Коммуникативные игры и упражнения

Данная серия упражнений предназначена для развития комму­никативных качеств, хотя некоторые из описанных далее упраж­нений могут быть использованы и для раскрепощения участников.

16.1. «ГРУППОВОЙ РАССКАЗ»1

Описание Группа разбивается на две команды. (Лучше

процедуры выполнять упражнение в круге, разделив участ-

ников на два полукруга.) Каждой команде необ­ходимо сочинить групповой рассказ. При этом можно взять какой-нибудь предмет, например авторучку или карандаш как «рабочий инстру­мент писателя ». Представитель первой команды берет ручку и произносит первую фразу, напри­мер: «Была хорошая погода...», — и передает руч­ку следующему по кругу участнику из этой коман­ды. Следующий участник повторяет предыдущую фразу и в качестве продолжения добавляет свою, например: «Была хорошая погода, и у всех было хорошее настроение...», после чего передает «ав­торское перо» следующему, который также повто­ряет предыдущую фразу и дополняет ее своей. После некоторых продолжений (если участники поняли, что их дополнение должно согласовы-

1 Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].

ваться с предыдущим рассказом) ведущий пред­лагает участникам больше не повторять уже «на­писанную» часть рассказа, а очередному «писа­телю» просто продолжать рассказ дальше. Когда очередь доходит до последнего участника из этой группы, он снова передает «перо» первому участ­нику для продолжения рассказа.

Процедура заканчивается, если команда до­пустит длинную паузу или какой-нибудь участ­ник продолжит рассказ фразой, содержательно не стыкующейся с предыдущим рассказом. Пос­ле этого свой рассказ сочиняет вторая команда.

По окончании оценивается фантазия каждой команды, длина рассказа и обсуждаются затруд­нения.

16.2. «ТЕХНИКА ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА»

Установка Предположим, к вам пришел рекламный

агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или другими навязчивыми намерениями. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заин­тересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Иногда и умение просто выгнать бывает полезно, но сейчас наша цель научиться друго­му опыту действия.

А время идет... Конечно же, рекламный агент специально обучен и действует расчетливо, ис­пользуя все ваши слабые стороны. Что делать? Как поступить ? Что говорить ? Но нужно как-то решить эту проблему. Причем:

• Не потерять время.

• Не выйти из себя.

• Не поддаться на уговоры.

Описание Участникам предлагается объединиться в

процедуры пары и проиграть вышеописанную ситуацию.

При этом задача агента, всеми способами пы­таться «зацепить клиента». «Утилизировать» ар-

гументы клиента, не давая ему возможность по­вторять один и тот же отказ. Пытаться тем или иным способом переиграть его.

Задача клиента: не грубить, отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» чело­веку: «Вы очень любезны...», «Вы так вниматель­ны и добры...», и «нет» предложению: «Спаси­бо, но я в этом не заинтересован...»

При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-та­ки навязать свою игру, клиент применяет принцип «заезженной пластинки». То есть, чтобы ни гово­рил агент, клиент его выслушивает и с неизмен­ной вежливостью повторяет одну и ту же фразу, например: «Спасибо, но меня это не интересует».

В процессе обсуждения необходимо дать каж­дому участнику возможность высказаться и оце­нить успешность действий партнера.

16.3. «РАССМЕШИ ПАРТНЕРА»1

Описание Выбирается первая пара игроков. Задача од-

процедуры ного участника — любыми средствами рассме-

шить своего партнера. При этом он свободен в выборе действий и может что-то говорить, кор­чить рожицы и т. д.

Задача другого участника — постараться со­хранить самообладание и не улыбаться.

Если первому участнику удается рассмешить партнера или хотя бы вызвать ответную улыбку, то он выбирает другого из оставшихся игроков и пытается рассмешить его.

Если никакими силами рассмешить не уда­ется, то на его роль выбирается другой участник.

Во время обсуждения нужно дать возмож­ность высказаться каждому участнику. Можно

1 Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].

группе определить самого насмешливого и са­мого смешливого участника.

16.4. «РАЗГОВОР»

Легенда Неуверенным в себе людям часто бывает

очень трудно первыми начать разговор с другим человеком. А если разговор и начался, то им бывает очень трудно его поддержать и еще труд­нее открыть свой внутренний мир для другого человека.

Как ни печально, но это обостряется в ситуа­ции встречи со значимым человеком, человеком, который им очень интересен. Как назло именно в этот момент «просыпаются» все комплексы и зажимы. Именно в этот момент становится очень не все равно, «как все это будет выглядеть со стороны...».

В результате это никак не выглядит со сторо­ны, потому что разговор так и не начинается... или быстро завершается. В результате человеку так и приходится жить одному в своем мире...

Если для вас важен разговор, то важно, как
вы его начнете, как вы будете его в дальнейшем
поддерживать и как вы из него выйдете.
Описание Упражнение выполняется в парах. Можно за-

процедуры ранее оговорить, где именно встретились участ-

ники, а можно выполнять по принципу «здесь и теперь».

Первый участник обращается к своему кол­леге, задавая какой-нибудь вопрос. При этом нужно задавать открытые вопросы, которые представляют максимум возможностей для от­вета. Отвечая на этот вопрос, можно рассказать целую историю.

Например: «Откуда ты приехал?» — откры­тый вопрос.

197

«Ты приехал из Красноярска?» — закрытый вопрос, предполагающий конкретный и корот­кий ответ.

Второй участник (отвечающий) стремится как можно полнее ответить на вопрос.

Хорошим развитием разговора считается ва­риант, в котором первому участнику в конечном итоге удается перевести разговор из режима «вопрос-ответ» к рассказу вторым участником какой-либо истории. При этом первый участник внимательно слушает и всячески поддерживает рассказчика. При необходимости он осторожно продлевает разговор, прося подробнее описать или пояснить что-нибудь из сказанного.

Как правило, при нормальном развитии уп­ражнения (разговора) участники сами меняют­ся ролями.

По окончании процедуры — обсуждение.

16.5. «ПРОСЬБА»

Очень многое зависит от того, какими слова­ми, с какой интонацией и в какой обстановке вы представите вашу просьбу. Именно от этого за­висит успешность действия.

Данное упражнение направлено на то, чтобы
максимально повысить вероятность выполнения
просьбы.
Описание Упражнение выполняется в парах. Задача од-

процедуры ного участника — попросить другого выполнить

какую-либо его просьбу. Для начала можно по­просить что-нибудь не очень значимое на вре­мя, например авторучку. Или попросить о каком-либо более существенном одолжении. Участнику необходимо проявить все свое мастерство, ори­гинальность и находчивость. При этом лучше попробовать использование различных приемов, например: начинать просьбу с комплимента,

упомянуть некоторые заслуги того, к кому вы обращаетесь, его авторитет и значимость, попро­бовать высказывать сразу за просьбой косвенную признательность, благодарность за предстоящую услугу и т. п.

Задача второго участника — внимательно
выслушать просьбу, оценить, насколько эффек­
тивно действовал партнер, и в конечном итоге
согласиться или не согласиться выполнить
просьбу.
Комментарии Многое зависит от того, в какой именно фор-

ме излагается просьба и как при этом учитыва­ются личностные особенности партнера. В про­цессе обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться и оценить успешность действий партнера. При этом мож­но выделить стратегии наиболее удачливых «просителей».

ИНТОНАЦИИ»

Интонации — наиболее важный элемент речи. Они создают общий мелодичный рисунок речи и придают ей особенный колорит Одну и ту же фразу можно сказать по-разному, передав тем самым различный смысл. Поэтому владение искусством использования различных интона­ций в речи является полезным навыком эффек­тивного коммуникатора.

Данное упражнение направлено на развитие
навыков управления интонацией.
Описание Выбирается какая-нибудь простая фраза, на-

процедуры пример: «Какая хорошая сегодня погода». По

очереди (по кругу) каждому участнику необхо­димо один раз произнести данную фразу. При этом следующий участник должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, безразличной, с удивлением

или др.). Повторять интонации нельзя. Если уча­стник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры (или пропускает ход).

В процессе произношения ведущий опреде­ляет, с какой именно интонацией была произ­несена фраза (например — вопросительная). Если интонация трудно определима, тогда груп­па совместно находит ей название или описы­вает эмоциональное состояние (ситуацию), в которой могла быть произнесена данная фраза.

Глава 17

Наши рекомендации