Методы изучения личности и межличностных отношений у младших

школьников.Психодиагностические возможности детей младшего школьного

возраста в области личности и межличностных отношений. Методика изуче-

ния мотивации достижения успехов у младших школьников. Детский вариант

личностного теста Р. Кеттела. Анкета для родителей, воспитателей и учителей,

предназначенная для оценки коммуникативных личностных качеств и межлич-

ностных отношений младших школьников. Подготовка заключения об уровне

психологического развития ребенка младшею школьного возраста.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К моменту поступления детей в школу существенно возра-

стают их индивидуальные различия по уровню психологическо-

го развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что

дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, мораль-

ному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже мо-

гут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психо-

диагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим

учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназ-

Часть 1. Психологическая диагностика

наченные для психодиагностики взрослых людей, другим — ме-

нее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-

летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается

таких психодиагностических методик, в которых используются

вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные,

сложные оценки ребенком окружающей среды.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагнос-

тическую методику к детям младшего школьного возраста, не-

обходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально до-

ступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный

уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологичес-

кой готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе,

показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином

отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и пол-

ноценному усвоению действующих в начальных классах школь-

ных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту

готовыми к обучению, по уровню психологического развития (пси-

хологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольни-

ка, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку пред-

ложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоин-

тересный для него серьезный психологический тест, требующий

развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же во-

ображения, то может статься, что он не справится с заданием. И

это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способ-

ностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личност-

но-психологического развития. Если, напротив, те же самые тес-

товые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутрен-

не привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты

тестирования окажутся иными, более высокими.

Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в

практической психодиагностике детей, поступающих в школу,

особенно первоклассников и второклассников (последние, как

показывают специально проведенные исследования, еще не очень

далеко ушли от детей дошкольного возраста).

Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для

их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания бу-

дут им доступны. Говоря о доступности, мы в данном случае име-

ем в виду соответствие этих заданий способностям, имеющимся

у детей. Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотива-

ции, при заинтересованном, активном настрое на тестирование

его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то

в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых

усилий управлять своим поведением во время тестирования, то

дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подрост-

кового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.

Имеются определенные ограничения, касающиеся примене-

ния тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего

школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к

тестам, которые разработаны и применяются для изучения мыш-

ления, личности и межличностных отношений. Большинство

используемых в практике в настоящее время интеллектуальных

тестов для взрослых людей преимущественно оценивают уровень

развития словесно-логического мышления, которое в младшем

школьном возрасте находится еще в начале пути своего разви-

тия (этот процесс завершается в основном только к подростко-

вому возрасту). По своей практичности и жизненной значимос-

ти словесно-логическое мышление в младшие школьные годы

значительно уступает таким, более ценным видам детского мыш-

ления, какими является наглядно-действенное и образное мыш-

ление. Кроме того, в тестах, разработанных для взрослых людей,

интеллектуальные задачи формулируются обычно в словесной

форме, с использованием системы понятий и языка, отражаю-

щего жизненный опыт взрослых людей, во многом еще не до-

ступный для детей. Следовательно, необходима серьезная адап-

тация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к

детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение.

Иногда это сделать невозможно, и возникает необходимость

создания для детей совершенно нового варианта известного тес-

та, что в свое время было сделано, например, для интеллектуаль-

ного теста Векслера, детского варианта теста Кеттела. В этом слу-

чае, однако, возникает новая проблема: сравнения и сопостави-

мости результатов тестирования одного и того же психологичес-

Часть 1. Психологическая диагностика

кого качества с помощью различных по своей структуре и со-

держанию тестов. Даже в том случае, если взрослый и детский

варианты одноименного теста преемственные, разработаны од-

ними и теми же авторами, указанная проблема не снимается пол-

ностью. Результаты тестирования людей с помощью разных тес-

тов все равно требуют сопоставления и почти никогда не будут

одними и теми же. В итоге межтестового сопоставления опреде-

ляется как минимум так называемый переводной коэффициент,

позволяющий с допустимой ошибкой переходить от одного тес-

та к другому, т.е. приблизительно судить о том, каковы будут ре-

зультаты тестирования по одной методике на основе реальных

результатов, уже полученных по другой методике. Переводной

коэффициент обычно устанавливается как среднее соотношение

количественных показателей по одной методике с показателями

по другой методике, предназначенной для диагностики того же

самого психологического свойства. Выборка испытуемых, на ко-

торой устанавливается переводной коэффициент, должна быть

достаточно большой, а дисперсия индивидуальных показате-

лей — незначительной.

Например, если дети переходного от детства к взрослости воз-

раста — подростки, которым доступны как детский, так и взрос-

лый варианты теста Векслера, по детскому варианту этого теста

получают показатель 100%, а по взрослому — 80%, то перевод-

ной коэффициент от детского ко взрослому варианту этого теста

будет равен 1,25. Он получается путем деления среднего коэф-

фициента уровня интеллектуального развития большой выбор-

ки людей по детскому варианту теста (в данном случае — 100%)

на аналогичный средний показатель той же самой выборки лю-

дей по взрослому варианту теста (в данном случае — 80%). По-

лученный показатель, равный 1,25, практически означает, что если

мы протестировали детей по детскому варианту теста, а, напри-

мер, подростков — по взрослому варианту теста, то показатели,

полученные по детскому варианту, мы можем непосредственно

сравнивать по величине с показателями по взрослому варианту,

соответственно деля или умножая те или другие на величину 1,25.

Ограничения в применении личностных тестов для взрослых

людей в психодиагностической практике, касающейся детей,

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

имеют еще более серьезный характер и не сводятся только к ко-

личественным различиям. Дело в том, что те качества личности,

которые оценивает тест для взрослых, могут отсутствовать у ре-

бенка. И, наоборот, у детей могут быть такие изживаемые с воз-

растом личностные особенности, которых давно уже нет у взрос-

лых людей. Поэтому может оказаться так, что созданный по об-

разцу теста для взрослых структурно идентичный тест для детей

может быть недостаточно валидным, т.е., с одной стороны, оце-

нивать то, что еще отсутствует у детей, а с другой стороны — не

оценивать того, что у них имеется.

Выход-из этой ситуации видится в том, чтобы, конструируя

и используя в практике личностные тесты для взрослых людей и

детей, опираться на знания возрастной психологии и на психо-

логическую теорию возрастного личностного развития челове-

ка, которые могут дать исходную полезную информацию для пра-

вильного конструирования тестов и обеспечения их изначаль-

ной валидности.

Непосредственно сравнивать между собой показатели лич-

ностного развития детей и взрослых людей гораздо труднее, чем

данные, касающиеся их интеллектуального развития, так как за

отмеченными личностными различиями могут лежать серьезные

отличия личности взрослого человека от личности ребенка. Ка-

чественный сопоставительный анализ в данном случае предпоч-

тительнее, чем количественный.

Однако зачастую невозможно обойтись и без количествен-

ного сравнения. В этом случае необходимо убедиться в содержа-

тельной идентичности сопоставляемых между собой качеств лич-

ности и, кроме того, получить и пользоваться упомянутым выше

переводным коэффициентом. Все, что только что было сказано

о диагностике личности, относится и к психодиагностике меж-

личностных отношений.

В заключение параграфа остановимся на общей характерис-

тике стандартизированного комплекса психодиагностических

методик, предназначенных для детей младшего школьного воз-

раста, который подробно описан в следующих двух разделах этой

главы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик

предназначена для комплексной оценки уровня психологическо-

6 Немов Кн. 3

Часть 1. Психологическая диагностика

го развития детей, поступающих в школу, а также учащихся на-

чальных классов, включая характеристику их познавательных

процессов, личности и межличностных отношений, оценку имею-

щихся у них практических умений и навыков.

На основе применения данной системы методик можно оце-

нивать психологическую готовность детей к обучению в школе,

их психологическое развитие во время обучения в начальных

классах, с первого по четвертый включительно.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса

подлежат:

1. Общая ориентация детей в окружающем мире.

2. Отношение ребенка к обучению в школе.

3. Внимание.

4. Память.

5. Мышление.

6. Речь.

7. Художественно-изобразительные способности.

8. Трудовые умения и навыки.

9. Мотивация достижения успехов.

10.Личностные качества.

11.Межличностные отношения.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс,

можно будет точно определить, в каком отношении ребенок го-

тов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше

продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют

выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых ша-

гов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную

психодиагностическую работу, связанную с выявлением и раз-

витием его способностей.

Проведение комплексной систематической психодиагности-

ки позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной

работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способст-

вует продвижению детей вперед в своем психологическом раз-

витии.

В данный комплекс включены такие методики, которые мож-

но применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и по-

лучать сопоставимые результаты.

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Оценки, полученные по всем методикам, переведены в еди-

ную, стандартизированную систему оценок, и так же, как это было

в отношении детей-дошкольников, записываются в Карту инди-

видуального психологического развития ребенка младшего

школьного возраста.

В комплекс входят три типа методик: те, которые обычно ис-

пользуются только при поступлении детей в школу (например,

методика выяснения общей ориентировки детей 6-7-летнего воз-

раста и запаса бытовых знаний); те, которые применяются как

для диагностики готовности к обучению в школе, так и для оценки

уровня психологического развития; те, которые используются

только при оценивании уровня психологического развития детей.

Есть три основные сферы, в которых психологически разви-

ваются дети, — познавательные процессы, личность и межлич-

ностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставит-

ся задача определить уровень психологического развития ребен-

ка, для всех имеются специальные методики.

Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса ме-

тодик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мыш-

ления и речи ребенка, а также его мотивация учения, достиже-

ния успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимо-

отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

Поскольку в психологии при оценивании каждого познава-

тельного процесса можно получить много различных показате-

лей, то при создании данного комплекса методик, как и предыду-

щего, стояла задача отбора минимума. Были отобраны, во-пер-

вых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вто-

рых, те, которые сами могут развиваться под влиянием обуче-

ния и воспитания, т. е. служить показателями уровня психоло-

гического развития ребенка. Это касается, например, оценки вни-

мания, памяти, мышления, воображения, речи, мотивации дости-

жения успехов.

Каждая методика позволяет получить один показатель и тре-

бует для своего проведения от 5 до 10 мин. Общее время, затра-

чиваемое на целостное, разностороннее обследование каждого

ребенка, составляет в сумме от 3 до б часов в зависимости от со-

става избранных методик и скорости работы над ними детей.

6*

Часть 1. Психологическая диагностика

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представ-

ленного далее комплекса методик, решает следующие задачи:

1. Выясняется, как развивается данный ребенок.

1. Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и

способности.

2. Выясняются причины отставания ребенка в учебе или при-

чины плохого воспитания.

3. Предложение ребенку, учителям и родителям научно обос-

нованных рекомендаций по выбору и подготовке к будущей про-

фессии.

Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на об-

следование детей с помощью описываемого комплекса методик,

состоит в том, чтобы там, где это возможно и допустимо, прово-

дить не индивидуальное, а групповое обследование детей. О та-

ких возможностях и условиях, которые при этом необходимо cor

блюдать, говорится в комментариях к каждой методике. Если та-

ких комментариев нет, то это означает, что данную методику оди-

наковым образом можно применять как для индивидуального,

так и для группового обследования детей.

Прежде чем приступить к проведению психодиагностическо-

го обследования, рекомендуется сделать следующее:

1. Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобрать-

ся в ней.

2. Прочесть комментарии к данной методике, если они есть.

3. Подготовить необходимые для проведения методики ма-

териалы.

4. Провести пробное обследование с помощью данной мето-

дики хотя бы одного ребенка и обработать результаты.

Наши рекомендации