Методы изучения личности и межличностных отношений подростков и

юношей.Психодиагностическое определение и оценка свойств темперамента

человека. Методика диагностики акцентуированных черт характера. Методи-

ка выявления степени тревожности. Проективная методика количественного

измерения мотивации достижения успехов и избегания неудач. Тест агрессив-

ности (тест Розенцвейга). Методы изучения межличностных отношений. Ме-

тодика «Семантический дифференциал». Социометрическая методика. Мето-

дика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива

(СПСК).

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ

ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Прежде чем обсуждать то, что характерно для психодиагнос-

тики детей подросткового и юношеского возраста, попытаемся

вспомнить, чем психологически отличаются эти два возраста от

младшего школьного возраста, друг от друга и от взрослых людей.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

От младшего школьного возраста подростковый (12-14 лет)

отличается тем, что он фактически представляет собой началь-

ный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же

логике возрастного развития юность является заключительным

шагом на этом пути и сама делится, как минимум, на три подпе-

риода: ранний юношеский возраст (охватывает IX-XI классы,

школы), средний юношеский возраст (включает первые годы

жизни человека по окончании школы, с 17-18 лет до 22-23 лет)

и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23-24 лет до

28-29 лет). За пределами 30-летнего возраста начинается дли-

тельный период взрослости, особенности которого мы подроб-

нее обсудим в начале следующей главы.

Отрочество — так иногда по старинке называют подростни-

ческие годы — характеризуется усилением независимости детей

от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Если млад-

ший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю по-

движность и кажущееся непослушание, все же еще полностью

зависим от взрослых людей, которые, если они достаточно авто-

ритетны, могут влиять на психологию и поведение ребенка, то

подросток гораздо более независим и гораздо менее податлив

внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны

взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, од-

нако, относительная и скорее напоминает собой негативистичес-

кую, вполне еще детскую реакцию-на слова и действия взросло-

го человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребен-

ка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к само-

воспитанию. Если у большинства младших школьников еще фак-

тически нет особого, независимого от мнения взрослых людей

отношения к себе, то у подростков оно уже определенно есть. Дру-

гое дело — насколько оно безупречно и соответствует действи-

тельности. Такое отношение к себе отличается психологическим

многоцветием: ребенок знает и отчасти правильно может оцени-

вать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны,

видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо

прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны, может ви-

деть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего

Часть I. Психологическая диагностика

уважения человека, а с другой стороны — как личность, обладаю-

щую многими реальными недостатками, от которых необходимо

избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя

не как взрослый человек, он по-детски преувеличивает свои до-

стоинства и столь же по-детски преуменьшает недостатки.

Существенное отличие подростков от младших школьников

можно усмотреть в особенностях нормативного сознанияи нор-

мативной регуляции поведения.Если младший школьник в сво-

ем поведении и внутренних регулятивных установках ориенти-

рован на социальные нормы, задаваемые взрослыми людьми, и

практически еще не реагирует на внутригрупповые возрастные

нормы (те, которые устанавливают его сверстники), то подрос-

ток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы

поведения для него существуют не только в персонифицирован-

ном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или бо-

лее старшими детьми, выступающими в роли лидеров), но и в

так называемой социализированной форме. Поясним сказанное.

Персонифицированной называют социальную норму, связы-

ваемую в сознании данного человека с другим лицом, которое

утверждает эту норму и требует ее соблюдения. Так, младшие

школьники принимают и выполняют нормы, персонифицирог

ванные в личности учителя, родителя, директора школы. Каж-

дая такая норма является императивом для младшего школьни-

ка именно потому, что она исходит от авторитетного для него

взрослого человека.

Социализированной называют норму, которая в сознании че-

ловека не связывается с требованиями отдельных лиц, а пред-

ставляется как общее правило, принятое людьми, независимо от

того, что по этому поводу думают отдельные личности. Социа-

лизированная норма существует в так называемой безличной

форме. Таким,и являются, например, нормы права, морали, пра-

вила поведения, принятые в обществе.

Итак, источником нормативной регуляции и нравственной

оценки поведения для подростков становятся социализирован-

ные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, вневоз-

растные и безличные нормы — такие, которые принимаются

взрослыми людьми. Для подростков это — лидерские или груп-

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

повые нормы, принятые в референтных группах,нормы, кото-

рых нет в младшем школьном возрасте и не характерны для юно-

шей, тем более — взрослых людей. Хотя такие нормы уже не яв-

ляются персонифицированными, но в то же время они еще не

полностью оторваны от определенного разделяющего их круга

людей, т.е. по существу выступают как переходные от детства к

взрослости.

Стремление к личному авторитету среди сверстников и к фи-

зическому самосовершенствованию, характерное для подростков

в отличие от младших школьников, порождает у них активный

поиск образца для подражания, который они находят среди стар-

ших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола.

Возникает то, что в социальной психологии называется полоро-

левой идентификацией.Это явление характерно не только для

отрочества, но и для ранней юности.

От младших школьников подростков отличает также пере-

ход от игровых к реальным социальным ролям.Если младшие

школьники ведут себя в жизни непосредственно и естественно,

включаясь в ролевое поведение в основном только во время игр,

то подростки начинают пробовать себя в различных жизненных

ролях в компаниях сверстников и среди взрослых людей вне си-

туаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умель-

ца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно

нравится подросткам играть роли взрослых людей среди стар-

ших по возрасту.

Перейдем от краткого описания психологии подростков к об-

суждению вопросов, связанных с их психодиагностикой. Отме-

тим главное: к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще

и не взрослые — необходим особый психодиагностический под-

ход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уров-

ню своего интеллектуального развития подростки не намного ус-

тупают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные

процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные

для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в ос-

новном только специальных, научных терминов и понятий. Что

же касается личности и межперсональных отношений, то здесь

еще существуют и должны учитываться многие ограничения,

Часть I. Психологическая диагностика

которые мы обсудим далее. Имея в виду то, что подростки — это

еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские

и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна

оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть

такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и

вызывать интерес ребенка. Вряд ли подросток станет с большим

желанием и усердием работать над тестом, который для него ма-

лоинтересен, даже если участие в тестировании мотивировано

далеко идущими жизненными интересами, например выбором

профессии.

Подчеркнутое стремление к независимости требует предо-

ставления им большей самостоятельности в тестировании, чем

это можно позволить детям младшего школьного возраста. Впол-

не допустимо, например, дать возможность подростку отойти от

точной формулировки инструкции, сопровождающей тестиро-

вание, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результа-

там тестирования, например, каким-либо оригинальным спосо-

бом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу.

Вообще, нетривиальность мышления в этом возрасте служит од-

ним из важных признаков интеллектуальной развитости даже в

том случае, если подросток не до конца справляется с заданием.

Напомним в этой связи, что многие тесты, предназначенные для

определения уровня интеллектуального развития, имеют стан-

дартизированные решения задач, но в то же время допускают и

отклонения от них. По отношению к подросткам можно значи-

тельно ослабить требование поиска стандартного решения, учи-

тывая их стремление к оригинальности и самостоятельности.

Кроме того, подчеркиваемое одобрение и позитивная оценка со

стороны взрослых людей именно нестандартных решений под-

ростка позволяют получать данные, полностью отражающие его

уровень интеллектуального развития. В противном случае отсут-

ствие интереса и нежелание решать тестовые задачи может быть

ошибочно принято за низкий уровень умственного развития.

Повышенное, внимание подростка к самопознанию создает

благоприятные условия для применения в процессе их тестиро-

вания методик, позволяющих получать интересные и полезные

сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутст-

вие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При на-

личии такой потребности подростками будут нормально восп-

риниматься даже сами по себе малоинтересные Тесты, но только

в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих

себя, сравнить себя с другими. Правда, следует признать, что в

силу субъективности личностного подросткового восприятия и

достаточно сильного желания видеть у себя некоторые положи-

тельные качества, не замечая наличия отрицательных, тесты,

предлагаемые подросткам, должны сводить к возможному мини-

муму влияние субъективных установок на результаты проводи-

мого тестирования.

В методики, предназначенные для психодиагностики подрост-

ков, можно включать формулировки социальных норм, некото-

рые специальные научные понятия. Однако в большинстве слу-

чаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с исполь-

зованием не столько научных, сколько житейских понятий, ина-

че они могут оказаться недоступными многим подросткам, осо-

бенно тем, которые еще находятся в пределах переходного воз-

раста от младших к средним классам школы. Если, например, в

инструкцию к тесту для подростка мы включим слова типа «ста-

райся отвечать на все вопросы беспристрастно, объективно и кон-

кретно», то может статься, что ребенок не поймет, как ему на са-

мом деле нужно отвечать, так как смысл таких слов, как «бес-

пристрастно», «конкретно» и «объективно» ясен далеко не всем

детям этого возраста. По своему содержанию социальная норма,

включаемая в инструкции и в формулировки тестовых заданий,

в подростковом возрасте должна быть обобщенной и абстракт-

ной, а по форме — конкретной и выражаться в доступных созна-

нию ребенка словах. Хорошо, если эта норма или правило будут

проиллюстрированы примерами из жизни, касающимися пове-

дения известных ребенку людей: родителей, сверстников, учи-

телей, героев книг или фильмов.

Важно, наконец, чтобы практическое участие в тестировании

позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом

поведении, особенно — в экспертном и лидерском, т.е. таком, где

подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и пока-

___________Ч

асть I . П

сихологическая диагностика ______________________

зать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать

к соучастию в проведении тестирования не только в роли испы-

туемых, но также и в роли экспериментаторов, чтобы они пооче-

редно выступали то в роли испытуемых, то в роли эксперимен-

таторов. Если исследователь, кроме того, найдет возможность

привлечь подростка к конструированию и оценке самого теста

(иногда это возможно), к созданию нужной ситуации тестирова-

ния, к обработке его результатов, то это, несомненно, должно бу-

дет повысить интерес ребенка к личному участию в тестировании.

Обратимся теперь к анализу социально-психологических осо-

бенностей старших школьников, юношей и девушек, которые не-

обходимо принимать в расчет при проведении психодиагности-

ки в этом возрасте.

Ранняя юность — это начало установления подлинной соци-

ально-психологической независимости во всех поведенческих

сферах, включая материальное, финансовое самообеспечение, са-

мообслуживание, независимость в моральных суждениях, поли-

тических взглядах и поступках. Ранняя юность — это своеобраз-

ный переворот в психологии человека, связанный с осознанием

многих, недоступных еще подростку, противоречий в жизни:

между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступ-

ками; между идеалами и реальностью; между способностями, воз-

можностями и признанием людей; между социальными ценнос-

тями и реальной прозой жизни.

Ранняя юность — это период осознания и принятия челове-

ком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него

людей. Это — начало подлинно взрослой, сложной как внутрен-

не, так и внешне адаптации к жизни, включая принятие многих

условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всег-

да соответствующих актуальным внутренним установкам чело-

века в данный момент времени и в данной ситуации.

Все это вместе взятое представляет старшего школьника как

уже вполне взрослого человека с точки зрения возможностей про-

ведения психодиагностики и предполагает полноценное исполь-

зование тестов для взрослых. Здесь, правда, есть существенное

исключение, касающееся содержания применяемых методик. Дело

в том, что многие проблемы, актуальные для взрослых людей,

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нуж-

ный комплекс методик, предназначенных для разносторонней

психодиагностики старших школьников, необходимо ориенти-

роваться на то, что важно и актуально именно для юности. К при-

меру, стремление к углубленному самопознанию, к самосовер-

шенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений —

это психологические проблемы, наиболее значимые для юности;

с другой стороны, такие вопросы, как цель и смысл жизни, оди-

ночество, образ жизни и профессиональные достижения, боль-

ше волнуют взрослых людей, чем юношей и девушек.

Таким образом, некоторые ограничения в психодиагностике

ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сфе-

рой личности и межличностных отношений. Они почти ни в ка-

кой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным про-

цессам, для изучения которых в юности вполне могут быть без

каких бы то ни было ограничений использованы тесты и мето-

дики для взрослых. Не случайно, например, нижней возрастной

границей тестовых норм, существующих в известных тестах ин-

теллекта, является ранний юношеский возраст, 16-17 лет.

Тем не менее, оценивая психодиагностически юношей и де-

вушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не

с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами,

характерными для молодых людей того же самого возраста, что

и сами тестируемые. Старшеклассники — это все же еще не со-

всем взрослые люди.

Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется

проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Таки-

ми условиями, в частности, являются занятия на уроках в шко-

ле, в том числе занятия по психологии. Практическое знакомст-

во с методиками психодиагностики органически входит в про-

грамму и содержание таких занятий, поэтому процедура тести-

рования хорошо вписывается в них.

Наши рекомендации