Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
школьников.Психодиагностические возможности детей младшего школьного
возраста в области личности и межличностных отношений. Методика изуче-
ния мотивации достижения успехов у младших школьников. Детский вариант
личностного теста Р. Кеттела. Анкета для родителей, воспитателей и учителей,
предназначенная для оценки коммуникативных личностных качеств и межлич-
ностных отношений младших школьников. Подготовка заключения об уровне
психологического развития ребенка младшею школьного возраста.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К моменту поступления детей в школу существенно возра-
стают их индивидуальные различия по уровню психологическо-
го развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что
дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, мораль-
ному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже мо-
гут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психо-
диагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим
учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназ-
Часть 1. Психологическая диагностика
наченные для психодиагностики взрослых людей, другим — ме-
нее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-
летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается
таких психодиагностических методик, в которых используются
вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные,
сложные оценки ребенком окружающей среды.
Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагнос-
тическую методику к детям младшего школьного возраста, не-
обходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально до-
ступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный
уровень психологического развития, достигнутый ребенком.
Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологичес-
кой готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе,
показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином
отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и пол-
ноценному усвоению действующих в начальных классах школь-
ных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту
готовыми к обучению, по уровню психологического развития (пси-
хологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольни-
ка, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку пред-
ложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоин-
тересный для него серьезный психологический тест, требующий
развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же во-
ображения, то может статься, что он не справится с заданием. И
это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способ-
ностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личност-
но-психологического развития. Если, напротив, те же самые тес-
товые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутрен-
не привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты
тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в
практической психодиагностике детей, поступающих в школу,
особенно первоклассников и второклассников (последние, как
показывают специально проведенные исследования, еще не очень
далеко ушли от детей дошкольного возраста).
Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для
их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания бу-
дут им доступны. Говоря о доступности, мы в данном случае име-
ем в виду соответствие этих заданий способностям, имеющимся
у детей. Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотива-
ции, при заинтересованном, активном настрое на тестирование
его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то
в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых
усилий управлять своим поведением во время тестирования, то
дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подрост-
кового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся примене-
ния тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего
школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к
тестам, которые разработаны и применяются для изучения мыш-
ления, личности и межличностных отношений. Большинство
используемых в практике в настоящее время интеллектуальных
тестов для взрослых людей преимущественно оценивают уровень
развития словесно-логического мышления, которое в младшем
школьном возрасте находится еще в начале пути своего разви-
тия (этот процесс завершается в основном только к подростко-
вому возрасту). По своей практичности и жизненной значимос-
ти словесно-логическое мышление в младшие школьные годы
значительно уступает таким, более ценным видам детского мыш-
ления, какими является наглядно-действенное и образное мыш-
ление. Кроме того, в тестах, разработанных для взрослых людей,
интеллектуальные задачи формулируются обычно в словесной
форме, с использованием системы понятий и языка, отражаю-
щего жизненный опыт взрослых людей, во многом еще не до-
ступный для детей. Следовательно, необходима серьезная адап-
тация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к
детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение.
Иногда это сделать невозможно, и возникает необходимость
создания для детей совершенно нового варианта известного тес-
та, что в свое время было сделано, например, для интеллектуаль-
ного теста Векслера, детского варианта теста Кеттела. В этом слу-
чае, однако, возникает новая проблема: сравнения и сопостави-
мости результатов тестирования одного и того же психологичес-
Часть 1. Психологическая диагностика
кого качества с помощью различных по своей структуре и со-
держанию тестов. Даже в том случае, если взрослый и детский
варианты одноименного теста преемственные, разработаны од-
ними и теми же авторами, указанная проблема не снимается пол-
ностью. Результаты тестирования людей с помощью разных тес-
тов все равно требуют сопоставления и почти никогда не будут
одними и теми же. В итоге межтестового сопоставления опреде-
ляется как минимум так называемый переводной коэффициент,
позволяющий с допустимой ошибкой переходить от одного тес-
та к другому, т.е. приблизительно судить о том, каковы будут ре-
зультаты тестирования по одной методике на основе реальных
результатов, уже полученных по другой методике. Переводной
коэффициент обычно устанавливается как среднее соотношение
количественных показателей по одной методике с показателями
по другой методике, предназначенной для диагностики того же
самого психологического свойства. Выборка испытуемых, на ко-
торой устанавливается переводной коэффициент, должна быть
достаточно большой, а дисперсия индивидуальных показате-
лей — незначительной.
Например, если дети переходного от детства к взрослости воз-
раста — подростки, которым доступны как детский, так и взрос-
лый варианты теста Векслера, по детскому варианту этого теста
получают показатель 100%, а по взрослому — 80%, то перевод-
ной коэффициент от детского ко взрослому варианту этого теста
будет равен 1,25. Он получается путем деления среднего коэф-
фициента уровня интеллектуального развития большой выбор-
ки людей по детскому варианту теста (в данном случае — 100%)
на аналогичный средний показатель той же самой выборки лю-
дей по взрослому варианту теста (в данном случае — 80%). По-
лученный показатель, равный 1,25, практически означает, что если
мы протестировали детей по детскому варианту теста, а, напри-
мер, подростков — по взрослому варианту теста, то показатели,
полученные по детскому варианту, мы можем непосредственно
сравнивать по величине с показателями по взрослому варианту,
соответственно деля или умножая те или другие на величину 1,25.
Ограничения в применении личностных тестов для взрослых
людей в психодиагностической практике, касающейся детей,
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
имеют еще более серьезный характер и не сводятся только к ко-
личественным различиям. Дело в том, что те качества личности,
которые оценивает тест для взрослых, могут отсутствовать у ре-
бенка. И, наоборот, у детей могут быть такие изживаемые с воз-
растом личностные особенности, которых давно уже нет у взрос-
лых людей. Поэтому может оказаться так, что созданный по об-
разцу теста для взрослых структурно идентичный тест для детей
может быть недостаточно валидным, т.е., с одной стороны, оце-
нивать то, что еще отсутствует у детей, а с другой стороны — не
оценивать того, что у них имеется.
Выход-из этой ситуации видится в том, чтобы, конструируя
и используя в практике личностные тесты для взрослых людей и
детей, опираться на знания возрастной психологии и на психо-
логическую теорию возрастного личностного развития челове-
ка, которые могут дать исходную полезную информацию для пра-
вильного конструирования тестов и обеспечения их изначаль-
ной валидности.
Непосредственно сравнивать между собой показатели лич-
ностного развития детей и взрослых людей гораздо труднее, чем
данные, касающиеся их интеллектуального развития, так как за
отмеченными личностными различиями могут лежать серьезные
отличия личности взрослого человека от личности ребенка. Ка-
чественный сопоставительный анализ в данном случае предпоч-
тительнее, чем количественный.
Однако зачастую невозможно обойтись и без количествен-
ного сравнения. В этом случае необходимо убедиться в содержа-
тельной идентичности сопоставляемых между собой качеств лич-
ности и, кроме того, получить и пользоваться упомянутым выше
переводным коэффициентом. Все, что только что было сказано
о диагностике личности, относится и к психодиагностике меж-
личностных отношений.
В заключение параграфа остановимся на общей характерис-
тике стандартизированного комплекса психодиагностических
методик, предназначенных для детей младшего школьного воз-
раста, который подробно описан в следующих двух разделах этой
главы.
Предлагаемая здесь система психодиагностических методик
предназначена для комплексной оценки уровня психологическо-
6 Немов Кн. 3
Часть 1. Психологическая диагностика
го развития детей, поступающих в школу, а также учащихся на-
чальных классов, включая характеристику их познавательных
процессов, личности и межличностных отношений, оценку имею-
щихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оце-
нивать психологическую готовность детей к обучению в школе,
их психологическое развитие во время обучения в начальных
классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса
подлежат:
1. Общая ориентация детей в окружающем мире.
2. Отношение ребенка к обучению в школе.
3. Внимание.
4. Память.
5. Мышление.
6. Речь.
7. Художественно-изобразительные способности.
8. Трудовые умения и навыки.
9. Мотивация достижения успехов.
10.Личностные качества.
11.Межличностные отношения.
Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс,
можно будет точно определить, в каком отношении ребенок го-
тов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше
продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют
выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых ша-
гов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную
психодиагностическую работу, связанную с выявлением и раз-
витием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагности-
ки позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной
работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способст-
вует продвижению детей вперед в своем психологическом раз-
витии.
В данный комплекс включены такие методики, которые мож-
но применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и по-
лучать сопоставимые результаты.
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
Оценки, полученные по всем методикам, переведены в еди-
ную, стандартизированную систему оценок, и так же, как это было
в отношении детей-дошкольников, записываются в Карту инди-
видуального психологического развития ребенка младшего
школьного возраста.
В комплекс входят три типа методик: те, которые обычно ис-
пользуются только при поступлении детей в школу (например,
методика выяснения общей ориентировки детей 6-7-летнего воз-
раста и запаса бытовых знаний); те, которые применяются как
для диагностики готовности к обучению в школе, так и для оценки
уровня психологического развития; те, которые используются
только при оценивании уровня психологического развития детей.
Есть три основные сферы, в которых психологически разви-
ваются дети, — познавательные процессы, личность и межлич-
ностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставит-
ся задача определить уровень психологического развития ребен-
ка, для всех имеются специальные методики.
Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса ме-
тодик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мыш-
ления и речи ребенка, а также его мотивация учения, достиже-
ния успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимо-
отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
Поскольку в психологии при оценивании каждого познава-
тельного процесса можно получить много различных показате-
лей, то при создании данного комплекса методик, как и предыду-
щего, стояла задача отбора минимума. Были отобраны, во-пер-
вых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вто-
рых, те, которые сами могут развиваться под влиянием обуче-
ния и воспитания, т. е. служить показателями уровня психоло-
гического развития ребенка. Это касается, например, оценки вни-
мания, памяти, мышления, воображения, речи, мотивации дости-
жения успехов.
Каждая методика позволяет получить один показатель и тре-
бует для своего проведения от 5 до 10 мин. Общее время, затра-
чиваемое на целостное, разностороннее обследование каждого
ребенка, составляет в сумме от 3 до б часов в зависимости от со-
става избранных методик и скорости работы над ними детей.
6*
Часть 1. Психологическая диагностика
Психодиагностика детей, проводимая с помощью представ-
ленного далее комплекса методик, решает следующие задачи:
1. Выясняется, как развивается данный ребенок.
1. Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и
способности.
2. Выясняются причины отставания ребенка в учебе или при-
чины плохого воспитания.
3. Предложение ребенку, учителям и родителям научно обос-
нованных рекомендаций по выбору и подготовке к будущей про-
фессии.
Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на об-
следование детей с помощью описываемого комплекса методик,
состоит в том, чтобы там, где это возможно и допустимо, прово-
дить не индивидуальное, а групповое обследование детей. О та-
ких возможностях и условиях, которые при этом необходимо cor
блюдать, говорится в комментариях к каждой методике. Если та-
ких комментариев нет, то это означает, что данную методику оди-
наковым образом можно применять как для индивидуального,
так и для группового обследования детей.
Прежде чем приступить к проведению психодиагностическо-
го обследования, рекомендуется сделать следующее:
1. Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобрать-
ся в ней.
2. Прочесть комментарии к данной методике, если они есть.
3. Подготовить необходимые для проведения методики ма-
териалы.
4. Провести пробное обследование с помощью данной мето-
дики хотя бы одного ребенка и обработать результаты.