IX. Проверка и оценка усвоенных знаний
Задание для 5 курса
Психологический анализ урока
Психологический анализ урока проводится по данной примерной схеме (в отчет предоставляется анализ одного своего урока).
Схема психологического анализа урока
I. Приемы учителя по управлению поведением учащихся на уроке.
1. Обстановка в классе и психологическое состояние учащихся перед уроком (бодрое, работоспособное, утомленное и пр.). Чем оно вызвано?
2. Реакция учеников на приход учителя в класс. Первые действия учителя по организации учащихся и создания делового настроения в классе.
3. Какие факторы оказывают на учащихся дисциплинирующее или дезорганизирующее влияние в процессе урока?
4. Использование учителем знаний возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в управлении их поведением. Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения?
II. Организация восприятия учебного материала и воспитание наблюдательности.
1. По какому плану осуществлялось изучение темы урока? Объем, целесообразность, систематичность, логичность, последовательность предлагаемого плана.
2. Как осуществлялось воспитание наблюдательности? (Направление восприятия на основное, четкость постановки задачи, планомерность, использование наглядности и т.д.).
III. Привлечение и сохранение внимания и интереса у учащихся на уроке.
1. Каким путем педагог организовывал внимание и вызывал интерес у учащихся в ходе урока:
а) содержательность урока,
б) важность и новизна информации,
в) разнообразие видов деятельности,
г) умелое использование наглядных пособий,
д) образность, логичность, эмоциональность речи и т.д.
2. Какие виды внимания у учащихся преобладали в отдельные моменты урока?
3. Изучение каких вопросов вызвало наибольший интерес и наибольшую сосредоточенность внимания учащихся?
4. Воспитание каких свойств внимания имело место на уроке?
IV. Развитие памяти учащихся.
1. Формировалась ли на этом уроке установка на запоминание?
2. Какими приемами акцентировалось внимание учеников на запоминание необходимого материала?
3. Как организуется материал для заучивания; дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление?
4. Учитываются ли индивидуальные различия развития мнемических способностей конкретных учеников?
5. Как организуется повторение?
V. Воспитание активного творческого мышления.
1. Как решалась основная проблема урока и познавательные задачи?
2. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: применение мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.), использование различных форм мышления.
3. Каков уровень осознания выполняемых действий?
4. Какие приемы использовал учитель для воспитания творческого мышления?
5. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др.).
6. Отметьте случаи самостоятельного нахождения решения.
VI. Эмоции, чувства, воля и их воспитание на уроке.
1. Эмоционально-психологический настрой на уроке (интерес и увлеченность предметом, умение учителя заинтересовать учащихся).
2. В какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции. Чем это вызвано?
3. Действенность эмоций: отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся.
4. Отметить случаи учебной деятельности без видимого эмоционального отношения. Отметить случаи, когда эмоции изменяли поиск решения задачи.
5. Каким образом учитель преодолевал на уроке нежелательные эмоциональные состояния (веселость, безразличие)?
6. Как и на каком конкретном учебном материале, учитель воспитывал высшие чувства учащихся:
- моральные качества (чувство долга, ответственности, коллективизма, патриотизма),
- познавательные (любознательность, пытливость, интерес к новому),
- эстетические (чувство прекрасного),
- практические (чувство удовлетворения в процессе учебной, трудовой деятельности).
VII. Формирование умений и навыков.
1. Какие умения и навыки и каким образом учитель формировал и воспитывал на уроке?
2. Эффективность этого процесса.
VIII. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества на уроке.
1. Имели ли место групповые формы учебной деятельности, на каком этапе урока, какова целесообразность их организации?
2. Приведите примеры создания атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, ситуации успеха в решении познавательных задач.
IX. Проверка и оценка усвоенных знаний.
1. Какие методические приемы использовал учитель для проверки знаний (постановка обобщающих проблемных вопросов, технические средства, элементы программированного обучения)?
2. Создавались ли условия для самоконтроля и самооценки? Какими способами?