышление и речь. Внутренняя речь и роль скрытых речевых реакций в процессе мышления. Роль слова в формировании понятий. Методы изучения мышления.

11. Воображение и представление

Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий. Виды воображения, формы активного воображения. Идеомоторный акт. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Способы, приемы получения образов воображения. Методы изучения воображения. Представление. Классификация представлений. Отличие представлений от воображения и мышления.

12. Речь

Определение языка и речи. Характеристики и различия языка и речи. Анатомо-физиологические механизмы речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. Функции речи: сигнификативная, обобщающая, коммуникативная, экспрессивная, кинетическая. Психологическая структура речи. Виды речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя, внешняя. Соотношение внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Теории речевого развития.

13. Личность

Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность. Определение личности. Подходы к описанию структуры личности (зарубежные и отечественные теории). Направленность личности. Установки личности и их формирование. Самосознание личности: «Я–концепция» («образ – Я», «Я – образ»). Самооценка и ее роль для становления самосознания личности. Уровень

сборная спортивная команда; читатели одной библиотеки; коллектив заводского цеха; бригада шабашников; рабочая смена в парикмахерской; дворовые игроки в домино; туристическая группа, отправившаяся на летний отдых в Италию; посетители одной дискотеки; пенсионеры; однокурсники; аспиранты одного профессора; мафия.

Задание 3. Выберите из перечисленного списка то, что, на ваш взгляд, делает группу группой.

Доверие, территориальность, взаимная симпатия, принятие, завершенность, внутригрупповой конфликт, власть лидера, интимность, чувство «Мы», жажда безопасности, комплекс неполноценности, эмпатия, общая цель, общение, совместная деятельность, групповое мышление, социальная перцепция, избегание одиночества, зависимость, общее помещение, эмоциональный дискомфорт, страх, фрустрация, взаимодействие, общая мотивация, переживание принадлежности к группе, тенденция к подчинению, идентификация, унификация, общие нравственные ценности.

Задание 4. Американские исследователи выделили пять типов социальной власти: а) власть вознаграждения; б) власть принуждения; в) власть эксперта; г) власть авторитета; д) власть закона. Опишите, на чем основан каждый тип власти, и определите, какой из них, на ваш взгляд, будет оптимален для следующих персонажей.

Директор школы; лидер оппозиционной партии; руководитель научной лаборатории; глава государства; владелец швейной мастерской; глава семьи; староста студенческой группы; лидер дворовой компании; спортивный тренер; учитель музыки; шефФБР; президент финансовой корпорации; проповедник; психотерапевт; мать; отец; судья; воспитатель в группе детского сада; лектор большой аудитории; оратор на политическом митинге; полководец; ректор университета.

Вопросы к экзамену по общей и экспериментальной психологии

1. Характеристика психологии как науки.

2. Этапы развития психологии. Становление предмета психологии.

3. Научные школы в психологии.

4. Культурно-исторический подход в психологии.

5. Деятельностный подход в психологии.

6. Филогенез. Стадии развития психики в концепции Леонтьева–Фабри.

7. Возникновение и развитие сознания человека.

8. Строение и физиологические механизмы функционирования нервной системы человека.

9. Характеристика научного исследования в психологии, его этапы.

10. Классификация методов психологии.

1. Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.

2. Нет ничего только внутри, поскольку все что внутри – снаружи.

3. По одежке встречают, по уму провожают.

4. Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Группа и коллектив

Вопросы к семинару

1. Понятие группы, виды групп.

2. Структура группы.

3. Исследование отношений в группах.

Наши рекомендации