Структура курсовой работы

Методические рекомендации по выполнению студентами

Психологического факультета курсовой работы

По общей психологии

По направлению подготовки 37.03.01 Психология

Нижний Новгород

2015

1. ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………..3

2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………3

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ……………………………………………………………………………6

4. ПОРЯДОК И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………6

4.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы…………………………………6

4.2 Изучение учебной и научной литературы, комментариев и других источников…………………………………………………………………………...7

4.3 Разработка плана курсовой работы…………………………….……………...8

4.4 Написание работы……………………………………………………………….8

4.5 Оформление курсовой работы………………………………………………….9

4.6 Защита курсовой работы……………………………………………………….14

5. ОБЯЗАННОСТИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………17

6. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ……………………………………………..18

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….20

ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Первая курсовая работа является самостоятельным учебно-исследовательским проектом студента. Курсовая работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научному исследованию: содержать логично выстроенную обзорно-теоретическую часть и собственные аргументированные выводы студента по изучаемой теме и быть оформленной согласно установленным нормам.

Качественно выполненная первая курсовая работа должна свидетельствовать об умении студента: четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; обосновать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в иллюстративной форме; делать обоснованные выводы; излагать свои мысли грамотно, используя научный стиль литературного языка; правильно оформлять работу.

Первая курсовая работа выполняется по дисциплине «Общая психология» и может являться основой для написания второй курсовой работы.

При написании курсовой работы студентами достигаются следующие задачи:

- углубление и закрепление ранее изученного теоретического материала;

- развитие способности систематически и целенаправленно работать с разного рода информационными источниками;

- овладение навыками исследовательской работы;

- развитие индивидуальных творческих способностей;

- умение обобщать материал и делать аргументированные выводы на основе практического материала;

- развитие способности четко и обоснованно излагать свою точку зрения.

Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом Гуманитарного института (г. Москва) и является формой отчетности студентов перед кафедрой (факультетом).

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура работы должна отражать логику, порядок исследования и решение поставленных в работе задач.

Курсовая работа должна состоять из введения (Приложение 3), основной части (двух или трех глав), заключения, списка использованной литературы, приложений и последнего листа (Приложение 4).

Объем курсовой работы, как правило, составляет 30-40 страниц печатного текста.

Объем приложений не ограничивается.

Во введении дается общая характеристика курсовой работы: обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы со ссылками на специальную литературу (зарубежные и отечественные исследования); определяется цель работы и совокупность задач, которые следует решить для достижения данной цели; указываются объект, предмет, методы исследования; анализируется состояние разработанности проблемы на современном этапе; формулируется гипотеза исследования; обозначаются методологические основы работы; раскрывается структура работы с кратким изложением содержания основных положений каждого структурного элемента. Введение не должно превышать 2-3 страниц.

Актуальность исследования. При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность.

Цель исследования – это результат, который должен быть достигнут студентом в ходе изучения выбранной темы. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише (словами): выявить, установить, систематизировать, обосновать, разработать и т.д.

Задачи исследования. Определение задач – это выбор путей, средств достижения цели исследования в соответствие с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Предмет исследования – это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Методы исследования – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез), эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент), математические (статистические). В первой курсовой работе используются теоретические методы научного исследования.

Практическая значимость исследования.Указывается, каким образом полученные в ходе теоретического исследования факты и закономерности могут быть стать основой для разработки практических рекомендаций в различных направлениях психологического обеспечения (сопровождения).

Первая курсовая работа должна состоять из двух глав, которые носят характер теоретического исследования. В первой главе должен быть представлен подробный и аргументированный сравнительный анализ понятийного аппарата, представленный в классических и современных исследованиях.

Во второй главе студент должен сделать акцент на теоретическом исследовании предметной области той дисциплины, по которой выполняется данная курсовая работа.

Например, если тема курсовой работы «Особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста», то в первой главе студент должен провести сравнительный анализ классических и современных концепций эмоциональной сферы личности, представить определения эмоциональной сферы у разных авторов и сравнить их; во второй главе студент должен теоретически изучить специфику эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

В конце каждой главы должны быть сделаны выводы по её содержанию (не более половины страницы). Здесь студенты должны показать умение самостоятельно анализировать материал, собранный для написания курсовой работы и обобщать его.

В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов.

В целом содержание основного текста должно в обязательном порядке соответствовать выбранной теме работы. Изложение каждого вопроса должно быть, с одной стороны, кратким, с другой, емким, раскрывающим его содержание.

Объем основной части — 50-65 % общего объема.

В заключении формулируются выводы и возможные обоснованные предложения по результатам исследования. Заключение должно состоять из 2-3 страниц.

После заключения приводится список использованных источников, который включает в себя специальную научную и учебную литературу, публикации в периодических изданиях, монографии и др. Он должен быть составлен в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати.

Список использованных источников должен содержать не менее 35 источников.

Приложения помещают после списка использованных источников. Первый лист приложений оформляется следующим образом: на чистом листе по центру в середине пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ» (Приложение 5). Далее располагаются приложения в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.

Наши рекомендации