Упражнения, направленные на развитие психических процессов

В данную главу включены упражнения на развитие мышления, внимания, памяти и на­блюдательности. Подобные упражнения чаще используются в специально ориентированных тренингах, но их можно использовать и как вспо­могательные средства в СПТ.

А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности

17.1. «СЛОВЕСНЫЙ КОМ»1

Описание Упражнение выполняется в круге. Первый

процедуры участник произносит любое слово. Следующий

по кругу участник произносит предыдущее сло­во, а затем любое другое. Следующий за ним по кругу участник произносит предыдущие два сло­ва и добавляет одно свое. Далее каждому после­дующему участнику необходимо произнести все слова, сказанные до него в порядке их появления, и добавить к ним свое. Таким образом, количе­ство слов увеличивается с каждым участником,

1 Идея предложена Г. И. Марасановым [33].

разрастаясь как «снежный ком». Если участник ошибся, то группа помогает ему, напоминая про­пущенное слово или переставляя перепутанные слова. Процедура заканчивается, когда три учас­тника подряд не смогли воспроизвести слова без помощи группы. После этого подсчитывается, из скольких слов удалось «скатать» ком группе.

Комментарии Во время обсуждения участники описывают

свои способы запоминания последовательнос­ти слов. Кто-то пытается зазубрить слова меха­нически. Кто-то связывает слова с их авторами или «развешивает» их по комнате. Часть участ­ников пытается связать их логикой или объеди­нить в рассказ.

Обсуждение направлено на «вскрытие» име­ющихся способов запоминания у различных людей, и каждый участник мысленно так или иначе «примеряет» иные способы. Поэтому ве­дущему следует останавливать любые попытки оценивать их эффективность. Каждый сможет это сделать самостоятельно.

После обсуждения упражнение полезно сде­лать еще раз, предложив участникам попробо­вать иные способы запоминания. По окончании снова подсчитывается, из скольких слов удалось «скатать ком» группе, и проводится обсуждение.

Внимание! В процессе выполнения упражнения очень

важно создать в группе атмосферу, исключаю­щую конкуренцию и критические замечания в отношении других участников и их способов за­поминания Участникам необходимо объяснить, что нет правильных или неправильных способов, важно то, насколько тот или иной способ эффек­тивно работает у конкретного человека. Только в случае, когда участники тренинга работают на поддержку друг друга, начинают творчески про­бовать иные способы и проверять их эффектив­ность.

17.2. «СКУЛЬПТОР»

Описание Выбирается доброволец, который выходит за

процедуры дверь. Определяются желающие побыть немно-

го в роли «материала» для работы скульптора. (Для первого раза достаточно 3—4 человек.)

Остальные участники — скульпторы. Их за­дача: быстро «слепить» скульптурную компози­цию из участников, исполняющих роль матери­ала. Скульпторы сообща расставляют и придают определенные позы участникам — материалу, которые должны сохранять эти позы.

Когда композиция готова, ведущий пригла­шает участника, ожидающего за дверью. Ему предлагается внимательно посмотреть на ком­позицию (примерно 5—10 секунд) и еще раз вый­ти за дверь. После этого скульптурная компози­ция разрушается, ведущий «перемешивает» всех участников.

Задача участника после приглашения — восстановить по памяти всю композицию как можно точнее, выбрав тех же участников и вос­становив все детали, в том числе одежды (рас­стегнутые — застегнутые пуговицы и т. п.). Вся группа при этом выполняет роль материала. После того как он закончил, группа оценивает точность копии и находит отличия. Как прави­ло, участники очень хорошо запоминают перво­начальные позы и их можно попросить встать так же, как они стояли в оригинальной композиции, для того чтобы заметить отличие.

Далее за дверь выходит следующий доброволец.
Комментарии Обычно в процессе развития упражнения

участники сами усложняют процедуру, делая бо­лее сложную композицию, увеличивая число входящих в нее участников и даже частично пе­реодеваясь после разрушения оригинальной скульптуры.

203

17.3. «ФОТОРОБОТ»

Описание Выбирается доброволец, который садится на

процедуры отдельный стул в дальней части комнаты или за

что-нибудь прячется. Важно, чтобы остальные участники не могли его видеть, но он мог бы слы­шать то, что о нем говорят. Ведущий рассажива­ет группу таким образом, чтобы они сидели спи­ной к этому участнику. Задача группы — описать, как выглядит этот человек. При этом ведущий, как фиксирующий информацию, просит вспом­нить все детали его одежды, цвет глаз, цвет волос и т. п. Если возникают спорные версии, следует фиксировать их все. Ведущий может стимули­ровать группу, задавая вопросы: «Это все, что на нем одето, или есть еще что-то, кроме свитера?», «У его волос есть цвет?» и т. п. При этом веду­щему следует принимать от группы только опи­сания, а не интерпретации, останавливая их при необходимости.

По окончании составления фоторобота уча­стник возвращается в группу. Ему зачитывается составленное группой описание и проверяется его правильность.

После этого дается слово описываемому уча­
стнику, чтобы он поделился впечатлениями, рас­
сказал о мыслях и чувствах, которые у него воз­
никали, пока он прятался или ожидал в дальней
части комнаты. Именно для этого он и оставал­
ся в комнате, а не выходил за дверь.
Комментарии В процессе ответного слова некоторые учас-

тники говорят, что испытывали удивление в свя­зи с тем, что группа заметила детали, которым он сам не придавал значения.

Второй раз проводить упражнение в том же виде оказывается менее эффективным. Обычно, предвосхищая второе действие, участники

внимательно рассматривают друг друга. Можно обратить внимание группы на это.

Можно повторить упражнение, но несколь­ко изменив инструкцию. Выбирается другой уча­стник. Ему лучше тоже выйти из круга, чтобы не смущать участников. Задача группы — восста­новить в деталях, что делал данный человек сра­зу, как пришел на занятие, но еще до того, как занятие началось. Как вошел? Что сказал? Куда прошел? Что сделал? Где встал или сел? С кем говорил? О чем говорил? Что при этом делал? И т. п., но как можно более подробнее. Можно ограничиться 10 минутами и назвать упражне­ние «10 минут из жизни человека».Ведь прошли 10 минут жизни. Они были чем-то наполнены.

По возвращении участника в круг ему зачи­тывается описание десяти минут его жизни и предоставляется возможность исправить неточ­ности.

17.4.«ОПИШИ ПАРТНЕРА»1

Данное упражнение можно использовать как
дополнение предыдущего или как самостоятельное.
Описание Упражнение выполняется в парах и состоит

процедуры из двух частей. После объединения участников

в пары, им предлагается выполнить упражнение
согласно инструкции ведущего.
Часть 1 (разминочная)
Инструкция Внимательно посмотрите на вашего партне-

ра в паре и постарайтесь заметить как можно больше визуальной информации о нем (доста­точно 30 с).

Возьмите тетради и ручки и сядьте так, что­бы вы не видели своего партнера (лучше спина к спине).

1 Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].

Сейчас я буду задавать вам вопросы, касаю­щиеся вашего партнера. Вам необходимо запи­сывать ответы в порядке предъявления вопросов.

• Какого цвета волосы у вашего партнера?

• Какого цвета глаза у вашего партнера?

• Есть ли на лице у вашего партнера родин­ки, и если есть, то где они находятся?

• Какого цвета брови у вашего партнера?

• Есть ли на лице вашего партнера какие-нибудь ямочки или морщинки, и если есть, то где они находятся?

По окончании участникам предлагается раз­вернуться лицом к партнеру и каждому по оче­реди зачитать ответы и проверить их правиль­ность.

Часть 2 (основная)
Инструкция Еще раз внимательно посмотрите на вашего

партнера.

Сядьте так, чтобы вы не видели своего парт­нера.

Сейчас я буду продолжать задавать вам воп­росы, касающиеся вашего партнера. Ваша зада­ча — записывать ответы в порядке предъявления вопросов.

• Есть ли часы у вашего партнера? Если есть, то вспомните и опишите, какие они. Как они называются? Какой они формы? Ка­кого цвета циферблат? Какого цвета реме­шок? Из какого материала сделан реме­шок? и т. п.

• Опишите, какая обувь на вашем партне­ре? (Туфли? Тапочки? Или, быть может, ласты?!) Какого цвета эта обувь? Есть ли шнурки или ремешки? Если есть, опиши­те, какие они?

• Есть ли пуговицы у вашего партнера? Если есть, то сколько их и где они находятся? Опишите, какой они формы и какого цвета?

• Есть ли у вашего партнера какие-либо ук­
рашения? Если есть, то опишите, какие
они и где находятся?

• Какого цвета носки у вашего партнера?
Удивительно, но некоторые участники даже

описывают цвет и ширину полосок на носках. Обычно это девушки, но партнер у них, как пра­вило, юноша.

• Какой ручкой пишет сейчас ваш партнер?
Опишите ее.

После окончания участникам предлагается
снова развернуться лицом к партнеру и зачитать
написанные ответы.
Комментарии Нередко участник указывает на наличие ка-

кой-то вещи, например часов, которой нет у его партнера. В одних случаях оказывается, что у него есть такие часы, но сегодня он их не надел. В других случаях можно поискать подобные часы у других участников группы, и очень часто они у кого-то находятся.

На этих примерах можно выйти на обсужде­ние того, что нередко мы приписываем другому человеку те качества, которых у него нет, так как он уже изменился. Более того, нередко мы при­писываем человеку качества, которых у него никогда и не было, перенося их на него с друго­го человека...

17.5. «ГДЕ Я?»1

Описание Ведущий предлагает группе закрыть глаза и

процедуры по очереди (по кругу) называет имя участника и

задает каждому из них по вопросу, касающемуся пребывания здесь и сейчас.

Участник, которому был задан вопрос, отве­чает на него вслух. Остальные участники, каж-

1 Идея предложена А. Г. Лидерсом [28].

207

дый про себя, отмечают неточности ответа. Поз­же, в процессе обсуждения упражнения, у всех будет возможность высказаться. Вопросы могут быть следующими:

• Сколько человек находится в этой ком­нате?

• Сколько окон в этой комнате?

• Сколько ламп в этой комнате?

• Какая дверная ручка на входной двери? (Описать)

• Какого цвета стены (обои) в комнате?

• В чем одет сосед справа?

• Какая обувь у соседа слева?

• И т. п.

Вопросы могут касаться участников, их одеж­ды, особенностей комнаты, предметов, находя­щихся в комнате, и др.

Во время обсуждения ведущий еще раз по порядку зачитывает заданные ранее вопросы, давая каждому участнику возможность допол­нить свой ответ и устранить неточности.

ТЫ ЕГО УЗНАЕШЬ?»

Описание Выбирается доброволец, который выходит за

процедуры круг и встает спиной к группе. Второй доброво-

лец описывает внешний облик любого челове­ка, сидящего в круге. Все описания он должен давать ПРОЭТОГО ЧЕЛОВЕКА (у этого чело­века, на этом человеке... и т. п.). Для усложне­ния процедуры можно запретить описания, рас­крывающие пол человека. Это более чем вдвое уменьшит сообщаемую информацию. Нельзя будет говорить о юбке или брюках, о длине во­лос, большинстве украшений и т. п.

Задача участника за кругом — угадать, кого ему описывают. (В усложненном варианте он не может задавать вопросы.)

Если у угадывающего участника появилась
версия, в которой он уверен, он называет имя.
В случае его успеха группа аплодирует, и за круг
выходит следующий. Если участник не угадал,
то группа ему описывает психологические и со­
циальные качества угадываемого человека до тех
пор, пока он не угадает его имя.
Комментарии В процессе обсуждения полезно предложить

участникам поделиться возникающими в про­цессе выполнения упражнения трудностями. Обычно они касаются того, что отгадывающий участник не может сам запросить нужную ему информацию. Соответственно трудности опи­сывающего участника чаще заключаются в том, что он готов помочь, но не знает, какая допол­нительная информация нужна:

17.7. «ПРИЗНАК ОТЛИЧИЯ»1

Описание Выбирается доброволец, который выходит за

процедуры дверь. Участникам предлагается разделиться на

две группы по какому-либо заметному признаку. Первоначально можно помочь группе, пред­ложив разделиться по простому внешнему при­знаку: например, справа садятся участники со светлыми волосами, а слева — с темными. Или по одежде: справа сидят участники в брюках, слева — в юбках.

После того как группа разделилась на две ча­сти, приглашается участник, который все это время нетерпеливо ожидал за дверью, и ему предлагается определить, по какому признаку они различаются. Если участник долгое время не может справиться с заданием, то группа мо­жет ему помочь наводящими вопросами и фра­зами. После того как участник угадал признак

1 Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].

209

разделения группы, за дверь выходит следующий
кандидат.
Комментарии По мере развития упражнения группа посте-

пенно переходит от простых внешних отличий к более индивидуальным: интересы, хобби, чер­ты характера и т. п.

17.8. «СЫЩИКИ»

Описание Упражнение выполняется в круге. Изготав-

процедуры ливаются карточки с именами всех участников.

Каждый участник вытягивает одну из них, не показывая никому. Если ему досталась карточка с его именем, то он возвращает ее обратно и бе­рет другую.

Задачи для всех участников:

• Скрытно наблюдать за участником, имя которого он «вытянул», для того чтобы определить, за кем наблюдает этот участ­ник. При этом не раскрыть себя.

• Определить, кто наблюдает за ним. Необ­ходимое время 5—10 минут.

Ведущий в течение этого времени может рас­сказывать про важность развития собственной наблюдательности. Или про то, что на каждом этапе жизни всегда кто-то наблюдает за челове­ком: будь то его родители, его совесть или бог.

По окончании процедуры каждый участник по кругу говорит свое предположение о том, кто следил за ним и как он узнал об этом. После того как круг завершился, каждый участник по кругу «раскрывается», показывая карточку с именем того, за кем он следил, и высказывает свое пред­положение о том, за кем, по его мнению, следил его подопечный.

Можно оценить каждого участника в баллах, при этом баллы начисляются тем:

• кто смог выполнить первую задачу, но при этом раскрылся — 1 балл;

• кто смог выполнить первую задачу и не раскрылся сам — 2 балла;

• кто смог раскрыть сыщика, следившего за ним, — 1 балл.

После этого можно провести обсуждение в группе, какую задачу было проще выполнять, какую сложнее и кто что чувствовал.

Б. Упражнения для развития мышления *

17.9. «СИТУАЦИЯ»

Описание Группа делится на подгруппы (до пяти чело-

процедуры век каждая). Ведущий предлагает ситуацию, на-

пример: «Он проснулся ночью и заметил какое-то существо в углу комнаты».

Задача каждой подгруппы: в течение 15 ми­нут написать как можно больше версий, объяс­няющих данную ситуацию, или то, что это за существо. Версии могут быть любыми, даже са­мыми фантастическими.

По окончании заданного времени каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает та подгруппа, которая написала большее коли­чество версий.

После этого ведущий предлагает каждой под­группе рассказать, как они придумывали версии, и организует короткое обсуждение.

Затем группе в составе тех же подгрупп пред­лагается следующая ситуация, например: «Вер­нувшись из магазина, он обнаружил, что дверь его квартиры распахнута. Хотя дома никого не было и ключ он никому не давал».

' В главе 18 предложен ряд занимательных задач, которые вы также можете ис­пользовать и в тренинге развития гибкости мышления.

211

Участникам также дается 15 минут, по окон­чании зачитываются версии.

Если какая-то подгруппа стабильно показы­вает низкий результат по отношению к другим, то можно поменять состав подгрупп.

ПРИЗНАКИ»

Описание Группа делится на несколько команд. Ведущим

процедуры задается два или более признака. Например:

1) инструмент,

2) с отверстиями.

Задача каждой команды — придумать как можно больше предметов, одновременно-обла­дающих данными признаками. Время выполне­ния 5-10 минут.

По окончании каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает команда, предложившая их большее количество.

17.11. «СОСТАВЬПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Описание Упражнения выполняются в подгруппах.

процедуры Время выполнения —10—15 минут. Предлагает-

ся три не связанных друг с другом слова. Задача каждой подгруппы — составить как можно боль­ше предложений, каждое из которых должно включать эти три слова одновременно. По окон­чании времени каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает подгруппа, написавшая большее количество версий.

Упражнения-головоломки*

Данные упражнения относятся к разряду задач-головоломок, предназначенных для поиска совместного решения. Их лучше вы-

* Ответы приводятся в конце данной части.

полнять в малых группах (до 5 человек). Большие группы следует разделить на несколько команд.

Ведущий описывает ситуацию и предлагает участникам совме­стно искать решение. При этом участники группы могут в произ­вольной форме предлагать свои варианты решения и задавать воп­росы ведущему, на которые он может отвечать только «да» или «нет».

17.12.«АДАМ И ЕВА»

Описание Ведущий предлагает ситуацию: «Адам уронил

процедуры предмет, и Ева умерла».

Вопросы командам:

• Какой предмет уронил Адам ?

• Почему умерла Ева ?

Команды по очереди задают ведущему вопро­сы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет».

Выигрывает команда, которая ответит на по­ставленные условием вопросы.

КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА»

Описание Давным-давно жили два принца. Они роди-

ситуации лись близнецами и постоянно стремились пре-

взойти один другого. Их отец Король делал все, чтобы они жили дружно, не соперничали и под­держивали друг друга. Он сулил им награды и гро­зил им карами, но ничто не было столь близко сердцу каждого принца, как возможность взять верх над другим. Всю жизнь Король стремился примирить их, но ничего не мог поделать с их стремлением к соперничеству. И когда уже подо­шло ему время умирать, он придумал план. В сво­ем завещании он повелел, чтобы сыновья доеха­ли верхом до края королевства, благо оно было не очень большим, и вернулись назад в королев­ский замок. Тот из них, чья ЛОШАДЬ войдет в ворота замка ВТОРОЙ, унаследует все королев­ство. При этом они могли спешиться за все это

213

время только один раз, чтобы отдохнуть и напо­
ить лошадей. И принцы отправились в путь. Каж­
дый из них старался ехать медленнее другого.
После двух дней и двух ночей, в течение которых
они всячески замедляли ход, принцы и их лоша­
ди, выбившись из сил, доехали до края королев­
ства. В крайней усталости они остановились на
ночь в придорожном трактире. На следующее
утро трактирщик разбудил их обоих, чтобы они
продолжили свой путь. Когда они собрались в
дорогу, один из братьев шепнул что-то другому на
ухо. И тогда они оба рассмеялись, вскочили в сед­
ла и со всей скоростью пустились к замку.
Вопрос Что один из братьев прошептал другому на

ухо?

Наши рекомендации