Детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических
и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для
того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их пси-
ходиагностического обследования. К этим особенностям преж-
де всего относится сравнительно низкий уровень сознания и са-
мосознания.
Когда мы говорим о сознании в контексте психодиагности-
ки, то имеем в виду произвольность, внутренний волевой конт-
роль и опосредованность речью основных познавательных про-
цессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения,
мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у боль-
шей части дошкольников находятся на сравнительно низком
уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрас-
те еще далеко не завершено. Приобретение познавательными про-
Часть I. Психологическая диагностика
цессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-
четырехлетнего возраста и завершается только к концу подрост-
кового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей
дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду,
что тестовые задания не должны требовать от ребенка высоко-
развитого произвольного управления своими познавательными
процессами. Если это условие не учитывается, то в результате
тестирования возникает опасность получить такие данные, ко-
торые не вполне соответствуют реальному уровню познаватель-
ного развития ребенка. Чтобы правильно судить об уровне раз-
вития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиа-
гностические задания подбирать таким образом, чтобы они од-
новременно были рассчитаны как на произвольный, так и непро-
извольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позво-
лит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольнос-
ти познавательных процессов, а с другой стороны — реальный
уровень их развития в том случае, если они еще не являются про-
извольными.
Что же касается детей более старшего дошкольного возра-
ста, от трех-четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть эле-
менты произвольности в управлении своими познавательными
процессами. Вместе с тем значительная часть детей этого возра-
ста все же характеризуется доминированием непроизвольных по-
знавательных процессов, и именно на такие процессы опирается
ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей
этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:
как на детальное изучение развития природных, или непроиз-
вольных, познавательных процессов, так и на своевременное об-
наружение и точное описание произвольных когнитивных дей-
ствий и реакций.
Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития
самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий
смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет,
еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и
не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Са-
мооценка и уровень притязаний у них еще не оформились на-
столько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих до-
стоинствах и недостатках.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, име-
ют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как лич-
ностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те
свойства личности и особенности поведения, на которые обра-
щали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружаю-
щие взрослые люди.
Из сказанного следует, что методы личностной и поведенчес-
кой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не долж-
ны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориенти-
рованы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны
осознанную, взвешенную оценку собственных личностных ка-
честв. Нарушение этого правила может привести к тому, что ре-
бенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст
ответы на них механически, без должного понимания сути са-
мих вопросов.
Детям в возрасте от четырех до шести лет можно уже предла-
гать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на
адекватную самооценку. Однако и в этом случае следует иметь в
виду, что самооценочные возможности ребенка данного возрас-
та все же не безграничны.
В связи со сказанным при проведении личностной и пове-
денческой психодиагностики детей дошкольного возраста реко-
мендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оцен-
ки, используя в качестве экспертов независимых, профессиональ-
но подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного
ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оцен-
кам можно добавлять самооценку ребенка, но все же больше до-
верять суждениям взрослых о нем.
Есть определенные трудности и ограничения, связанные с ис-
пользованием методик психодиагностики опросного типа в дан-
ном возрасте. Для детей-дошкольников не вполне годятся лич-
ностные опросники, содержащие в себе прямые суждения само-
оценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым лич-
ностным качествам. Если речь идет о косвенных суждениях, то
они также не должны включать в себя особенности психологии
и поведения, которые ребенок-дошкольник еще недостаточно хо-
рошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в
___________Ч
асть I . Психологическая диагностика ________________
психодиагностических целях в дошкольном возрасте следует све-
сти к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый
вопрос необходимо подробно и доступно разъяснить ребенку.
Отметим еще одну особенность, связанную с непроизволь-
ностью процессов у дошкольников, которую обязательно необ-
ходимо учитывать, производя их психодиагностику. Дошколь-
ники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонст-
рировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно
отражающие уровень их психологического развития, когда сами ме-
тодики и имеющиеся в них психодиагностические задания вы-
зывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего вре-
мени психодиагностики. Как только непосредственный интерес
ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он перестает
проявлять те способности и задатки, которыми реально облада-
ет. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень
психологического развития ребенка и его возможности, напри-
мер зону потенциального развития, необходимо заранее, состав-
ляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это
вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было
достаточно интересно для него.
Наконец, следует учитывать особенности самих непроизволь-
ных познавательных процессов, к примеру непостоянство непро-
извольного внимания и повышенную утомляемость детей дан-
ного возраста, вызываемую прежде всего психогенными факто-
рами. В этой связи серию предлагаемых им тестовых заданий не
следует делать слишком длинной, требующей большого количе-
ства времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста
считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в
пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст
ребенка, тем более коротким оно должно быть.
Рассмотрим некоторые другие, кроме уже названных выше,
особенности психодиагностики дошкольников, разделив их сле-
дующим образом по возрастам:
1. Ранний возраст, от года до трех лет.
2. Младший и средний дошкольный возраст, от трех до пяти лет.
3. Старший дошкольный возраст, от пяти до шести-семи лет.
Психодиагностика детей раннего возраста в основном может
быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опи-
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
раться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей цен-
ностью в этом возрасте обладает психодиагностический матери-
ал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых дей-
ствий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора
информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а глав-
ным психодиагностическим методом — естественный экспери-
мент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, до-
статочно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагно-
стические результаты у детей этого возраста можно получить,
наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного воз-
раста деятельностью — предметной игрой.
При проведении психодиагностики детей младшего и сред-
него дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение
формы игры, так и возникновение нового вида социальной ак-
тивности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, —
межличностного общения. Дети этого возраста впервые начина-
ют проявлять интерес к сверстникам как личностям и включать-
ся с ними в совместные игры. Соответственно и методики пси-
ходиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предпола-
гали не только наблюдение за детьми в индивидуальной пред-
метной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно-роле-
вого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрос-
лые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в
психодиагностических целях провести сам психолог.
Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно
отпираться на данные самосознания детей и на оценки, которые
сами они дают другим детям и взрослым людям. Это особенно
касается проявления различных индивидуальных качеств в об-
щении с окружающими людьми.
В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятель-
ности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают
элементарные рефлексивные (см. рефлексия) способности. Стар-
шие дошкольники не только осознают и руководствуются в сво-
ем поведении некоторыми правилами межличностного взаимо-
действия, особенно в играх, но в определенных пределах могут,
занимаясь тем или иным видом деятельности, например учени-
ем и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать
_ Часть I. Психологическая диагностика
оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность
для использования в данном возрасте тех психодиагностических
методик, которые обычно применяются для изучения психоло-
гии школьников и взрослых людей. Сказанное прежде всего от-
носится к методам исследования познавательных процессов, но
отчасти касается личности и межличностных отношений.
Все эти замечания и ограничения были учтены в подробно
описываемом далее стандартизированном комплексе психодиа-
гностических методик, предназначенных для изучения и опре-
деления уровня психологического развития детей дошкольного
возраста, от трех до пяти-шести лет1.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ