Коммуникативные действия участников игры

Структура риторической игры

Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru вводная часть проведение игры подведение итогов

Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru

Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru описание ситуации   реальной     гипотетической   фантастической деятельность игроков   деятельность ведущего   работа жюри анализ игровых действий   сообщение результатов игры   обобщение приобретенного опыта

обозначение и

распределение ролей

правила игры

критерии

оценки

текст – резюме

Подробная описательная инструкция содержит в себе основную информацию для участников игры: описание воображаемой ситуации; обозначение и распределение ролей; сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий; обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей; сообщение о времени для подготовки к выступлению; и текст - резюме, в котором повторяется установка на выполнение игровых действий.

При подведении итогов следует обращать внимание учеников на корректность, уместность поведения (в том числе и речевого) всех игроков и членов жюри. Необходимо, чтобы на протяжении всей игры в классе сохранилась доброжелательная, располагающая к общению обстановка, что ни в коей мере не исключает азартности игроков и духа соревновательности.

Рассматривая особенности игровых методов обучения, многие исследователи отмечают, что благодаря играм осваиваются ситуации, возможные в будущем, т.е. происходит преадаптация, а сама игра представляется сверхстимулом адаптационного процесса. Поэтому их можно использовать для трансляции и усвоения предшествующего опыта, анализа модели реальности и адаптации к ней[6]. Для нас важен и тот факт, что «активные методы обучения опираются на древний механизм индивидного осмысления человеческой культуры через процесс имитации. Происходит увеличение возможностей саморегуляции, самокоррекции человеком собственных индивидуальных особенностей, в отличие от внешних, обычно авторитарных, методов педагогического воздействия. Образно говоря, человек может взять «свою голову из чужих рук в свои»[7].

Успех риторической (коммуникативной) игры определяется тем, какие теоретические (риторические, речевые) сведения были заложены в текст-сценарий игры; насколько качественными были подготовка коммуникативного лидера на предтекстовом этапе и текст сценарного плана; насколько было продумано речевое поведение в процессе общения всех участников; какие вербальные, паралингвистические, невербальные средства были использованы для создания выбранного речевого жанра.

Охарактеризуем коммуникативные действия организаторов и участников риторической (коммуникативной) игры на предтекстовом, текстовом (собственно игровом) и послетекстовом этапах.

Таблица 1

Учитель-ритор - человек,

демонстрирующий творческий подход к делу!

[1] Кавтрадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. – С.8.

[2] Антонова, Л.Г. Риторические задачи в опытах обучения профессионально значимым письменным жанрам / Л.Г.Антонова // Школа проф. Т.А. Ладыженской. – М., 2005. – С. 136.

[3] Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта, Наука, 1998. – С. 156-157.

[4] К задаче обязательно прилагается текст и 2-3 иллюстрации (фотографии, рисунки)

[5] Ладыженская, Т.А. Риторические задачи / Т.А. Ладыженская // Развитие речи. Школьная риторика. 5 кл. : методический комментарий / под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Дрофа, 1996. – С. 16.

[6] Кавтрадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. – С.60.

[7] Кавтрадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. – С.62.

[8] Тумина, Л.Е. Кружок «Сочини сказку» / Л.Е. Тумина. – М.: УЦ «Перспектива», 1995; Тумина ,Л.Е. Искусство сочинения сказок / Л.Е. Тумина // Дидакт. – 1998. - № 2. - С. 20-28; Шеменева, Е.Н. Сказки с языковой начинкой / Е.Н. Шеменева // Риторика: 9 класс: методические рекомендации./ под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 1999. - С.128-142; Федосеева, Т.А. Предметные сказки на уроках русского языка и риторики: учебно-методическое пособие по спецкурсу / Т.А. Федосеева. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2003; Федосеева, Т.А. Предметные сказки на речевом уроке / Т.А. Федосеева // Русская словесность. – 2005. - № 7. – С.76-80.

[9] Тумина, Л.Е. Кружок «Сочини сказку» / Л.Е. Тумина. – М.: УЦ «Перспектива», 1995. – С. 337.

[10] Ортология — учение о правильности, нормативности речи.

[11] Пастухова, Л.С, Ортология на уроке русского языка /Л.С. Пастухова//Русский язык в школе.- 1991. -№ 1. - С. 23-27.

[12] Львов, В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе : 5-9 кл.: кн. для учителя. / В.В. Львов - М.: Просвещение, 1989. - С. 6-7.

[13] Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская, - 3-е изд., стер. - М.: 000 «Из­дательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С.9.

[14] Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе: кн. для учителя / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. - М.: Издательский дом «С-инфо»; издательство «Баласс», 2000. - С. 28.

[15] Лунева, С.В. Учимся... на ошибках / С.В. Лунева, С.Ю. Иванова // Русская словесность. - 2007. - № 6. - С. 43 -47.

[16] По материалам: Орфоэпическая разминка // Русский язык. - 2007. - № 05. - С. 25.

Структура риторической игры

Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru вводная часть проведение игры подведение итогов

Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru

Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru Коммуникативные действия участников игры - student2.ru описание ситуации   реальной     гипотетической   фантастической деятельность игроков   деятельность ведущего   работа жюри анализ игровых действий   сообщение результатов игры   обобщение приобретенного опыта

обозначение и

распределение ролей

правила игры

критерии

оценки

текст – резюме

Подробная описательная инструкция содержит в себе основную информацию для участников игры: описание воображаемой ситуации; обозначение и распределение ролей; сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий; обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей; сообщение о времени для подготовки к выступлению; и текст - резюме, в котором повторяется установка на выполнение игровых действий.

При подведении итогов следует обращать внимание учеников на корректность, уместность поведения (в том числе и речевого) всех игроков и членов жюри. Необходимо, чтобы на протяжении всей игры в классе сохранилась доброжелательная, располагающая к общению обстановка, что ни в коей мере не исключает азартности игроков и духа соревновательности.

Рассматривая особенности игровых методов обучения, многие исследователи отмечают, что благодаря играм осваиваются ситуации, возможные в будущем, т.е. происходит преадаптация, а сама игра представляется сверхстимулом адаптационного процесса. Поэтому их можно использовать для трансляции и усвоения предшествующего опыта, анализа модели реальности и адаптации к ней[6]. Для нас важен и тот факт, что «активные методы обучения опираются на древний механизм индивидного осмысления человеческой культуры через процесс имитации. Происходит увеличение возможностей саморегуляции, самокоррекции человеком собственных индивидуальных особенностей, в отличие от внешних, обычно авторитарных, методов педагогического воздействия. Образно говоря, человек может взять «свою голову из чужих рук в свои»[7].

Успех риторической (коммуникативной) игры определяется тем, какие теоретические (риторические, речевые) сведения были заложены в текст-сценарий игры; насколько качественными были подготовка коммуникативного лидера на предтекстовом этапе и текст сценарного плана; насколько было продумано речевое поведение в процессе общения всех участников; какие вербальные, паралингвистические, невербальные средства были использованы для создания выбранного речевого жанра.

Охарактеризуем коммуникативные действия организаторов и участников риторической (коммуникативной) игры на предтекстовом, текстовом (собственно игровом) и послетекстовом этапах.

Таблица 1

Коммуникативные действия участников игры

Наши рекомендации