Эксперимент с единственным испытуемым
Иногда у ученых нет возможности проводить эксперименты с несколькими испытуемыми. Они могут, например, исследовать настолько редко встречающееся расстройство, что будут располагать лишь небольшим числом испытуемых. И все же эксперименты в таких условиях можно проводить, спланировав эксперимент с единственным испытуемым. В них единственный испытуемый наблюдается как до, так и после манипуляции с независимой переменной (Goodwin, 1995; Kazdin, 1994).
Эксперимент с единственным испытуемым — метод исследований, при котором за единственным испытуемым наблюдают и оценивают до и после манипуляции с независимой переменной.
Эксперименты с единственным испытуемым в первую очередь опираются на базисные данные — информацию, собранную до проведения каких бы то ни было манипуляций. Эти данные берутся за стандарт и с ними сравниваются более поздние изменения. Затем экспериментатор вводит независимую переменную и снова наблюдает за поведением испытуемого. Любые изменения в поведении приписываются влиянию независимой переменной.
<«Каждый человек — исключение из правил» — К. Г. Юнг, 1921>
При эксперименте типа АБАБ или возвратном планировании реакции испытуемого измеряются и сравниваются не только во время базисного периода (условие А) и после введения независимой переменной (условие Б), но и после того, как уберут независимую переменную (условие А), и опять после того, как введут ее снова (условие Б). Если реакция испытуемого изменяется в соответствии с изменением независимой переменной, то экспериментатор может сделать вывод, что независимая переменная обусловила изменение реакции (Kratochwill, 1992). В сущности, при планировании эксперимента в стиле АБАБ испытуемого сравнивают с ним самим в различных условиях, а не с контрольными испытуемыми.
Планирование эксперимента в стиле АБАБ — планирование эксперимента с единственным испытуемым, при котором за поведением испытуемого наблюдают во время базисного периода, после проведения лечения, после того как вновь были воспроизведены базисные условия и после воспроизведения лечения. Этот метод также называется возвратным планированием.
Один исследователь применял планирование эксперимента в стиле АБАБ, чтобы определить, поможет ли программа лечения подкреплением отучить мальчика-тинейджера от привычки прерывать занятия в классе и громко высказываться вслух (Deitz, 1977).
<Очень похожи?У шимпанзе и людей на 90% совпадает генетическая база, но их мозг и тело совершенно различны, так же как восприятие окружающего мира и переживания. Так патологическое поведение, которое воспроизводится в экспериментах-аналогах с животными, во многом отличается от патологии у людей.>
В процессе программы подкрепления мальчика, страдавшего отставанием в развитии, вознаграждали и учитель обращал на него больше внимания, когда мальчику удавалось просидеть 55 минут на уроке и не высказываться громко вслух больше трех раз. Когда за ним наблюдали во время базисного периода, то обнаружили, что ученик часто прерывал занятия громкой речью. Затем мальчику дали серию подкреплений учителя (независимая переменная); как и ожидалось, он стал значительно реже громко говорить. Затем серия подкреплений приостановилась и громкая речь ученика возобновилась с прежней частотой. По-видимому, причиной улучшения действительно была независимая переменная. Чтобы окончательно увериться в результатах, терапевт опять ввел подкрепление учителя. И вновь поведение испытуемого стало исправляться.
Ограничения клинического исследования
Эту дискуссию мы начали с того, что отметили, что ученые-клиницисты ищут общие законы, которые помогут им понять, предотвратить и лечить психические отклонения. Все же, как мы видели, различные обстоятельства могут мешать развитию пауки.
Каждый метод исследования обращается к некоторым проблемам человеческого поведения, но ни один из них не решает все проблемы. Так что лучше всего рассматривать каждый метод исследования как часть целого спектра подходов, которые в совокупности могут пролить свет на патологическое поведение. Когда для исследования некоторых расстройств применяется более одного метода, то важно задаться вопросом, все ли результаты ведут нас в одном направлении. Если это так, то мы, вероятно, намного ближе к четкому пониманию расстройства или эффективному лечению. И наоборот, если различные методы приводят к противоречащим результатам, мы должны признать, что наши знания в данной области еще ограниченны.
Резюме
Клинические исследователи используют научный метод для того, чтобы раскрыть общие принципы патопсихологического функционирования. Эти принципы основаны на трех методах исследований: исследования отдельных случаев, корреляционного метода и экспериментального метода.
Исследование отдельных случаев — это детальный отчет о жизни человека и его психологических проблемах.
Корреляционный метод. Корреляционные исследования систематически наблюдают степень зависимости событий или характеристик друг от друга. Этот метод позволяет исследователям сделать общие выводы о проявлении этой патологии в целом. Две широко применяющиеся формы корреляционного метода — это эпидемиологические исследования и долговременные исследования.
Экспериментальный метод. При проведении экспериментов исследователи манипулируют с предполагаемыми причинами, чтобы проследить, будет ли получен ожидаемый эффект. Экспериментаторы-клиницисты часто вынуждены планировать эксперименты в условиях, далеких от идеальных, в том числе квазиэксперименты, естественные эксперименты, эксперименты-аналоги и эксперименты с единственным испытуемым.
Подводя итоги.
С древнейших времен люди пытаются объяснять, лечить и изучать патологическое поведение. Если мы исследуем реакцию на такое поведение людей в прошлом, то мы сможем лучше понять корни наших современных представлений и методов лечения. Кроме того, взгляд назад поможет нам оценить, как далеко мы продвинулись вперед — насколько человечны наши нынешние представления, насколько впечатляющи наши современные открытия и насколько большое значение имеет современный ракурс исследований.
В то же время мы должны признать, что в клинической практике существует еще много проблем. Нам еще предстоит выработать единое определение патологии. В настоящее время между клиницистами нет согласия на этот счет — существует много направлений мысли и методов лечения, в каждом из которых не учитываются притязания и успехи других методов. Клиническую практику проводят профессионалы, получившие разное образование. У всех современных методов исследований есть ключевые недостатки, ограничивающие наше знание и применение клинической информации.
По мере того как мы путешествуем по главам этой книги и рассматриваем характер, методы лечения и исследование патологии, мы должны иметь в виду силу и слабость современных разработок, прогресс, который уже налицо, и путь, лежащий впереди. Пожалуй, самый важный урок, который надо усвоить из истории, — это то, что наше настоящее понимание патологического поведения продвигается вперед. Сама эта область еще оказывается на перекрестке, и самые значительные инсайты, исследования и изменения еще впереди.
Ключевые термины
Патопсихология
Ученые-клиницисты
Клиницисты-практики
Отклонение
Норма
Культура
Дистресс
Дисфункция
Опасность
Эксцентричность
Лечение
Терапия
Трепанация
Экзорцизм
Тканевые жидкости
Тарантизм
Ликантропия
Психиатрическая больница
Моральное лечение
Соматогенная точка зрения
Психогенная точка зрения
Государственные больницы
Сифилис
Прогрессивный паралич
Массовое сумасшествие
Гипноз
Истерическое расстройство
Психоанализ
Амбулаторная терапия
Психотропное лечение
Деинституционализация
Региональная программа общественного здоровья
Частная психотерапия
Психиатр
Психолог-клиницист
Психолог-консультант
Психолог в области образования
Медсестра психиатрического отделения
Психотерапевт, специализирующийся в области супружеской психотерапии
Семейный терапевт
Социальный работник психиатрического отделения
Исследователь-клиницист
Понимание закономерностей
Научный метод
Переменная
Гипотеза
Изучение отдельных случаев
Данные
Корреляция
Корреляционный метод
Позитивная корреляция
Негативная корреляция
Коэффициент корреляции
Статистический анализ
Эпидемиологическое исследование
Число случаев заболевания
Распространенность
Долгосрочное (лонгитюдное) исследование
Эксперимент
Независимая переменная
Зависимая переменная
Помехи
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Случайная выборка
Предубеждение испытуемого
Планирование вслепую
Плацебо
Предубеждение экспериментатора
Квазиэксперимент
Соответствующие контрольные испытуемые
Естественный эксперимент
Эксперимент-аналог
Эксперимент с единственным испытуемым
Базисные данные
Эксперимент в стиле АБАБ
Контрольные вопросы
1. Какие черты наиболее характерны для патологического психологического функционирования?
2. Назовите две формы лечения в прошлом, отражавшие демонологическое представление о патологии.
3. Приведите примеры соматогенного взгляда на психологическое отклонение из Гиппократа, Ренессанса, XIX века и недавнего прошлого.
4. Обсудите взлеты и падения морального лечения.
5. Опишите роль гипноза и истерического расстройства в развитии психогенной теории.
6. Как Зигмунду Фрейду удалось разработать теорию и технику психоанализа?
7. Опишите главные черты изменений в лечении психических расстройств с 1950-х годов.
8. Каковы преимущества и недостатки исследования отдельных историй болезни, корреляционного метода и экспериментального метода? Какие черты каждого метода позволяют исследователям составить общие представления?
9. Какую технику исследователи включают в эксперименты, чтобы оградиться от влияния помех?
10. Опишите четыре различных типа экспериментов, часто использующихся исследователями.