Сценарий школьного урока по русскому языку
Серебренников К.,
студент факультета
психологии, II курс,
Тюменский ГУ
В недалеком прошлом я учился в педагогическом колледже № 2 г. Тюмени, и поэтому мне приходилось проводить достаточное количество уроков. Зная, что в игре материал усваивается детьми намного легче, я старался делать свои уроки интересными (в игровой форме). И вот государственная практика. Один из первых уроков русского языка, тема которого "Части речи" (знакомство).
Уже начало урока было необычным для детей:
Существительное - "школа",
"Просыпается" - глагол,
С прилагательным "веселый"
Новый школьный день пришел.
Ребята сделали вывод о том, какая тема на уроке.
Далее с детьми отправились в путешествие в "океан" частей речи. В нем было много "островов" (все эти "острова" были расположены на доске). И вот мы "приплыли" на первый остров, а как он называется, детям опять же нужно было узнать из стихотворения:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Выясняем, что это существительное, даем определение, приводим примеры - ищем примеры в классе.
После нескольких упражнений мы "увидели" другой остров:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.[119]
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Ребята догадываются, что это прилагательное, хотя с примерами оказалось сложнее, и я начинаю помогать: "Музыка какая?" (т.е. облегчил детям задачу). "Какая у нас доска?"
Третий остров, на котором мы побывали, назывался "Глагол" (причем об этом ребята узнали из стихотворения):
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам... глагол.
Если у ребятишек возникают трудности с примерами, то я опять помогаю: "Что ты делаешь дома?', "Что будешь сейчас делать на перемене?"
С последним "островом" мы познакомились не менее интересно. Я детям объяснил, что чтобы узнать, как называется последний остров, нужно выполнить задание. Вызвав мальчика к доске, я стал говорить команды, а он - выполнять.
"Положи тетрадь на стол, под книгу, в книгу, встань около Вани, подойди ко мне".
"Какие (маленькие) слова помогли выполнить указания?"
Следующий остров называется "Предлог".
Дети слушают стихотворение и пытаются вычленить предлоги.
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги...
Я должен твердо знать урок
У нас учитель строгий:
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит - "по"?
"Что значит - "за"?
И "за" и "по" предлоги»...
А хорошо бы за порог,
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить уроки.
Дается определение, дети приводят примеры.
После такого путешествия дети делают в тетради четыре столбика и записывают туда слова, которые я называю, распределяя по столбикам (существительное, прилагательное, глагол, предлог). Конечно, ребятам [120]не всегда это было легко сделать (все-таки первый урок), но я им помогал, называя вопросы, которые они должны задавать (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что сделал? и т.д.).
На следующем уроке, который был через три дня, дети показали хороший результат, хотя были и такие, у кого это не совсем хорошо ус-воилось (что в общем-то естественно). И мы продолжили работу... (после нескольких уроков дети хорошо (даже отлично! - чему я очень распознавали части речи в предложениях и живой разговорной речи.
Автор этой учебной ситуации дал блестящий образец решения репродуктивных задач на основе активной поисковой, продуктивной деятельности: распознания, звукового и смыслового анализа, классификаций, обобщенных определений.
Задание для студентов
Мысленно проведите эксперимент: при каких условиях, в какой ситуации окажется более эффективной иная организация освоения частей речи?
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Преподаватель школы, студентка спей, отделения факультета психологии СурГУ
В классе 30 человек. Он разделен на пять групп по шесть учеников: три ученика слабые (т.е. "3"), три ученика сильнее ("4" и "5") + по выбору группы: один ученик становится главным и является оценщиком.
Задания давались учителем по степени сложности: на оценку "3", "4й и "5". Ученик мог выбрать любое задание, которое ему по силе. Но, если ученик, выбрав задание на оценку "3", полностью раскрыл тему, ему ставили оценку на балл выше и т.д.
Оценки были заменены на баллы: "5" - 15, "4" - Ю, "3" г- 5 баллов.
После каждого урока эти баллы были занесены командиром группы в сводную таблицу, которая висела на доске. К концу четверти эти баллы суммировались и на основе их выводилась оценка за четверть. Таким образом, на сколько ты наработал, то и получил. Я думаю, уже изначально давалась мотивировка для продуктивного изучения предмета. Так, ребенок, учившийся на "3" (т.е. слабо), стремился выбрать задание если не на "5", то на "4".
Задания давались не только для индивидуального изучения, но и такие, которые решались в парах, группой, между группами. Давались для обсуждения и такие темы, как: "Предопределена ли судьба тебе сверху?" Сначала каждый высказывал свое мнение, затем на основе [121]этих мнений произошло разделение класса на две части - группы. Каждая группа совместно, предварительно посообщавшись, выдвигала свои аргументы, подтверждавшие ее мнение. Затем происходила дискуссия между двумя группами.
Что касается индивидуальных заданий, то каждый ученик сначала читал, а впоследствии рассказывал свой ответ на выбранную им тему. Оценивался ответ учителем совместно с учениками (сумел ли он раскрыть выбранную им тему).
Были задания, которые требовали совместной деятельности. А именно: давалась какая-то историческая ситуация, и ее нужно было проиграть (т.е. инсценировать). Таким образом активно задействовались все члены группы.
***
Проанализируйте:
какой тип мотивации учения использует учитель, организуя учебную ситуацию?
какую позицию в отношении личности учеников занимает учитель, судя по тому, какие моменты доминировали при организации групповой работы?
в чем реально заключен для учителя в данном описании ситуации смысл групповой работы и динамики групповых взаимодействий?