Перечень методик для изучения личности и межличностных отношений у детей с особенностями психофизического развития

1. Методика Р. Тэмма, М. Дорки, В. Амэн

2. Методика Р. Жиля

3. Методика М. Панфиловой

4. Методика изучения особенностей проявления воли

5. Социометрия

6. «Несуществующее животное»

7. Детский апперцептивный тест (САТ)

8. Тест «Нарисуй человека»

9. Кинестетический рисунок семьи

10. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

11. Тест незаконченных предложений

12. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

13. Шкала явной тревожности (СМАS)

14. Опросник Басса-Дарки

15. Опросник САН

16. Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера)

17. Тест школьной тревожности Филлипса

18. Опросник ЕPI (Айзенка)

19. Методика многофакторного исследования личности (Кеттел)

20. Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук)

21. Патохарактериологический диагностический опросник (ПДО)

22. Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду)

23. Шкала депрессии

24. Тест А. Ассингера

25. Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)

26. Графическая беседа «Мой круг общения»

27. Цветовой тест отношений (по А. М. Эткинд)

28. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

29. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня (MMPI)

30. Определение психологического климата класса (А.Н. Лутошкин)

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику основных принципов отбора детей в специальные учреждения образования. Какие из перечисленных принципов вы назвали бы приоритетными?

2. Составьте структурно-логическую схему изученной темы.

3. Определите тип нарушения в развитии по описанию. Обоснуйте свой ответ.

1) Ребенок: Таня, 5 лет. Жалобы родителей: плохая речь, трудно установить контакт.

Психолого-педагогическая характеристика. В двигательной сфере проявляется моторная неловкость, часто сочетающаяся с вычур­ностью движений, есть проблемы формирования навыка рисования. В игре часто наблюдаются стереотипные движения, типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий, игрушки часто использует не по назначению; общение со сверстниками практически отсутствует, эмоции проявляет очень слабо; при контактах старается не смотреть в глаза, переводит взгляд. Не умеет играть с другими детьми. В редких ситуациях речевого общения повторяет фразы, сказанные другими, использует слова-штампы.

2) Ребенок: Коля, 6 лет. Жалобы родителей: повышенная двигательная активность.

Из анамнеза: ребенок от первой беременности, первых родов; беременность протекала без патологии, роды затяжные, сложные, использовались приемы родовспоможения.

Психолого-педагогическая характеристика. Чрезмерная двигательная активность, импульсивность. Грубые нарушения внимания: значительно снижен объем, слабая концентрация на объекте, высокая отвлекаемость. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, суетлив. Материал усваивает фрагментарно, так как не может сосредоточится на нем продолжительное время. Речь характеризуется трудностью в повторении скороговорок, нарушает структуру сложных слов.

4. Обоснуйте правильность или неправильность сделанных в заключении выводов. Ребенок: Саша, 5 лет. Из анамнеза: ребенок от первой беременности (без патологии), первых родов; роды в срок.

Психолого-педагогическая характеристика. Представления об окружающем носят ограниченный характер, активный словарь значительно сужен, понятия недостаточно точны, отсутствует ряд грамматических категорий. Предпочитает наиболее простые игры, в ролевых играх не принимает отведенной ему роли и не выполня­ет функций, возлагаемых правилами игры. Внимание неустойчиво, быстро отвлекаем. Запоминает лучше при предъявлении наглядной опоры. Использует помощь взрослого при решении поставленных задач. Вывод: ребенок с интеллектуальной недостаточностью в форме умственной отсталости легкой степени.

5.Решите следующие психолого-педагогические задачи.

1) Наташа С., 3 года, обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания. Из истории болезни известно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз, хронический тонзиллит. В настоящее время девочка должна быть переведена из дома ребенка в детский дом. Она ходит, самостоятельно ест, использует фразы из 2-3 слов.

При патопсихологическом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 4-5 слов. Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракулей. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

Какое нарушение развития можно предположить?

В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

2)Ваня М., 5 лет, находится на лечении и обследовании в условиях стационара в связи с ночным энурезом. Из беседы с матерью известно, что ребенок родился недоношенным, в течение первого месяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отставало формирование навыков: сидеть Ваня стал к 9 месяцам, ходить в 1 год и 3 месяца, отдельные слова стал произносить в 1 год и 2 месяца, фразовая речь появилась к 4 годам. Ночной энурез отмечается непрерывный, частый, иногда до двух раз за ночь. Сейчас мальчик веселый, подвижный, посещает детский сад. Воспитательница жалуется, что он часто дерется, неусидчивый, не справляется с учебной програм­мой старшей группы, с трудом одевается, не умеет завязывать шнур­ки, застегивать пуговицы.

При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно беседует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывается шумной игрой, беганием по кабинету. Рисунок человека на уровне «головонога». Ребенок может собрать разрезанные картинки из 2-х фрагментов, с помощью экспериментатора – из 3-х. Механическое запоминание – нижняя граница нормы, смысловое (построение фразы) – значительно лучше. Доступны простые обобщения: «игрушки», «еда», «животные». Для выполнения всех заданий необходимо постоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Самооценка завышена, представление о мнении окружающих не сформированного года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз, хронический тонзиллит. В настоящее время девочка должна быть переведена из дома ребенка в детский дом. Она ходит, самостоя­тельно ест, использует фразы из 2-3 слов.

При патопсихологическом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 4-5 слов. Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракулей. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

Какое нарушение развития можно предположить?

В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

3) Ваня М., 5 лет, находится на лечении и обследовании в условиях стационара в связи с ночным энурезом. Из беседы с матерью известно, что ребенок родился недоношенным, в течение первого месяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отставало формирование навыков: сидеть Ваня стал к 9 месяцам, ходить в 1 год и 3 месяца, отдельные слова стал произносить в 1 год и 2 месяца, фразовая речь появилась к 4 годам. Ночной энурез отмечается непрерывный, частый, иногда до двух раз за ночь. Сейчас мальчик веселый, подвижный, посещает детский сад. Воспитательница жалуется, что он часто дерется, неусидчивый, не справляется с учебной програм­мой старшей группы, с трудом одевается, не умеет завязывать шнур­ки, застегивать пуговицы.

При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно беседует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывается шумной игрой, беганием по кабинету. Рисунок человека на уровне «головонога». Ребенок может собрать разрезанные картинки из 2-х фрагментов, с помощью экспериментатора — из 3-х. Механическое запоминание — нижняя граница нормы, смысловое (построение фра­зы) — значительно лучше. Доступны простые обобщения: «игрушки», «еда», «животные». Для выполнения всех заданий необходимо по­стоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Самооцен­ка завышена, представление о мнении окружающих не сформировано.

Какой тип нарушения развития у Вани?

Какие можно дать рекомендации?

4) Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью опре­деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцев, ходить — в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдель­ные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступа­ет в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Доступны простые обобще­ния: «еда», «посуда», более сложные — невозможны. Запас знаний не­достаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, сво­его домашнего адреса.

Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реак­ция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к до­стижениям неразвита, самооценка не сформирована.

Какой тип нарушенного психического развития отмечается в дан­ном случае?

Возможно ли обучение в обычной школе?

К какому специалисту следует направить ребенка?

5)Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1 год и 3 месяца, фразовая речь — к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из сади­ка и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания – в норме, произвольная концентрация затруднена. Интеллект – в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затрудне­ние фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются

при предъявлении их в игровой форме: оценкой своей успешности девочка не интересуется, на поощрение реагирует слабо. В тесте на креативность вопросы предметно-познавательные, бытовые: «Сколько стоит "Сникерс"?» Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

Какой тип нарушения психического развития у Тани?

Консультация каких специалистов желательна?

6) Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициа­тиве классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, про­гуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто при­носит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых 2-х лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тя­желую форму кори. При патопсихологическом обследовании испы­туемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено; ассоциативное — несколько лучше. При об­следовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: вы­полнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невер­бальных — успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точ­ной координации движений, фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улуч­шают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в не­гативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

Какой тип нарушений психического развития отмечается?

В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные ре­акции?

7) Толя А., 14 лет. Испытуемый направлен на судебно-психологическую экспертизу с целью определения соответствия возрасту. Из материалов уголовного дела известно, что испытуемый обвиняет­ся в краже из ларька, совершенной в группе с более старшими подрост­ками. В школьной характеристике указано, что Толя дублировал 1-й и 2-й класс, не успевает по нескольким предметам, часто прогуливает занятия. Физическое развитие замедлено, рост и вес ниже нормы, по­ловое созревание не началось. При патопсихологическом обследова­нии отмечается, что внимание испытуемого неустойчиво, отношение к заданиям избирательное.

Работоспособность неравномерная, отмечаются кратковременные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание успешно. Доступно выполнение исключений, обобщений, аналогий. Невербаль­ный интеллект соответствует норме, вербальный — нижняя граница нормы. Креативность крайне низкая.

Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения незрелые, зависят от мнения более старших подростков. Уровень при­тязаний низкий, неустойчивый. Круг интересов ограничен, познава­тельные интересы не развиты, преобладает игровая мотивация. Эмо­ции крайне лабильны. Отмечается высокая внушаемость.

Какой тип нарушений психического развития отмечается в дан­ном случае?

Соответствует ли психическое и личностное развитие испыту­емого паспортному возрасту?

8)Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном об­следовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: из­влечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 месяцам, сидеть — в 9, ходить — в 1 год и 9 ме­сяцев. Отдельные слова — к 1,5 годам, фразовая речь — к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обраща­лась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка про­должала учебу в обычной школе, дублируя 1-й и 5-й класс. В настоя­щее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентиро­вана, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт за­труднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое за­поминание затруднено; ассоциативное — ухудшает результаты. Исклю­чение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным призна­кам. Классификация также по конкретно-ситуативным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооцен­ка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков рез­ко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочи­танного, решение задач на 2 действия недоступно.

Какой тип нарушения психического развития имеет место?

В чем состоят первичный и вторичный дефекты?

6. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

3. Совокупность вопросов по данной теме.

6. Область исследований, связанных с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека.

7. Низкая подвижность нервных процессов, трудности переключения.

9. Описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

11. Одно из основных свойств, существенная качественная характеристика.

13. Нарушение, расстройство функций какого-либо органа или системы преимущественно качественного характера.

15. Отмирание старого настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.

16. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.

17. Нестойкость, неустойчивость, изменчивость.

18. Совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

19. Качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.

По вертикали:

1. Качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

2. Стандартизированные задания, используемые для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, уровня достижений и т.д.

3. Наличие у человека задатков к развитию способностей.

4. Тождественность, соответствие.

5. Нарушение взаимосвязи психических процессов.

8. Установленная мера, средняя величина чего-либо.

10. Тождественность, одинаковость; осознаваемое человеком единство и преемственность телесных и психических процессов, переживание постоянства своего физического и психического «Я», тождественности самому себе.

12. Лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям.

14. Психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

 
  Перечень методик для изучения личности и межличностных отношений у детей с особенностями психофизического развития - student2.ru

Тесты

Наши рекомендации