Детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических

и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для

того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их пси-

ходиагностического обследования. К этим особенностям преж-

де всего относится сравнительно низкий уровень сознания и са-

мосознания.

Когда мы говорим о сознании в контексте психодиагности-

ки, то имеем в виду произвольность, внутренний волевой конт-

роль и опосредованность речью основных познавательных про-

цессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения,

мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у боль-

шей части дошкольников находятся на сравнительно низком

уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрас-

те еще далеко не завершено. Приобретение познавательными про-

Часть I. Психологическая диагностика

цессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-

четырехлетнего возраста и завершается только к концу подрост-

кового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей

дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду,

что тестовые задания не должны требовать от ребенка высоко-

развитого произвольного управления своими познавательными

процессами. Если это условие не учитывается, то в результате

тестирования возникает опасность получить такие данные, ко-

торые не вполне соответствуют реальному уровню познаватель-

ного развития ребенка. Чтобы правильно судить об уровне раз-

вития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиа-

гностические задания подбирать таким образом, чтобы они од-

новременно были рассчитаны как на произвольный, так и непро-

извольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позво-

лит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольнос-

ти познавательных процессов, а с другой стороны — реальный

уровень их развития в том случае, если они еще не являются про-

извольными.

Что же касается детей более старшего дошкольного возра-

ста, от трех-четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть эле-

менты произвольности в управлении своими познавательными

процессами. Вместе с тем значительная часть детей этого возра-

ста все же характеризуется доминированием непроизвольных по-

знавательных процессов, и именно на такие процессы опирается

ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей

этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:

как на детальное изучение развития природных, или непроиз-

вольных, познавательных процессов, так и на своевременное об-

наружение и точное описание произвольных когнитивных дей-

ствий и реакций.

Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития

самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий

смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет,

еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и

не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Са-

мооценка и уровень притязаний у них еще не оформились на-

столько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих до-

стоинствах и недостатках.

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, име-

ют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как лич-

ностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те

свойства личности и особенности поведения, на которые обра-

щали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружаю-

щие взрослые люди.

Из сказанного следует, что методы личностной и поведенчес-

кой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не долж-

ны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориенти-

рованы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны

осознанную, взвешенную оценку собственных личностных ка-

честв. Нарушение этого правила может привести к тому, что ре-

бенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст

ответы на них механически, без должного понимания сути са-

мих вопросов.

Детям в возрасте от четырех до шести лет можно уже предла-

гать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на

адекватную самооценку. Однако и в этом случае следует иметь в

виду, что самооценочные возможности ребенка данного возрас-

та все же не безграничны.

В связи со сказанным при проведении личностной и пове-

денческой психодиагностики детей дошкольного возраста реко-

мендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оцен-

ки, используя в качестве экспертов независимых, профессиональ-

но подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного

ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оцен-

кам можно добавлять самооценку ребенка, но все же больше до-

верять суждениям взрослых о нем.

Есть определенные трудности и ограничения, связанные с ис-

пользованием методик психодиагностики опросного типа в дан-

ном возрасте. Для детей-дошкольников не вполне годятся лич-

ностные опросники, содержащие в себе прямые суждения само-

оценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым лич-

ностным качествам. Если речь идет о косвенных суждениях, то

они также не должны включать в себя особенности психологии

и поведения, которые ребенок-дошкольник еще недостаточно хо-

рошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в

___________Ч

асть I . Психологическая диагностика ________________

психодиагностических целях в дошкольном возрасте следует све-

сти к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый

вопрос необходимо подробно и доступно разъяснить ребенку.

Отметим еще одну особенность, связанную с непроизволь-

ностью процессов у дошкольников, которую обязательно необ-

ходимо учитывать, производя их психодиагностику. Дошколь-

ники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонст-

рировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно

отражающие уровень их психологического развития, когда сами ме-

тодики и имеющиеся в них психодиагностические задания вы-

зывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего вре-

мени психодиагностики. Как только непосредственный интерес

ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он перестает

проявлять те способности и задатки, которыми реально облада-

ет. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень

психологического развития ребенка и его возможности, напри-

мер зону потенциального развития, необходимо заранее, состав-

ляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это

вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было

достаточно интересно для него.

Наконец, следует учитывать особенности самих непроизволь-

ных познавательных процессов, к примеру непостоянство непро-

извольного внимания и повышенную утомляемость детей дан-

ного возраста, вызываемую прежде всего психогенными факто-

рами. В этой связи серию предлагаемых им тестовых заданий не

следует делать слишком длинной, требующей большого количе-

ства времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста

считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в

пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст

ребенка, тем более коротким оно должно быть.

Рассмотрим некоторые другие, кроме уже названных выше,

особенности психодиагностики дошкольников, разделив их сле-

дующим образом по возрастам:

1. Ранний возраст, от года до трех лет.

2. Младший и средний дошкольный возраст, от трех до пяти лет.

3. Старший дошкольный возраст, от пяти до шести-семи лет.

Психодиагностика детей раннего возраста в основном может

быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опи-

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

раться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей цен-

ностью в этом возрасте обладает психодиагностический матери-

ал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых дей-

ствий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора

информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а глав-

ным психодиагностическим методом — естественный экспери-

мент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, до-

статочно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагно-

стические результаты у детей этого возраста можно получить,

наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного воз-

раста деятельностью — предметной игрой.

При проведении психодиагностики детей младшего и сред-

него дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение

формы игры, так и возникновение нового вида социальной ак-

тивности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, —

межличностного общения. Дети этого возраста впервые начина-

ют проявлять интерес к сверстникам как личностям и включать-

ся с ними в совместные игры. Соответственно и методики пси-

ходиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предпола-

гали не только наблюдение за детьми в индивидуальной пред-

метной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно-роле-

вого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрос-

лые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в

психодиагностических целях провести сам психолог.

Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно

отпираться на данные самосознания детей и на оценки, которые

сами они дают другим детям и взрослым людям. Это особенно

касается проявления различных индивидуальных качеств в об-

щении с окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятель-

ности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают

элементарные рефлексивные (см. рефлексия) способности. Стар-

шие дошкольники не только осознают и руководствуются в сво-

ем поведении некоторыми правилами межличностного взаимо-

действия, особенно в играх, но в определенных пределах могут,

занимаясь тем или иным видом деятельности, например учени-

ем и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать

_ Часть I. Психологическая диагностика

оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность

для использования в данном возрасте тех психодиагностических

методик, которые обычно применяются для изучения психоло-

гии школьников и взрослых людей. Сказанное прежде всего от-

носится к методам исследования познавательных процессов, но

отчасти касается личности и межличностных отношений.

Все эти замечания и ограничения были учтены в подробно

описываемом далее стандартизированном комплексе психодиа-

гностических методик, предназначенных для изучения и опре-

деления уровня психологического развития детей дошкольного

возраста, от трех до пяти-шести лет1.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Наши рекомендации